МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ





Глава 1

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Система (от греч. systema — составленное из частей, соединен­ное) — это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначен­ная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодей­ствии с окружающей внешней средой.

Элементы (или объекты) системы — это неограниченное множе­ство частей или компонентов (физических, социальных, абстракт­ных и др.).

Свойства — это качество параметров объектов системы, т. е. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте. Свойства позволяют охарактеризовать объекты системы численно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. Свой­ства объектов могут изменяться в результате действия системы.

Связи системы — это то, что соединяет объекты и свойства в сис­темном процессе в целое. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, между системами и их под­системами. Связями первого порядка называют связи, функциональ­но необходимые друг другу, а дополнительными — связи второго по­рядка, которые необходимы для улучшения действия системы, но не являются функционально обязательными. Таким образом, нали­чие связей формирует определенную организованность системы.

Имеется несколько классификаций систем, из которых наибо­лее многосторонней является классификация, разработанная по принципу человек - окружающий мир (рис. 1.1).

Естественные материальные системы включают системы неор­ганической природы (физические, химические, геологические и т. п.) и живые системы. Особый продукт материальных систем образуют специальные системы. Интеллектуальные (абстрактные) системы являются продуктом человеческого мышления и также могут быть разделены на ряд типов.

Кроме того, выделяют сложные и простые системы, среди слож­ных — целенаправленные (поведение которых подчинено достижению определенной цели) и самоорганизующиеся (способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру), централизо­ванные (поведение которых зависит от центра или ведущей части системы) и децентрализованные (в которых нет главной подсисте­мы и все подсистемы равно важны), открытые (в случае обмена ве­ществом, энергией и информацией с окружающей средой) и закры­тые (если в нее или из нее не выделяются или не поступают энергия, вещество или информация, т, е. компоненты системы не меняют­ся), управляемые (способные изменять свои структуры под влияни­ем различных управляющих воздействий) и неуправляемые.

Для систем характерно наличие не только связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организован­ность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система формирует свою целесообразность. Любая систе­ма может быть рассмотрена как элемент, система более высокого по­рядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве систем более низкого порядка. Иерархичность, многоуровневость характеризуют строение, морфологию системы и ее поведение (функциони­рование). Отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее многообразия и сложность связей.



Детерминированной системой считают такую систему, в которой составные части взаимодействуют строго определенным способом, а вероятностной системой — такую систему, для которой нельзя сде­лать точного детального предсказания ее поведения в различных си­туациях, т. е. система остается неопределенной.

В результате при двух классификационных признаках все систе­мы можно подразделить на пять категорий: простые и сложные де­терминированные; простые, сложные и очень сложные вероятност­ные системы.

Поэтому чем сложнее система, тем шире состав выполняемых ею функций, тем более разнообразные формы может принимать управ­ление. Усложнение объекта управления, более детальное отражение его свойств влекут за собой усложнение управляющей им системы.

 

 

 


Рис. 1.1. Классификация систем (с учетом разработок В. Д. Могилевского)

 

Формирование системы управления в общем виде можно пред­ставить в такой последовательности:

выделение системы из среды и установление ее взаимодействия;

анализ назначения системы и формирование ограничений в ее действиях;

разработка модели системы и изучение ее динамики;

выбор принципа управления (разомкнутое, разомкнутое с ком­пенсацией, замкнутое, замкнутое с адаптацией, однократное);

определение состава управляющих структур, имеющихся ресур­сов и ограничений;

выбор совокупности критериев и их ранжирование;

определение цели как необходимого конечного состояния сис­темы;

выработка концепции и алгоритма оптимального управления.

Основные свойства сложных систем следующие:

ориентированность - зависимость каждого элемента системы от его места, функций внутри целого;

структурность - возможность описания системы через установ­ление сети связей и отношений системы;

взаимосвязанность структуры и среды — формирование и прояв­ление свойств системы в процессе ее взаимодействия со средой. При этом система должна быть ведущим активным компонентом взаимодействия;

иерархичность — наличие нескольких уровней, при которых каж­дый компонент системы можно рассматривать как отдельную сис­тему, а первичную систему — как один из компонентов более ши­рокой, глобальной системы;

множественность описания— ввиду сложности любой системы (в том числе системы управления земельными ресурсами) ее познание требует построения множества моделей, каждая из которых отражает лишь определенный аспект;

