Микропауза активного отдыха Вводная гимнастика Это комплекс специально подобранных физических упражнений, систематическое выполнение которых помогает сократить период подготовки организма к предстоящему виду деятельности Комплекс состоит из 6-8 упражнений, близких к раб.движениям, оказывающих разностороннее влияние на организм. Выполняются в течение 5-7 минут в начале раб. дня. Типовая схема ввод.гимнастики: 1. Упражнения организующего характера (ходьба) 2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног. 3. Упражнения общего воздействия (приседания, бег, прыжки) 4. Упражненияч для мышц туловища, рук и ног с маховыми элементами 5-8 Упражнения – специальные, близкие к рабочим движениям 17. Производственная физическая культура в рабочее время. Формы производственной гимнастики (их краткая характеристика). Непосредственно в рамках трудового процесса физ-ра представлена производственной гимнастикой, которая имеет след. формы: 1. вводная гимнастика 2. физкультурная пауза 3. физкультурные минутки общего или локального воздействия 4. микропаузы активного отдыха Физ.пауза Производится в начальный период снижения работоспособности (ч/з 3ч и ч/з 6ч. от начала работы) Оздоровительный эффект физ.пауз достигается с помощью упражнений, увлекающихз в работу ранее бездействующие мышечные группы и упражнения на расслабление утомл. мышц Состоит из 5-7 упражнений, проводится в течение 5-7 минут Работы, связ. с умств. трудом, требуют большого напряжения ЦНС, характеризуется небольшими физическими затратами и малой подвижностью Физ.пауза для этой группы профессий состоит из физических упражнений с широкой амплитудой движений. Необходимо включать упражнения для мышц ног, которые создают условия для улучшения кровообращения во всем организме, ликвидируют застой крови в области нижних коненчностей и малого таза. При подборе упражнений обязательно необходимо включать наклоны в стороны, прогибание назад, вращ. туловищем для улучшения осанки и снятия нагрузки с позвоночника СХЕМА: 1. упражнения подтягиваний 2. Упр. для мышц туловища, рук и ног 3. То же, но более динамичное, с большей нагрузкой 4. Упр.общего воздействия 5. Упр. для мышц туловища, рук, ног с акцентом на движения ногами 6. Упр. на расслабление мышц рук 7. Упр. на вгнимание и кооррдинацию движений. 18. Производственная физическая культура в рабочее время. Формы производственной гимнастики (их краткая характеристика). Непосредственно в рамках трудового процесса физ-ра представлена производственной гимнастикой, которая имеет след. формы: 1. вводная гимнастика 2. физкультурная пауза 3. физкультурные минутки общего или локального воздействия 4. микропаузы активного отдыха Физ. минутки Применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе. Состоят из 2х, 3х упражнений, выполняемых в течение 1-2минут. В физ.минутках общего воздействия: 1) упр. связано с раскреплением спины и отведением плеч назад. 2) наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног 3) маховые движения Физкульт.минутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых ощущается усталость. Здесь используют упражнения на расслабление с элементами самомассажа для усиления восстанавливающего эффекта 19. Производственная физическая культура в рабочее время. Формы производственной гимнастики (их краткая характеристика). Непосредственно в рамках трудового процесса физ-ра представлена производственной гимнастикой, которая имеет след. формы: 1. вводная гимнастика 2. физкультурная пауза 3. физкультурные минутки общего или локального воздействия 4. микропаузы активного отдыха Микропауза активного отдыха Длится всего 20-30 секунд. Здесь используются мышечные напряжения динамического, а чаще – изометрического характера. Расслабление мышц, движения головой, глазами, дых.упражнения, ходьба по помещению. Применяются многократно по мере необходимости. 20. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры. Неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда Задача упражнений профилактической направленности - повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания Основные небл.факторы умственного труда: 1. Ограничение двигательной активности 2. Неудобная рабочая поза 3. Повышенная нервно-эмоциональная напряженность 4. Монотонность в работе, связ. с выполнением одинаковых операций с постоянной концентрацией внимания. Кроме того, необходимо учитывать санитарно-гигиенические условия труда, которые сами по себе м.б. неблагоприятными (запыленность, плохое освещение, интоксикации, токсичность, облучение и т.д.) Чб снизить неблагоприятные воздействия в свободное время проводят профилактич. гимнастику. Для работников умственного труда в комплекс профил.гимнастики рекомендуется включать 17-20 упражнений. динамического характера, продолжительностью 20-25 минут при пульсовом режиме 140-150 уд. в мин. При выполнении комплекса в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная гимнастика. Мероприятия для профилактики неблагоприятных факторов умственного труда 1. Занятие энергоемкими видами физ.упражнений с большоой амплитудой движений 2. Занятия в комнатах здоровья с использованием тренажерной техники 3. Психо-фпрофилактика нервных движений самостоятельно или в комнатах псих.