ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ И ДОГОВОРНАЯ РАБОТА Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок. В процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие функции между производством и потребителями. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями. Хозяйственные связи по поставкам товаров представляют собой совокупность экономических и правовых взаимоотношений по поводу закупок или продаж, возникающих между изготовителями, потребителями и организациями производственной инфраструктуры. Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком. Система хозяйственных связей включает, в частности: - участие торговых организаций в разработке организациями-поставщиками планов производства продукции посредством предоставляемых заявок и заказов; - хозяйственные договоры; - контроль над соблюдением договорных обязательств; - применение экономических санкций; - участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; - проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; - установление административно-правовых норм и другие взаимоотношения. Предметом хозяйственных связей выступает поставка или купля-продажа товаров и услуг. В качестве субъектов хозяйственных связей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели любых организационно-правовых форм, принявших на себя обязательства обеспечения тех или иных условий осуществления хозяйственных связей. Цели установления хозяйственных связей: - согласование потребностей с предложениями товаров по месту и времени; - непрерывность процессов производства; - непрерывность процессов обращения и потребления. Установление хозяйственных связей предполагает выполнение следующих коммерческих функций: - воздействие торговли на выпуск промышленными предприятиями необходимых рынку товаров через ее участие в формировании планов производства; - работа по заключению хозяйственных договоров; - обеспечение выполнении договорных обязательств и имущественнаяответственность за их несоблюдение; - организации оптовых закупок и продажи; - рекламно-информационная работа; - установление оптимальных финансовых отношений между партерами по хозяйственным связям; - правовое регулирование хозяйственных взаимоотношений [9,c . 102]. Эти функции и их значимость меняются по мере развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и ответственности сторон, вступающих в хозяйственные связи. Хозяйственные связи по поставкам товаров могут устанавливаться: 1) через систему единых государственных заказов; 2) путем прямых горизонтальных связей между предприятиями промышленности и организациями торговли и общественного питания; 3) с помощью посреднических фирм, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и покупателями на договорной основе; 4) через систему организованных товарных рынков: товарные ярмарки, аукционы, товарные биржи и другие рыночные образования. Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Система хозяйственных связей формируется на основе свободно совершаемых актов купли-продажи по инициативе сторон и путем распределения отдельных видов товаров, а также для государственных нужд. Хозяйственные связи на поставку товаров различают по структуре и составу участников, срокам действия, ведомственному признаку. Структура хозяйственных связей может быть простой и сложной. Простые хозяйственные связи заключаются непосредственно между предприятием — изготовителем товаров и розничными торговыми организациями. Они устанавливаются при закупке многих продовольственных товаров, особенно скоропортящихся, а также непродовольственных, имеющих несложный ассортимент и крупногабаритных. Такие связи называются прямыми. Главным условием возможности применения прямых хозяйственных связей является величина потребления сырья, материалов и т.п. в месяц или квартал. Если эта величина равна или больше транзитной нормы, возможно использование прямой структуры связей. Основными достоинствами прямых хозяйственных связей являются: а) увеличение источников закупки товаров и возможность их выбора; б) сокращение сроков доставки товаров; в) возможность оперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента и повышения качества товаров; г) отсутствие посредников; д) снижение степени коммерческого риска. Преимущества прямых хозяйственных связей могут быть достигнуты за счет устранения лишних звеньев, исключения перевалки товаров, ускорения товарооборачиваемости, повышения эффективности воздействия на изготовителя по вопросам обновления ассортимента, повышения качества товаров, сокращения времени на согласование условий поставки. Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у производителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Сложные хозяйственные связи предполагают участие в них различного числа посредников. Склады посреднических организаций, получив от изготовителей продукцию транзитными партиями, отпускают ее розничным торговым организациям и организациям общественного питания в количествах ниже транзитных норм, т.е в соответствии с действительной их потребностью. По срокам действия заключенных договоров различают разовые, краткосрочные, среднесрочные и длительные хозяйственные связи. Если потребность в товарах систематическая, предпочтение следует отдавать прямым длительным хозяйственным связям, они гарантируют большую стабильность. Но ведомственной принадлежности участников различают межсистемные и внутрисистемные хозяйственные связи. Межсистемные (внешние) хозяйственные связи характеризуются их установлением между различными организациями и предприятиями, а внутрисистемные (внутренние) – внутри системы, т.