Закон: его понятие и роль в демократическом государстве Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон. В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения. Закон— это обладающий высшей юридической силойнормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболееважные общественные отношения. Характерные признаки закона как ведущего источника права: 1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права. 2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа. 3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. 4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. 5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Вопрос24. Политические партии, их место и роль в осуществлении власти. Традиционно политические партии являлись основным участником политической жизни страны. М. Вебер предлагает собственный вариант периодизации развития партий в Европе. 1) с 14в. по 18в. – партии как узкие группировки аристократов вокруг монархов; 2) с 18в. по середину 19в. – партии как политические клубы (не фиксированные образования); 3) с середины 19в. по настоящее время – партии парламентского типа. В конце 19в. – начало 20в. в Европе возникли новые партии, которые стремились к захвату государственной власти и преимущественную ориентацию на внепарламентский путь (РКП(б), Партия итальянских фашистов Б.Муссалини). В СССР существовала однопартийная система. Партия срослась с государственным аппаратом и выполняла не только политические функции, но и хозяйственные функции. В 1990 г. ст. 6 Конституции СССР была отменена, где КПСС – ядро политической системы. После 1991 г. Россия встает на путь многопартийности. Тем не менее большой роли партии в политической жизни страны не играет. Только после 2000 г. партийный строй упразднен. В России ДЕ ЮРЕ – многопартийность, ДЕ ФАКТО – а короткие сроки формируется партия Единая Россия, составляющая абсолютное большинство в парламенте. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. Партии выполняют ряд функций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Организация избирательного процесса - важная но далеко не единственная функция партии. Еще одна важная функция партии - отбор и выдвижение политических лидеров. Политику необходима способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последствия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперников и определить наиболее эффективные пути достижения поставленных целей. И наконец важнейшая функция партий в современном демократическом обществе - служить началом связи между гражданским обществом и государством. Вопрос 25. Правовые отношения как форма общественных отношений. Правовые нормы и правоотношения. Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Если норма права — статическое состояние правового регулирования, то правоотношения — динамическое. Категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. Для того чтобы возникли правовые отношения необходимо наличие нескольких условий: — норма права; — юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство); — наличие субъекта, обладающего право- и дееспособностью. Без названных предпосылок правоотношение невозможно. Тем не менее «норма права» и «правоотношение» находятся в сложной взаимосвязи: 1) норма права и правоотношение выступают элементами механизма правового регулирования; 2) норма права — основа возникновения правоотношения; 3) норма права устанавливает круг субъектов правоотношений; 4) норма права в своей гипотезе предусматривает условия возникновения правоотношения, т.е. фиксированный юридический факт; 5) норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения; 6) норма права в санкции содержит указание на возможные по следствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения). Таким образом, правоотношение — есть форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие. В юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения: 1. Норма права - (воздействует) - общественные отношения - (порождает) - правоотношения; 2. Норма права – (порождает) – правоотношения – (там самым реализуя) – общественные отношения. Вопрос 26. Основные признаки государства, отличающие его от организации общественной власти родового строя. При всем многообразии форм возникших государств всем им были присущи некоторые свойства, отличавшие их от первобытной организации публичной власти. В самом общем виде можно составить перечень таких отличительных признаков государства. Государство– это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками: 1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на принципе кровного родства всех членов родоплеменного объединения, то государство, в свою очередь, опиралось на принцип территориальной общности своих граждан (подданных). Вообще, территория отдельного государства предполагает под собой пространственные пределы, границы, отделяющие его от иных мировых государств. От территории также зависят порядок формирования и структура органов управления, их задачи и функции. Признаком государства является не территория сама по себе, а территориальная принадлежность граждан. 2. В возникшем государстве публичная власть уже не совпадает с волей всего населения в целом, а носит конкретный политический характер. В данном случае государственная воля обладает следующими специфическими характеристиками: • если общественная власть первобытно-общинного строя выражала интересы всего общества в целом, и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть в первую очередь представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса; • реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах, тогда как реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; • выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.). 3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов. 4. Если при первобытно-общинной организации общества господствовала так называемая «власть авторитета» (т. е. власть старейшин общества), то политическая (государственная) власть представляет собой так называемый «авторитет власти». 