МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ





Глава 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

 

Совершенствование системы управления социально-экономиче­ским развитием страны — один из узловых вопросов политики лю­бого государства. Кроме того, в России формирование системы уп­равления земельными ресурсами является ключевой задачей земельной реформы, определяющей дальнейшие пути экономиче­ского и политического развития страны.

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Управление земельными ресурсами охватывает весь спектр об­щественных отношений — от социального до экономического, пра­вового, экологического и других видов управления. Поэтому управ­ление земельными ресурсами — это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земель­ные отношения. Это воздействие основано на познании объек­тивных закономерностей в целях обеспечения рационального и эф­фективного функционирования земельных ресурсов страны. Под рациональным использованием земли можно понимать наиболее эффективный (с точки зрения обеспечения потребностей государ­ства и общества) способ ее использования с учетом конкретных природных, экономических, социальных и политических условий в соответствии с объективно существующими принципами взаимо­действия общества и природы.

В рамках взаимодействия общество — природа выделяют сле­дующие аспекты рационального использования земли:

естественно-биологический, связанный с изучением функциони­рования земли как компонента природного комплекса и среды для растений и живых организмов;

социально-экономический, отражающий влияние на использова­ние земли социальных процессов и политики государства, общест­венных производственных отношений, формирующих экономиче­скую сторону использования земли как ресурса;

технологический, связанный с изучением технического воздейст­вия на землю, технологии ее использования, связи рационального ис­пользования земельных ресурсов с научно-техническим прогрессом;

правовой (юридический), связанный с изучением значения пра­вовой деятельности государства в организации и осуществлении ра­ционального использования и охраны земли.

Поэтому управление земельными ресурсами — сложноорганизованная система. Его осуществляют многими методами и средства­ми, и оно является предметом изучения многих наук и включает следующие аспекты:

политический, обеспечивающий выполнение социально-полити­ческих, экономических и экологических задач государства по раци­ональному использованию земельных ресурсов;

административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления зе­мельными ресурсами, разграничением их компетенций, организа­цией выполнения ими взаимосогласованных функций;

правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земли на основании правовых норм, закрепленных в законодатель­ных актах;

научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомен­даций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;

экономический, определяющий условия эффективного использо­вания земель;



внедренческий, связанный с разработкой и осуществлением эконо­мических, социальных и иных рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Поэтому управление земельными ресурсами — результат опре­деленного сочетания объективных и субъективных факторов.

Одновременно земля как природное тело развивается по своим законам, что также оказывает определенное влияние на формы и ме­тоды управления. Поэтому при выполнении функции управления необходимо учитывать основные свойства земли (пространство с его рельефом, образующим определенную форму поверхности земли; почву с ее плодородием; естественную растительность; гидрографи­ческие и гидрогеологические свойства земли, грунты с их характе­ристиками, техногенные условия) в комплексе с экономическими условиями развития территории.

Управление земельными ресурсами осуществляют комплексно, так как затрагивают интересы многих субъектов земельных отноше­ний. Это требует от органов управления системного подхода к фор­мированию процесса использования и охраны земельных ресурсов, при этом решения организационно-технологических условий долж­ны быть увязаны с возможными эколого-экономическими послед­ствиями.

Таким образом, в основе управления земельными ресурсами ле­жат общие экономические, экологические и социальные законы, присущие любой социально-экономической формации, а также за­коны природы. Реализация социально-экономического и экологи­ческого аспектов является внутренней (глубинной) стороной содер­жания управления земельными ресурсами. Внешняя (видимая) сторона содержания управления представляет собой совокупность организационно-хозяйственных, технических и правовых меро­приятий государства по управлению землей.

Управляют земельными ресурсами законодательные и исполни­тельные органы власти, которые регулируют земельные отношения и определяют общую стратегию землепользования, нормотворчества, правоохранительной деятельности и т. д. Содержание деятельности исполнительно-распорядительных органов по управлению земель­ными ресурсами заключается в прогнозировании и планировании использования земельных ресурсов, установлении норм и порядка землепользования, распределения и перераспределения земель, опе­ративно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности за использованием и охраной земель.

