МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Структура властных отношений





Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутрен­них задач.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обес­печения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о преде­лах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах госу­дарственного управления экономическими отношениями; если в усло­виях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсаль­ным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и в внешнеполитической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категории граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государ­ство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохране­ние, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормаль­ной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет раз­носторонняя государственная поддержка развития культуры — литера­ туры, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объе­ме).

 

Вопрос 3. Классификация норм права

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юриди­ческих норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они подразделяются на:

— исходные нормы, которые определяют основы правового регу­лирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, на­ правления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);

— общие нормы, которые присущи общей части той или иной от­расли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

— специальные нормы, которые относятся к отдельным институ­там той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особен­ностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и про­странственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);



2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрас­левой принадлежности) — на конституционные, гражданские, админи­стративные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно- процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования — на:

— императивные (содержащие властные предписания);

— диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

— поощрительные (стимулирующие социально полезное поведе­ние);

— рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содер­жащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном ре­гионе в связи со стихийным бедствием).

Вопрос 4. Внешних функции государства

Внешние функции государства — это основные направления дея­тельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование госу­дарства в современном мире, который всё больше становится взаимоза­висимым.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержа­ния достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для за­ щиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угро­жающих жизненно важным интересам России вооруженных конфлик­тов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, со­кращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнацио­нальных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разно­ образная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в со­временных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с обще­обязательным учётом национальных, социально-экономических, куль­турных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в ми­ровое сообщество.

Вопрос 5. Действие норм права во времени, в пространстве, по кругу лиц.

По действию во времени нормы права делятся на нормы без указа­ния срока действия, т. е которые действуют е момента их принятия и до их официальнойотмены уполномоченным на это органом, и на нормы с указанием срока их действия, а также иными моментами связанными с временными параметрами («обратная сила», переживание акта).

Нормы ФЗ вступ. в силу через 10 дней после официального опубликования, если иное не установлено законом. Указы Президента – 7 дней после офиц. подписания. Постановления Правительства – 10 дней в отношении прав граждан и ост.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, это означает, что его действие не распространяется на события и факты, произошедшие до его вступления в законную силу. Закон имеет обратную силу если смягчает или отменяет наказание.

Переживание закона - это когда новый закон, по тем или иным причинам не в полной мере регулирует соответствующие общественные отношения, то параллельно продолжает действовать (переживать) прежний НПА, но только в частях не противоречащих новому акту.

В разных правовых системах существуют ФУСы, т.е. факты утратившие силу - это акты, которые давно уже фактически не используются в правоприменительной практике, но официально не отменены.

В пространстве по общим положениям НПА действует на всей территории гос. в котором он принят. Тем не менее, в условиях федеративных гос. имеют место ФЗ, Законы субъектов РФ ограниченные пространством этого субъекта.

Принцип экстерриториальности – это НПА гос. действует за пределами территории этого гос. (террит. посольства, военные и гражданские корабли, воздушные суда и т.д.).

По кругу лиц НПА распространяет свое действие на всех граждан РФ. Некоторые акты направлены на регулирование отношений определенного круга лиц.

 

Вопрос 6. Политические и правовые идеи ХХ в.: аналитическая юриспруденция, возрожденное естественное право и др.

В 20 в. основными типами правопонимания являются юридический позитивизм и естественно-правовой подход. Они определяют направление развития юридической науки, ее практическую и теоретическую ценность. ЮП развивается в рамках этатического и антропологического позитивизма и социологии. Существует 3 этапа развития позитивизма:

1) Аналитическая юриспруденция Харта.

2) Классический позитивизм Д. Остина (19 в.),

3) Чистая теория права Кельзена (20 в.),

 

Сущность права позитивного определяется как право – это приказ суверена, т.е воля государства, закрепленная в законе. Позитивизм предполагает отказ от каких бы то ни было теоретических спекуляций в отношении права, присущих естественно-правовому подходу. Они считают, что юридическая наука должна заниматься не философским построением права, а изучать конкретные положения, опыт, юридическую практику, как правоприменительную, так и законотворческую. Основной метод – формально-догматический метод. Вопрос о сущности права сводят к сущности закона – они внесли вклад в развитие таких понятий как норма права, система, правоприменительный процесс. В настоящее время господствующим направлением позитивизма является аналитическая юриспруденция, т.е. в любом государстве существует правовая система, если выполняются следующие положения:

1) В государстве существуют законы

2) существуют учреждения для принятия и изменения законов

3) существуют учреждения для выявления правонарушений

4) существуют учреждения для приведения законов в жизнь.

