Модернизация концепции разделения властей в эпоху Великих западных революций Крупнейшей фигурой, повлиявшей на дальнейшее развитие концепции разделения властей, стал Ш. Монтескье. Наиболее значительной в этом плане его работой является трактат под названием «Зашита «О духе законов», появившийся в 1750 г. «В каждом государстве есть три ряда власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой власти государь или учреждение создает законы временные или постоянные и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествие. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую — просто исполнительной властью государства». В большинстве королевств Европы, напротив, «правление является умеренным, посколькугосударство, которое держит в своих руках два первых вида власти, исполнение третьей оставляет своим подданным. «Благородный эксперимент»: американская модель разделения властей. «Федералист»: система сдержек и противовесов. В настоящее время результат усилий этих мыслителей-практиков, а также последующих поколений американских политиков, ученых и общественных деятелей получил название американская модель (вариант) разделения властей, основой которой как раз и является система сдержек и противовесов. Печальный опыт робеспьеровского Конвента, кровавого «коллективного» диктатора, как нельзя лучше подтвердил еще одно опасение мудрых американцев, а именно — возможность диктатуры законодательного органа. Гарантией недопустимости последней будет, по их мнению, принцип бикамерализма, заключающийся в организации и функционировании второй палаты парламента. Сенат (в американском варианте), избираемый на иных, отличных от палаты представителей принципах и на другой срок, с точки зрения Джея, Мэдисона, Джефферсона и многих других представителей этой плеяды ученых и политиков, должен стать мощным сдерживающим фактом, противовесом нижней палаты, но не таким, чтобы сделать совсем «немощной». Анализ американской модели разделения властей будет не пол без рассмотрения концепции судебной власти А. Гамильтона. Исходный тезис его прост и понятен: «Слабости судебной власти требует особенно бережного отношения к ней. Вывод очевиден: судебная власть нуждается в специальных мерах, укрепляющих ее положение. Гамильтон утверждает единственно возможный принцип существования этой ветви власти, а именно то, что судебная власть может существовать только отдельно, она не может быть ответвлением ни законодательной, ни исполнительной власти. Концепция «Федералиста» завершает собой классический период развития теории разделения властей. Следующий период - период модернизации основных положений последней, их адаптации к социокультурным и политич. особенностям государств конца XIX в., а тем более начала XX в. Вопрос 60. Понятие судебного прецедента. Соотношение судебного прецедента и иных форм права. Юридический прецедент (предшествующий) понимается письменное или устное решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение и которое впоследствии становится нормой, образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Прецедентная форма права широко используется в США и особенно в Англии. Специфика английского права состоит не в наличии прецедента как такового, когда ранее вынесенные решения по сходным вопросам оказывают непосредственное влияние на принимаемое по делу решение, — ведь прецеденты сыграли важнейшую роль в развитии практически всех правовых систем. Особенность прецедента как формы права состоит в том, что все последующие решения могут вносить те или иные изменения или дополнения в ранее уже сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь становятся также обязательными и приобретают свойства норм права. А его достоинство состоит в том, что прецедент более предметно и точно, чем общая норма, способен отразить существо каждого конкретного дела. Недостаток же прецедента как формы права проявляется, пожалуй, в том, что число прецедентов, применяемых на сегодняшний день в одной только Англии, составляет более 500 тысяч. А помимо них — еще около 3 тысяч различных законов. Аналогичным образом дело обстоит и в США, где ежегодно издаются 50 томов судебных решений, используемых в дальнейшем в качестве прецедента. Такое обилие правовых норм сильно затрудняет практикующему юристу свободно в них ориентироваться, своевременно следить за их изменениями, поскольку они зачастую не систематизированы и не собраны в единые сборники. Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами. В английском праве выделяют: деклорататный, когда судья просто повторяет существующие нормы или толкует их; и креативный, когда восполняется пробел в действующем законодательстве и создается новый прецедент. В России же наличие прецедента как такового официально не является основанием для принятия решения по тому или иному конкретному делу. Отечественная юридическая наука считает, что административная и судебная практика не может быть полноценным источником права. Ее роль носит чисто вспомогательный характер: конкретизировать юридические нормы в процессе их толкования с учетом обстановки каждого конкретного дела в рамках применения норм права. Исключение составляют, пожалуй, решения КС РФ, имеющие обязательственное значение не только для судебной, но также и для законодательной и исполнительной ветвей власти. На практике же, особенно — в судебной практике, решения, к сожалению, принимаются зачастую не только опираясь на законы и обстоятельства конкретного дела, но и на решения вышестоящих инстанций по ранее рассматриваемым ими схожим или аналогичным делам. Вопрос 61. Теологический подход к пониманию права и государства. Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя. В древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Ярким представителем был Фома Аквинский. Суть теории. Центральной ее идеей является утверждение о том, что право создано богом, для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя. Ф. Аквинский эту идею развил в стройное учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам. Соответствующее подчинение есть и в системе законов. Ф. Аквинский разделил их на четыре вида: — вечный закон — это сам божественный разум, управляющий миром; — естественный закон — это отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода; — человеческий закон — это позитивное право или действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный; — божественный закон — это Библия. Этот закон необходим по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и Библия должна помочь им в этом. Оценка теории. Данная теория — дитя своего времени. В средние века в Европе наблюдалось засилье религиозной идеологии. Именно через призму бога виделось людям того времени объяснение многих и многих социальных явлений и, в частности, права. Одним словом, теологическая теория — это также ответ на вызов своего времени. Достоинством данной теории является то, что именно ее авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (как выражение божественной воли) и справедливость. В дальнейшем эта идея будет детально развита естественно-правовой теорией. Однако заслуг божественной теории в этом плане нельзя приуменьшать. Имеются большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория: 1. Эта теория требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры. 2. Не существует универсально приемлемой концепции бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают бога как личностное, антропоморфное существо мужского пола, Индуисты считают бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. 