МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ





 

В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному. Первое связано с со­зданием конкретных форм и условий землепользования (простран­ственные характеристики земельных участков, размещение инженер­ных сооружений, поселений, производственных и рекреационных центров, изменение состояния земель) и имеет дискретный характер. Второе определяет рамки (пределы) в использовании земли, создавая нормативно-правовую базу (рис. 2.3). Опосредованное управление в отличие от прямого осуществляют постоянно.

 
 

 

 


Рис. 2.3. Функции управления земельными ресурсами

 

Систему прямого управления земельными ресурсами, в свою очередь, подразделяют на следующие виды функций:

на общие функции, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходят распоряжение тру­довыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельно-кадастровым произ­водством;

специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.);

вспомогательные, включающие обслуживающие процессы обще­го и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

К конкретным действиям, реализующим общие функции прямо­го управления земельными ресурсами, можно отнести:

сбор и анализ данных об объекте управления, управляемых про­цессах: изучение свойств земли (полевые обследования, инвентари­зация земель), ведение земельного кадастра (регистрация, учет, оценка) и мониторинга земель, создание и ведение геоинформаци­онных (ГИС) и земельно-информационных систем (ЗИС);

выработку управленческого решения: зонирование территории, прогнозирование, планирование и проектирование использования земель;

реализацию управленческого решения: государственное перерас­пределение земель (изъятие, отвод), организацию и финансирование мероприятий по изменению свойств земли, обустройству и оформ­лению землепользовании, регулирование рыночного оборота земель, экономическое стимулирование рационального землепользования;

контроль за функционированием сформированного процесса и его корректировку: контроль за использованием земель и соблюде­нием земельного законодательства, разрешение земельных споров, связанных с реализацией управленческого решения и функциони­рованием созданной системы организации использования земель.

Таким образом, функции прямого управления проявляются в системе конкретных мероприятий, выполняемых разными органи­зациями в разные сроки. Например, при исследовании земельного фонда выполняют следующие мероприятия: космические, аэрофо-тогеодезические и наземные геодезические изыскания; почвенные, геологические, гидрогеологические, геоботанические, химические, радиационные и иные обследования; инвентаризацию земель; при ведении земельного кадастра — регистрацию земельных участков, их количественный и качественный учет, бонитировку почв и эко­номическую оценку земель, оценку иных объектов недвижимости, связанных с землей; при создании и ведении ГИС — создание ин­формационной базы данных и цифровых моделей местности, под­держание их на современном уровне. Зонирование территории можно производить по результатам проведения определенных изысканий и обследований, оценочных работ. Прогнозирование, плани­рование, проектирование оформляют в виде отдельных документов, генеральных схем, технико-экономического обоснования и доку­ментации, схем, планов, карт, проектов, разрабатываемых как для всей системы землепользования, так и по отдельным проблемам.



Государственное перераспределение земель включает изъятие, конфискацию, отвод, формирование фондов земель. Рыночный оборот земель регулируют непосредственно их продажей, покупкой, сдачей в аренду, регулированием цен и налогов. Для изменения со­стояния и качества земель организуют и финансируют следующие мероприятия: рекультивацию, дезактивацию, мелиорацию земель, инженерную защиту земель, обустройство земель и др.

Экономическое стимулирование рационального землепользова­ния заключается в налогообложении, кредитовании, квотировании производственной деятельности, лимитировании использования природных ресурсов.

Принятие решения связано с большим числом возможных ком­бинаций потенциальных управленческих действий. Основные этапы принятия решения по управлению земельными ресурсами следующие:

постановка задачи;

поиск информации;

определение условий объекта управления и связанных с ним структур;

определение круга пользователей;

определение запросов землепользователей;

исследование поведения потребителей предполагаемого управ­ленческого решения и действия;

накопление, систематизация и анализ данных об объекте управ­ления;

расчет возможной эффективности;

осуществление пилот-проекта;

расчет фактической эффективности или ее моделирование;

выбор варианта и принятие управленческого решения.

Определяющий этап — постановка задачи и принятие управлен­ческого решения. Последнее предполагает определение критерия и выявление условий объекта управления, что наглядно показано на рисунке 2.4.

 

 


Рис. 2.4. Постановка задачи управления

 

При постановке задачи управления большое значение имеют: ана­лиз и учет управленческих условий управления; определение крите­рия принятия решения; выбор методов анализа условий объектов управления и модели моделирования процессов управления.

