ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Проверка знаний учащихся: формы и методы Проверка несет в себе три основные функции: - контролирующую, суть которой в выявлении состояния (наличие, отсутствие, степень усвоения) всех видов результатов обучения. - обучающую, состоящую в умении учителя таким образом организовать проверку, чтобы она принесла пользу каждому обучающемуся. - воспитывающую, состоящую в приучении учеников к систематической работе. Проверка дает возможность выработать критическое отношение к своей работе, помогает верно провести оценку своих сил, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и др., умение организовать свое время. Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще – в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели. Виды проверки: 1. Предварительная – проверка начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН, связанных с предстоящей деятельностью. 2. Текущая проверка – это систематическая проверка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях 3. Тематическая проверка осуществляется по итогам пройденной темы в целом. 4. Рубежная – проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. 5. Итоговая проверка проводится в конце изучения дисциплины или учебного года и служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся предметных ЗУН. Метод - (от греч. metodos - путь к чему-либо) означает способ достижения цели[14]. Методы проверки знаний – это способы деятельности учителя и обучающихся, в процессе которых устанавливается усвоение учебного материала и овладение обучающимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. К методам проверки знаний относят письменные и устные. Письменная проверка знаний может проходить в форме контрольной работы, эссе, тестирования, реферата, проекта, отчет по лабораторной либо практической работе, отчете по экскурсии, исследовательской работы. Устная проверка знаний может проходить в форме индивидуального опроса, собеседования, защиты проекта, ролевой и деловой игры, зачета, экзамена. Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний. Письменная контрольная работа – самая популярная и традиционная форма в школьной практике. Обычно контрольные работы применяют с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольные работы содержат следующие типы задач: текстовые либо экспериментальные. Корректно составленная контрольная работа дает возможность проверить достаточно узкий круг знаний и умений учащихся, а именно, то, насколько обучающиеся способны решать задачи по теме и применять имеющиеся знания для решения экспериментальных задач Количество вариантов контрольной работы – это достаточно спорный вопрос. В обычной школьной практике применяется 2, 4, 6 и даже 8 вариантов, так как учителя хотят как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым обучающимся. Но увеличение количества вариантов ведет к увеличению времени, которое требуется как для проверки контрольной работы педагогом, так и к появлению проблем, связанных с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. Отметим, что подобное недоверие к учащимся не является необоснованным, так как списывать их заставляет совсем не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Для повышения самостоятельности выполнения контрольной работы нужно не повышать число вариантов, а улучшать подготовку учеников к ней. Эссе является одной из форм письменных работ. Эта форма контроля очень важна для формировании универсальных учебных действий учащихся, которые предполагают приобретение основ гуманитарных, социальных и научных знаний, освоение базовых методов научного познания. Эссе – это небольшая по объему самостоятельная письменная работа по теме, которую предложил учитель. Цель эссе - развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. В эссе должна чётко излагаться суть поставленной проблемы, оно включает самостоятельно выполненный анализ этой проблемы, который выполняется с применением концепций и аналитических инструментов изучаемой дисциплины, так же в эссе содержатся выводы, которые обобщают авторскую позицию по поставленной проблеме. Исходя из специфики предмета, формы эссе могут значительно дифференцироваться. В одних случаях это может быть анализ собранных учащимся конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из СМИ, тщательный разбор проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и т. д. Требования к эссе могут меняться в зависимости от конкретной дисциплины, но его качество должно оцениваться по следующим критериям: · самостоятельность выполнения, · способность аргументировать положения и выводы, · обоснованность, · четкость, · лаконичность, · оригинальность постановки проблемы, · уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения). Для написания эссе обучающемуся предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, а так же требования к оформлению. Реферат – это форма письменной работы, которую хорошо использовать при изучении практически всех школьных дисциплин. Обычно, реферат – это краткое изложение содержания научных трудов, литературы по заданной научной теме. Объем реферата составляет 10-15 страниц. На подготовку реферата отводится от 2 недель до месяца. Подготовка реферата включает в себя самостоятельное изучение обучающимся 5-10 литературных источников по заданной теме, которая не рассматривается подробно на уроках, При написании реферата материал должен быть систематизирован и кратко изложен. Цель написания реферата – это привитие учащимся навыков краткого и лаконичного представления собранной информации в соответствии с требованиями, которые предъявляются к научным отчетам, обзорам и статьям. Чтобы учащийся справился на достойном уровне с подобной работой, ему следует предоставить список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению и критерии оценивания реферата. Немаловажно, на наш взгляд, обратить внимание учащихся, на то, что реферат – это не бездумное копирование трудов разных авторов, учащиеся должны понимать, что подобное «творчество» является нарушением авторских прав и называется плагиатом. Уже со школьной скамьи дети должны понимать это. В последнее десятилетие тестирование, как метод проверки знаний, приобрел огромную популярность. На равне с традиционными формами тестирования широко применяется и компьютерное тестирование, этот факт соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации системы образования России. Тесты отличаются от других методов проверки знаний тем, что являются стандартизованной, выверенной