постоянность информационного взаимодействия между систе­мой и средой;

непрерывность функционирования и развития;

эффективность — способность к достижению поставленных целей за определенный период времени при использовании определенного количества ресурсов и возможном наличии отдельных специфиче­ских ограничений. Эффективность определяет соответствие реальных (фактических или ожидаемых) результатов процесса управления требуемым, т. е. степени достижения цели управления. Только эф­фективный процесс управления является целесообразным;

физическая неоднородность и большое число элементов;

приоритетность связей между элементами системы перед связя­ми между системой и средой. Связи могут быть формальными, за­конодательными, договорными, гарантийными и неформальными (личные отношения, моральная ответственность, доверие и др.);

несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом. С этим свойством тесно связаны понятия «агрегирование» и «декомпозиция». Агрегирование — объединение нескольких парамет­ров системы низшего уровня в параметры системы более высокого уровня, Декомпозиция — разделение целого на части выделением функций или целей управления, а также агрегатов и элементов системы;

многофункциональность — способность к реализации некоторого множества функций (обороноспособность, продовольственная и экологическая безопасность, образование, наука и т. д.) заданной структуры;

гибкость — свойство изменять цель и параметры функциониро­вания в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистемы (живучесть). Гибкость обеспечивается избы­точностью элементов и обратной связью. Гибкое управление обес­печивает возможность изменения функций и структуры системы и ее параметров.

Гибкость процесса управления обеспечивается:

повышением уровня управляемости процессом, так как слабая управляемость затрудняет осуществление необходимых изменений;

гибкостью структуры управляющей системы;

информативностью, включая полноту и своевременность пос­тупления информации;

восприимчивостью к внешним воздействиям;

оперативностью, характеризующейся своевременностью изме­нений;

наличием многовариантных структур реализации процесса.

Гибкость управления имеет место, если система управления спо­собна изменять правила (алгоритмы) своих действий. Например, переходить от централизованного к децентрализованному управле­нию, частично децентрализованному и, наоборот, от децентрализо­ванного к централизованному;

непрерывность — свойство (способность) процесса управления не допускать разрыва между последовательно выполняемыми этапами (фазами) или другими действиями процесса;

обратная связь — реакция системы на управляющее воздействие. Подразделяют на усиливающие или уменьшающие негативное воз­действие виды обратной связи;

адаптация — способность изменения целей и параметров систе­мы при изменении условий ее функционирования;

живучесть — способность изменять цели и параметры функци­онирования системы при отказе или повреждении отдельных ее элементов;

надежность — свойство реализовать заданные функции с задан­ными параметрами качества;

безопасность — способность не наносить недопустимые воздей­ствия среде и самой системе;

стойкость — способность выполнять функции при экстремаль­ных изменениях внешних и внутренних условий, т. е. выхода их за установленные ограничения;

устойчивость — способность восстанавливать исходное состояние системы после возмущающих (внешних и внутренних) воздействий.

Практически все существующие системы управления динамич­ны и имеют три типа поведения (режима): равновесный, переход­ной и периодический.

Состояние, в котором находится система, когда все ее характе­ристики не меняются, называют равновесным режимом.

Под переходным режимом понимают развитие динамичной сис­темы из начального состояния к равновесному или периодическому режиму.

Периодическим режимом называют режим, при котором система че­рез равные промежутки времени приходит в одно и то же состояние.

В организационных системах управления устойчивость подраз­деляют на техническую и функциональную.

Техническая устойчивость — способность противостоять воздей­ствиям технического характера с помощью технических средств.

Функциональная устойчивость — способность противостоять со­циально-политическим, экономическим и иным нетехническим воздействиям с помощью интеллектуальных средств: организации труда, методов создания и введения информации, решения интел­лектуальных задач и др.

Устойчивость системы может быть абсолютной, т.е. оценивае­мой по всем ее свойствам, и относительной, когда оценку проводят с помощью некоторого функционального показателя, характери­зующего одно из свойств исследуемой системы. В конечном итоге устойчивость организационных систем управления количественно измеряется как вероятность решения в заданные сроки необходи­мых управленческих задач.

Оперативность — свойство процесса управления обеспечивать завершение цикла управления в требуемые сроки.

