МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ





Специфические законы управления выражают наиболее сущест­венные связи и отношения различных элементов систем управле­ния между собой и с внешней средой.

Среди основных законов управления можно выделить следующие.

Закон единства и целостности системы управления.Он гласит, что система управления должна обладать организационным и функ­циональным единством. Организационная целостность обеспечива­ется составом необходимых элементов для выполнения поставлен­ных задач управления, а функциональная — реализацией функций, необходимых для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует собой новую систему, а не арифметическую сумму частей, фрагментов и блоков.

Закон сохранения пропорциональности и рационального сочета­ния всех элементов любой системы управления.Это означает, что ра­циональное сочетание элементов систем обеспечивает их соответ­ствие по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

Закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации.Этот закон отражает зави­симость между качеством выполнения задач управления и объ­емом информации, используемой для принятия управленческого решения.

Зависимость между эффективностью управленческого решения (Э), а также расходуемым на его принятие временем (Т) и объемом используемой информации (И) показана на рисунке 1.4.

 

 

Рис. 1.4. График зависимости между эффективностью управленческого решения, временем на его принятие и объемом используемой информации

 

Из графика видно, что с увеличением объема поступающей ин­формации эффективность принимаемого решения (кривая Э) быст­ро растет. Однако после накопления определенного объема инфор­мации дальнейшее ее увеличение уже существенно эффективность не повышает.

Кроме того, с увеличением объема информации время, расхо­дуемое на принятие решения (кривая Т), изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как необходимо рассматривать мно­жество вариантов действий. По мере увеличения объема используе­мой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, ста­новится меньше, а эффективность возрастает значительно. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается. Даль­нейшее увеличение объема информации приводит к увеличению времени на принятие решения, требующего значительных затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. При этом качество принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже близко к оптимальному.

Если время, отводимое на принятие решения, ограничено (Тg), то любой объем информации в интервале а...б считают достаточ­ным, поскольку он обеспечивает принятие решения в допустимые сроки. Однако необходимым будет только тот объем информации, который находится в интервале в...г, т.е. обеспечивает принятие эф­фективного решения в минимальное время.

Использование данного закона позволяет:

организовывать информационный поток при построении систем управления;

формировать структуру информационного обеспечения в авто­матизированных системах управления;



планировать мероприятия по повышению живучести, надежнос­ти и защищенности средств и систем связи, сбора, обработки, пе­редачи и отображения информации.

Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, ис­пользуемых в процессе управления.Эффективность любого планируе­мого управленческого действия зависит от соответствия выбранным критериям эффективности. Учитывая, что каждая управленческая структура руководствуется своими ведомственными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, кото­рый мог бы служить показателем степени достижения целей на лю­бом уровне управления.

На одних уровнях управления для характеристики степени до­стижения цели может быть достаточно одного показателя, а на бо­лее высоких уровнях управления потребуется несколько показате­лей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Единство и соподчиненность используемых критериев эффектив­ности обеспечиваются за счет выполнения следующих требований:

локальные критерии (критерии оценки конкретных мероприя­тий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях;

для оценки аналогичных мероприятий должны использоваться унифицированные критерии, что обеспечивает возможность срав­нивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогич­ных целей и обобщать результаты достижения общих целей.

Закон совместимости применяемых технических средств соподчи­ненным и взаимодействующим системам управления. Этот закон от­ражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Прежде всего совместимость должна обеспечивать сов­местимость технических средств по пропускной способности, формам и параметрам входных и выходных документов, другим характеристи­кам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаим­ных помех при одновременной работе различных средств, исполь­зуемых в системе управления.

Особенно важны требования этого закона при автоматизации системы управления. Автоматизированные системы управления представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации, которые могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это, они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью.

Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимо­стью.

Информационная совместимость предусматривает единую клас­сификацию информации, используемой в автоматизированной сис­теме управления, единую систему формализации документов и т.д.

Программная совместимость означает обеспечение работы комп­лекса средств управления по единым программам и достигается за счет применения унифицированных машинных команд и специаль­ных ретрансляторов, обеспечивающих преобразование программ, записанных на разных алгоритмических языках.

Принципы управления — это наиболее общие, основополагаю­щие правила и рекомендации, которые необходимо учитывать и вы­полнять в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и дей­ствуют объективно, независимо от воли и желания людей, а прин­ципы сознательно формируются в интересах практики и применяют их в зависимости от конкретных условий. По своему предназначе­нию принципы управления являются связующим звеном между законами управления и управленческой практикой. Из основных принципов можно выделить следующие.

Принцип научности обеспечивает построение системы управления и ее деятельности на научных основах, но с учетом имеющихся про­тиворечий теории и практики, объективных и субъективных факторов.

Принцип системности и комплексности предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераз­дельно.

Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении, а комплекс­ность — необходимость всестороннего охвата всей управленческой системы, учет всех направлений и сторон деятельности, всех ее свойств.

Принцип централизованности и децентрализованности — центра­лизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоординацию звень­ев в рамках целостной системы управления, уровень которой зави­сит от единства и скоординированное™.

Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, что позволяет быстро и опера­тивно реагировать на изменения ситуации.

Принцип пропорциональности отражает рациональное соотношение управляющей и управляемой частей системы, так как увеличение и усложнение объекта управления ведут к росту субъекта (управляю­щей подсистемы).