разгрузки 21. Профилактика проф. заболеваний при работе за ПК средствами ФИЗ-РЫ Пользователи часто жалуются на неприятные ощущения в глазах (жжение, резь, покраснение глазных яблок) – это компьютерный зрительный синдром. Причина – в излучении от монитора и то, что изображение на мониторе само по себе более динамичное и менее контрастное, чем нужно нашим глазам. Необходимо выполнять гимнастику для глаз: - закрыть глаза и 10 раз, не открывая глаз, зажмуриться, 10 раз проморгать, переводить взгляд с ближ. на дальн. предметы. Те, кто занят набором текста, часто жалуются на большую нагрузку на руки и позвоночник 22.Профилактически-прикладная физическая подготовка (ппфп) Одно из основных направлений ППФП – физ.воспитание, призванное подготовить человека к конкретной трудовой деятельсноти На рубеже 19-20 веков в США развивалась вистема научной организации труда, получившей название Тейлоризм, в основе которого было широкое применение достижений науки с целью извлечения макс. прибавочной стоимости засчет расширения функциональных возможностей организма человека В основе ППФП лежат учения о аффектации организма человекаи теория переноса тренированности Задачи ППФП: - направленное развитие физкачеств - воспитание психич. качеств (волевые качества, внимание, эмоц.усталость и т.д.) - повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям факторов труда. 27. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры. Условия обуславливающие уровень развития физической культуры в обществе Физическая культура – составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в его создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека. Физическая культура – продукт развития определенных исторических условий. Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий: · географической среды; · условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил; · экономических и социальных факторов. 28 Показателями состояния физической культуры в обществе ими являются: § массовость; § степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; § уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; § уровень спортивных достижений; § наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; § пропаганда физической культуры и спорта; § степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой; § состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания. 29. Компоненты физической культуры Спорт – часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. В нем человек стремиться расширить границы своих возможностей, это огромный мир эволюций, популярнейшее зрелище, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Физическое воспитание – педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура. 31 Значение физической культуры в жизни человека. Значимость физической культуры в жизни человека значительно повысилась в последние десятилетия. Резко уменьшилась доля физического труда на производстве и в быту, и одновременно увеличилось воздействие на организм неблагоприятных факторов. Еще в середине XIX века из всей энергии, производимой и потребляемой на планет 96%; приходилось на мышечную силу человека и домашних животных. В наше время мышечной силой производится 1% энергии. Недостаток двигательной активности (в отличие от недостатка кислорода или пищи) проходит, как правило, незаметно и даже сопровождается приятным ощущением комфорта. Но при внимательном отношении к своему здоровью можно наблюдать, как бездействие расслабляет организм (снижается тонус мышц, уровень энергозатрат, становится поверхностным дыхание, ухудшается деятельность сердечно-сосудистой системы). 32. Физическая культура: ее главная социально-значимая цель, задачи, характеристика средств. Современное политическое, экономическое и социальное переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, ёго сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни. В связи с изложенным главная социально-значимая цель процесса формирования физического здоровья человека - не только высокие показатели функционирования всех систем организма, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем. Адаптация - это способность организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды Физическая культура решает 3 группы задач: 1. Оздоровительные 2. Образовательные 3. Общепедагогические К средствам физической культуры относятся: Гигиенические факторы Естественные силы природы (солнце, воздух и вода). Массаж - комплекс приемов механического воздействия на кожу с целью развития, укрепления и восстановления функций организма. Виды: лечебный, спортивный, косметический, гигиенический, сегментарный, точечный, баночный и др. Физические упражнения Физические упражнения подразделяются на 2 большие группы: 1.Стандартные физические упражнения: движения циклического характера (ходьба, бег, плавание) ациклические движения (метания, прыжки) 2.Нестандартные физические упражнения: единоборства, спортивные игры. 33. История развития физ-ры в нашей стране При Петре I физ. подготовка в нашей стране впервые была введена обязат. предметом в учебн. заведениях. Обучение включало фехтование, верховую езду, греблю и т.