В 20 в. после 2 мировой войны идет поиск критериев оценки закона. С точки зрения прав человека, гуманизма именно в рамках возрожденного естественного права возникает такое явление как правовой закон и неправовой закон, т.е. закон, соответствующий или несоответствующий правам человека.

Одним из первых представителей юридического позитивизма был Джон Остин (1790 – 1859 гг.), издавший в 1832 г. книгу “Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права”.

Термин “право”, писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы; это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.

Остин различает и разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя “имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши”. В таком понимании право – приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или “логика правовых конструкций”.

Развивая мысли Бентама, Остин писал, что целью правитель­ства является общее благо, а не свобода, поскольку в разных усло­виях различны степень полезности свободы или степень ее ограни­чений. Остин был приверженцем классического либерализма. Но он утверждал, что суверенная власть ничем не связана, преграды ее деятельности ставят только религия, мораль и согласие подданных, т.е. привычка большинства подданных к повиновению данной влас­ти Право — это "повеление суверена". Наилучшей формой права Остин считал кодексы, однако в отличие от Бентама он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку реше­ния судей (в Англии) получают нормативно-правовой характер с мол­чаливого согласия суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял Остин, порождена существующей неполнотой статут­ного права, которую желательно устранить кодификацией.

Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализма.

 

Вопрос 7. Право и закон

Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт выс­шей юридической силы, принятый органом, законода­тельной власти или путем всенародного голосования, в широком — любой источник права.

В рамках позитивистского правопонимания ПРАВО тождественно ЗАКОНУ, т.к. право определяется как воля гос. или законодательное выражение в законе.

Различие права и закона свойственно для естественно-правовой теории, т.к. основной критерий оценки того или иного закона является соблюдение прав человека.

Соответственно исторический опыт показывает, что далеко не все законы соответствуют этому критерию. В этом плане право у юснатуралистов приравнивается к естественным правам человека, а закон как один из возможных источников права.

В.С. Нерсесянц, в рамках созданной им «Либертарной теории права» предлагает достаточно жесткое разделение права и закона. Праву у Нерсесянца – это триада:

1. правовая свобода;

2. формально-правовое равенство;

3. справедливость.

Законы могут быть ПРАВОВЫМИ, в которых наиболее полно получают воплощение 3 указанных свойства, и НЕПРАВОВЫМИ, которые по своим формальным признакам являются законами, но по содержанию права не несут.

Различие права и закона необходимо в контексте Теории права. А именно следующие различия правового гос. и гос. законности, в котором существует диктатура закона.

 

Вопрос 8. Критерии дифференциации права на отрасли и институты.

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый из них счита­ется главным, второй — вспомогательным.

1. Предмет правового регулирования представляет собой совокупность ка­чественно однородных общественных отношений, которые регулируются нор­мами, относящимися к той или иной отрасли права.

Юридические нормы в своей совокупности составляют отрасль права, сообразуясь со спецификой соответствующих взаимосвязанных между со­бой общественных отношений. Качественная особенность и относитель­ная обособленность различных групп общественных отношений предопре­деляют и своеобразие регулирующих их правовых норм.

2. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права па те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования непосредственно определя­ется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом пра­вового регулирования.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод пра­вового регулирования может выражаться различными путями. Это может быть, например, прямое предписание определенных действий или, наобо­рот, воздержания от них. Это могут быть рекомендации или предоставле­ние возможности свободного выбора из различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на обществен­ные отношения.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования.

Один из них называется авторитарным методом правового регулирова­ния, а другой - методом автономии.

Авторитарный метод, или, как его еще нередко называют, метод вла­стных предписаний (императивный метод), представляет собой такой спо­соб правового регулирования, при котором лицу или лицам - участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго опреде­ленный вариант поведения.

Суть другого метода правового регулирования — метода автономии, или диспозитивного метода, заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания опреде­ленного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного пове­дения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Данный метод регулирования применяется главным образом в граж­данском, коммерческом и других отраслях российского права, где сторо­ны — участники правоотношений — выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или пре­кращаться по взаимному согласию.

 

Вопрос 9. Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы. Пути повышения эффективности механизма правового регулирования.

В теории права механизмом правового регулиро­вания называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулиро­вание.

Понятие механизма правового регулирования позво­ляет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

МПР – это система юридических средств организации таким образом, что они способны преодолевать препятствия стоящие на пути удовлетворения потребностей субъектов права.