На формирование системы управления земельными ресурсами влияют: экономическая стабильность в обществе и регионе; общее состояние законодательной базы; информационное обеспечение; время принятия решения; форс-мажорные обстоятельства и т.д.

К условиям управления можно отнести:

соответствие задач управления федеральному и региональному законодательству;

формирование системы взаимодействия исполнительных и зако­нодательных органов власти;

обеспечение укомплектованности кадрами;

повышение степени обучения специалистов (управленцев и ис­полнителей);

обеспечение картографическими материалами необходимого масштаба;

проведение повсеместной инвентаризации земель, землеустрой­ства, кадастра, мониторинга земель, их охрану;

автоматизацию ведения процесса управления и ведения государ­ственного земельного кадастра;

возможность адаптации входящих автоматизированных инфор­мационных систем (АИС) к условиям объекта управления и др.

В представленном алгоритме принятия решения могут быть при­няты следующие условия: задача — достижение максимального ре­зультата, определяемого целью управления, при оптимальном рас­ходовании всех используемых ресурсов; критерии: увеличение доходной части бюджета; экономия бюджетных средств; снижение затрат времени; показатели: затратные; доходные; период сбора ин­формации: месячный; квартальный; годовой; пятилетний; по необ­ходимости; методы исследования: аналитический; экспертных оце­нок; корреляционно-регрессионный; кластерный анализ; метод нейронных сетей; экономико-математическое моделирование и др. Результаты анализа методов, которые могут быть использованы при постановке задачи и определении эффективности управленческих решений, приведены в таблице 2.1.

При опосредованном управлении к числу функций относятся: изу­чение земельных отношений, состояния земельного законодательства и их мониторинг; разработка и принятие законодательных актов (за­конов, решений, постановлений) и нормативов использования земли; реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах; совершенствование зем­лепользования, зонирования территории, нормирования использо­вания земли; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; разрешение земельных споров, связанных с вве­дением и функционированием земельного законодательства и нор­мативов использования земли.

 

 


Управление земельными ресурсами обеспечивается путем созда­ния норм, организационных структур и процедур, позволяющих выявлять, накапливать и обновлять информацию о земельных уча­стках. Практическое решение этой проблемы предполагает созда­ние в рамках системы управления подсистем учета и регистрации прав, формирующих организационно-правовое пространство, в ко­тором осуществляют свою деятельность пользователи земельной собственности, настоящие и потенциальные субъекты прав. Органы власти с помощью этих систем упорядочивают отношения исполь­зования земли, получают необходимую информацию о тенденциях в поведении пользователей земельной недвижимости, развития рынка недвижимости, что дает им возможность принимать управ­ленческие решения, корректировать их.

К числу обеспечивающих подсистем управления относится также подсистема государственной кадастровой оценки земельных участ­ков и иных объектов недвижимости, так как принятие управленче­ских решений по использованию земли требует расчета ее эконо­мического потенциала.

Крупным структурным образованием в системе управления зе­мельными ресурсами является также подсистема, обеспечивающая массовое регулирование отношений в сфере недвижимости, т.е. воздействующая на определенные классы недвижимости или тер­ритории, профессиональные группы, работающие на рынке недви­жимости. Важнейший элемент данной подсистемы — налогообло­жение недвижимости (в том числе земель), выполняющее две важнейшие функции: формирование доходной части бюджетов; ре­гулирование деловой и социальной активности.

Таким образом, в системе управления земельными ресурсами мо­жет быть выделено несколько подсистем с точки зрения их значения в процессе выработки и реализации управленческих решений:

подсистема правового, организационного и экономического обеспече­ния (земельный учет, регистрация прав на земельные участки, оценка земельных участков и земельных массивов), создающая необходи­мую методическую базу и инфраструктуру управленческих решений;

подсистема массового регулирования (налогообложение земли, зо­нирование территорий, регулирование деятельности профессиональ­ных участников сферы управления земельной недвижимостью), обеспечивающая воздействие органов управления на множество субъектов прав на землю, землепользователей и через них на функ­ционирование и развитие землепользования региона;

подсистема индивидуального регулирования, предназначенная для воздействия на отдельные земельные участки или отдельных субъ­ектов социально-экономической деятельности.

Реализуют управленческие решения, особенно при непосредст­венном управлении, с помощью директивного, правового, эконо­мического методов.