3. Эта теория требует признания посредника как глашатая бога, будь то пророк, как в древнеевропейской или исламской теории, или правитель, как в вавилонской теории. 4. Эта теория позволяет лицу, который интерпретирует, уточняет и применяет законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение, поскольку естественно, что созданное в результате этих действий право является божественным правом, а не продуктом его собственных действий. Вопрос 62. Понятие и виды субъектов права. Правоспособность и дееспособность. Субъекты правоотношений — это те лица, которые могут быть их участниками. Основные участники правоотношений Физические лица и организации. Иногда субъектом правоотношения может выступать народ, например, при проведении референдума. Конкретный гражданин, являясь постоянным субъектом права, в то же время не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Малолетние дети, душевнобольные лица являются субъектами права, но не являются субъектами большинства правоотношений. В любом правовом отношении должно быть не менее двух субъектов, так как отдельный индивид не может находиться в правовом отношении с самим собой. Хотя в правовой науке и выделяют правоотношения, в рамках которых наличествует более двух субъектов, но с юридической точки зрения в них также просматриваются две противоположные стороны — управомоченная и обязанная. Среди физических лиц также различаются субъекты правовых отношений. Те или иные категории лиц имеют разные по объему и содержанию правомочия, несут разные обязанности. Так, иностранные граждане в имущественном обороте чаще всего имеют равные права с гражданами государства, но объем политических прав у иностранцев принципиально иной. Таким образом, в рамках современной теорий права субъекты права подразделяются прежде всего на физических (индивидуалъных)и коллективных субъектов (юридические лица). Физические лица — это граждане, иностранные и лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды), находящиеся на территории конкретного государства. Коллективные субъекты правовых отношенийимеют более обширную классификацию. К ним относятся: 1. Само государство. 2. Государственные органы и учреждения. 3. Общественные объединения. 4. Административно-территориальные единицы. 5. Субъекты Российской Федерации. 6. Избирательные округа. 7. Религиозные организации (ст. 117 ГК РФ). 8. Промышленные предприятия. 9. Иностранные фирмы. 10. Специальные субъекты (юридические лица). По нашему законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в статье 48 ГК. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях. Чтобы быть участником правоотношения, необходимо обладать определенными юридическими качествами. Речь идет о правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Правоспособность — это признаваемая государством общая возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Главное в правоспособности — это не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. Различаютобщую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить, как уже говорилось, лишь при известных условиях. В нашем законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная. Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность — это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и т.д. Дееспособность — это не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. У организаций, юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их образования. Возникновение дееспособности связано с двумя условиями: возрастом и состоянием психики физического лица. В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них это делают законные представители — родители, опекуны, попечители. Дееспособность может быть полная, частичная и ограниченная. Полная наступает с 18 лет, частичная — с 14 лет, ограниченная — когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (злоупотребление алкоголем, наркомания). Гражданский кодекс РФ ввел понятие «эмансипации», т.е. достигший 16 лет, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, вступление в брак. К разновидностям дееспособности относят также сделкоспособность, т. е. способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки. Деликтоспособностьфизического лица означает способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Так, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, за отдельные виды преступлений — с 14 лет. Полная гражданско-правовая ответственность возникает с 18 лет. Таким образом, в разных отраслях права и в разных нормах установлены свои возрастные пороги деликтоспособности. Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность вместе взятые, т.е. праводееспособность. Правосубъектность — собирательная категория. Она включает в себя четыре .элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, 4) вменяемость — условие уголовной ответственности. Вопрос 63. Принципы и особенности взаимоотношений правового государства и личности В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством. Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.Главное в идее правового государства — связанность государства с правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Только через закон, посредством совершенного законодательного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности. Следовательно, вся система законодательных мероприятий имеет исключительно важное значение для высокого юридического статуса человека. Правовое государство — это, в первую очередь, конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Российской Конституции (ст. 15 Конституции РФ). Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы общества. В демократическом государстве норма права должна быть равна для всех граждан. Поэтому подлинно правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом. По Конституции РФ (ст. 10) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Иначе говоря, функционирование правового государства предполагает исключение возможности сохранения и воспроизводства в будущем всех форм социально неоправданного, несправедливого правового неравенства, последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости. Социальная справедливость — обеспечение прав человека. В распределительных отношениях — это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности — служение потребностям личности и общества. Отсюда — приоритет личности в отношениях между личностью и государством. Правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и в общественных интересах. Из всего сказанного можно сделать вывод, что правовое государство базируется на следующих принципах: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (т. е. социальный аспект); 2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти, основанной на принципе разделения властей, федерализме, верховенстве закона и наличии гражданского общества. |