МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Модернизация концепции разделения властей в эпоху Великих западных революций





Крупнейшей фигурой, повлиявшей на дальнейшее развитие кон­цепции разделения властей, стал Ш. Монтескье. Наиболее значительной в этом плане его рабо­той является трактат под названием «Зашита «О духе законов», по­явившийся в 1750 г.

«В каждом государстве есть три ряда власти: власть законодатель­ная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой власти государь или учреждение создает зако­ны временные или постоянные и исправляет или отменяет существу­ющие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотв­ращает нашествие. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно на­звать судебной, а вторую — просто исполнительной властью государ­ства». В большинстве королевств Европы, напротив, «правление является умеренным, посколькугосударство, которое держит в сво­их руках два первых вида власти, исполнение третьей оставляет сво­им подданным.

«Благородный эксперимент»: американская модель разделения властей. «Федералист»: система сдержек и противовесов.

В настоящее время результат усилий этих мыслителей-практиков, а также последующих поколений аме­риканских политиков, ученых и общественных деятелей получил название американская модель (вариант) разделения властей, основой которой как раз и является система сдержек и противовесов.

Печальный опыт робеспьеровского Конвента, кровавого «коллек­тивного» диктатора, как нельзя лучше подтвердил еще одно опасе­ние мудрых американцев, а именно — возможность диктатуры зако­нодательного органа. Гарантией недопустимости последней будет, по их мнению, принцип бикамерализма, заключающийся в организации и функционировании второй палаты парламента. Сенат (в американ­ском варианте), избираемый на иных, отличных от палаты представителей принципах и на другой срок, с точки зрения Джея, Мэдисона, Джефферсона и многих других представителей этой плеяды ученых и политиков, должен стать мощным сдерживающим фактом, противовесом нижней палаты, но не таким, чтобы сделать совсем «немощной».

Анализ американской модели разделения властей будет не пол без рассмотрения концепции судебной власти А. Гамильтона. Исходный тезис его прост и понятен: «Слабости судебной власти требует особенно бережного отношения к ней. Вывод очевиден: судебная власть нуждается в специальных мерах, укрепляю­щих ее положение. Гамильтон утверждает единственно возможный принцип существования этой ветви власти, а именно то, что судеб­ная власть может существовать только отдельно, она не может быть ответвлением ни законодательной, ни исполнительной власти.

Концепция «Федералиста» завершает собой классический период развития теории разделения властей. Следующий период - период модернизации основных положений последней, их адаптации к социокультурным и политич. особенностям государств конца XIX в., а тем более начала XX в.

Вопрос 60. Понятие судебного прецедента. Соотношение судебного прецедента и иных форм права.

Юридический прецедент (предшествую­щий) понимается письменное или устное решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому государ­ство придает общеобязательное значение и которое впоследствии становится нормой, образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Прецедентная форма права широко исполь­зуется в США и особенно в Англии.



Специфика английского права состоит не в наличии прецедента как такового, когда ранее вынесенные решения по сходным вопро­сам оказывают непосредственное влияние на принимаемое по делу решение, — ведь прецеденты сыграли важнейшую роль в развитии практически всех правовых систем.

Особенность прецедента как формы права состоит в том, что все последующие решения могут вносить те или иные изменения или дополнения в ранее уже сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь становятся также обязательными и приобретают свой­ства норм права. А его достоинство состоит в том, что прецедент бо­лее предметно и точно, чем общая норма, способен отразить суще­ство каждого конкретного дела.

Недостаток же прецедента как формы права проявляется, пожа­луй, в том, что число прецедентов, применяемых на сегодняшний день в одной только Англии, составляет более 500 тысяч. А помимо них — еще около 3 тысяч различных законов. Аналогичным образом дело обстоит и в США, где ежегодно издаются 50 томов судебных решений, используемых в дальнейшем в качестве прецедента. Такое обилие правовых норм сильно затрудняет практикующему юристу свободно в них ориентироваться, своевременно следить за их изме­нениями, поскольку они зачастую не систематизированы и не собра­ны в единые сборники.

Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жиз­ненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать сте­пень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в преце­денте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть пра­вовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приго­вор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

В английском праве выделяют: деклорататный, когда судья просто повторяет существующие нормы или толкует их; и креативный, когда восполняется пробел в действующем законодательстве и создается новый прецедент.

В России же наличие прецедента как такового официально не яв­ляется основанием для принятия решения по тому или иному конк­ретному делу. Отечественная юридическая наука считает, что адми­нистративная и судебная практика не может быть полноценным источником права. Ее роль носит чисто вспомогательный характер: конкретизировать юридические нормы в процессе их толкования с учетом обстановки каждого конкретного дела в рамках применения норм права. Исключение составляют, пожалуй, решения КС РФ, имеющие обязательственное значение не только для судебной, но также и для законодательной и исполнительной ветвей власти. На практике же, особенно — в судебной практике, ре­шения, к сожалению, принимаются зачастую не только опираясь на законы и обстоятельства конкретного дела, но и на решения выше­стоящих инстанций по ранее рассматриваемым ими схожим или аналогичным делам.

 

Вопрос 61. Теологический подход к пониманию права и государства.

Теологическая теория является одной из самых древ­них. Ее создатели считали, что государство вечно суще­ствует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя. В древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство.

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

Ярким представителем был Фома Аквинский. Суть теории. Центральной ее идеей является утверждение о том, что право создано богом, для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Ф. Аквинский эту идею развил в стройное учение, согласно кото­рому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и ма­териальные формы). Во главе иерархии стоит бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Соответствующее подчинение есть и в системе законов. Ф. Ак­винский разделил их на четыре вида:

вечный закон — это сам божественный разум, управляющий миром;

естественный закон — это отражение вечного закона человечес­ким разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;

человеческий закон — это позитивное право или действующее фе­одальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный;

божественный закон — это Библия. Этот закон необходим по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого ра­зума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и Библия должна помочь им в этом.

Оценка теории. Данная теория — дитя своего времени. В средние века в Европе наблюдалось засилье религиозной идеологии. Именно через призму бога виделось людям того времени объяснение многих и многих социальных явлений и, в частности, права. Одним словом, теологическая теория — это также ответ на вызов своего времени.

Достоинством данной теории является то, что именно ее авто­ры впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (как выражение божественной воли) и справедливость. В дальнейшем эта идея будет детально развита естественно-правовой теорией. Однако заслуг божественной теории в этом плане нельзя приумень­шать.

Имеются большие трудности в том понимании пра­ва, которое предлагает божественная теория:

1. Эта теория требует веры в какое-либо божественное нача­ло (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональ­ное исследование вопроса о происхождении права рамками веры.

2. Не существует универсально приемлемой концепции бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рас­сматривают бога как личностное, антропоморфное существо муж­ского пола, Индуисты считают бога абсолютной душой, а индивиду­альную душу частью этой души.

3. Эта теория требует признания посредника как глашатая бога, будь то пророк, как в древнеевропейской или исламской тео­рии, или правитель, как в вавилонской теории.

4. Эта теория позволяет лицу, который интерпретирует, уточняет и применяет законы, избежать ответственности за законо­творчество, правоприменение, поскольку естественно, что созданное в результате этих действий право является божественным правом, а не продуктом его собственных действий.

 

Вопрос 62. Понятие и виды субъектов права. Правоспособность и дееспособность.

Субъекты правоотношений — это те лица, которые могут быть их участниками. Основные участники правоотношений Физические лица и организации. Иногда субъектом правоотношения может выступать народ, например, при проведении референдума. Конкретный гражданин, являясь постоянным субъектом права, в то же время не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Малолетние дети, душевнобольные лица являются субъектами права, но не являются субъектами большинства правоотношений.

В любом правовом отношении должно быть не менее двух субъектов, так как отдельный индивид не может находиться в правовом отношении с самим собой. Хотя в правовой науке и выделяют правоотношения, в рамках которых наличествует более двух субъектов, но с юридической точки зрения в них также просматриваются две противоположные стороны — управомоченная и обязанная.

Среди физических лиц также различаются субъекты правовых от­ношений. Те или иные категории лиц имеют разные по объему и со­держанию правомочия, несут разные обязанности. Так, иностранные граждане в имущественном обороте чаще всего имеют равные права с гражданами государства, но объем политических прав у иностран­цев принципиально иной.