5. Публичная власть в государстве, в отличие от общественной власти, включает в себя не только классовое, но и общечеловеческое начало. Вопрос 27. Монархия и республика как формы правления: основные различия и перспективы развития. Форма правления — организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. Подразделение форм правления на монархию и республику является исторически первой и самой общей их классификацией. Монархия— это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти. Монархическая форма правления отличается следующими признаками: 1. существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, царя, императора и т.п.), который как правило, пользуется властью пожизненно. Власть монарха распространяться на: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти. 2. Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. 3. наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем 4. монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чего он становиться помазанником Бога). 5. отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства. Монарх считается свободным от ответственности. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления — это как бы идеал, типичная форма монархии. Республика— форма правления, при которой: — государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; — представительная власть сменяема, избирается на определенный срок; — законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. Признаки республики: 1) выборность и сменяемость представительной власти; 2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи; 3) производный характер государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа; 4) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества. Монархия и республика совсем разные по своей структуре. Исходя из этого, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяя эффективнее управлять социально структурированным обществом. Перспективы развития: 1. 20 в. Период господства республик, появляется большое количество нетипичных форм республики. 2. перспективы развития у монархии есть т.к. она сочетается с демократией, рыночной экономикой, либерализмом. Вопрос 28.Понятие нормы права . Структура норм права. Характеристика ее элементов. В переводе с лат. «норма» означает правило, руководящее начало, образец. Взаимоотношения людей в обществе регулируются достаточно разнообразным кругом социальных норм: нормами морали, нормами традиций, обычаев, религиозными нормами и др. Особое место среди них занимают нормы права (правовые нормы). Нормы права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, формально определенное и отраженное в соответствующих актах государства, целью которого является регулирование отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в тех или иных сферах общественной жизни, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством. Элементами нормы права являются: гипотеза (предположение), диспозиция (распоряжение), санкции. Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» — это условие действия нормы права, «то» - правило поведения, «иначе» - это те неблагоприятные последствия, л вторые возникают у правонарушителя . Гипотеза — это часть нормы права, где указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения - исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило. В ней указываются юридические факты, наличие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В зависимости от строения гипотезы подразделяются на: простые (предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма)и сложные(связывает действие нормы с наличием двух или более условий). Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза - она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы, но для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на:абстрактные (указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание наих общих, родовых признаках)и казуистические(связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями). Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия наступления действия юридической нормы, приведения в движение ее диспозиции. Диспозиция — это само правило поведения - действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения. В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на: управомочивающие(предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения), обязывающие (возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения) и запрещающие(содержащие запрет совершения определенных противоправных действий или бездействия). В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция. Санкция — это обеспечивающий механизм нормы права - указание на те неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т.п., которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции). По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя. Санкции юридических норм можно классифицировать по их отраслевой принадлежности: уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовых санкции. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на: правовосстановительные (возместительные) и штрафные(карательные). В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на: Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Альтернативные санкциипозволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один — наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Вопрос 29. Правовая система (понятие, структура и функции). Подправовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.). Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Она соотносятся как часть и целое. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. С.С. Алексеев в качестве структурных элементов правовой системы предлагает выделить 3 группы: 1. Система права – это строение права по отраслям и институтам. Это основа, ядро правовой системы. 2. Юридическая идеология – это система теорий, доктрин, система юридического образования. 3. Юридическая практика – это система правоохранительных органов, система судов и т.