К элементам, составным частям механизма правово­го регулирования относятся: нормы права, юридические факты, правоотношения, акты реали­зации права, правоприменительные акты ( возникающий в случае правонарушения) и все эти элементы пронизывает правосознание. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как об­разец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксирован­ного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все осталь­ные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Юридические факты предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, из­менение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моде­лей поведения, заложенных в нормах права, в конкрети­зированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотноше­ния осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов пра­ва, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, на­пример договорах) реально осуществляются выражен­ные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения, права суть индивидуализирован­ные властные предписания, направленные на регламен­тацию общественных отношений. Это акты (как дейст­вия, так и документы) индивидуализированного право­вого регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретно­му юридическому делу.

Элементы механизма правового регулирования воз­действуют на общественные отношения не только спе­цифически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведе­ние людей и на общественные отношения информаци­онное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические уста­новки, мотивы поведения людей.

Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наибо­лее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

В современной России к фактам, влияющим на эффективность МПР, относятся:

1. качество принимаемых законов и подзаконных актов;

2. адекватность, правовую реальность и ее потребность, количества принимаемых НПА;

3. уровень правовой информативности граждан, уровень правового воспитания.

 

Вопрос 10. Государственная власть ее структура. Властные отношения

Власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства.

Гос. власть – система деятельности народа, составляющих его обязанностей и индивидов, а также создаваемых ими органов по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий и обязанностей, выражающих их социальные качества и потребности.

Система государственной власти рассматривается как структурированное единство властеотношений, складывающихся в результате деятельности государства, гос. органов, а также лиц и объединений, реализующих или представляющих интересы государства в разных сферах общественной жизни. При этом выделяются: субъектный состав (органы, лица, объединения, гос. образования, и само государство в целом), предметы ведения, компетенция, полномочия, права и обязанности, ответственность, акты и действия; организационные структуры, институты, учреждения (президент, парламент, правительство, суды).

Все эти компоненты находят свое выражение во властеотношениях, системно действуют только в структуре последних, поэтому властеотношения следует рассматривать как основной интегративный элемент системы госуд. власти.

Структура государственной власти:

1) 1 группа элементов

* воля народа, человека, группы лиц.

* Сила – скрытые компоненты

2) 2 группа элементов

* законадательство

* гос. аппарат:

- принцип организации;

- принцип разделения властей;

- принцип соединения властей.

В России есть принцип замещения властей.

Законодательство - это легальность (власть и ее влияние) и легитимность (оправданность действий власти перед народом) власти.

Властные отношения – это власть, воплощенная в системе общественных отношений.

Структура властных отношений

Субъект власти ----- содержание ------- объект власти (народ)

Первичный субъект – граждане – являются основой легитимности учреждаемой или изменяемой гос. власти. Они осуществляют учредительную государственную власть.

Вторичный субъект – органы гос. власти (парламент, глава государства, правительство, создаваемые первичными субъектами гос. власти, и производственные от них органах – министерства, ведомства, комитеты) через которые осуществляются конкретные полномочия гос. власти, направленные на реализацию функций государства. Вторичные субъекты осуществляют законодат., исполнит., судебную и контрольную власть.

Содержание власти – это система средств и методов ее осуществления. Выделяют насильственные и ненасильственные способы осуществления власти (как правило, это смешанные способы). Именно по тому или иному содержанию власти, мы говорим о том или ином политическом режиме.

 

Вопрос 11. Законность: содержание, требования, принципы. Законность и целесообразность.

Законность – это строгое и неуклонное соблюдение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Содержание законности характеризуют 2 ее стороны:

1. содержательная – наличие правовых, справедливых и научно обоснованных законов.

2. формальная – необходимость их строгого и неукоснительного соблюдения.

Основные требования законности

1. верховенство законов над всеми другими правовыми актами как нормативными так и индивидуальными, т.е. строгое соответствие К РФ.

2. необходимость их единообразного применения всеми участниками реальных и потенциальных правоотношений независимо от каких либо условий (кроме прямо оговоренных в законодательстве). На территории РФ действует единое федеральное законодательство и оно должно иметь единообразное применение со стороны всех участников правоотношения.

3. недопустимость противопоставления требований норм закона и целесообразности их применения, т.е. недомустимость действия устаревших законов или законов не отвечающих реалиям сегодняшнего дня.

