МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ВИДОВ УПРАВЛЕНИЯ





Методы управления — это система способов и приемов воздей­ствия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы (рис. 1.7):

1. Экономические методы управления, основанные на социаль­но-экономических законах и закономерностях развития объектив­ного мира (природа и общество). Использование этих методов ос­новано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества и государства.

2. Организационно-распорядительные (административные) ме­тоды управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы назы­вают административными).

3. Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно об­щественно и индивидуально значимых нравственных ценностей — отношений к земле, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д.

В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.

Реализация каждого из существующих методов организационно­го управления основана на определенной совокупности процедур оценки текущей обстановки и принятия обоснованных решений, направленных на изменение ситуации в заданном направлении.

Методы управления независимо от их направленности имеют определенные организационные формы воздействия на управляе­мый объект. По видам воздействия на объект управления различают прямое и косвенное воздействие, по формам организации выработ­ки управленческих решений — единоличные и групповые. Решения могут приниматься в различных ситуациях при разных уровнях ин­формационного обеспечения.

Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов и отношений в управлении и хозяйственной деятельности. Эффективность использования экономических законов и отноше­ний зависит от глубины познания этих законов, а также от умения реализовать их требования при принятии и реализации управлен­ческих решений.

Содержание экономических методов управления состоит в целе­направленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материаль­ными затратами.


Рис. 1.7. Методы управления

 

Материальное воздействие выступает в трех формах: обществен­ное, коллективное и индивидуальное (личное). Методы управления, оказывающие экономическое воздействие на коллективные и ин­дивидуальные интересы, могут иметь положительную (материаль­ное стимулирование) и отрицательную (материальные санкции) на­правленность.

Различают три группы материальных интересов: государственные, коллективные и личные.

Государственные материальные интересы заключаются в росте и совершенствовании общественного производства для повышения благосостояния всего населения страны; коллективные материаль­ные интересы — в совершенствовании деятельности и росте при­быльности конкретного предприятия и связанном с этим повыше­нии уровня вознаграждения занятых в нем сотрудников.



Личные материальные интересы связаны с увеличением трудо­вого вклада каждого работника в благополучие своей организации с целью получения более высокого материального вознаграждения.

Характерными особенностями экономических методов управле­ния являются косвенный характер воздействия, инерционность, на­личие эффекта насыщения, сложность. Нерациональное использо­вание экономических методов приводит к таким отрицательным явлениям, как значительная дифференциация населения по уров­ням доходов, что может привести к социальной напряженности, увеличению уровня экономических преступлений и т. д.

По масштабам использования различают две основные разно­видности экономических методов управления: методы государст­венного управления экономикой и экономические методы управ­ления на уровне отдельных предприятий, фирм и их объединений.

Основными задачами, решаемыми с использованием методов первого типа, являются: определение рациональной структуры и направлений бюджетной политики; выбор экономических пропор­ций развития отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства; комплексное развитие регионов страны; экономиче­ское обеспечение внедрения достижений научно-технического про­гресса; расширение и углубление межотраслевой интеграции и внут­риотраслевой специализации и кооперации в промышленности и сельском хозяйстве; кредитное и налоговое регулирование хозяйст­венной деятельности государственных и коммерческих предприятий; государственное регулирование цен на энергоносители и энергоре­сурсы; выработка мер экономической поддержки специализирован­ных инвестиционных фондов и т. д.

Основными задачами, решаемыми с использованием методов второго типа, являются: определение экономических целей инвес­тиционной и эмиссионной политики; определение объемов вложе­ний средств в производство новых изделий (услуг) и реконструкцию производства; деятельность по маркетингу, укреплению позиций в определенных сегментах рынка и т. д.

В рамках реализации экономических методов управления реша­ются задачи такого использования средств производства, при кото­ром достигается максимальное удовлетворение потребностей рынка. Следует отметить, что для реализации экономических методов уп­равления общество может использовать различные институцион­ные структуры и механизмы.

Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) включают способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на основе указов, законов, постановлений, при­казов, распоряжений, указаний, инструкций и других администра­тивных документов. При этом эти методы управления не только подкрепляются авторитетом власти, но и экономически обосновы­ваются и обеспечиваются необходимыми ресурсами.

Государство через специально созданные органы управления (ми­нистерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет оп­ределенное административно-организационное воздействие на ор­ганы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления.

Административно-организационные методы управления имеют не только самостоятельное значение, но и выступают связующим звеном для реализации экономических и других методов управления.

Характерными особенностями административно-организацион­ных методов управления являются: оперативность; прямое воздейст­вие на управляемый объект; обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений вы­шестоящих органов для управляемых объектов; ответственность за невыполнение приказов и распоряжений; персональная ответствен­ность за выдачу ошибочных решений.