д. Правовая система, как правило, выступает в юридической науке чаще всего как «национальная правовая система». Функции правовой системы: 1. регулятивная; 2. охранительная; 3. интегрирующая; 4. стабилизирующая; 5. право-культурная. Вопрос 30. Система государственных органов и разделение властей. В современной России на Конституционном уровне (ст. 10) закреплена американская модель разделения властей, теоретическая основа которого была основана Ш. Монтескье в работе «О духе законов», а практическую реализацию и модернизацию оно получило в конце 18в. в США, где четко была сформулирована система «сдержек и противовесов». Тем не менее, в современных условиях, когда государственные органы все более и более дифференцируются, а система их усложняется, существующие 3и ветви власти уже не отвечают их потребностям. Даже в Конституции РФ имеется ряд противоречий: 1. ст. 11 К РФ – закрепляет уже не 3, а 4 ветви власти, включая Президентскую власть; 2. ст. 7 К РФ – в главу «о судебной власти» включает Прокуратуру, которая по своим функциям и природе никакого отношения не имеет, а относится к контрольно-надзорной власти. Кроме этого некоторые авторы предлагают выделять Избирательную ветвь власть. К РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Органами осуществляющими государственную власть на общефедеральном уровне выступают: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство и Суды РФ. Президент Российской Федерации. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент какглава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти. Он является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях. Президент избирается на 6 лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным органом России являетсяФедеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы — принятие законов. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляетПравительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента. Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя: 1. Федеральные министерства; 2. Государственные комитеты РФ; 3. Федеральные комиссии России; 4. Федеральные службы России; 5. Российские агентства; 6. Федеральные надзоры России; 7. Иные федеральные органы исполнительной власти. Понятием системы исполнительных органов власти, или органов государственного управления, как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации. Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Согласно Конституции и ФКЗ «О судебной системе РФ», правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ. Судебная система РФ охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Вопрос 31. Понятие и классификация юридических фактов. Юридический факт – это важная сторона в существовании и динамики правоотношений. Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом. Придание правового характера тем или иным жизненным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников общественных отношений. В основу наиболее принятой классификации юридических фактов могут быть положены два начала: 1. Отношение юридических фактов к воле лица. 2. Отношение юридических фактов к норме объективного права. По первому признаку различаются юридические факты, которые совершаются без участия воли лица - юридическими событиями, а также те, которые совершаются при участии воли лица - юридическими действиями. Второй классификационный признак приводит к делению всех юридических фактов на правомерныеи на противоречащие объективному праву, т. е. неправомерные. По характеру наступающих последствий их делят на правообразующие, правоизменяюцщеи правопрекрашаюшие. Например, факт смерти человека является обстоятельством, прекращающим правовые отношения между умершим и его супругом, детьми, компаньонами; и в то же время этим фактом открывается право на наследство (правообразующий факт). В зависимости от того, возникают ли жизненные обстоятельства по воле человека или помимо нее, юридические факты делят на событияи деяния (действия или бездействие). События не зависят от воли и желания человека (землетрясения, наводнения, пожар и\ др.), но порождают для него юридические последствия и помимо его воли. Выделяют абсолютные (вообще не связаны с волей человека) и относительные(не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других лиц) события. Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, совершаются ими сознательно.Действия (бездействие) в свою очередь делятся на правомерныеи неправомерные. Правомерные действия, в зависимости от намерений лица, направленности его воли, делятся на юридические акты (правомерное действие, совершаемое с намерением достичь юридического результата)и юридические поступки (действие, которое не направлено на достижение юридического результата, но он возникает, помимо его воли, в силу предписаний закона). Неправомерные действия (бездействие) делятся в зависимости от степени их опасности для общества на преступления и проступки. Совершение правонарушения влечет за собой возникновение у правонарушителя обязанности нести юридическую ответственность. Вопрос 32. Право и мораль: соотношение и взаимодействие. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются. Традиционно считается, что ПРАВО – это минимум нравственности, т.е. МОРАЛЬ предъявляет человеку более жесткие требования, при менее жестких санкциях. Мораль и в Европейской и в Восточной традиции считается внутренним регулятором с внутренним миром человеческого воспитания. Право имеет государственную природу, значит это внешний регулятор общественных отношений. Взаимодействие права и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т. д.), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере, в странах европейской культурной традиции. Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законодательных нормативных актах нередко использование оценочных понятий нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой — нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций). Однако здесь следует заметить, что «особо широко распространенными продолжают оставаться ошибочные представления о том, будто право должно быть моральным, нравственным... Но подобное требование означает что содержание закона (позитивного права) должно быть не правовым, а моральным. Но подобное моральное правопонимание неизбежно деформирует существо не только права, но и морали, поскольку морализация права неизбежно сопровождается юридизацией морали». Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества. Вопрос 33. Правотворчество. Правотворческая и законодательная инициатива. Одно из важнейших направлений государственной деятельности — правотворчество. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). Правотворчество — одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их многоплановость включает структурное содержание правотворческого процесса: 1. включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение и т.д.); 2. в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта Нормативного акта. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: 1. Демократизм и гласность правотворчества. Заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. При этом осуществляется привлечение граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает гарантией государственной функции. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум. 2. Профессионализм правотворчества. К такой деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококфалифицироваными юристами. 3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию НПА должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования НПА, а также строгое исполнение правил юридической техники, и содержание правовых актов не должно быть «антиправовым». 4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными. С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: Правотворчество государственных органов – это разветвленная деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию. Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны,неподлежат никакому утверждению. Таким образом,правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования. Согласно статье 104 К РФ, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Вопрос 34. Признаки права, отличающие его от других социальных норм. Право — это обусловленная природой человека и общества, выражающая свободу личности и утверждающая справедливость, система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Данное определение раскрывается и конкретизируется через систему признаков: 1. Социальность - основное содержание права, обеспечивающее его общесоциальную и классовую функции: организацию производства, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, господство классов или социальных групп в обществе. 2. Нормативность. Право имеет нормативный характер, выступает как система норм, характеризуемых логической структурой («если…, то…, иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы дозволенного, запрещенного, предписанного. 3. Формальная определенность. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме. Правовые нормы закреплены в законах, судебных и административных прецедентах и т. д. Государство, таким образом, придает форму правовому содержанию. 4. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях: *оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель заставить правонарушителя исполнить обязанность в интересах пострадавшей стороны; * в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию. 5. Интеллектуальне-волевой характер права. Право — это проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений. Волевое начало права предполагает, что в основе его содержания лежат социально-правовые притязания отдельных лиц или их групп, и в этих притязаниях выражается их воля. 6. Неперсонифицированностъ. Юридические нормы не имеют, как правило, конкретного определенного, индивидуального адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. 7. Системность. Право представляет собой достаточно сложнее системное образование. Особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное. Правовые нормы не существуют изолированно, они всегда взаимосвязаны между собой и образуют системы различной сложности (отрасли, институты права и др.). 8. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения и защиты. Наличие процессуального порядка — это характерный признак права, определяющий его связь с различными звеньями государственного аппарата (судом, прокуратурой, полицией и др.). 9. Институционалъность. Появление права всегда связано с определенным сознательным процессом создания норм права — правотворчеством, осуществляемым определенными органами государства, которое тем самым как бы признает возникшие в обществе правила поведения правовыми. Возникновение права в ряде правовых систем (англосаксонской правовой семьи) также связано с деятельностью судов и различных административных органов (судебный и административный прецедент). Моральные нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т.п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Нормы обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Корпоративные нормы— это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодежные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т. д.). Политические нормы— это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений. Вопрос 35. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества. В современном государствоведение, как правило, выделяют 2 группы признаков государства: 1. признаки отличающие государство от родовой общины; 2. признаки предполагающие, что государство отличается от иных организаций современного общества. В этом плане это модернизационные признаки: * государство — единственный официальный представитель всего общества; * государство находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории (институт гражданства); * государство обладает суверенитетом; * государство, как правило, обладает монополией на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, заключает нормативные договоры и т.