процедурой сбора и обработки данных, их интерпретации, тесты дают возможность проверить знания учащихся по большому спектру вопросов, при этом значительно сокращается время на проверку знаний, также тесты почти полностью исключают субъективизм педагога, как в процессе контроля, так и в процессе оценки[15]. При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания. Самыми популярными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос имеет несколько готовых вариантов ответов, из которых нужно выбрать один или несколько верных) и тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос учащийся должен предложить свой ответ, например, дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.). При составлении теста, необходимо учитывать: · цели, в соответствии с которыми проводится тестирование; · характер материала, усвоение которого необходимо выявить; · возрастные особенности испытуемых. Технология тестирования содержит ряд обязательных требований к составлению тестовых материалов: · наличие цели, · краткость, · технологичность, · логическая форма высказывания, · наличие определенного места для ответов, · одинаковость правил оценки ответов, · правильность расположения элементов задания, · одинаковость инструкции для всех испытуемых, · адекватность инструкции форме и содержанию задания. Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким. Без эмпирической проверки задания не могут называться тестовыми. Традиционные вопросы, которые требуют многословных ответов, не рекомендуется включать в тест. Чем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которое соответствует материалам пройденной темы, тем увереннее можно судить о содержательной валидности (что и насколько хорошо тест измеряет), надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями качества теста. В тестовые задания необходимо включать основные, значимые положения, которые обучающийся должен знать в результате изучения дисциплины, поэтому, создавать тест, включающий все вопросы дисциплины, не всегда рационально. Содержание теста определяется с опорой на ряд педагогических принципов: · соответствие содержания теста целям тестирования; · определение значимости проверяемых знаний; · взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий; · репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста; · соответствие содержания теста уровню современного состояния науки; · комплексность и сбалансированность содержания теста; · системность и вариативность содержания. Не менее важным является соотношение теоретических и практических заданий в тесте, а также шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответов. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена. Информатика хотя, стала изучаться сравнительно недавно, но сразу же при изучении этой дисциплины стал использоваться проектный метод обучения. Сначала проекты составлялись в школе с использованием языков программирования (Ваsiс, Раsсаl), сейчас же их изучают мало, и в настоящее время проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах (презентации, электронные таблицы, базы данных, язык гипертекстовой разметки НТМI). Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Исследовательские работы школьников весьма значимы как на этапе школьного обучения, так и в дальнейшей жизни. Ведь подобные навыки учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться. Исследовательская деятельность школьников – это организованная творческая и познавательная работа учеников, которая соответствует по своей структуре научной деятельности и формирует в результате исследовательские умения, познавательные мотивы, способствует усвоению новых знаний и способов деятельности. Современная система образования предусматривает несколько направлений в развитии исследовательской деятельности: · на урочных занятиях; · на факультативах; · в виде внеклассной работы (ведения научного сообщества учеников). Исследовательская деятельность на уроках может происходить, включая данный метод обучения на разных предметах для разных категорий учеников. Так, как вид исследования можно предложить детям сделать какой-либо проект, где они проведут исследование, а в итоге узнают много нового. Лабораторно-практические занятия — это организованная педагогом практическая деятельность учащихся, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории. Лабораторно-практическое занятие включает в себя три последовательных этапа: · вводную часть (во время которой преподаватель формулирует цель работы, дает задания, инструктирует о ходе работы); · самостоятельную работу (в которую входит выполнение заданий, составление отчета о проделанной работе); · заключительную часть (которую составляют анализ ошибок, подведение итогов и оценивание результатов работы). Индивидуальный опрос – традиционная и очень популярная форма проверки знаний. Ее можно применять и на каждом уроке и как итог изучения темы или курса, то есть как зачет или экзамен. Так же интересной формой проверки знаний является собеседование, когда идет короткое обсуждение нескольких вопросов темы, причем вопросы учитель задает практически произвольно, хотя, для школьников желательно выделить ключевые вопросы и темы собеседования. Защита проекта, а также ролевые и деловые игры – современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения. На современном этапе развития образования для проверки знаний учащихся используют так же виртуальные лабораторные работы, компьютерное тестирование, комплексные ситуационные задания, учебные практические задачи. Подведем итог о вышесказанном. С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментов в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. Информатика – это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять как формы проверки знаний, подходящие для гуманитарных предметов (реферат, эссе), так и формы, характерные для предметов естественнонаучного цикла (тесты, лабораторные и практические работы и т.п.). Для проверки предметных знаний всех обучающихся информатике широко применяют тестирование, отчеты по лабораторным и практическим работам, экзамен. В зависимости от возраста обучающихся для проверки знаний по теме разумно использовать такую форму проверки как зачет. Но эта форма проверки более подходит для учащихся 8-9 классов и 10-11 классов. Для оценки метапредметных и личностных результатов обучения учащихся актуальны как такие формы проверки как деловая игра, исследовательская и проектная деятельность, защита проектов и исследовательских работ. |