Оперативность процессов определяется:

ясностью целевых ориентиров и реальностью задач;

полным и своевременным информированием субъекта управле­ния о состоянии системы, среды и ходе самого процесса;

достаточной гибкостью процесса, позволяющей своевременно адаптироваться к изменяющейся ситуации;

регламентированием процесса, включая разработку процедур, обеспечивающих согласованность между фазами процесса;

осуществлением параллельного выполнения отдельных частей процесса;

четким контролем за процессом со стороны субъекта управления;

наличием ресурсов, достаточных для обеспечения необходимой скорости и соответствующего временного режима реализации про­цесса.

Одна из самых значительных характеристик систем — их взаи­мосвязь с внешней средой.

Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, смежные системы, правовые нормы и положения, социальную си­туацию и общественные взгляды, органы управления, современную технику, технологические комплексы.

Внешняя среда характеризуется взаимосвязанностью включае­мых в нее факторов и элементов и степенью их влияния на рассмат­риваемую организацию. Взаимодействие факторов внешней среды может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие формируют факторы, непосредственно вли­яющие на функционирование системы (потребители, трудовые и экономические ресурсы и т.д.). Косвенное воздействие определяют факторы, не оказывающие прямого воздействия на систему (состоя­ние экономики в стране и регионе, уровень научно-технического прогресса, социальная и политическая политика, групповые инте­ресы и т.д.).

При анализе внешней среды следует определить виды, количе­ство и уровень изменчивости параметров, на которые система обя­зана реагировать.

Важная характеристика внешней среды — ее динамичность, т.е. скорость, с которой изменяются основные показатели. При этом необходимо отметить, что динамичность внешней среды может не быть постоянной для различных подсистем одной и той же системы.

Одна из основных характеристик внешней среды также — ее не­определенность, зависящая от количества и достоверности инфор­мации.

Системы, в которых протекают процессы управления, называют системами управления.

Поскольку управление — специфическая функция, то она реали­зуется определенными элементами системы. Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Подобное разделение обосновано услож­нением процессов управленческой деятельности во всех сферах, постоянным увеличением ее значимости, взаимосвязей различ­ных процессов.

Управляющая подсистема вырабатывает управленческие решения, а управляемая — ис­полняет решения. Для эффек­тивности взаимодействия этих систем необходима обратная связь, с помощью которой по­лучают информацию о резуль­татах управленческого взаимо­действия, предоставляемую в разнообразном виде (письмен­ная, электронная, устная и т.д.).

Таким образом, управление в организованных системах рас­сматривают прежде всего как процесс получения, обработки, преобразования, передачи и использования информации: информа­ция об объекте управления воспринимается управляющей систе­мой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управ­ления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления (рис. 1.2).

В отличие от других видов систем системы управления имеют следующие характерные особенности:

обеспечение целостности за счет информационных связей;

способность перехода в различные состояния в соответствии с управляющими воздействиями. При этом переход осуществляется не мгновенно, а требует некоторого времени;

наличие нескольких допустимых направлений развития, из ко­торых выбирается наиболее предпочтительное;

разнообразие факторов воздействия среды на систему, имеющих различную природу и последствия своего воздействия;

целенаправленность процесса функционирования систем.

К наиболее распространенным определениям понятия «система управления» можно отнести:

формирование и реализацию воздействий, выбранных из мно­жества возможных на основании определенной информации, обес­печивающих желаемое движение (функционирование, поведение) системы, приводящее к поставленной цели;

воздействие на систему, выбранное из множества возможных на основании имеющейся для этого информации, улучшающих ее функционирование или развитие;

определение цели развития системы и ее достижение с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

процесс организации целенаправленного воздействия на опре­деленный объект управления, в результате которого обеспечивают­ся запросы субъекта, взаимодействующего с этой системой;

процесс формирования целей, подбор и реализацию способов их достижения;

функции организованных систем различной природы (биологи­ческих, социальных, технических), обеспечивающие сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, ре­ализацию их программ и целей;

целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.

Наиболее соответствует рассматриваемой проблеме определе­ние, что система управления — функция организованных систем (биологических, технических, социальных и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, ре­ализацию их программ и целей.

Под субъектами управления понимают различные властные и ад­министративные структуры, физические или юридические лица, имеющие определенные властные полномочия, организацион­но-распорядительные, экономические и морально-этические рыча­ги управления.