д. Впервые научная теория физвоспитания в нашей стране была создана Лесгафтом. В 60-80-х годах XIX века в России зарождаются первые клубы и спортивные общества. В 1918 г. открыт первый институт физической культуры (Москва). В настоящее время выделяют 3 этапа в развитии физической культуры в послереволюционный период. 1. После 1917 г. физическая культура превращается в средство и составную часть коммунистического воспитания. 2. В послевоенный период началось стремительное разделение физдвижения на спорт и физ-ру. 34. Принцип целостности организма и его единства с окружающей средой Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию. Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды. Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объеденных в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма. Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенная и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды. Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды. 35. Виды тканей и функциональных систем в организме человека Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации. Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они Функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др. Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма называется тканью. Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. 36. Сердечно-сосудистая система и ее строение. Большой и малый круг кровообращения Деятельность всех систем организма человека осуществляется при взаимосвязи гуморальной (жидкостной) регуляции и нервной системы. В зависимости от характера и состава циркулирующей в организме жидкости сосудистую систему разделяют на кровеносную и лимфатическую. Кровь - это разновидность соединительной ткани с жидким межклеточным веществом (плазмой) - 55% и взвешенных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов) - 45%. Эритроциты - красные кровяные клетки, они являются носителем красного пигмента - гемоглобина. Гемоглобин уникален тем, что обладает способностью к образованию веществ в комплексе с кислородом. Гемоглобин составляет почти 90% в эритроцитах и служит переносчиком кислорода из легких ко всем тканям. В 1 куб. мм крови у мужчин в среднем 5 млн. эритроцитов, у женщин - 4,5 млн.. У людей занимающихся спортом, эта величина достигает 6 млн. и более. Эритроциты образуются в клетках красного костного мозга. Лейкоциты - белые кровяные клетки. В 1 куб. мм крови содержится 6-8 тысяч белых кровяных клеток. Основная функция лейкоцитов - защита организма от возбудителей болезней. Тромбоциты - кровяные пластинки, основная функция которых, обеспечение свертываемости крови. Кровь свертывается вследствие разрушения тромбоцитов и превращения растворимого белка плазмы фибриногена в нерастворимый фибрин. Под влиянием систематических тренировок увеличивается число эритроцитов и содержание гемоглобина в крови, в результате чего повышается кислородная емкость крови. функции крови: - транспортная; - защитная; - теплообменная. Кровь в организме человека движется по замкнутой системе, в которой выделяются две части - большой и малый круги кровообращения. Центром кровеносной системы является сердце, выполняющее роль двух насосов. Правая сторона сердца - продвигает кровь по малому кругу кровообращения, левая сторона сердца - по большому кругу кровообращения. Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца, затем кровь поступает в легочный ствол, который разделяется на две легочные артерии, которые делятся на более мелкие артерии, переходящие в капилляры альвеол, в которых происходит газообмен. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца. Обогащенная кислородом и питательными веществами кровь поступает ко всем органам и тканям, где происходит газообмен и обмен веществ. Забрав из тканей углекислый газ и продукты распада кровь собирается в вены и двигается к правому предсердию. У человека существуют три типа кровеносных сосудов: артерии, вены, капилляры. Артерии и вены отличаются друг от друга направлением движения крови в них. Артерии несут кровь от сердца к тканям, а вены возвращают ее от тканей к сердцу. Капилляры - тончайшие сосуды. 37. Кровь в организме человека выполняет следующие функции: - транспортную - регуляторную, создает гидростатическое давление крови на нервные окончания, расположенные в стенках кровеносных сосудов; - защитную, защищает организм от вредных веществ и инородных тел, кроме этого при повреждении тканей тела останавливает кровотечение; - теплообменную, участвует в поддержании постоянной температуры тела. Количество крови в организме равно, примерно, 1...8% от массы тела. Кровь состоит из жидкой части (плазмы) - 55% и взвешенных в ней форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и др.) -45%. Эритроциты - красные кровяные клетки, носители дыхательного пигмента - гемоглобина. Лейкоциты - белые кровяные клетки, их имеется несколько видов. Они способны проникать через стенки кровеносных сосудов в ткани тела и уничтожать болезнетворные микробы и инородные тела, попавшие в организм. Тромбоциты - защищают организм от потери крови. При повреждении тела и кровеносных сосудов тромбоциты способствуют свертыванию крови, образованию сгустка (тромба), который закупоривает сосуд и прекращает потерю крови. |