ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов систем управления между собой и с внешней средой. Среди основных законов управления можно выделить следующие. Закон единства и целостности системы управления.Он гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Организационная целостность обеспечивается составом необходимых элементов для выполнения поставленных задач управления, а функциональная — реализацией функций, необходимых для достижения целей системы. Единство системы управления означает, что она образует собой новую систему, а не арифметическую сумму частей, фрагментов и блоков. Закон сохранения пропорциональности и рационального сочетания всех элементов любой системы управления.Это означает, что рациональное сочетание элементов систем обеспечивает их соответствие по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития. Закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации.Этот закон отражает зависимость между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой для принятия управленческого решения. Зависимость между эффективностью управленческого решения (Э), а также расходуемым на его принятие временем (Т) и объемом используемой информации (И) показана на рисунке 1.4. Рис. 1.4. График зависимости между эффективностью управленческого решения, временем на его принятие и объемом используемой информации Из графика видно, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения (кривая Э) быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже существенно эффективность не повышает. Кроме того, с увеличением объема информации время, расходуемое на принятие решения (кривая Т), изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как необходимо рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньше, а эффективность возрастает значительно. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается. Дальнейшее увеличение объема информации приводит к увеличению времени на принятие решения, требующего значительных затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. При этом качество принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже близко к оптимальному. Если время, отводимое на принятие решения, ограничено (Тg), то любой объем информации в интервале а...б считают достаточным, поскольку он обеспечивает принятие решения в допустимые сроки. Однако необходимым будет только тот объем информации, который находится в интервале в...г, т.е. обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время. Использование данного закона позволяет: организовывать информационный поток при построении систем управления; формировать структуру информационного обеспечения в автоматизированных системах управления; планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и защищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации. Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления.Эффективность любого планируемого управленческого действия зависит от соответствия выбранным критериям эффективности. Учитывая, что каждая управленческая структура руководствуется своими ведомственными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления. На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя, а на более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей». Единство и соподчиненность используемых критериев эффективности обеспечиваются за счет выполнения следующих требований: локальные критерии (критерии оценки конкретных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях; для оценки аналогичных мероприятий должны использоваться унифицированные критерии, что обеспечивает возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей. Закон совместимости применяемых технических средств соподчиненным и взаимодействующим системам управления. Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Прежде всего совместимость должна обеспечивать совместимость технических средств по пропускной способности, формам и параметрам входных и выходных документов, другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления. Особенно важны требования этого закона при автоматизации системы управления. Автоматизированные системы управления представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации, которые могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это, они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью. Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимостью. Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д. Программная совместимость означает обеспечение работы комплекса средств управления по единым программам и достигается за счет применения унифицированных машинных команд и специальных ретрансляторов, обеспечивающих преобразование программ, записанных на разных алгоритмических языках. Принципы управления — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые необходимо учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, независимо от воли и желания людей, а принципы сознательно формируются в интересах практики и применяют их в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между законами управления и управленческой практикой. Из основных принципов можно выделить следующие. Принцип научности обеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся противоречий теории и практики, объективных и субъективных факторов. Принцип системности и комплексности предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении, а комплексность — необходимость всестороннего охвата всей управленческой системы, учет всех направлений и сторон деятельности, всех ее свойств. Принцип централизованности и децентрализованности — централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках целостной системы управления, уровень которой зависит от единства и скоординированное™. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, что позволяет быстро и оперативно реагировать на изменения ситуации. Принцип пропорциональности отражает рациональное соотношение управляющей и управляемой частей системы, так как увеличение и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта (управляющей подсистемы). Соответствие субъекта управления объекту управления может быть определено системой численных и качественных показателей. Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления, включая информационные операции по подготовке и реализации решений. Принцип делегирования полномочий, которые представляет собой ограниченное право использовать имеющиеся ресурсы и направлять усилия системы управления на выполнение определенных задач. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий управляющей структуре, которая принимает на себя ответственность за их выполнение. Принцип обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового действия, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном заданном состоянии. Основные законы и принципы управления реализуются в процессе формирования этапов процесса управления. Основными этапами процесса любой системы управления являются: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение); сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного процесса. Таким образом, управление — это вид деятельности, который состоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль (рис. 1.5). Рис. 1.5. Основные функции системы управления Рассмотрим назначение и свойства основных функций управления. Процесс управления любой системой начинается с постановки целей в процессе планирования. Поэтому функция планирования является начальной в системе управления и одновременно ведущей. Заключается она в научно обоснованном формировании перспективного процесса управления с использованием различных методов, форм, режимов и условий деятельности, обеспечивая его равномерность, эффективность и ритмичность, с учетом технических, технологических, организационных и экономических условий. Планирование — вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы — разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляют контроль и оценку. В процессе планирования: анализируют существующие системы управления для определения целей развития, установления направлений деятельности, требующих улучшения; определяют перспективные направления развития системы управления; устанавливают пути реализации перспективного направления развития системы. Таким образом, цель планирования — разработка рационального плана на основе выработанного решения. Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, которые требуют разработки специфических стратегий, направленных на достижение выбранных целей в течение длительного времени. Основные результаты стратегического планирования — формулировка целей (построение дерева целей), критериев эффективности системы, оценка и анализ внешней среды (формулировка ограничений), генерация и анализ стратегических альтернатив достижения цели, выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации. В рамках процесса стратегического планирования реализуются четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение. Тактическое планирование — второй основной этап процесса планирования организационных систем. В отличие от стратегического планирования, связанного с выбором целей и решений, последствия которых сказываются в течение длительного времени, при тактическом планировании формируют условия для достижения промежуточных целей применительно к достаточно коротким периодам времени (как правило, год). Тактическое планирование (как и стратегическое) должно иметь комплексный характер и охватывать концептуально и аналитически максимально возможное число наиболее важных факторов, которые определяют развитие системы. При этом тактические планы более конкретны и более детальны. Их составляют, как правило, для управленческой системы в целом, и рассчитаны они на короткий отрезок времени, с определенным начальным и конечным состоянием. Таким образом, тактические планы по сравнению со стратегическими содержат более конкретные цели действий, более детализированы и необходимы для поддержки стратегических планов. Оперативное управление — функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных планом, программой, регламентом. Оперативное управление (как функция) основано на получении информации, поступающей от управляемого объекта, и используют его в целях устранения отклонений или компенсации возмущающих воздействий, а также предупреждения возможных отклонений. Процесс ОУ включает следующие этапы. 1. Выбор целесообразных характеристик системы (материальные или нематериальные, определенные или случайные). 2. Сравнение реальных результатов функционирования системы с целевыми характеристиками. 3. Осуществление корректирующего воздействия. Для систем любого типа большое значение имеет организация управления как функция, основным назначением которой является обеспечение организованности всех управляемых и управляющих процессов системы управления. В процессе организации система обеспечивается трудовыми, техническими, финансовыми, материальными и другими ресурсами, предназначенными для реализации выбранного направления развития системы. В процессе реализации функции организации создается организационная структура, позволяющая подсистемам структуры управления эффективно взаимодействовать для достижения общих целей. Таким образом, в процессе организации обеспечивается установление взаимосвязей между отдельными элементами системы, управляющей и управляемой системами, различными ступенями и звеньями управления, выполняются требования непрерывности, единства, динамичности и результативности процессов производства и управления. Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы подсистемы выполняли свои функции в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Особое положение занимает среди функций управления контроль, по результатам которого корректируют решения, план и системы функциональных структур, созданных для достижения цели системы управления. Существует две основные формы контроля — активный и пассивный. Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса. При контроле активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие через функцию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь. В иерархических организационных системах контроль должен осуществляться систематически и оперативно, одновременно сверху и снизу. Рис. 1.6. Структура управления системами Структура управления системами в общем виде показана на рисунке 1.6. Таким образом, управление является непрерывным процессом принятия управляющего воздействия и его осуществления, направленным на эффективное достижение цели системы на основе информации об объекте и состоянии среды. Между информацией и структурой управления в системе имеются органичная взаимосвязь и взаимозависимость. Объем, вид и направление потоков информации предопределяют состав, структуру и взаимодействие составных элементов системы (объекта). Излишняя и неправильная информация усложняет структуру управления, увеличивает материальные и трудовые затраты при формировании системы. Нерациональные и замедленные потоки информации ведут к дублированию функций, нарушению ритма функционирования системы управления, снижению персональной ответственности руководителей и исполнителей. Наряду с этим многозвенность структуры управления, чрезмерное дробление функций и задач управления, нечеткая координация и связь между элементами системы затрудняют прохождение информационных потоков, лишают их гибкости и динамизма. Основные недостатки формирования информационных потоков при создании систем управления: 1. Параллельность прохождения одинаковой информации, собираемой разными структурами (и даже разными элементами одной структуры). 2. Отсутствие единства при формировании информации. Каждая структура (и ее элементы) использует свои плановые и отчетные показатели, нормативно-справочные данные, формы документов и т. д. 3. Повторяемость информации. Одни и те же массивы и виды информации представляются неоднократно с разной периодичностью (ежесуточно, ежемесячно, ежеквартально и т. д.). По существу, это последовательно повторяющиеся потоки одной информации. 4. Запаздывание информации. Время на передачу, обработку информации и принятие управленческого решения должно быть меньше времени, в течение которого могут произойти необратимые процессы на управляемых объектах. 