4. открытость форм и методов реализации гос. органами и их должностными лицами своих задач и функций, а также наличие реальной возможности обжалования их решений и действий т.е любой гражданин может беспрепятственно с ними ознакомится, узнать причину принятия решения, и обжаловать их.

Принципы законности:

1. всеобщность законности, поскольку требования соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права.

2. гарантированность прав и свобод человека и гражданина, поскольку с одной стороны без наличия законности права и свободы не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, а с другой стороны само наличие и возможность осуществления – являются показателем состояния законности и демократии в обществе.

3. тесная связь законности с культурой, поскольку с одной стороны, от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, а с другой стороны, соблюдение норм законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества.

4. тесная связь законности и целесообразности, поскольку обход закона под предлогом целесообразности, пользы и выгоды (в том числе и для государства) недопустим: целесообразность должна быть в строгих рамках закона.

5. презумпция невиновности: каждый обвиненный в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет предусмотрена в установленном Ф.З. порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда - это конституционный принцип.

Законность и целесообразность.

С точки зрения законности мы должны отдавать приоритеты принципу целесообразности на этапе создания закона или иного нормативного акта. И именно на этом этапе правотворчества закон должен оцениваться с точки зрения его целесообразности, а уж никак не в процессе его применения на практике.

Принятый же закон подлежит безукоризненному исполнению. А целесообразность правоприменения может возникать при выборе того или иного решения, если закон допускает вариацию принимаемых на его основе решений.

Нередко на практике возникают случаи, когда действующие законы либо устарели и не отвечают реалиям, и принимаются попытки их оцелесообразить на практике. Этого делать нельзя. Законность, есть высшая степень целесообразности, и, наоборот, в любом случае целесообразно следовать предписаниям закона.

 

Вопрос 12. Толкование права: понятие и способы. Толкование права по объему.

Толкование права — необходимый и важный элемент правореализационного процесса, в частности, право применения. Прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить. Толкование права — это сложная и многогранная деятельность различных субъектов, пред­ставляющая собой интеллектуальный процесс, направленный на по­знание и разъяснение смысла правовых норм.

Толкование правовых норм — это сложный волевой процесс, на­правленный да установление точного смысла, содержащегося в нор­ме права и обнародование его для всеобщего сведения. Итак, задача толкования юридической нормы заключается в раскрытии смысла нормы, насколько он выразился в ее тексте.

Данный процесс состо­ит из двух частей (элементов):

1. толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать;

2. в целях установления одинакового по­нимания и применения второй элемент нормы уже разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

Таким образом, толкование правовой нормы — это всегда процесс мышления, состоящий из двух этапов — уяснение смысла и содержа­ния нормы «для себя», для реального, физического, конкретного правоприменителя, и разъяснение, как итог уяснения, доведение смыс­ла и содержания нормы до адресатов правоприменения, участников правоприменительного процесса.

Уяснение, характеризует гносе­ологическую природу толкования, направленного на познание пра­ва. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. В ходе уяснения интерпретатор использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Здесь используются грамматический (филологический), логический, историко-политический и систематический способы толкования.

Разъяснение — вторая часть единого процесса толкования права. Оно не всегда следует за уяснением, однако является продолжением мыслительной деятельности на первом этапе. Эта сторона деятель­ности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.

При разъяснении объективируются результаты первой части про­цесса. Такая объективизация находит свое выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт; либо в устной: со­вет, рекомендация. Таким образом, разъяснение норм права есть не что иное, как объяснение и изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах.

В рамках современной теории права под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права, и рассматриваются следую­щие способы:

1. Грамматическое толкование. Характерно ис­пользование правил грамматики того языка, на котором закон напи­сан. Обращают внимание на роль союзов, на форму глаголов, значение запятых, значение терминов.

2. Систематическое толкование предполагает анализ текста конк­ретной статьи во взаимосвязи с текстами других статей данного нор­мативного акта, или других нормативных актов, связанных общим предметом. Устанавливаются «место» правовой нормы в правовом ин­ституте, отрасли права, правовой системе в целом.

3. Исторический прием используется тогда, когда для уяснения смысла нормы важно знать те исторические обстоятельства, при ко­торых данная норма была принята. На этой основе уясняются мотивы, которыми руководствовал­ся законодатель, цель, которую он преследовал, принимая ту или иную норму.

4. Функциональное толкование - должны учитываться условия и фак­торы, при которых реализуется норма. Прежде всего это касается тол­кования так называемых оценочных терминов (например, «существенный вред», «уважительные причины», «значительный ущерб» и др.), так как с учетом особенностей места, времени, иных факторов одни и те же обстоятельства могут быть признаны суще­ственными или несущественными, уважительными или неуважитель­ными и т. д.