е. между ее структурными подразделениями. При межсистемных договорных связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между организациями различных систем, министерств, ведомств. Внутрисистемными хозяйственными связями называются договорные отношении между организациями одной системы (например, потребительской кооперации). В хозяйственных связях по поставкам товаров между поставщиками и покупателями четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование хозяйственных связей, их оформление и реализация. Этап формирования хозяйственных связей состоит из подготовительных планово-организационных мероприятий, включающих планирование розничного товарооборота, товарных ресурсов и их распределение, составление заявок и заказов на производство, поставку товаров, изучение и определение источников и поставщиков - производителей товаров, чья продукция не распределяется в плановом порядке. Этап оформления хозяйственных связей представляет собой принятие участвующими в них предприятиями взаимных обязательств, которые определяют их права и обязанности по поставкам товаров в форме различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и промышленности. Заключение договоров на поставку товаров означает осуществление закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адрес получателей. Более подробно порядок заключения и расторжения договора поставки будет рассмотрен ниже. Этап реализации хозяйственных связей представляет собой процесс выполнения участниками взятых на себя в соответствии с заключенными договорами взаимных обязательств по поставкам товаров: организацию отгрузки поставщиками товаров в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренных договором, приемку отгруженных товаров получателями, расчеты за поставленные товары. Хозяйственные связи поставщиков и покупателей должны строится на основе равноправных деловых партнерских отношений, хозяйственной самостоятельности торговых предприятий, строгой материальной и финансовой ответственности за выполнение принятых обязательств. Все это повысило роль договора, который сейчас является единственным правовым и экономическим документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке товаров. Организация договорной работы на уровне современных требований составляет одну из важнейших функций коммерческой службы. Коммерческие работники обязаны обеспечивать своевременное и качественное заключение различных договоров с поставщиками товаров, организовывать контроль и следить за выполнением договорных обязательств, как самого предприятия, так и субъектов хозяйствования перед предприятием, кроме того, устанавливать оптимальные финансовые взаимоотношения между предприятиями. Договорная работа включает следующие этапы: • преддоговорный; • заключение, изменение и расторжение договора; • учет и контроль исполнения договорных обязательств. Преддоговорный этап предполагает подготовку организаций торговли к заключению договоров с поставщиками товаров. На этом этапе коммерческие и юридические службы (специалисты) ведут предварительные переговоры с потенциальными поставщиками о предстоящей сделке, готовят проекты договоров и необходимые документы. В результате проведенных переговоров разрабатывается проект договора, который может быть представлен противоположной стороне любой из сторон по собственной инициативе. Хозяйственные связи оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками хозяйственной связи. Хозяйственный договор – соглашение, заключаемое между предприятиями и организациями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств. В практической деятельности торговых организаций и организаций общественного питания используются следующие основные виды хозяйственных договоров: 1. договор купли-продажи – это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель – принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену); 2. договор комиссии – это договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента; 3. договор консигнации – договор, по которому одна сторона (консигнант) передает свой товар другой стороне (консигнатору) и поручает ей от своего имени осуществлять за вознаграждение дальнейшую реализацию поставленного по договору товара; 4. договор поставки товаров для государственных нужд – договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров; 5. договор поставки – договор, согласно которому поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимый товар или закупаемый им товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять и оплатить его. Договоры поставки могут заключаться на различные периоды: год или более длительный срок; поставки могут быть сезонные и разовые. Для обеспечения и ускорения оформления договорных отношений в практической деятельности организаций торговли с поставщиками товаров применяется пролонгация, т.е. продление договора. Продлять договор на следующий период можно в том случае, если его условия устраивают обе стороны. В долгосрочных договорах количество и ассортимент товаров, как правило, определяются на год, поэтому для их пролонгации при заключении договора делают запись о порядке согласования отдельных условий поставки на следующий период. Если в договоре такой порядок не определен, то он считается заключенным лишь на срок, на который согласованы существенные условия поставки товаров. Договор вступает в силу и становится обязательным для поставщиков и покупателей товиров с момента его заключения. После этого у сторон возникает взаимная ответственность за выполнение договорных обязательств по поставкам товаров. В процессе исполнения договора поставки между сторонами могут возникать разногласия, приводящие к спорам и требующие изменения или расторжения договора. Порядок решения этих вопросов регламентируется Гражданским кодексом Республики Беларусь и отражен в Положении о поставках товаров в Республике Беларусь. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, изменение или расторжение договора возможно: • по соглашению сторон; • по требованию одной из сторон. В этом случае необходимо решение хозяйственного суда; • в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законодательством или соглашением сторон. При изменении или расторжении договора по соглашению сторон инициатор такого решения должен предупредить партнера в установленный срок. Сторона, получившая данное предложение, должна ответить в 10-дневный срок о своем согласии, после чего оформляется дополнительное соглашение. К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Республике Беларусь, относятся Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон РБ «О поставках товаров для государственных нужд», Положение «О поставках товаров в Республике Беларусь». Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи определяется порядок заключения и исполнения внешнеторговых договоров. |