5. Недостаточная надежность и полнота информации, часто возникающие из-за отсутствия единых требований и условий сбора информации, а также ее достоверного учета. 6. Излишние объемы информации вследствие неупорядоченности данных и сведений как по их виду, так и по объему. 7. Несопоставимость информации из-за различных сроков, методов получения и обработки данных. Таким образом, системы управления должны формироваться с учетом следующих требований: 1. Минимально возможное число иерархических ступеней. 2. Адаптивность, т. е. способность изменения структуры, без нарушения устойчивости. 3. Наличие кратчайших путей прохождения потоков информации. 4. Наличие ответственности за выполнение каждой функции управления (работник, отдел, предприятие и т. д.). 5. Обеспечение экономической эффективности формирования структуры управления за счет соответствия уровня квалификации каждого элемента органа управления степени сложности выполняемых видов работ. Например, выполнение специалистом с высокой квалификацией работ, не требующих знаний, снижает экономическую эффективность системы. 6. Распределение функций управления между элементами иерархической системы на основе централизации, при которой, с одной стороны, достигаются достаточная специализация и полнота использования технических средств управления, а с другой — обеспечивается достаточная оперативность управления. Формирование целей является основополагающим исходным этапом управления. К основным целям управления можно отнести: желаемое (требуемое) состояние объекта или системы управления; определенный требуемый результат деятельности, моделирующий желательное состояние систем. К целям управления предъявляют определенные требования, к числу которых можно отнести: всестороннюю научную и практическую обоснованность цели как отражение совокупности требований законов объективного мира; четкую определенность, очерченность, формулировку ее реально достижимого состояния; четкую формулировку необходимых и достаточных условий реализации целей (ресурсы, сроки, исполнители). В зависимости от поставленной цели различают: ситуационное управление, когда цель остается более или менее стабильной и в основном необходимо управление функционированием сложившихся систем. В этом случае система управления реагирует на отклонения (реактивное управление); программное управление, когда цель формулируется в программе действий (программно-целевое управление); целевое управление, формирующееся при особом значении цели, например для ликвидации социально-экономического кризиса. Формирование целей управления зависит: от качества и количества информации, получаемой управляющей системой от объекта управления и окружающей среды, такой, как возможные пути развития системы, предполагаемое воздействие окружающей среды, ее характеристики свойств и другие факторы; возможности установления промежуточных целей по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени). Так как цель представляет собой желаемое состояние объекта управления, которое характеризуется совокупностью свойств, имеющих иерархическую структуру, то главную цель можно представить в виде совокупности частных целей (дерева целей), характеризующей желаемое состояние объекта управления. Кроме того, в процессе достижения поставленной цели система проходит ряд промежуточных состояний, которые также можно представить в виде промежуточных целей (этапов). Формирование целей неразрывно связано с выбором показателей и критериев эффективности системы управления. Критерии эффективности системы управления должны удовлетворять следующим условиям: количественно оценивать эффективность функционирования системы; быть статистически достоверными; отражать влияние основного числа факторов; быть по возможности простыми; иметь физическое или экономическое значение; иметь возможность сравнения с идеальным или заданным значением; иметь сформулированую для многоцелевых систем адекватную множеству целей совокупность критериев эффективности; должны отличаться различные подсистемы друг от друга. Поскольку цель в ряде звеньев экономического управления сложна и не всегда может быть интегрирована единым показателем, то и критерий может иметь сложную форму (представлять взаимосвязанный комплекс критериев). В этих случаях целесообразно выявить главный критерий и установить ранжировку остальных. Связь между целью и критерием гибкая. Имеются случаи, когда одна цель контролируется несколькими критериями, и наоборот, нескольким целям соответствует один критерий. В системах организационно-экономического управления производственными и обслуживающими структурами цель обычно выражается в форме характеристик технологии данной отрасли, а критерии — в виде экономических категорий (затраты, доход, прибыль и т. д.). Для критериев эффективности существует такая же зависимость между критериями систем различного уровня, как и между их целями. Поскольку эффективность каждой системы оценивается по степени достижения ее целей, то можно построить дерево критериев аналогично дереву целей. Таким образом, критерии отдельных подсистем так же, как и их цели, увязываются графической моделью их взаимосвязи. Построенное на базе дерева целей дерево критериев определяет для системы моделей принятия решений взаимоувязанный комплекс критериев оптимальности, специфических для каждого звена, но подчиненных общему критерию. Деревья целей и критериев используют также для уточнения и разграничения функций управления между подсистемами системы управления, уточнения их прав и обязанностей, обоснования целесообразной степени централизации и децентрализации при выработке организационно-экономических решений. В последнее время разработано много показателей для оценки эффективности различных организационно-экономических систем, из которых наиболее часто используют следующие: продуктивность, которая оценивается степенью достижения системой поставленных перед ней целей, т. е. степенью их своевременного завершения, характеризуемой определенными количественными и качественными характеристиками; экономичность, которая характеризует степень использования системой необходимых ресурсов и определяется отношением объема ресурсов, подлежащих потреблению, к объему фактически потребленных ресурсов. Для оценки первой величины используют смету, нормативы, прогнозы, оценки и т. п.; второй — данные бухгалтерского учета, отчетные сводки, системы автоматических измерений и т. д. Таким образом, экономичность — это показатель, характеризующий общую эффективность организационной системы в отношении затрат. Могут быть рассчитаны индексы, характеризующие динамику экономичности в отдельные периоды времени; эффективность определяют из соотношения между доходами и расходами системы, затраченными для достижения конечной цели; качество характеризует степень соответствия системы определенным требованиям и спецификациям. Главная отличительная особенность качества — использование понятия качественных признаков, т.е. конкретных свойств, которые определяют при технологическом проектировании и создании продуктов (изделий, услуг). Качественные признаки делят на объективные (измеряемые) и субъективные (оцениваемые экспертным путем); прибыль — это соотношение между валовым доходом и суммарными издержками. |