— 5. Логическое толкование означает использование приемов фор­мальной логики для выявления структурных элементов самой право­вой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции). Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толко­вании, а обозначаемые ими понятия.

Весьма часто правовая норма формулируется таким образом, что устанавливаются исключения из правил — и тогда логический ана­лиз должен направляться на выяснение условий этого исключения. Применяют такой способ толкование, как толкование по объему. В этом случае решается вопрос — нужно ли понимать текст, его клю­чевые слова буквально, или же их можно толковать ограничительно, либо расширительно.

Буквальное толкование — наиболее типичный и часто встречаю­щийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл иден­тичны. Однако так бывает не всегда. В силу объективных или субъектив­ных причин словесное выражение воли законодателя и действительное содержание этой воли, выраженной в правовой норме, могут не совпа­дать. В таких случаях как исключение может применяться расшири­тельное или ограничительное толкование.

Прирасширительном толковании действительный смысл и содер­жание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Так законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состо­ит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда дей­ствительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обя­заны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспо­собные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспи­тывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.

 

Вопрос 13. Основания освобождения от ответственности. Презумпция невиновности.

Юридическая ответственность – это необходимость подвергнуть лицо мерам гос. принуждения за совершенное правонарушение. Юр. Ответственность в практическом плане имеет жесткую отраслевую привязку.

Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от нее существенно отличаются друг от друга. У них разные основания.

Если в первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за кото­рые ответственность не наступает в силу определенных юридических условий или физического состояния лица, то во втором — ответствен­ность уже имеет место и речь идет исключительно о правовых основа­ниях возможного освобождения от нее. Такими основаниями могут быть:

1. Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным. Под изменением обстановки понимаются значительные изменения жизненных условий по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения правонарушения. Это может быть связано с по­литическими, экономическими, организационно-хозяйственными из­менениями в масштабе страны и т.д.

2. Декриминализация деяния (т.е. отмена акта или нормы, устанавливающей юрид. ответственность) в период между первой и второй или второй и третей стадиями юридической ответственности.

3. Условно-досрочное освобождение от наказания. Эта мера заклю­чается в освобождении осужденного при определенных, указанных в законе, основаниях от дальнейшего отбывания наказания до истечения срока, назначенного приговором суда, под условием не совершения пре­ступления в течение оставшейся не отбытой части наказания, от отбы­тия которой осужденный освобождается. Условно-досрочное освобож­дение может быть применено к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление, но после фактического отбытия не менее половины на­значенного срока наказания.

5. истечение сроков давности привлечения к юридической ответственности – постановление по делу (процессуальное основание) уже не может быть вынесено и лицо уже не подлежит ответственности, хотя объективно это лицо совершило правонарушение.

6. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии (Гос. Дума) или помилования (Президент).

Презумпция невиновности гражданинаэто предположение, со­гласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция неви­новности есть проявление общей добропорядочности гражданина.

«Лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством»

1. Бремя доказывания лежит на судебно-следственных органных;

2. признание своей вины считается основанием юридической ответственности, только при наличии подтверждающих это фактов;

3. придание лица суду еще не доказывает его вины, т.к. суд может вынести оправдательный приговор.

 

Вопрос 14. Понятие и принципы права.

Анализ различных теорий, рассматривающих сущность права, приводит к формулировки 2х основных подходов. Первый – право понимается как система правил поведения, издаваемых государством, иными органами, гарантированными к исполнению – монистическое понимание права. Второй – право понимается как мера свободы личности, соотносимой со справедливостью и равенством, свободой выбора и т.д. – плюралистическое широкое понимание права.

Право — это обусловлен­ная природой человека и общества, выражающая свободу личности и утверждающая справедливость, система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определен­ность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкре­тизируется в его принципах.

Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную ос­нову возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демокра­тического или, напротив, тоталитарного.

В юридической науке сложилось деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют стабильности действующей систе­мы права.

Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на:

1. Морально-этические образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эти принципы непосредственно воздействуют на норма­тивное содержание права.

2. Организационные, составляют организационно-процедурную ос­нову права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций. К организационным принципам российского права относятся: фе­дерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимули­рование и ограничения в праве.

Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют такжемежотрас­левые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.

