ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВВЕДЕНИЕ В КУРС В экономической литературе имеется несколько понятий термина «предпринимательство». Так, Алан Хоскинг, автор «Business studies» — одного из многих систематических изданий Холборнского колледжа (Лондон), дал следующее определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес, как процесс, предполагает определенные функции: ведение финансов и учета, кадровое и материально-техническое обеспечение, производственную, маркетинг, научно-исследовательские и проектные работы. Другие экономисты рассматривают предприниательство как вид конкретной экономической деятельности, организованной в рамках определенной структуры, целью и результатом которой является получение дохода. Любой бизнес, таким образом, имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Предприятие, стремясь выделиться на рынке из среды подобных, создает и регистрирует свои отличия в виде фирменного названия и атрибутов. Здесь понятие бизнеса шире: бизнес рассматривается не только, как процесс деятельности, но и как объект собственности, который можно продать, заложить, застраховать, завещать. В этом случае бизнес становится объектом сделки, товаром. Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, преследующих цели обогащения за счет других субъектов. В основе критической концепции лежат следующие положения: - Бизнес рассматривается как явление, присущее исключительно рыночной экономике. - Бизнес представляется как одна из многих разновидностей человеческой деятельности, в основе которой лежит извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы людей. Составляющие идеи критической концепции бизнеса: - Бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям; - Бизнес всегда направлен на извлечение прибыли любым путем, причем получение прибыли субъектами бизнеса непременно оборачивается убытками других членов общества; - Бизнес — это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе, большинство из которых имеет антагонистический характер; - Бизнес — исторически переходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики. Позитивная концепция заключается в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-политическая деятельность людей, осуществляющаяся в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Позитивная концепция нашла свое отражение в теории общества всеобщего благосостояния, сторонники которой пытались объяснить процессы, происходящие в экономике как полностью бесконфликтные. С позиции позитивной концепции: - Бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга. - Бизнес нацелен на благо общества - Так как бизнес подчинен всеобщим интересам, он представляет собой не противоречивое явление, поэтому нет нужды в поиске альтернатив. - Бизнес является типичной чертой жизни людей - Бизнес способствует укреплению экономики Прагматическая концепция бизнеса рассматривает бизнес как явление неизбежное в контексте развития общества. С одной стороны, данное явление необходимо, с другой — выгодно для людей, которые либо занимаются бизнесом, либо пользуются его результатами. Таким образом, бизнес трактуется как взаимодействие разных членов общества. Одни из них инициируют занятия бизнесом и воспринимаются обществом как бизнесмены, которые стремятся удовлетворить свои корыстные эгоистические интересы. Другие члены общества получают возможность насыщать свои потребности при помощи создаваемых товаров и оказываемых услуг. В целом выделяются следующие этапы прагматической концепции: - Бизнес — необходимый компонент жизни людей. Он объединяет с одной стороны стремления отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой — стремление других людей к удовлетворению потребностей в товарах, работах и услугах. - Бизнес — это противоречивое явление, однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной конфликтов, в общем случае служат источником развития экономики и не имеют абсолютно разрушительный характер. - Бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не всегда совпадающие с интересами других. С одной стороны, естественная конкуренция интересов ведет к конфликту и навязыванию интересов одних людей другим, что может привести к непредсказуемым последствиям для человеческого общества, а, напротив, способствует росту экономики и благосостоянию людей. - Бизнес — это развивающееся явление. Его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Употребляя термин «бизнес», разные исследователи понимают неодинаковые процессы, события и действия людей. Таким образом, бизнес как объективное явление обладает следующими чертами: - Люди становятся субъектами бизнеса под влиянием побудительных мотивов. Они взаимодействуют друг с другом. - Такие действия и взаимодействия предопределяют неизбежность внешних деловых коммуникаций, в ходе которых выявляются различные мотивы и интересы субъектов бизнеса, следовательно, возникают противоречия, а также необходимость их преодоления и сопряжения деловых интересов. - Субъекты бизнеса создают деловое информационное поле. Потоки информации о деловых взаимосвязях содержат данные об особенностях субъектов