Акты управления, осуществляемые в рамках административ­но-организационного управления, подразделяют на два вида: нор­мативные и индивидуальные. Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как пра­вило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нор­мативы, стандарты и т. д.

Индивидуальные акты управления адресуются конкретным объ­ектам управления. К ним относятся приказы, циркуляры, распоря­жения, указания.

Задача административно-организационного воздействия — обес­печить четкие действия управленческого аппарата, всех подразделе­ний и служб системы управления. Осуществляемые в форме приказов и распоряжений управленческие решения не должны противоречить существующему законодательству, правовым актам и положениям.

ОРМУ достаточно разнообразны по своей природе, и классифи­цируют их по следующим направлениям воздействия:

на распорядительные; регламентирующие; инструктирующие и т. д.

В зависимости от проблемы, которая стоит перед структурой уп­равления, ОРМУ подразделяют на две группы:

приемы, методы и средства краткосрочного распорядительного воздействия;

приемы, методы и средства длительного воздействия.

Краткосрочные распорядительные воздействия на органы управ­ления или отдельных должностных лиц осуществляются через еди­ничные административные распоряжения, которые представляют юридическую форму оперативных организационных команд. Крат­ковременные распоряжения призваны обеспечить четкое функци­онирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления, их структурных подразделений и долж­ностных лиц.

Длительные распорядительные воздействия связаны с созданием или совершенствованием организационных систем и осуществля­ются при помощи административных актов длительного действия, имеющих юридическую правовую силу, — директив, положений, уставов, правил, инструкций и т. п.

Регламентирующие методы управления включают:

общеорганизационные, определяющие общие принципы уст­ройства организации и структуру органов власти;

структурные, определяющие структуру органов власти, т. е. звень­ев и уровней управления;

должностные, определяющие должностной статус каждого лица, обладающего властью;

функциональные, определяющие порядок функционирова­ния тех или иных властных структур и общественных организа­ций.

Регламентирующие методы управления основаны на использо­вании нормативов и норм.

Норма — это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив — это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо.

Нормативы подразделяются на следующие виды:

организационные нормативы: нормативы времени, трудовых за­трат, расхода материальных средств и т. п., применяют их в качестве организационного воздействия по отношению к тем сторонам де­ятельности органов управления или отдельных должностных лиц, которые в силу объективных причин не могут быть жестко регла­ментированы. Они устанавливают не однозначные требования, а границы определенных процессов;

численности, например число работников земельной службы, приходящихся на 1 тыс. чел. населения;

нормативы величины, например предельно допустимая концент­рация вредных веществ в атмосфере, почве и т. д.;

нормативы относительности, например соотношение объемов проводимых землеустроительных действий и т. д.

Инструктирование включает в себя различные виды информиро­вания: предостережение, разъяснение, ознакомление, советы и т. п.

Инструктирующие методы управления направлены на предуп­реждение непрофессиональных действий, которые могут повлечь за собой социальные, экологические и экономические негативные по­следствия.

Социально-психологические методы управления представляют со­бой механизм воздействия на органы управления и конкретных ис­полнителей через социально-психологические интересы.

Методы формирования и использования общественного и инди­видуального сознания, социальной активности основываются на общественно значимых морально-этических категориях и ценнос­тях, что в совокупности и является сущностью социально-психоло­гических методов управления.

Классификация социально-психологических методов управления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает общество, коллектив, группу, личность.

Методы управления социально-массовыми процессами базиру­ются на информационном управлении, под которым понимают та­кое управление, когда управляющее воздействие носит информаци­онный характер, т. е. субъекту управления дается информационная картина, на основании которой он самостоятельно выбирает линию поведения.

Методы управления коллективами и группами включают сле­дующие виды действий:

оценка индивидуальных качеств работников;

выработка целей, создающих условия для максимального прояв­ления профессиональных качеств работников.

Эффективным методом формирования личностного поведения является метод ориентирующих воздействий, который включает со­здание обстановки, условий, ориентирующих поведение конкрет­ной личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое система и каковы ее основные свойства? 2. Что такое внешняя сре­да системы? 3. Какие структуры системы управления вы знаете? 4. Перечислите и раскройте содержание основных законов систем управления. 5. Перечислите и рас­кройте содержание основных принципов систем управления. 6. Какие функции систем управления вы знаете? 7. Какие недостатки можно отметить при формиро­вании информационных потоков в системе управления? 8. Какие цели и критерии систем управления используют наиболее часто? 9. Назовите основные методы уп­равления. 10. Какие виды управления вы знаете?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.