Межотраслевые принципы, дейст­вие которых распространяется на две или несколько отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой (принципы гласности и состязательности в ГПП и УПП, неотвратимости юридичес­кой ответственности за совершение правонарушения практически для всех отраслей права.

Отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли, пред­ставляют определенный интерес и для общей теории государства и права (принципы ра­венства сторон и свободы договора — в гражданском праве; презумпции невиновности — в уголовном праве).

 

Вопрос 15. Объекты правоотношений: понятие и виды.

Объекты правоотношения – это блага, предметы материального мира, в общем все то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридическую связь.

В юридической литературе существуют разные трактовки объекта правоотношения. Однако в ходе длительной дискуссии сложились в Основном две концепции — монистическая и плюралистическая.

Со­гласно монистической объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки, людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздейст­вие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно плюралистической позиции, более реалистичной и разделяемой боль­шинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношений т.е. сама жизнь.

Ведь законы, его нормы оказывают свое влияние не только людей, но через них и на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, организации, рождения; устанавливают или изменяют их статусы, режимы, состояния; закрепляют владение, пользование, распоряжение имуществом. А субъективное право — это право не только на действия (свои, чужие), но и на определенные блага.

Итак, в зависимости от характера и видов правоотношений (с входящими в них субъективными правами и юридическими обязанностями) их объектами выступают:

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений (купля-продажа, дарение, залог, обмен, хранение, завещание и т.п.).

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, право на имя, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия и изобретения, рационализаторские предложения — все то, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов. В настоящее время в стране сложился рынок ценных бумаг, акции продаются и покупаются, т.е. являются объектами сделок.

 

Вопрос 16. Понятие, виды и структура правосознания.

Правосознание – явление идеальное, непосредственно ненаблюдаемое, представляет собой область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций регулирования поведения людей в юридически значимых ситуациях.

Будучи субъективной реакцией человека на правовую действитель­ность, правосознание, с одной стороны, представляетформу (вид) общественного сознания (наряду с нравственным, политическим, ре­лигиозным, эстетическим и др.), а с другой — важныйэлемент пра­вовой системы.

Право и правосознание связаны неразрывно.

В правосознании в качестве элементов традиционно выделяют правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология — это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желае­мому праву.

Правовая психология — это чувства, эмоции, переживания, кото­рые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Мож­но сказать, что правовая психология — это своего рода чувство пра­ва и законности.

Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии как систематизированному, научно обоснованно­му, теоретизированному отражению правовой действительности.

Существует 2 основания, по которому можно разделить правосознание на виды:

1. В зависимости от субъекта, который обладает правосознанием:

* индивидуальное – это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду, проявляется в результате включения человека в систему общественных связей.

* групповое – это правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу, возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами.

* профессиональное — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде професси­оналов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демокра­тической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух право­вой практики.

2. В зависимости от способа отражения:

* обыденное — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возни­кают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их прак­тического опыта.

научное – это закрепленные, устойчивые идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права, использование научной методологии.

 

Вопрос 17. Научные основы типологии государства.

Понятие «тип государства» - это абстракции, возникшие в рамках философской, исторической и правовой науки для выделения существенных моментов конкретных государств. Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории государства и права

В настоящее время выделяют 2 подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход заключается в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественно исторического процесса смены общественно–экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Авторы данного подхода считают, что все человечество рано или поздно пройдет один и тот же путь. В соответствии с этим выделяют 4 типа гос., каждый последующий качественно лучше, чем предыдущий:

· рабовладеьческий;

· феодальный;

· буржуазный;

· социалистический.

Первые три эксплуататорские государства. Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно–экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство последний тип эксплуататорского государства, то социалистическое государство – исторически последний тип государства.

Цивилизационный подход. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определенного потреблением и оказанием работ и услуг, которой соответствует данное государство.

К этому подходу относится теория стадий экономического роста – все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий:

* традиционное общество;

* переходное общество (обрабатывающая промышленность),

* общество, в котором закладываются основы преобразований (процесс НТР);

* созревающее общество;

* общество, в котором достижение высокого уровня народного потребления.

К теории стадий экономического роста тесно примыкают теории – единого индустриального общества, постиндустриального общества.

В этих теориях существует идея конвергенции, сближения двух систем, социалистической и капиталистической – единый тип общества для прогресса, свободы, мира.

Тойнби сформулировал концепцию цивилизации под которой понимается замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и др. признаков. В мировой истории были 20 цивилизаций не связанных между собой какими–либо общими закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом друг с другом. Тойнби смешивает понятие общества и государства. Но выдвинутые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным так и цивилизационным подходами не допуская их противопоставления используя их позитивные стороны.