Объектом управления (на что направлено властное воздействие объекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социальные, природные, экологические, экономические системы и процессы.

Системный подход к процессам управления позволил сформу­лировать следующие общеметодические положения:

1. Для каждой системы управления должны быть определены цель и конечное ее состояние.

2. У каждой системы управления должна быть свобода выбора на­правления развития путем достижения промежуточных направлений.

 

3. Для выбора эффективного направления развития система должна обладать возможностью сравнения различных направлений и критериев их оценки.

4. Система управления должна использовать способы и методы, обеспечивающие реализацию управляющих воздействий.

5. Для выбора управляющих воздействий необходимо получать информацию о возможных направлениях развития, состоянии уп­равляемой системы и внешней среды, т. е. об ограничениях функ­ционирования системы.

В литературе можно встретить разные классификации управле­ния (в том числе и организационного). Так, в зависимости от сте­пени участия человека в управляющих воздействиях классификация систем управления может быть следующей:

управление техническими системами;

управление эргатическими системами;

управление социально-организационными системами.

К техническим системам управления относятся системы, кото­рые функционируют без участия человека. Как правило, ими явля­ются системы автоматического управления, представляющие собой комплексы устройств для автоматического измерения, например координат объекта управления, с целью поддержания желаемого ре­жима его работы. Такие системы реализуют процесс технологиче­ского управления.

Особенность управления техническими системами заключается в том, что в них управляющие воздействия могут быть спроектированы заранее. Поэтому качество управления должно быть гарантировано для различных условий функционирования систем управления.

Особенность человеко-машинных (эргатических) систем состоит в том, что в контур управления, т. е. в управляющую систему, вклю­чен сам человек-оператор или коллектив людей-операторов.

Примерами человеко-машинных систем могут служить автома­тизированные системы управления различного назначения. Их ха­рактерная особенность — взаимодействие человека с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании пра­вильности этого решения.

К социально-организационным системам относятся социальные системы — группы, коллективы людей, общество в целом.

В процессе организации управляемой системы по принципу раз­деления ее на группы управляемых объектов, проводимой по тер­риториальному, отраслевому и территориально-отраслевому при­знаку, формируется структура системы.

Структура (лат. structura) — взаиморасположение и связь со­ставных частей чего-либо, строение.

Структуру систем можно классифицировать:

1. По числу уровней иерархии — одноуровневые и много­уровневые. Последние могут быть однородными и неоднородными.

2. По принципам управления и подчиненности — децентрализованные, централизованные и смешанные.

Систему называют децентрализованной, если отдельные элемен­ты системы принимают решения независимо и не корректируются системой более высокого уровня.

В централизованной системе задания отдельным элементам сис­темы выдает лишь один элемент более высокого уровня.

В смешанных системах управление некоторыми функциями или этапами их выполнения происходит централизованно, а другими — децентрализованно.

Среди разнообразных систем управления наиболее распростра­нены системы с иерархической структурой. Их характерные особен­ности: автономность отдельных управляемых подсистем (каждая из них управляет ограниченным числом подсистем и управляется под­системой более высокого уровня); управление подсистемами при неполной информации (т. е. подсистеме более высокого уровня могут быть неизвестны цели и ограничения нижестоящих подсистем); уплотнение (агрегирование) информации при движении вверх по иерархии; наличие целей управления для каждой подсистемы и об­щей цели для всей системы; взаимовлияние подсистем из-за нали­чия общих ограничений,

3. По выполняемым функциям и целевому назначению (структуры систем планирования, оперативного управления, информации и др.).

В зависимости от постоянства числа элементов системы и связей между ними различают системы с фиксированной (жесткой) и из­меняемой (управляемой или переменной) структурами.

4. По принципам разделения элементов системы на подсистемы различают структуру систем, в которых элемен­ты объединяются по функциональному и (или) объектному признакам. При объектном разделении различают структуру отраслевых систем, региональных систем и т. д.

Классификация структур систем управления показана на ри­сунке 1.3.