бизнеса, их поведенческих и коммуникационных мотивах, содержании и технологии сделок. Движение информации позволяет постоянно совершенствовать бизнес и находить новые решения проблем. Выделяют следующие основные родовые признаки бизнеса: - бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках законодательства - бизнес направлен на получение максимально возможного дохода Каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с себе подобными, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в наилучшей их реализации. К родовым признакам относятся: - Стремление каждого участника деловых отношений навязать свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки и тем самым добиться относительно лучших условий. - Способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения с целью достижения наибольшей предпринимательской конкурентоспособности. - Готовность идти на риск. - Способность к компромиссу. - Стремление реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других. Видовые признаки бизнеса: - Экономическая свобода субъектов предпринимательства. - Равенство всех форм собственности. - Абсолютное доминирование товарно-денежного рынка над рынком натурального товарообмена. - Приоритет рынка покупателя над рынком продавца. - Государственное регулирование национальной и международной экономики в целях обеспечения стабильности деловых отношений. Функции бизнеса: · Ведение финансового и бухгалтерского учета и составление соответствующих форм отчетности. Эта функция предполагает контроль за содержанием и совершением хозяйственных операций в целях налогообложения, а также в целях анализа и оценки хозяйственной деятельности организации. · Кадровая функция предполагает проведение отбора и приема на работу персонала удовлетворяющего квалификационным требованиям необходимым для достижения цели фирмы. Также данная функция предполагает эффективную организацию работ персонала и создание достойной системы мотивации. · Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении процесса реализации целей фирмы необходимыми материальными, техническими ресурсами. · Маркетинг — это исследование рынка потребителей с целью установления объема и динамики данного рынка, а также ведение рекламной деятельности, разработка и реализация средств стимулирования сбыта. Маркетинг предполагает реализацию ориентации любой деятельности на потребителя. · Производственная (процессная) функция предполагает процесс преобразования ресурсов предприятия (финансовых, трудовых, материальных, информационных) в конечный конкурентно способный продукт. Бизнес подразделяется на: 1) Поведенческий бизнес заключается в конкретном поведении субъектов бизнеса, поведенческих манерах, формах поведенческой активности, которые избираются в отношении других субъектов бизнеса или общества в целом. 2) Коммуникационный бизнес включает в себя содержание отношений между субъектами бизнеса, а также характерные черты развития этих отношений. В содержании деловых отношений выделяют экономическую, психологическую и гуманистические стороны. 3) Системно-социальный бизнес — это элемент системы общественных отношений и составная часть развития человеческого общества как единого целого. Бизнес также подразделяется на: 1) предпринимательский; 2) потребительский; 3) государственный. Предпринимательский бизнес — это инициативная деятельность субъекта бизнеса, который владея, пользуясь или распоряжаясь полностью или частично какими-либо благами самостоятельно или с привлечением наемного труда предпринимает усилия по производству и сбыту продукции. Предпринимательство трактуется как самостоятельная, осуществляющаяся на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрировавшимися в этом качестве в установленном законом порядке. Смысл предпринимательства как профессии состоит в том, чтобы самостоятельно создать бизнес, удерживать его и вовремя ликвидировать. Потребительский бизнес — это деловое поведение потребителей в сфере купли-продажи товаров и в сфере производственного потребления товаров, в ходе которого между потребителями и другими субъектами бизнеса устанавливаются, развиваются или прекращаются деловые отношения. Потребление подразделяется на личное и производственное. Потребительский бизнес основан на всеобщем включении людей в деловые отношения, отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства, является уравновешивающей силой и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу. Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса, и реализует особый государственный, деловой интерес. Названное партнерство выражено в таких действиях: - государство в лице государственных унитарных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность; - государство переводит предпринимательские фирмы из государственных в негосударственные формы собственности (приватизация) и обратно (национализация); - государство играет роль заказчика продукции, работ, услуг; - применяя методы регулирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, а также установлению определенных отношений между различными субъектами бизнеса; - государство устанавливает внешнеэкономическую и таможенную политику. Все существующие операции обмена осуществляются в специфической среде, которая определяет содержание предпринимательского бизнеса и оказывает на него прямое или косвенное воздействие. Среда предпринимательского бизнеса состоит из: - микросреды; - макросреды. В свою очередь макросреда делиться на: - макроокружение; - микроокружение. В состав макроокружения входят: 1. Политическая ситуация; 2. Правовая среда — Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Трудовой Кодекс, законодательство о малом бизнесе и т. д.; 3. Социально—культурная среда воздействует на ведение бизнеса: во-первых, с точки зрения предпочтений покупателей, а во-вторых, особенности рабочей силы, т. е. уровень образования, культуры, отношение к работе; 4. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, которое проявляется и в уровне их распространения в обществе, а также в применении различных видов автоматизации в промышленности; 5. Географическая среда — это природные условия, в которых осуществляется бизнес, а также доступность сырья, энергоресурсов, наличие дорог и т. д.; 6. Институциональная среда характеризуется наличием: · банков (коммерческих и государственных), а также качество финансовых услуг; · специализированных фирм, оказывающих аудиторские и юридические услуги; · образовательной системой; · маркетинговыми агентствами, в том числе и рекламных; · организации по трудоустройству; · страховых компаний. Все составляющие элементы макроокружения воздействуют на предпринимательство косвенно. Напрямую воздействуют на ведение бизнеса составляющие микроокружения: 1. покупатели; 2. поставщики; 3. конкуренты; 4. партнеры по бизнесу. Виды предпринимательского бизнеса: 1) Производственный бизнес 2) Коммерческий бизнес 3) Финансовый бизнес 4) Консалтинговый бизнес Производственный бизнес возникает там, где субъекты деловой деятельности организуют работу по созданию новых товаров. Объектами производственного бизнеса являются создание материальных благ и оказание услуг производственного назначения. Производственный бизнес является основой национальной и мировой экономики. Производственный бизнес может принадлежать к одному из двух типов предпринимательства: традиционное и криативное (инновационное). Производственный бизнес в сфере создания материальных услуг и благ имеет отраслевую дифференциацию и охватывает добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность (также называется реальный сектор национальной экономики), строительный бизнес, сельское хозяйство. Инновационный бизнес — деловая деятельность субъектов предпринимательства, предметом которой является разработка и внедрение предпринимательских и отраслевых инноваций. Инновационный тип производственного бизнеса имеет две основные формы: · Научно-техническая деятельность направлена на повышение технического, организационного, кадрового, технологического потенциала предприятия. Таким образом, происходит повышение конкурентоспособности. Для проведения таких работ необходимо выделение ресурсов на прикладные научные исследования, а также разработки в области технологий и создания новых товаров, приобретение лицензий. · Внедрение прикладных разработок охватывает экспериментальную апробацию и проектное или предпроектное внедрение апробаций. Экспериментальная апробация технических и технологических новшеств состоит в создании промышленных образцов продукции. Предпроектное внедрение — это производство мелких партий новой продукции, которая предназначена для реализации на ограниченном рынке. Проектное внедрение новой продукции свидетельствует о выходе фирмы на реальный рынок. Предпринимательская деятельность, ориентированная на практическое использование различных новинок, результатов научных достижений, еще неотработанных на практике, называется венчурным бизнесом. Такой вид бизнеса характеризуется проведением работ за счет сторонних инвестиционных ресурсов. Венчурный бизнес сопряжен с большим риском, а, следовательно, с высокой потенциальной доходностью проектов. В основе функционирования венчурных фирм лежит способность субъектов бизнеса к аккумулированию новшеств из научно-технических проектов потенциально оцениваемых как высоко прибыльные. Деловая коммерческая деятельность предполагает осуществление обмена товарами и услугами между продавцами и покупателями. Таким образом, субъектами коммерческого бизнеса являются предприниматели, деловая деятельность которых сосредоточена на проведении торговых, торгово-закупочных и торгово-посреднических операций. Коммерческий бизнес в общем случае можно определить как вид предпринимательской деятельности в сфере обращения или предпринимательской деятельности на товарных рынках. Деятельность субъектов коммерческого бизнеса складывается из следующих элементов: Оптовая торговля — это начальная стадия движения товара от производителей к конечным потребителям. Выделяют три типа оптовой торговли: биржевая; организованная внебиржевая (аукционы, ярмарки, различные торги); неорганизованная (оптовые базы, оптовые магазины). Розничная торговля — это завершающее звено в движении товаров. Характеризуется реализацией