Таким образом, в рамках современной теорий права субъекты пра­ва подразделяются прежде всего на физических (индивидуалъных)и коллективных субъектов (юридические лица).

Физические лица — это граждане, иностранные и лица без граж­данства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды), на­ходящиеся на территории конкретного государства.

Коллективные субъекты правовых отношенийимеют более об­ширную классификацию. К ним относятся:

1. Само государство.

2. Государственные органы и учреждения.

3. Общественные объединения.

4. Административно-территориальные единицы.

5. Субъекты Российской Федерации.

6. Избирательные округа.

7. Религиозные организации (ст. 117 ГК РФ).

8. Промышленные предприятия.

9. Иностранные фирмы.

10. Специальные субъекты (юридические лица).

По нашему законодательству, далеко не все организации и учреж­дения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, кото­рые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в статье 48 ГК. Это: 1) имущественная обособлен­ность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в граж­данском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

Чтобы быть участником правоотношения, необходимо обладать определенными юридическими качествами. Речь идет о правоспособ­ности, дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность это признаваемая государством общая воз­можность иметь предусмотренные законом права и обязанности, спо­собность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без ис­ключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Главное в правоспособности — это не права, а принципи­альная возможность или способность иметь их.

Различаютобщую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить, как уже говорилось, лишь при из­вестных условиях. В нашем законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная. Специальная (должностная, профессиональная) правоспособ­ность — это такая правоспособность, при которой требуются специаль­ные познания или талант. К примеру, судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и т.д.

Дееспособность это не только возможность субъекта иметь пра­ва и обязанности, но и способность осуществлять их своими личны­ми действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. У организаций, юридических лиц правоспособность и дееспособ­ность возникают одновременно с момента их образования. Возникновение дееспособности связано с двумя условиями: возрастом и состоянием психики физического лица.

В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осу­ществлять. За них это делают законные представители — родители, опекуны, попечители.

Дееспособность может быть полная, частичная и ограниченная. Полная наступает с 18 лет, частичная — с 14 лет, ограниченная — когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (злоупотребле­ние алкоголем, наркомания). Гражданский кодекс РФ ввел понятие «эмансипации», т.е. достигший 16 лет, если он работает по трудовому договору, в том числе по кон­тракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, вступление в брак.

К разновидностям дееспособности относят также сделкоспособность, т. е. способность лично, своими действиями совершать граж­данско-правовые сделки.

Деликтоспособностьфизического лица означает способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Так, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, за отдельные виды преступлений — с 14 лет. Полная граж­данско-правовая ответственность возникает с 18 лет. Таким образом, в разных отраслях права и в разных нормах установлены свои возра­стные пороги деликтоспособности.

Правосубъектность представляет собой правоспособность и дее­способность вместе взятые, т.е. праводееспособность. Правосубъектность — собирательная категория. Она включает в себя четыре .элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, 4) вменяемость — условие уголовной ответствен­ности.

 

Вопрос 63. Принципы и особенности взаимоотношений правового государства и личности

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.Главное в идее правового государства — связанность государства с правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане.

Только через закон, посредством совершенного законодательного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности. Следовательно, вся система законодательных мероприятий имеет исключительно важное значение для высокого юридического статуса человека.

Правовое государство — это, в первую очередь, конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Российской Конституции (ст. 15 Конституции РФ).

Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы общества. В демократическом государстве норма права должна быть равна для всех граждан. Поэтому подлинно правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом.

По Конституции РФ (ст. 10) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств.

Иначе говоря, функционирование правового государства предполагает исключение возможности сохранения и воспроизводства в будущем всех форм социально неоправданного, несправедливого правового неравенства, последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

Социальная справедливость — обеспечение прав человека. В распределительных отношениях — это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом.

Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности — служение потребностям личности и общества. Отсюда — приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что правовое государство базируется на следующих принципах:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (т. е. социальный аспект);

2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти, основанной на принципе разделения властей, федерализме, верховенстве закона и наличии гражданского общества.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.