Управление земельными ресурсами — это совокупность функ­ций системы управления, направленная на рациональное исполь­зование земельных ресурсов. В общем виде процесс управления зе­мельными ресурсами показан на рисунке 2.1.

 
 

 

 


Рис. 2.1. Принципиальная схема процесса управления земельными ресурсами

 

Система управления земельными ресурсами на протяжении ряда эпох менялась в соответствии с экономической основой, целями и критериями общественного строя.

Система управления земельными ресурсами должна:

обеспечивать общегосударственные интересы;

интересы регионов (муниципальных образований);

интересы отдельных членов общества (или их групп).

Новые условия хозяйствования в России сформировали новую систему управления, которая характеризуется:

резким переходом от административно-плановой к рыночно-предпринимательской модели;

разграничением функций и субъектов государственного и него­сударственного управления;

развитием процессов демократизации общественных отношений;

интеграцией России в мировой экономический информацион­но-технологический процесс;

интеграцией политико-общественных и социально-экономиче­ских процессов.

Исходя из особенностей использования земли, общая система уп­равления земельными ресурсами должна состоять из следующих под­систем: законодательной, административно-управленческой, эконо­мической, социальной, экологической.

Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления. Объ­ект и предмет управления создаются в результате многолетнего предшествующего периода и тесно связаны между собой. Напри­мер, управление земельными участками, застроенными многоэтаж­ными зданиями, значительно отличается от управления участками с одноэтажной усадебной застройкой.

Современные цель, задачи и функции управления земельными ресурсами только формируются российским обществом.

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и дру­гих муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использо­вания, правовому статусу, а также земельные участки общего поль­зования.

Предметом управления являются процессы организации использо­вания земли, которая в пределах определенной территории обеспе­чивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования зе­мель, подлежащих управлению.

К таким способам относят:

территориальную организацию использования земли в границах землепользования, отдельных участков или массивов земель (зем­леустройство, планировка, зонирование и др.);

инженерное обеспечение процесса использования земель (инже­нерные коммуникации);

установление правового статуса земель (собственность, пользо­вание, аренда, ограничения, обременения);

установление направлений и видов использования земли (разре­шенное использование);

внедрение экономически и экологически эффективных технологий использования земли;

анализ природного и экономического состояния земель;

проведение других мероприятий, влияющих на статус и состояние земель.

На создание и функционирование системы управления кроме объекта и предмета влияют цель и задачи управления, которые фор­мируются обществом с учетом существующего уровня развития. Между объектом, предметом, целями и задачами управления су­ществуют достаточно тесные взаимосвязи. Так, цель и задачи фор­мируются с учетом состояния объекта и предмета управления, а уже сформированные цель и задачи при их реализации формируют объ­ект и предмет управления.

Основная цель управления земельными ресурсами — обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Само использование земли возникает при непосредственном воздействии общества или отдель­ных субъектов на землю. При этом у каждого такого воздействия имеется определенная цель, связанная с потреблением конкретных свойств земли. Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовос­ти и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли. Такие границы создают согласно установленным и юридически оформлен­ным (в виде правовых норм) правилам использования, регламенти­рующим земельные отношения и системы землепользования.

Эти положения характерны для любой формы и режима исполь­зования земли и являются общими для всего разнообразия системы земельных отношений.

В конкретный период времени цель может иметь выраженный акцент: социальный, экономический, экологический или их ком­бинации. В доперестроечный период на территории городов и по­селков, например, преобладал социальный эффект, когда провозг­лашалось максимально возможное удовлетворение социальных потребностей жителей (часто без обеспечения их экономической и экологической эффективности). В условиях развития рыночной экономики произошла переориентация на учет экономического аспекта, т. е. достижения максимума экономического эффекта, ко­торый зачастую приобретает вид максимума денежных поступлений в бюджет и окупаемости затрат без учета социальной составляющей.

Следовательно, основная цель управления земельными ресурса­ми — создание и функционирование системы земельных отноше­ний и землепользования, позволяющей при обеспечении достаточ­но высокого уровня экологических и социальных условий жизни, развитии эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности, формировании условий сохранения и восста­новления свойств земли получить максимум поступления финансо­вых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляю­щие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завер­шая конкретным юридическим лицом или гражданином.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.