Опорно-двигательный аппарат Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Большинство сочленяющихся костей, соединяющихся между собой связками и мышечными сухожилиями, образуют суставы (конечности, позвоночник и др.), которые обеспечивают движения. Потеря двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани, к ослаблению их прочности, нарушается осанка, становятся узкими плечи, впалой грудь и т.д., что вредно отражается и на внутренних органах. У людей с ограниченной двигательной активностью, сочетающейся при некоторых формах труда с необходимостью длительно поддерживать определенную позу, возникают значительные изменения костной и хрящевой ткани, что особенно неблагоприятно отражается на состоянии позвоночного столба и межпозвоночных дисков. Занятия физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более цепкому присоединению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нем нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки. Главная функция суставов - осуществление движения. Вместе с этим, они играют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения и прыжков. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость. Отсутствие достаточной ежедневной двигательной активности приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению суставных по- Мышечная система и ее функции Мышечная система обеспечивает движения человека, вертикальное положение тела, фиксацию внутренних органов в определенном положении, дыхательные движения, усиление кровообращения и лимфообращения (мышечный насос), теплорегуляцию организма. Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. У человека насчитывается более 600 мышц. Они составляют у мужчин 35...40% массы тела, у женщин - несколько меньше, у спортсменов - 50% и более. Механическая деятельность мышц происходит в результате способности мышечных волокон переходить в состояние возбуждения, т.е. в деятельное ; состояние, под влиянием биотоков, идущих к мышцам по нервным волокнам. Возбуждение мышечных волокон представляет собой сложную сист тему энергетических, химических, структурных и иных изменений в клетках, обеспечивающих специфическую работу мышечной ткани. Работа мышц осуществляется за счет их напряжения или сокращения. Напряжение происходит без изменений длины (статическая работа) мышц, сокращение - с уменьшением их длины (динамическая работа). Чаще всего мышцы работают в смешанном (ауксотоническом) режиме, одновременно напрягаясь и сокращаясь по длине. При работе мышцы развивают определенную силу, которую можно измерить. Величина силы, развиваемой мышцами, зависит от количества мышечных волокон и величины их поперечного сечения, от эластичности и исходной длины отдельных мышц, а также от владения двигательным навыком и от координации движений, которые обеспечивают участие максимального количества мышечных волокон в том или ином движении. Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей массу тела. Если деятельность волокон и всех мышц человека направить в одну сторону, то при их одновременном сокращении он мог бы поднять груз весом 25 т на высоту 1 м. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц за счет увеличения количества мышечных волокон и их поперечного сечения, эластичности, а также совершенствования их координации в работе отдельных мышечных волокон. Дыхательная система Виды: Внешняя (легочное) Внутреннее (Тканевое)- обмен м/у кровью и клетками тела. Строение: -Полость носа -Носоглодка -Гортань -Дыхательное горло -Трахея -Бронхи -Альвиолы легких Показатели работоспособности органов дыхания: - дыхательный «V» - это v воздуха проходящий Ч/з легкие за 1 дых. Цикл. - жизненная емкость легких- это максимальный V воздуха, который может выдохнуть чел-к после максимального вдоха. Ж.ЕЛ = Вдых. V + доп. V + рез. V - дыхания- это кол-во дых. Циклов в минуту (15-18) - Легочная вентил-я – V возд., кот-й проходит ч/з легкие за 1 мин. (5-9литров) - Потребление кислорода- кол-во кислор., использ-го организмом в покое. Или при нагрузке за 1 мин. - Наиб. Кол-во кисл., который организм может потребить в мин. при предельной мышечной работе - называется макс. потреб-ем кислорода. -Циклические виды спорта: легкая атлетика, лыжи, плавание , гребля. 41. Нервная система (классификация, строение). Виды рефлексов, фазы формирования двигательного навыка Нервная система человека объединяет все системы организма в единое целое. Нервную систему делят на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическая нервная система образуется нервами отходящими от головного и спинного мозга. От головного мозга отходят 12 пар черепных нервов, а от спинного - 31 пара спинномозговых нервов. По функциональному принципу нервную систему делят на соматическую и вегетативную. Соматические нервы иннервируют на поперечно-полосатую мускулатуру скелета и некоторые органы (язык, глотка, гортань и др.). Вегетативные нервы регулируют работу внутренних органов (сокращение сердца, перистальтика кишечника и др.). Основными нервными процессами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам. Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление. Нервная система действует по принципу рефлекса. Различают два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизнедеятельности). Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии ЦНС. Двигательный навык - двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления. Образование двигательного навыка происходит последовательно по трем фазам : генерализации, концентрации, автоматизации. Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу включаются дополнительные группы мышц. Фаза концентрации характеризуется дифференцированным торможением излишнего возбуждения и его концентрации в нужных зонах головного мозга. Фаза автоматизации характеризуется выполнением движения автоматически без участи внимания и мышления. В процессе физической тренировки нервная система человека совершенствуется. 