п.); * государство выступает субъектом международного права; * государство обладает пенитенциарной (наказательной) системой; * государство обладает вооруженными силами, органами безопасности, гарантирующими его суверенитет, территориальную целостность и безопасность; * государство создает систему правосудия в целях разрешения конфликтов в сфере конституционных, уголовных, гражданских, арбитражных и иных общественных отношений; * государство применяет систему налогов и займов; * государство обладает источником единого энергоснабжения и т.п. Вопрос 36. Форма правления: понятие и классификация. Форма правления — организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика. Монархия— это такая форма правления, при которой во главе государства стоит единоличный монарх (король, царь и т. п.). Власть принадлежит ему, как правило, по наследству, юридически бессрочно. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Монарх осуществляет единоличное правление. Все ветви власти объединяются в лице монарха. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Монарх считается свободным от ответственности, т.е. не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. В.С. Нерсесянц выделяет следующие основные разновидности монархии: В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. В представительной монархии власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. Двумя основными историческими формами представительной монархии являются: Присословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей различных сословий — духовенства, дворянства и верхушки нарождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). При конституционной монархии власть монарха на основе конституции ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства. При этом члены нижней палаты парламента (палаты депутатов) избираются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха и т.д. Республика— это форма правления, при которой верховная власть в государстве периодически избирается, а потому является срочной, и лица, исполняющие возложенные на них полномочия по осуществлению государственной власти, ответственны за свои действия. Выделяют 2 вида республики: Президентская республика – это республика, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы правительства. В такой республике правительство назначается самим президентом и оно не несет политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. В президентской республике президент в одно и то же время и глава государства, и глава правительства. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, который формируется на основе всеобщего избирательного права, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формально отличается наличием должности премьер-министра. Правительство ответственно перед парламентом. Речь идет о политической ответственности правительства в целом перед парламентом. Министры считаются солидарно ответственными. Вопрос 37. Понятие и основные виды правомерного поведения. В обществе существует несколько видов поведения. Там где поведение лица имеет юридическое значение, т.е. проходит в правовом поле, имеет место правовое поведение. Правовое поведение может быть 2х видов: 1. правомерное поведение; 2. правонарушении. Правомерное поведение — это сознательное волевое действие лица, направленное на выполнение юридических норм. Можно выделить ряд признаков, характеризующих правомерное поведение: 1) правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм; 2) это, как правило, социально полезное поведение; 3) правомерному поведению присущ признак, раскрывающий его субъективную сторону, которая представляет собой интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершенным действиям. В зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения на виды: 1. Активное поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации лицо действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. 2. Законопослушное поведение — это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. 3. Конформистскому поведению присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все». 4. Маргинальное поведение хотя и является правомерным, но в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного. Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием либо в силу каких-то корыстных мотивов. В этих случаях субъекты лишь подчиняются закону, но не признают, не уважают его. 5. Привычнее поведение когда правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим. В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия, последние делятся на правомерные индивидуальные (поведение и его результат должны быть социально полезны, во всяком случае, не вредны для общества)и групповое поведение (объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий). По объективной стороне правомерное поведение обычно подразделяют на два вида: необходимое (желательное) и социально допустимое. Вопрос 38. Правопорядок как цель и результат правого регулирования общественных отношений. Правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с «принципом законности». Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же — условие правопорядка. Прежде всего, правопорядок — это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Рассмотрим особенности данного явления. 1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2. Это порядок, предусмотренный нормами права. 3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. 4. Он обеспечивается государством. Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Принципы правопорядка. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Системность. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государство правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами. Единство. Все сферы общественной жизни основаны на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемых единством государственной воли и законности, правопорядок один на Территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением. В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной Жизни и социальный прогресс. Государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой — оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни чётко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство. Вопрос 39. Применение права: субъекты и стадии применения права. Применение права это особая форма реализации права, т.