Административный (директивный) метод связан с принятием и реализацией непосредственных управленческих решений-директив. Этот метод основан на реализации государством своих функций по управлению, отраженных в законодательстве. Это акты прямого действия: изъятие, отвод, зонирование, мероприятия по изучению земель и их реализация.

Правовой метод проявляется при опосредованном управлении, когда создаваемое законодательство и нормативы использования земель вынуждают субъектов земельных отношений принимать нужные государству решения.

Экономический метод предполагает создание экономических сти­мулов и показателей, обеспечивающих реализацию государствен­ной политики в области землепользования (рис. 2.5).

При УЗР необходимо применять все методы на каждом терри­ториальном уровне. При выработке целей и критериев программы методы реализации каждой функции для формирования экономи­чески эффективной системы управления земельными ресурсами требуется определять с достаточной точностью.

Вышеперечисленные требования и функции управления земель­ными ресурсами обеспечивают формирование принципов, характе­ризующих определенную объективную связь в системе. Учет этих за­кономерностей позволяет правильно оценить не только состояние системы управления, но и предвидеть пути его совершенствования. Эти закономерности можно разделить на две группы: формирую­щую и определяющую процесс управления в целом; характеризую­щую частные моменты.


Рис. 2.5. Методы реализации управленческих решений

К общим принципам относят:

1. Приоритет государственного управления зе­мельными ресурсами. Система УЗР функционирует на трех взаимосвязанных уровнях: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном (местном), комплексно реализующих единую государственную земельную политику. Такой подход обеспечивает за­щиту прав собственности и владения землей, охрану земель, эффективное развитие инфраструктуры на любых территориях, надежное функционирование системы налогообложения земли, формирует порядок продажи или сдачи в аренду государственных и муници­пальных земель.

Статус земли как всеобщего условия труда, средства производ­ства и иной социальной деятельности объективно определяет це­лесообразность данного принципа. Вытекая из территориального верховенства государства (неотъемлемого элемента государственно­го суверенитета), государственное управление землями распростра­няется как на неиспользуемые, так и на находящиеся в пользовании земли независимо от форм прав на них.

Важнейшие элементы государственного управления земельными ресурсами — проведение рационального землеустройства, органи­зация и ведение государственного земельного кадастра, регистра­ция прав на землю и формирование земельного оборота, кадастро­вая оценка земли, информационное обеспечение и подготовка кадров, государственный земельный контроль.

2.. Дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов. Согласно этому подходу обеспечивать правовое управление землями должны с учетом их экономических, природных и социальных особенностей.

3. Принцип рационального использования зе­мель. Земельная политика государства должна ориентироваться на формирование комплекса факторов, обеспечивающих рост эффективности производства. Так, без крупных капитальных вложений в мероприятия по мелиорации земель, повышению культуры земледе­лия, использованию средств защиты растений и других действий не может быть эффективного сельскохозяйственного землепользования.

Представляя собой единое эколого-экономическое понятие, ра­циональное использование земли увязывает воедино достижение необходимого эффекта, получаемого от хозяйственной эксплуата­ции земли при достаточных затратах, с одновременным ее сохране­нием и улучшением в процессе использования. Поэтому важной целью рационального использования земель являются обеспечение охраны земли как важнейшего природного ресурса, создание пра­вовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почв.

4. Единство управления земельными ресурсами и управления территориями. Оно определяет, что земля является важнейшим фактором эффективного развития террито­рии. Незаменимость и ограниченность земли как компонента при­роды, средства производства, территориального базиса и объекта не­движимости, возрастающие потребности общества и промышлен­ности в сырье, а также необходимость отвода территорий для размещения объектов промышленной и социальной инфраструкту­ры требуют: рационального распределения и перераспределения зе­мельных ресурсов между отраслями хозяйственного комплекса; со­здания организационно-территориальных условий, способствующих эффективному использованию и охране земли; формирования эко­номического механизма, определяющего целесообразность получе­ния земельного участка для каждой отрасли и сферы хозяйственного комплекса соответствующей площади и качества.

5.Организационная согласованность использо­вания земель и управления территориями. Этот принцип заключается в том, что управляющая система должна обес­печивать повышение эффективности системы объектов и субъектов земельных отношений, выполнение ими определенных прав и обя­занностей по использованию земельных ресурсов, формирование правильной организации системы управления для нормального функционирования хозяйственного комплекса территории в целом. Кроме того, структура управления земельными ресурсами и числен­ность аппарата управления на всех уровнях должны формироваться с учетом объема работ и содержания управленческих решений.

