МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА. ЖАНРЫ ЛИРИКИ





Методические рекомендации

По анализу лирического произведения

 

 

Белгород 2016

Оглавление

 

План анализа лирического произведения
Советы по работе с лирическим произведением
Материалы, необходимые для анализа лирического произведения  

 

План анализа лирического произведения

 

  1. Название автор стихотворения.
  2. Кем и когда написано стихотворение.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
  4. Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
  5. Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
  6. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  7. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  8. Кто лирический герой, каково его настроение.
  9. Особенности построения: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
  10. Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация, Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения
  11. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
  12. Идея стихотворения.

13. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

 

Советы по работе с лирическим произведением:

- прочитай внимательно стихотворение (лучше вслух);

- ответь на вопросы: о чем стихотворение (что хотел сказать автор)?

- какие чувства стихотворение вызвало?

- прочитай стихотворение еще раз, проверяя, весь ли текст соответствует твоему представлению о нем (часто в стихотворениях передается смена чувств лирического героя, используется антитеза: приводятся суждения об образах-антиподах);

- подумай, для чего автор написал стихотворение именно так? В чем роль каждого элемента, тропа?

 

После этого приступай к работе по схеме.

- запиши сведения пунктов 1-3 – это обязательная информация и должна присутствовать в любом анализе произведения;

- если самостоятельного названия у стихотворения нет, то вместо него в кавычках указывается первый стих (первая строка) стихотворения с многоточием;

- выделите пункты, которые связаны с особенностями стихотворения, отличают его от других произведений этого автора, других поэтов;

- анализ может быть сделан в виде схемы, но лучше, если будет написан как целостный текст.

 

ВАЖНО помнить, что анализ нужен не сам по себе, а для того, чтобы лучше понять произведение и наиболее точно передать свои суждения о нем.

 

Материалы, необходимые для анализа

Лирического произведения

 

МЕСТО СТИХОТВОРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА. При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта, или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. Так, написанное А.С. Пушкиным в 1821 г. послание «В.Л. Давыдову» отражает бунтарский настрой поэта, особенно ясно выразившийся в финале стихотворения.



При определении места стихотворения в творчестве поэта важно понять, носит ли оно программный характер, т. е. является ли оно таким произведением, в котором выявились важнейшие цели и принципы творчества художника (к программным пушкинским стихотворениям относятся «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт» и др.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА. ЖАНРЫ ЛИРИКИ

Лирическое стихотворение — произведение небольшого объема, написанное стихами. Универсальное обозначение жанра лирики.

Ода торжественное, патетическое, нравоучительное стихотворение.

Романс, песня — стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.

Послание— стихотворное письмо. Обращение к конкретному адресату с просьбой, увещеванием, мольбой, советом.

Элегия — стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращенное к глубоко личным темам, к раздумьям о любви, природе, философских проблемах.

Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика (М. Ю. Лермонтов «Она не гордой красотою…», Б. Л. Пастернак «Зимний вечер»), пейзажная лирика (А. А. Фет «Чудная картина…», С. А. Есенин «За темной прядью перелесиц…»), лирика дружбы (А. С. Пушкин «19 октября» (1925), Б. Ш. Окуджава «Старинная студенческая песня»), гражданская и патриотическая лирика (Н.А.Некрасов «Родина», А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»), философская (медитативная) лирика (Ф.И. Тютчев «Последний катаклизм», И.А. Бунин «Вечер»), тема поэта и поэзии (Е.А. Баратынский «Мой дар убог и голос мой не громок…», М.И.Цветаева «Роландов Рог»).

ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ - предмет поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор, жизненного явления, которое вызвало заключенное в стихотворении переживание. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического).

Стихотворение И.А. Бунина «Вечер» относится к философской лирике. Поэт задается вопросами: почему «о счастье мы всегда лишь вспоминаем…», что дарует человеку ощущение счастья, что мешает осознать в настоящую минуту полноту и гармонию бытия. Но это стихотворение по праву может быть отнесено и к пейзажной лирике, поскольку Бунин не просто говорит о красоте мира, но и пластично ее изображает, описывая вечереющий день, «чистый воздух, льющийся в окно», «бездонное небо», в котором «легким белым краем встает, сияет облако».

Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При ее определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося ее с «вечными» для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов. В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную закрепленность в тексте и является устойчивым формально-содержательным компонентом произведения.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.