к. она всегда связана с властными отношениями, с деятельностью властных субъектов. Применение права — одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций. Выделяют 2 формы применения права: Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права. Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных органов по охране норм права от нарушений. Цель правоохраны — контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, а в случае обнаружения правонарушения — принятия мер государственного принуждения к правонарушителям, создание условий. Признаки применения права: 1. носит властный характер; 2. применяется только уполномоченными, компетентными органами; 3. имеет несколько стадий; 4. осуществляется в процессуальной форме; 5. жестко регламентирована нормами права; 6. связана с применением правоприменительного акта; Субъект правоприменения — это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права. Традиционно правоприменительный процесс имеет 3 стадии: 1. Установление фактической основы дела. Применение права связано с установлением и исследованием конкретных жизненных обстоятельств, образующих в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. Установление и анализ фактических обстоятельств, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов, добытых в установленных законом формах и порядке. 2. Установление юридической основы дела.На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие. А именно: * выбор нормы права; * толкование нормы права; * проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц. 3. Принятие решения по делу — завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. Этот акт должен быть доведен до сведения всех лиц, которые по закону имеют отношение к этому делу. Вопрос 40. Понятие и элементы формы государства. Следует заметить, что вопрос о понятии формы государства является дискуссионным. Основное содержание дискуссии сводится к определению характера и числа элементов, составляющих форму государства. В понятие «форма государства» включаются все особенности внутренней организации государства – такие, как порядок образования и структура государственных органов государственной власти, специфики их территориальной обособленности, характер межведомственных взаимоотношений и отношений государственных органов с населением и т.д. Среди элементов формы государстве выделяют 2 статистических и 1 динамический элементы: 1. Форма правленияхарактеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские. 2. Форма государственного устройстваотражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на: унитарные, федеративные и конфедеративные. 3. Государственно-правовой режимпредставляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти. По виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на: демократические и авторитарные. Разумеется, в реальной жизни и в научных исследованиях форма правления, форма государственного устройства и государственный режим (как и факторы на них влияющие) рассматриваются как неразрывно связанные между собой, взаимодействующие друг с другом и взаимно дополняющие друг друга явления и соответственно отражающие их понятия. Одновременно они проявляются и как относительно самостоятельные феномены. Вопрос 41. Систематизация нормативно-правовых актов. Под систематизацией НПА следует понимать деятельность, направленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему. Выделяют несколько видов систематизации: 1. Инкорпорация— это способ группировки нормативно-правовых актов в сборники или собрания в определенном порядке без изменения их внутреннего содержания, и каждый акт сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Критерии такой группировки могут быть различны: хронологический (по времени их принятия), предметно-тематический (по виду регулирования общественных отношений). Инкорпорация может быть: официальной (упорядочение НПА путем издания компетентными органами их соответствующих сборников) и неофициальной (издаваемая в учебных целях, для просвещения населения) – на нее недопустимо ссылаться в суде. 2. Кодификация — это форма систематизации действующего нормативно-правового материала путем его глубокой и всесторонней переработки и объединения в новый, единый логически цельный нормативно-правовой акт сводного характера. При этом акты теряют свое самостоятельное юридическое значение. В итоге создается новый НПА. Кодификацией занимаются только специально уполномоченные органы. Его нормы рассчитаны на длительное применение и должны учитывать возможные изменения общественной жизни и общественных отношений в будущем. 3. Консолидация - объединение множества НПА в единый укрупненный акт без изменения их содержания. При этом акты теряют свое самостоятельное юридическое значение. Нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (лесное, водное законадательство). По сути же консолидация является неким переходным этапом от инкорпорации законодательства к его кодификации и применяется там и тогда, где и когда: либо отсутствует необходимость, либо отсутствует возможность кодификации законодательства, а его систематизация просто крайне важна и необходима. Вопрос 42. Юридический состав правонарушения. Категория состава правонарушения имеет общеправовое, общетеоретическое значение, используется с определенной спецификой в различных отраслях права. Состав правонарушения — научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: Объектом правонарушенияявляются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Правонарушитель своим действием или бездействием разрушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопорядок. Насколько многообразны отношения, настолько многообразны и непосредственные объекты правонарушений. Ими могут быть имущественные, трудовые права и интересы граж |