 

Вопрос 18. История развития и предмет общей теории права и государства

Наука о праве и государстве имеет многовековую историю. Общая теория государства и права в современном виде представляет собой, результат длительной эволюции гуманитарной мысли. На формирование теоретических концепций влияли идеальные и реальные (практические) факторы, также особенности социально – политической обстановки, традиции и специфика юридической практики, национальный политический колорит.

Относительно проблемы периодизации теоретико – правовой мысли:

1. творец философии права – Гуго Гроций – он первый отделил учение о праве от науки, известной под названием «политика», а до него философия права и политика отождествлялись.

2. Шерешеневич писал о 3-х периодах исторического развития собственно правовой науки: древнем, средневековом, новом.

3. Коркунов выделял 4 периода: древний, средневековый, новый и новейший.

На разных временных этапах возникли такие самостоятельные направления в юриспруденции: энциклопедия права, философия права, теория права, социология права, юридическая антропология.

1. В 70 гг. 19 в. Адольф Меркель вместо философии права ввел в научный оборот термин «теория права», означающий науку, которая вырастала из самого права и слагалась из общих частей специальных наук. Общая теория права становится обобщающей наукой о праве, наукой сводящейся к правовой догматике в противоположность многочисленным метафизическим построениям.

2. Коркунов считает, что термин «общая теория» права ввел немецкий ученый Фальк – который предлагал заменить философию права, общей теорией права. Основоположником же данной юридической науки традиционно считался английский юрист – Д.Остин – издал цикл лекций «О предмете науки права». Он считал, что в системе юридических наук должно существовать общее правоведение.

В России, как и в других странах (Англии, Германии, Франции) проблема соотношения философии и теории права (государства) длительное время оставалась и продолжает оставаться и сейчас объектом пристального внимания.

Современная отечественная теория государства и права буквально до последнего времени ориентировалась на идею неразрывной связи права и государства, их взаимной обусловленности. Здесь взаимосвязь государства и права рассматривали только как причинно – следственную зависимость права от государства, что естественно, толковалось как приоритет гос. власти над правом. В 90 гг. ряд теоретиков предложили рассматривать отдельно друг от друга теорию права и теорию государства.

В бывшем СССР не разделены наука и учебная дисциплина. В теории государства и права существует двойственность объектов( государство, прав ) и единство предмета. Предмет и объект науки тесно соотносятся, неразрывны но не могут совпадать. Объект науки это то, что мы о ней знаем до его научного изучения, а предмет науки это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания.

Предметом общей теории государства и права – являются общие закономерности и случайности, имеющие место в процессе возникновения, развития, и функционирования (действия) права и государства, определяющие их особые свойства, признаки и принципы, особенности юридической деятельности, взаимосвязь и взаимодействие, а также роль государства и права по отношению к другим явлениям общественной жизни.

 

Вопрос 19. Понятие, формы, методы реализации права.

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить со­держание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

Реализация права – это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

Слово «реализация» происходит от латинского "геаlis" — вещественный и буквально означает овеществление. В наше время реализация определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, про­граммы, намерения и т.п. Термин "реализация права" ана­логичен по смыслу. Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализуется, овеществляется в действи­ях, в активном поведении людей, в пользовании материаль­ными и духовными ценностями, благами.

В романо-германской правовой системе, процесс право реализации включает в себя следующие этапы.

1. Возведение естественного права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Возведение прав человека в закон означает: а) их кон­ституционное закрепление; б) их закрепление в текущем законодательстве.

2. Включение различных механизмов ре­ализации закона, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъектив­ных прав и юридических обязанностей.

В англосаксонской правовой системе процесс право реализации идет иначе.

Возведение правовых притязаний, т.е. естественного права, в ранг обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщатель­но анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве норма­тивного основания при разрешении дела выступает преце­дент — ранее вынесенное судебное решение по аналогич­ному делу.

В зависимости от характера действий субъектов, выделяют 4 формы реализации права. Из них 3 простые и 1 сложная.

Соблюдение запретов. Здесь реализу­ются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюде­ния запретов необходимо воздержание от запрещенных дей­ствий, т.е. пассивное поведение. Все охранительные нормы содержат запрет, который, хотя и не формулируется- прямо, логически вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в санкции нормы установлена юридическая ответственность, то очевидно, что такие действия запрещены законодателем.