 
 

 


Рис. 1.3. Классификация структур систем управления

 

Структура систем управления в масштабах государства строится по отраслевому или территориальному принципу. Отраслевой прин­цип позволяет осуществлять единую техническую и экономическую политику в каждой отрасли, и его применяют там, где идет речь о сложных специфических видах производства, проектирования и строительства, о развитии научных исследований и их внедрении в производство. Территориальный (региональный) принцип преоб­ладает, когда ставится задача комплексного использования различ­ных материальных ресурсов в данном районе страны.

В организационных структурах управления выделяется ряд ти­повых структур: линейная, функциональная, линейно-штабная и функционально-штабная, матричная и свободная.

Классическая линейная структура является одноуровневой, од­нако существующие линейные структуры, как правило, — иерархи­ческие, что объясняется сложностью управляемых объектов.

Линейная структура управления обеспечивает сочетание прямо­го воздействия на систему и сосредоточение в одном органе всех функций управления. Положительные стороны линейного управле­ния — получение непротиворечивых и увязанных между собой за­даний и распоряжений, полная ответственность руководящей сис­темы за результаты работы, оперативность, простота.

Недостаток этой структуры — необходимость каждого руководя­щего звена обладать разносторонними знаниями в объеме, необхо­димом для руководства специализированными участками.

В рамках функциональных структур в пределах определенных функций создаются ячейки управления, которые направляют ниже­стоящим ступеням управления или звеньям производства обязатель­ные для них решения. В результате создается управление, диффе­ренцированное по функциям и осуществляемое функциональными звеньями (ячейками) управления.

Функциональное управление позволяет привлечь к руководству специалистов и более компетентно решать вопросы, а также разгру­зить линейных руководителей и упростить их работу. Функциональ­ные структуры обладают достаточной оперативностью при решении специальных вопросов, однако оперативность резко снижается при решении комплексных вопросов, касающихся компетенции не­скольких функциональных руководителей. Попытки скомпенсиро­вать недостатки линейных и функциональных структур вызвали по­явление линейно-штабных и функционально-штабных структур организационного управления.

В зависимости от уровня системы управления, назначения и выпол­няемых функций можно выделить штабы различного типа. В струк­туре управления выделяют следующие штабы: генеральные, кон­сультативные и специализированные.

Генеральными называют штабы, ведающие наиболее общими проблемами управления, т. е. определением целей, критериев эф­фективности, стратегических планов развития, кадровой полити­кой, анализом ситуаций и т. д.

Консультативные штабы предназначены для предварительной проработки и выработки рекомендаций по вопросам, которые не являются предметом постоянного внимания организации.

Специализированные штабы создают в тех случаях, когда посто­янно требуются специальные знания для выработки решений по конкретным вопросам (анализ рынка, общественных отношений, юридические проблемы и т. д.).

Наиболее существенные тенденции в построении организацион­ных структур (учитывая динамичность изменения современного об­щества) связаны с программно-целевым управлением. Необходи­мость быстрой адаптации организационных структур к изменениям внешней среды привела к созданию матричных структур организа­ционного управления, под которыми понимают структуру с линей­но-функциональным управлением, дополняемым управлением по специальным программам и проектам.

Таким образом, основное назначение матричных структур — ин­теграция управления по реализации программ с учетом конкретных условий.

Достоинства матричных структур организационного управления:

возможность долговременного планирования работ по пробле­мам, обеспечивающего их комплексное развитие и интеграцию ре­сурсов;

централизация руководства по проблеме и единоличная ответ­ственность;

гибкость, динамизм, оперативность;

компетентность в принятии решений;

возможность обеспечения программ (в соответствии с их прио­ритетами) ресурсами;

централизованное использование достижений научно-техниче­ского прогресса и др.

Недостатки матричных структур:

нарушение принципа единоначалия (отдельные сотрудники од­новременно могут участвовать в реализации двух и более про­грамм);

размытая ответственность за выполнение отдельных работ;

двойная отчетность;

сложные, как правило, взаимоотношения между проектными и функциональными подразделениями.

Таким образом, матричные структуры пока наиболее гибкие и универсальные, не требуют существенной перестройки в связи с из­меняющимися условиями внешней среды и позволяют комбини­ровать устойчивость и профессионализм функциональных подраз­делений и способность к междисциплинарной реакции групп свободной структуры.

Новый тип организационных структур — свободные структуры, которые непрерывно меняют свою форму с целью сохранения эф­фективного функционирования организации в высокодинамичных, сложных и конкурентных условиях.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.