СОБЫТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Композиция— взаимное расположение и соотнесенность элементов литературного текста, т. е. построение художественного произведения. Конфликт— противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Сюжет— ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор в литературном произведении и воспринимает читатель. Фабула— цепь событий, составляющих сюжет, в их хронологической последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА. Лирический сюжет не похож на эпический. В лирике изображается момент внутренней жизни человека, его переживания. Поэтому нет развернутого описания событий, имеющих начало и конец, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки и т.д. Это изображение динамики переживаний. Под переживанием следует понимать любое чувство, эмоцию, настроение, мысль, вызванные любыми обстоятельствами жизни. Это может быть любовные чувство, патриотическое высказывание, философское суждение, радость или тревога. В отличие от эпоса и драмы, в лирике переживание самоценно, завершено внутренне, воспринимается как самостоятельный факт. Основные элементы сюжета Экспозиция— изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия — завязки и развития конфликта. Завязка— событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения. Развитие действия— ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом. Кульминация— момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта. Развязка— заключительный эпизод в развитии конфликта (чаще всего — его разрешение) и действии литературного произведения. Внесюжетные элементы Лирическое отступление— фрагмент повествования, в котором автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или размышляет на темы, не связанные с магистральной линией произведения непосредственно. Лирические отступления открыто вводят в произведение субъективную позицию автора. Пролог— вступление, вводная часть, предваряющая начало действия и представляющая читателю его предысторию. Эпиграф— короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения. Эпилог— заключительная часть произведения, сообщающая о судьбах героев, о событиях их жизни, произошедших после завершения сюжетного действия. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ. Лирика не создает сложных композиционных форм. Но возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции или, напротив, содержащие прямое высказывание. Стихотворение может иметь кольцевую композицию. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений (выражений противоположности черт, явлений), на антитезе (резком противопоставлении явлений). ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ. Лирические образы необычайно емки, тесно связаны между собой, поэтому говорят об образном строе стихотворения. Истолкования требуют: - образ лирического героя; - аллегорические образы (под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица, явления, предметы); - символические образы; - образ-переживание; - предметный мир. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ. Лирический герой — тот, переживания которого отражены в произведении. В повествовательной и описательной лирике это герой, который именно так увидел событие и картину. Лирического героя следует отождествлять с автором. АНАЛИЗ ЯЗЫКА. ЛЕКСИКА Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску. Классифицируя в самом общем виде лексику стихотворения, можно выделить несколько групп: Высокая лексика связана с архаизмами, устаревшими словами, словосочетаниями, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, которые употребляются для усиления художественной выразительности, придания речи торжественности или ироничности. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С. Пушкин) Поэтизмы — это подчеркнуто красивые поэтические слова и обороты. Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам!.. Творенью пир дает природа, Свиданья пир дает сынам!.. (Ф.И. Тютчев) Прозаизмы — слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мотивировано. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, надоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. В. Маяковский) ТРОПЫ (троп— употребление слова или выражения в переносном значении) Поэтическая речь всегда несет больше информации, чем те же слова в прозе. Большая смысловая емкость стихов достигается за счет того, что специальные изобразительные средства плотно заполняют стихотворный текст. Эпитеты- художественные определения. - постоянные (добрый молодец, чистое поле, дальний путь, сырая земля, золотая осень)’, -изобразительные (лазурная высь, изнеженные пальцы, тенистый сад, шелковый узор, лиловые сумерки)’, - лирические (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет)’, - сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золотистое яблоко); - метафорические (снежинка смелая, нежная березка, колючая лестница, туманящий сон). Эпитеты выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают. Сравнения - способ описания или характеристики природы, человека, действия и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, точно, будто, подобно, словно, что.Сравнения обычно точны, емки, образны. Их роль различна: - рисуют внешний облик героя; - передают характер героя: - создают картину и вызывают должное впечатление: - передают авторскую оценку: а) сочувствие герою, б) печаль, боль, в) восхищение: - создают яркий образ: Сравнения могут быть прямымии отрицательными: |