товаров единичными экземплярами. Финансовый бизнес — это деятельность субъекта предпринимательского бизнеса по организации и развитию денежного обращения, а также обращению долговых и долевых ценных бумаг (долевые — акции, долговые — облигации, вексили, сертификаты и т. д.). Существует две составляющие финансового предпринимательства: 1. Выпуск ценных бумаг и денежных знаков; 2. Оказание финансовых услуг, предметом которых выступают валютно-денежные ценности и ценные бумаги. Финансовый рынок — сфера деловых отношений, где формируется спрос и предложение на финансовые ресурсы, происходит движение данных ресурсов в целях выполнения любых деловых операций. К финансовому бизнесу относится деятельность коммерческих банков, фондовых бирж, страховых компаний, валютных бирж и инвестиционный бизнес. В общем случае инвестиционный бизнес — это совокупность деловых процессов и отношений, формирующихся в ходе использования субъектами бизнеса финансовых ресурсов с целью создания новых направлений предпринимательской деятельности, расширение и развитие существующих. Субъекты инвестиционного бизнеса: инвесторы; эмитенты ценных бумаг; другие хозяйствующие субъекты, являющиеся получателями инвестиционных ресурсов. Предпринимательский бизнес на рынке страховых услуг осуществляется страховыми компаниями. Основной формой деятельности страховых компаний является создание и обслуживание страховых фондов необходимых различным субъектам бизнеса для защиты от рисков и возмещения убытков. Под страховым фондом понимается совокупность финансовых ресурсов, которая может быть использована для покрытия убытков, возникающих в результате деловой активности субъектов бизнеса. Страхование — это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении заранее оговоренных событий (страховых случаев). Защита интересов клиентов осуществляется за счет средств страховых фондов, формируемых из добровольных или обязательных взносов этих юридических или физических лиц. Информационный бизнес осуществляется в информационном секторе экономики. Это совокупная деятельность производителей, продавцов и покупателей информации. Информационный бизнес может существовать в двух формах: 1) это непременный атрибут деятельности любого субъекта бизнеса вне зависимости от направления. 2) самостоятельное направление бизнеса, занятие которым предполагает специализацию действующих в информационном секторе экономики фирм. Консультативное предпринимательство или менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Субъект бизнеса — это активная сторона любой сделки, носитель прав и обязанностей, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки. Субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любыми типами и видами деловой деятельности, не запрещенной законом. Деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, т. е. никакие различия в законодательстве государств не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения. По признаку функциональной специализации субъекты бизнеса подразделяются: 1. Предприниматели, которые осуществляют инициативную деятельность на свой риск и под свою индивидуальную экономическую и юридическую ответственность (коллективы предпринимателей предпринимательские ассоциации); 2. Работники осуществляют трудовую деятельность по найму, а также профсоюзы; 3. Индивидуальные и коллективные потребители продукции; 4. Органы государственной власти и управления являются субъектами бизнеса в тех случаях, когда они выступают непосредственно участниками сделки, а также государственные служащие. Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах: 1) индивидуальная, т.е. индивидуальные предприниматели; 2) путём создания организации, когда происходит привлечение других лиц, т.е. юридическое лицо. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности в РБ: граждане-предприниматели и юридические лица. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, вправе выбрать любой вид деятельности, не запрещённой законом. В ряде случаев для ведения индивидуального предпринимательства необходима лицензия или разрешение. Индивидуальные предприниматели — это физические лица, которые ведут бизнес за свой счёт и лично занимаются управлением, они также несут ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, таким образом, весь риск возлагается на него. Юридические требования для ведения индивидуального предпринимательства: 1) Требование регистрации 2) Получение лицензии (разрешение на конкретный вид деятельности) 3) Предоставление декларации и налоговой документации о состоянии дохода и оборота для уплаты налогов. 4) Соблюдение налогового законодательства о найме третьих лиц на работу. 5) Соблюдение законов или инструкций по конкретному виду деятельности, которые могут ограничивать её или служат для ведения контроля. Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде. Признаки юридического лица: 1) Организационное единство — это согласованная структура и наличие органов управления. 2) Имущественная обособленность, т.е. за юридическим лицом закрепляется имущество на основании различных прав. 3) Юридические лица имеют самостоятельный бухгалтерский баланс или смету. 4) Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде от своего имени. 5) Самостоятельная имущественная ответственность предполагает, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Юридические лица отличаются по целому ряду признаков: 1) По форме собственности юридические лица могут быть частные и государственные 2) По характеру потребляемого сырья: а) предприятия добывающей промышленности б) предприятия перерабатывающей промышленности 3) В зависимости от размеров: а) крупные б) средние в) малые Также юридические лица отличаются отраслевой принадлежностью и видом основной деятельности и т.д. Организационно-правовые формы предпринимательства: 1. Хозяйственные товарищества и их виды. 2. Виды обществ. 3. Производственный кооператив. 4. Унитарное предприятие. 5. Ассоциации (союзы) предпринимательских обществ. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные товарищества и общества имеют схожие черты: 1) Имущество созданное за счёт вкладов участников, а также приобретённое или произведённое в процессе деятельности принадлежит данным предприятиям на праве собственности. 2) Хозяйственные товарищества и общества как юридические лица могут быть участниками других товариществ и обществ. 3) Учредители по отношению к обществу имеют право обязательственного характера. Товарищество — это объединение лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью, в них могут участвовать лишь индивидуальные предприниматели или коммерческие организации. Полным признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по их обязательствам принадлежащим им имуществом. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименование) всех его участников и слова «полное товарищество». Полное товарищество создаётся и действует на основе учредительного договора подписанного всеми участниками; управление осуществляется по общему согласию, каждый участник имеет один голос, если договором не предусмотрено иное. Особенности полного товарищества: 1) Предпринимательская деятельность его участников признаётся деятельностью самого товарищества как юридического лица. 2) При недостатке имущества товарищества для погашения долгов кредиторы вправе требовать их покрытия из личного имущества любого из участников. 3) Любой из участников занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом, поэтому не требуется устав, устанавливающий компетенцию органов управления. Товарищество на вере (коммандитное) состоит из двух групп участников: полных участников и вкладчиков. Деятельность полных товарищей осуществляется также как в полном товариществе. Вкладчики лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают по обязательствам личным имуществом. За счёт привлечения вкладчиков появляется возможность получения дополнительных средств не за счёт имущества полных товарищей. Вкладчики не вправе участвовать в управлении товариществом на вере и выступать от его имени. У вкладчиков есть право на получение части прибыли в соответствии с внесённой долей. Вкладчик имеет право передать свою долю третьему лицу, при этом согласия товарищей не требуется. Хозяйственные общества. Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждение с одним или несколькими лицами. Общество, уставной капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размерах. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах сумм внесённых ими вкладов. Учредительными документами ООО являются: учредительный договор, подписанный учредителями, устав; высший орган — общее собрание участников. Особенности ООО: · Является разновидностью объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия его членов в хозяйственной деятельности. · Законом определяется минимальный размер уставного капитала, таким образом, обеспечиваются определённые гарантии кредиторов. Общество с дополнительной ответственностью отличается от ООО лишь тем, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения претензий кредиторов, участники могут быть привлечены к административной ответственности, причём солидарно. Акционерным обществом признаётся общество, уставной капитал которого разделён на определённое число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества, но несут риск убытков в пределах стоимости их акций. При формировании уставного капитала сохраняется полное равенство долей при обязательном оформлении их акциями. Акционер при выходе не может требовать никаких выплат, т.