42. Обмен веществ и энергии (процессы ассимиляции и диссимиляции). Интенсивность обменных процессов в течение жизни Единство организма человека с внешней средой проявляется прежде всего в непрекращающемся обмене веществ и энергии. Под обменом веществ (метаболизмом) принято понимать сложный постоянно протекающий, самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптацию к изменяющимся условиям внешней окружающей среды. Обмен веществ — это два взаимосвязанных противоположных процессов, протекающих одновременно, в результате которых происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция). Общая интенсивность обменных процессов, в течение жизни меняется. Сразу после рождения человека скорость поступления в организм питательных веществ превышает скорость их распада. Это обеспечивает рост организма. К 17-19 годам различия в скорости процессов ассимиляции и диссимиляции постепенно сглаживаются, в организме к этому времени устанавливается динамическое равновесие между этими сторонами обменных процессов. С этого времени рост организма, по существу прекращается, но процесс ассимиляции все же преобладает. В возрасте от 25 до 60 лет в процессе обмена веществ наблюдается равновесие, при котором интенсивность процессов примерно равна. К старости в обменных процессах начинает преобладать диссимиляция, что приводит к снижению биосинтеза многих важнейших для жизнедеятельности организма веществ. 43. Профилактика спортивного травматизма при проведении учебно-тренировочных занятий Профилактика травматизма при проведении учебно-тренировочных занятий предполагает: - строгое соблюдение методических принципов физического воспитания и рациональных методических приемов; - соблюдение правил техники безопасности, санитарно гигиенических требований и нормативов при эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортинвентаря; - соответствие одежды и обуви занимающихся виду занятий и условиям погоды; - выполнение занимающимися правил самоконтроля и личной гигиены. Причины травматизма делятся на следующие группы: - неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий; - нарушение методики тренировки; - нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности; неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами; нарушение правил врачебного контроля. Осанка Осанка – это первичная поза непринужденно стоящего человека, без активного мышечного напряжения. Она хар-ся симметричным развитием правой и левой частей тела и определение воображаемой вертикальной линией. Для формирования правильной осанки необходимо равномерно развивать мышцы всего тела. 45. Баскетбол Англ “basket” – корзина + “ball” – мяч 2 команды по 5 человек стремятся с помощью передач и маневрирования по площадке забросить мяч в корзину соперника, защищаясь от бросков в собственную корзину Правила игры впервые были сформул ированы в 1891г. и опубликованы в 1894г., который считается годом рождения баскетбола. Международная федерация создана ы 1932г., чемп ионаты проводятся 1 раз в 4 года. С 1950г. лдя мужчин и с 1953г для женщин Олимпийский вид – с 1936г., для женщин – с 1976. Правила: За удачный бросок в корзину команда получает 2 очка, за бросок из-за линии (6м.) 3х-очковой линии – 3 очка, штрафной бросок – 1 очко. При ничейном результате дается дополнительное время. Размер поля – 26х14м. при высоте не менее 7 метров. Щит размером 180х120 см крепится на высоте 2.75м. Корзина – на расстоянии 30 см от нижнего края щита (до кольца – 3.5 м от пола) Продолжительность игры – 4 тайма по 10 мин чистого времени с 10-тиминутными перерывами. Баскетболист передвигается с мячом по площадке, ударяя им об пол. Если он не выпускает мяч из рук, имеет право сделать не более 2 шагов (“пробежка”). После остановки следует выполнить бросок по кольцу или отдать передачу партнеру “Правило 30 секунд” – в течение этого времени команда владеет мячом. Если бросок по кольцу не сделан, мяч передается сопернику. “Правило 3 секунд” – нападающий не м.находиться в области штрафного броска > 3 сек. 46. Волейбол («воздушный мяч») Игра 2х команд по 6 человек в каждой. Задача: направить мяч через натянутую над площадкой сетку на сторону соперника так, чб он коснулся площадки в ее границах или был отбит с нарушением правил 1895г. – США, доктор Морган первым придумал игру и установил правила. Площадка – 18х9 м, делится средней линией на 2 квадрата Параллельно ср. линии на расстоянии 3 м. от нее проходит линия нападения (зона нападения) Верхний край сетки: - мужчины – 2.43 м - женщины – 2.24 м Мяч разрешается отбивать руками или любой частью тела. Соприкосновение с мячом должно быть однократным, отрывистым. Игра состоит из 3-5 партий (до 3 побед), каждая из которых за исключением 5-ой – до 25 очков (5-ая – до 15) при обязательной разнице разнице в 2 очка Подача – из-за лицевой линии с любой точки. Подачи «с руки» не допускается [надо подбросить]. После каждой отыгранной подачи игроки выполняют проход из одной зоны в другую по часовой стрелке Запрещается: - касаться сетки - переступать среднюю линию во время игры - производить > 3 ударов на одной стороне сетки - блокировать пасующего Разрешается: - переносить руки через сетку на сторону соперника при блокировании - выполнять 4ый удар после качания мячом блокирующих игроков 47. Настольный теннис Участвуют 2 или 4 игрока (одиночная/парная игра). Размеры стола: 152.5х273.3 (см) Высота над полом - … Сетка – 15.25 см Подача – за задней линией стола по летящему мячу При подаче мяч д.коснуться игровой поверхности стола подающей ракетки, прежде чем через сетку перелетит на игровую поверхность соперника. В партии переход подачи – после 2х набранных очков Победитель – игрок, первым набравший 11 очков (при условии преимущества в 2 очка) Игра состоит из 5 партий Парная игра: Мяч из поля подачи по диагонали отсылается в поле подачи соперника. Первый принимающий – следующий подающий и партнер первого подающего – следующий принимающий. 48. Плавание Один из прикладных навыков, эффективное средство закаливания. Первые соревнования прошли в 1877г., в Англии. Спортивное плавание включает в себя: - вольный стиль (кроль) - брасс - баттерфляй (дельфин) - на спине Соревнования – в бассейнах 25 и 50 м на дистанциях 50, 100, 200, 400, 800, 1500 метров + на открытых водоемах в виде проплыва. Комплексное – 200, 400 м Синхронное плавание – акробатические упражнения в воде, выполняемые под музыкальное сопровождение. Бывает: одиночным, парным, групповым |