Особенности обучения информатике в условиях введения ФГОС Оглавление Введение. 3 ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ 4 1.1 Особенности обучения информатике в условиях введения ФГОС.. 4 1.2 Место контроля результатов обучения в учебном процессе. 9 1.3 Проверка знаний учащихся: формы и методы.. 14 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕМЕ «» 24 2.1 Характеристика темы.. 24 2.2 Тестовые задания по теме « ». 29 2.3 Письменная контрольная работа по теме « ». 30 2.4 Творческие формы проверки знаний по теме « »: эссе, реферат, проект 31 2.5 Приемы устной проверки знаний по теме « ». 32 Заключение. 35 Список используемой литературы.. 36 Введение Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий как одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ Особенности обучения информатике в условиях введения ФГОС С 1 сентября 2011 года во всех школах России началось внедрение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС). ФГОС – система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1]. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ[2]. Введение ФГОС ООО имеет некоторые особенности. Феденко Л. Делит их на следующие составляющие: определяемые спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, которые происходят или вне, или внутри самой системы образования[3]. К основным принципам ФГОС относят принципы преемственности и развития. В стандарте для каждой ступени общего образования имеется личностный ориентир, который называют портрет выпускника соответствующей ступени. Выпускник старшей ступени владеет всеми характеристиками ученика предыдущей ступени, при этом его развитие расширяется и углубляется. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Данный компонент стандарта является главным и системообразующим, то есть новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты[4]. Требования к результатам задаются описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам. В Приложении 1 представлен перечень нормативного обеспечения ФГОС. Во ФГОС меняется отношение к итоговой оценке результатов обучения. Предмет итоговой оценки – освоение предметных и метапредметных результатов, которые нужны для последующего продолжения образования. При проведении итогового оценивания учитывают, на сколько сформированы умения выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка состоит из результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Первая оценка говорит о динамике индивидуальных достижений ученика, а вторая фиксирует знания, умения, навыки, а также уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Компоненты основной образовательной программы основного общего образования (ООП) распределяются на три раздела: · Целевой (содержит планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения), · Содержательный (программа развития универсальных учебных действий, дополненная вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности.), · Организационный (содержит учебный план и систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов). Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования 80% к 20%, для основного общего образования — 70% к 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов. Рассмотрим более детально ту часть ФГОС, которая касается дисциплины «Информатика». В основании ФГОС находится системно-деятельностный подход, цель его – развитие личности. Системно-деятельностный подход определяет и помогает отслеживать ценностные ориентиры, встраиваемые в новое поколение стандартов образования. Исходя из данного контекста можно определить роль учителя в современной школе. Это не «транслятор» знаний, а организатор спланированной учебной деятельности[5]. На основании ФГОС ООО курс «Информатика» включается в предметную область «Математика и информатика». Исходя из Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.), на изучение курса информатики и ИКТ отводится в 8 классе 1 час в неделю, а в в 9 классе 2 часа в неделю, но изучение информатики не предусматривается в 5–7 классах. Но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет как в начальной школе, так и в 5–7 классах. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики[6]. Согласно ФГОС ООО, на изучение курса информатики определяется 1 час в неделю в 7–9 классах с общим количеством часов – 105. С целью углубленного изучения предмета или выстраивания непрерывного курса изучение информатики можно осуществлять с 5 по 9 классы (пять лет по 1 часу в неделю). Часы для 5 и 6 класса берутся за счет часов, формируемых участниками образовательного процесса. Еще раз отметим, что результаты обучения в ФГОС ООО делятся на личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Они формируются с помощью освоения содержания общеобразовательного курса информатики[7]. Личностные результаты определяются готовностью и способностью обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированностью их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способностью ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. В состав метапредметных результатов входят универсальные учебные действия, которые обеспечивают возможность обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности и создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях, овладевают математическими рассуждениями, учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты, овладевают умениями решения учебных задач, развивают математическую интуицию, получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях[8]. |