Исполнение обязанностей. Это реали­зация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: упла­тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т.п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование друго­му лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значе­ние для осуществления требования".

Использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъек­тивное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совер­шения юридических действий (передача вещи в залог, даре­ние, продажа и т.д.), через предъявление требования к обя­занному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если дол­жник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном по­рядке).

Применение права. Осуществляется только специально уполномоченным на то лицом. Возникает тогда, когда субъекты права не могут без помощи властного органа реализовать свои права и обязанности, либо когда необходимо государственное принуждение, в случае возникновения правовых споров, конфликтов, правонарушений.

 

Вопрос 20. Социальные и технические нормы. Юридико-технические регуляторы.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подраз­деляются прежде всего на две большие группы: социальные и техни­ческие.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регу­лирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы — отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «чело­век и орудие трудам, «человек и производство».

Социальные и технические нормы помимо предметов различаются также по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим парамет­рам. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело в человеческой деятельностью, а различия — в объектах и методах ре­гулирования.

По мере развития цивилизации, социальные нормы все более и более дифференцируются. Выделяют:

· нормы обычаи;

· нормы регуляторы;

· правовые нормы;

· нормы морали;

· религиозные нормы;

· корпоративные нормы.

Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать юридико-технические регуляторы – нормы технические по содержанию и юридические по форме и характеру охраны от нарушений. Это в основном нормы, действую­щие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения, перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с орудием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями. Не случайно их иногда именуют подвидом социальных норм.

При нарушение этих норм возникает юридическая ответственность.

 

Вопрос 21. Основные правовые системы современности: общая характеристика.

Сравнительное правоведение или юридическая компоротивистика как система направлений правовых исследований возникает в 1990г., когда проходит первый Конгресс по сравнительному правоведению. После 1990 г. начинает формироваться правовая картина мира.

К настоящему времени выделяют несколько видов правовых семей объединяющих разные, но близкие между собой правовые системы.

Выделяют 2 классические правовые системы: романо-германская (европейско-континентальная) и англо-саксонская (семья общего права). Многие российские авторы выделяют славянскую правовую семью (Восточно-славянская, южно-славянская, западно-славянская).

Романо-германская правовая система включает в себя романскую группу (Франция, Италия, Испания), германскую группу (Германия), группу Латино-Американских государств (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Венесуэла).

Возникает на основе римского права. Основным источником является – ЗАКОН. Преобладающая форма выражения закона – КОДИФИКАЦИЯ. В законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Все отрасли делятся на публичные и частные. Судебный прецедент используется в качестве вторичного источника права. Таким образом, судебная власть применяет право, толкует права, но не создает право.

Присутствует разделение на материальное и процессуальное право. Однако основной акцент сделан на материальное право. Подготовка юристов ведется в ВУЗах, влияние правовой науки на правовую практику очень высоко.

Англо-саксонская правовая система не знала обновления ни на базе римского права, ни в силу кодификации. Оно развивалось автономным путем, так как сфера развития данной правовой системы географически ограничивалась Англией и Уэльсом.

В группу английского права входят наряду с Англией США (кроме Луизианы), Канада (кроме Квебек), Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи.

В отличии от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и выраженная в судебных (админ.) прецедентах. Судебный прецедент - судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Деление права на публичное и частное отсутствует. Право делится на право законодателя и право справедливости.

Авторитет судебной власти и ее автономии от других ветвей власти – АБСОЛЮТЕН. Высокий уровень эффективности правосудия.

Вопрос 22. Формы права и источники права. Виды форм права.

Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права вовне.

Для обозначения этого явления в юридической литературе используются как тождественные понятия «форма права» и «источники права».

В настоящее время термин «источник права» имеет несколько значения:

1. источник познания права;

2. источник толкования права;

3. источник оформления права.

Под формой права подразумеваются, как уже говорилось, определенные способы внешнего выражения права как одного из компоненты «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы — упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера.

В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (нормативные предписания, институты, отрасли). Под внешней — объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Источник (форма) права – это материальная оболочка правовых норм, их носитель.

Виды форм права:

1. Правовой обычай — по своей природе довольно консер­вативен, так как возник в результате многократного повторения и обоб­щения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, передающихся из поколения в поколение.

2. Судебный прецедент представляет собой судебное решение, которое принимается за образец (правило) при после­дующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоя­тельство.

3. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совер­шенной формой современного права. Они обладают такими качествами, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного разви­тия, четко





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.