к. осуществить его можно лишь одним способом продажи (или иной передачи) своих акций другому лицу. Формирование уставного капитала с помощью ценных бумаг даёт возможность сконцентрировать большой капитал, а также быстро отчуждать и приобретать акции. Однако при такой форме организации предприятий чаще всего возникают злоупотребления. Главное отличие акционерных обществ открытого типа состоит в том, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Тогда как в ЗАО акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Кроме того, в ОАО, при создании необходимо провести открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. Для контроля за деятельностью ОАО обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибыли и убытков. ЗАО, при создании, распространяет акции лишь среди учредителей, или заранее определённого круга лиц. Производственные кооперативы — это добровольные объединения граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии. Капитал производственного кооператива образуется объединением имущественных паевых взносов участников кооператива. Учредительным документом является устав. Число членов кооператива должно быть не менее пяти. Прибыль кооператива делится между его членами в соответствии с трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом. Высший орган управления — общее собрание членов кооператива. Каждый член кооператива имеет один голос. При выходе из кооператива участнику должна быть выплачена стоимость пая или передано соответствующее имущество. Производственный кооператив основан на добровольном объединении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделённая правом собственности, не закреплённое за ней имущество. Устав унитарного предприятия кроме общих сведений, сведений о цели и предмете деятельности должен содержать информацию о размере уставного капитала, порядке и источниках его формирования, т.е. данные о собственниках. Особенности унитарных предприятий: 1) В основу хозяйствования заложен принцип унитарности, в отличие от других коммерческих предприятий, в основе которых лежит принцип корпоративности. Принцип унитарности заключается в том, что учредитель считается собственником имущества. 2) Имущество унитарного предприятия является неделимым, и ни при каких условиях не может быть разделено по окладам, долям, паям даже между работниками. 3) Имущество за унитарным предприятием закрепляется на ограниченном праве: хозяйственного ведения или оперативного управления. 4) Руководитель назначается собственником, которому он подотчётен. Некоммерческие организации. Объединения юридических лиц создаются коммерческими организациями в целях координации предпринимательской деятельности, а также представление и защита общих имущественных интересов. К объединениям юридических лиц относятся: 1) Холдинги. 2) Финансово-промышленные группы. 3) Межотраслевые и региональные предпринимательские союзы (ассоциации). Организация и деятельность объединений предприятий любой формы строится на следующих принципах: 1) Добровольность объединения на основе общности экономических интересов. 2) Равноправие участников совместной деятельности. 3) Свобода выбора организационной формы объединения. 4) Самоуправление участников и объединения в целом. 5) Организация отношений на договорной основе. Юридические лица, входящие в состав объединения сохраняют самостоятельность и права юридического лица, руководящие органы объединения не подменяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение они выполняют свои функции на основе договоров. Холдинг — это организация, характеризующаяся акционерной формой, которая использует свой капитал для приобретения акций других компаний. В активы холдинга входят контрольные пакеты акций дочерних предприятий. При этом дочерние предприятия не могут владеть акциями холдинга. Холдинговая система включает в головную или материнскую компанию дочерние или внучатые фирмы. При этом материнская компания располагает небольшими процентами акций дочерних фирм, может эффективно контролировать их деятельность. Положительные стороны деятельности обусловлены такими возможностями холдинговой структуры: · Использование возможностей предоставляемых увеличенными размерами производства и сбыта. · Высокая эффективность в международном движении капитала. Финансово-промышленные группы предполагают 3 варианта образования: 1) На основе договорного объединения частных юридических лиц. 2) По решению правительства, с участием государственных предприятий. 3) По межправительственному соглашению. Отличительные признаки финансово-промышленной группы: 1) Ядром группы является финансовая компания. 2) Часто основывается на структуре торгового дома. 3) Важную роль играет участие промышленных предприятий, различных отраслей экономики. Финансово-промышленные группы включают 3 типа организации: 1) Торговая (торговые дома; предприятия оптовой торговли; розничные магазины, а также посреднические и транспортные организации) 2) Кредитно-финансовые организации (коммерческие банки; государственные банки; пенсионные фонды; страховые и инвестиционные компании) 3) Промышленные предприятия Преимущества ФПГ: 1) Возможность эффективного взаимодействия финансового и промышленного капитала. 2) Единая политика ценообразования. 3) Развитие процессов кооперации производства. Недостаток: возможность монополизации рынка. Предпринимательские союзы — это группы независимых компаний связанных между собой общими целями. Для предпринимательского союза характерно то, что участие в союзе не исключает участие в других видах объединения, в рамках союза устанавливаются долгосрочные отношения между участниками. Чаще предпринимательские союзы создаются компаниями, которые занимаются аналогичными видами деятельности. Однако возможно создание крупных объединений, представляющих предпринимателей в общем. |