6.Систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами. Оно обеспечивается внедрением достижений научно-технического про­гресса в систему управления земельными ресурсами. Так, земельный кадастр развился от простейшего описания монастырских, цер­ковных и других землевладений до государственного земельного кадастра, включающего в себя государственную регистрацию зем­левладений и землепользовании, количественный и качественный учет земель, бонитировку почв, кадастровую оценку земель.

7. Экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами. Его обеспечивают вертикальным и горизонтальным разделением властных полномо­чий между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

8. Разграничение функций по управлению ре­сурсам и между органами исполнительной и пред­ставительной власти одного административно-тер­риториального уровня. Законодательная база должна определять компетенцию органов исполнительной и законодатель­ной власти, так как отсутствие разграничения приводит к ухудше­нию управления, что отрицательно сказывается на эффективности системы.

9. Разделение функций между различными ве­домствами на федеральном, региональном и му­ниципальном уровнях (например, между территориальными органами Росземкадастра, органами архитектуры, жилищно-ком­мунального хозяйства и управления государственным имуществом). Для выполнения этого принципа необходимо разграничение функ­ций различных органов по управлению земельными ресурсами.

10. Правовая обеспеченность управления зе­мельными ресурсами [Земельный и Гражданский кодексы Российской Федерации, Законы РФ «О плате за землю», «О землеустройстве», «Об ипотеке», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и т.д.]. Только при наличии необходимой нормативно-правовой базы государство может управлять земельными ресурсами в условиях формирования рыночных отношений. При этом необходимо обеспечить соответствие законодательству Российской Федерации законов и иных нормативно-правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации и местными органами власти и
управления, а также соответствие земельному законодательству РФ и ее субъектов законодательной базы других отраслей, связанных с регулированием земельных отношений (Градостроительный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Закон РФ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.).

11. Принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и де­централизации. Этот принцип способствует разделению стратегических, тактических и текущих задач в управлении.

К частным принципам управления земельными ресурсами мож­но отнести:

1. Принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченнос­ти системы управления земельными ресурсами, который подразумевает наличие специальных органов управления земельными ресур­сами с оптимальной численностью и финансированием, особенно для муниципального уровня, проводящих основной объем работ по управлению земельными ресурсами. Это обеспечит качественное проведение работ определенных видов на конкретных территориях, в которых заинтересовано государство.

2. Принцип управляемости предполагает рациональное соотноше­ние управленческих и управляемых структур, их штатной числен­ности, рациональную степень загрузки структур, принимающих ре­шения и обеспечивающих их выполнение.

3. Принцип соответствия субъекта и объекта заключается в том, что структура субъекта управления должна формироваться, исходя из особенностей земельных ресурсов (страны, региона, города и т.д.) как объекта управления. Состав органов управления, взаимосвязь между ними определяются спецификой функционирования как от­дельных структур звеньев управления, так и системы в целом.

4. Принцип изменяемости — способность органов управления зе­мельными ресурсами на основе требований гибкости и адаптивнос­ти учитывать изменения внешних и внутренних экономических, со­циальных, правовых и иных условий.

5. Принцип специализации — формирование структуры и органов управления должно обеспечить технологическое разделение про­цессов управления при одновременном сокращении числа уровней управления и объединения управленческих работ с повторяющими­ся операциями, однородностью приемов и методов их выполнения (плановые, бухгалтерские, учетные и т.д.).

6. Принцип иерархичности предполагает необходимость создания структуры управления с учетом обязательности выполнения реше­ний и постановлений вышестоящих структур нижестоящими орга­нами.

7. Принцип экономичности заключается в том, что планируемый эффект должен достигаться при минимально возможных затратах на управленческий аппарат, экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов производства.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие аспекты управления земельными ресурсами с учетом взаимодействия общество—природа являются наиболее важными? 2. Что является объектом, пред­метом и субъектом УЗР? 3. Какие есть виды УЗР? 4. Какие основные задачи госу­дарственного управления земельными ресурсами вы знаете? 5. Какие функции УЗР вы знаете? 6. Какие основные методы реализации управленческих решений ис­пользуют? 7. Перечислите общие и частные принципы УЗР. 8. Какие могут быть этапы принятия управленческого решения?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.