Соответствие субъекта управления объекту управления может быть определено системой численных и качественных показателей.

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения тру­доемкости операций в процессе управления, включая информаци­онные операции по подготовке и реализации решений.

Принцип делегирования полномочий, которые представляет собой ограниченное право использовать имеющиеся ресурсы и направлять усилия системы управления на выполнение определенных задач.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномо­чий управляющей структуре, которая принимает на себя ответ­ственность за их выполнение.

Принцип обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является ис­точником возникновения в управляющей подсистеме нового дей­ствия, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естест­венном заданном состоянии.

Основные законы и принципы управления реализуются в про­цессе формирования этапов процесса управления. Основными эта­пами процесса любой системы управления являются: сбор и обра­ботка информации; ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего реше­ния в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений; организа­ция деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение); сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непре­рывного процесса.

Таким образом, управление — это вид деятельности, который со­стоит из следующих основных функций: планирование, организация, мотивация, координация и контроль (рис. 1.5).

 
 

 


Рис. 1.5. Основные функции системы управления

Рассмотрим назначение и свойства основных функций управ­ления.

Процесс управления любой системой начинается с постановки целей в процессе планирования. Поэтому функция планирова­ния является начальной в системе управления и одновременно ве­дущей. Заключается она в научно обоснованном формировании перспективного процесса управления с использованием различных методов, форм, режимов и условий деятельности, обеспечивая его равномерность, эффективность и ритмичность, с учетом техниче­ских, технологических, организационных и экономических условий.

Планирование — вид управленческой деятельности по опреде­лению перспектив развития управляемой системы — разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятель­ности, по которым осуществляют контроль и оценку.

В процессе планирования:

анализируют существующие системы управления для определе­ния целей развития, установления направлений деятельности, тре­бующих улучшения;

определяют перспективные направления развития системы уп­равления;

устанавливают пути реализации перспективного направления развития системы.

Таким образом, цель планирования — разработка рационального плана на основе выработанного решения.

Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов.

Стратегическое планирование представляет собой набор дейст­вий и решений, которые требуют разработки специфических стра­тегий, направленных на достижение выбранных целей в течение длительного времени.

Основные результаты стратегического планирования — форму­лировка целей (построение дерева целей), критериев эффективности системы, оценка и анализ внешней среды (формулировка ограниче­ний), генерация и анализ стратегических альтернатив достижения цели, выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.

В рамках процесса стратегического планирования реализуются четыре основных вида управленческой деятельности: распределе­ние ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Тактическое планирование — второй основной этап процесса планирования организационных систем. В отличие от стратегиче­ского планирования, связанного с выбором целей и решений, по­следствия которых сказываются в течение длительного времени, при тактическом планировании формируют условия для достиже­ния промежуточных целей применительно к достаточно коротким периодам времени (как правило, год).

Тактическое планирование (как и стратегическое) должно иметь комплексный характер и охватывать концептуально и ана­литически максимально возможное число наиболее важных фак­торов, которые определяют развитие системы. При этом тактиче­ские планы более конкретны и более детальны. Их составляют, как правило, для управленческой системы в целом, и рассчитаны они на короткий отрезок времени, с определенным начальным и конечным состоянием. Таким образом, тактические планы по сравнению со стратегическими содержат более конкретные цели действий, более детализированы и необходимы для поддержки стратегических планов.

Оперативное управление — функция управления, обеспечиваю­щая функционирование управляемых процессов в рамках парамет­ров, заданных планом, программой, регламентом. Оперативное управление (как функция) основано на получении информации, поступающей от управляемого объекта, и используют его в целях устранения отклонений или компенсации возмущающих воздейст­вий, а также предупреждения возможных отклонений.

Процесс ОУ включает следующие этапы.

1. Выбор целесообразных характеристик системы (материальные или нематериальные, определенные или случайные).

2. Сравнение реальных результатов функционирования системы с целевыми характеристиками.

3. Осуществление корректирующего воздействия.

Для систем любого типа большое значение имеет организация управления как функция, основным назначением которой яв­ляется обеспечение организованности всех управляемых и управ­ляющих процессов системы управления. В процессе организации система обеспечивается трудовыми, техническими, финансовыми, материальными и другими ресурсами, предназначенными для ре­ализации выбранного направления развития системы.

В процессе реализации функции организации создается органи­зационная структура, позволяющая подсистемам структуры управ­ления эффективно взаимодействовать для достижения общих целей.

Таким образом, в процессе организации обеспечивается уста­новление взаимосвязей между отдельными элементами системы, управляющей и управляемой системами, различными ступенями и звеньями управления, выполняются требования непрерывности, единства, динамичности и результативности процессов производ­ства и управления.

Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы подсистемы выполняли свои функции в соответствии с делегиро­ванными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Особое положение занимает среди функций управления конт­роль, по результатам которого корректируют решения, план и сис­темы функциональных структур, созданных для достижения цели системы управления.

Существует две основные формы контроля — активный и пас­сивный.

Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса. При контроле активном во время всего про­цесса на управляемый объект оказывается воздействие через функ­цию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь.

В иерархических организационных системах контроль должен осуществляться систематически и оперативно, одновременно сверху и снизу.

 
 

 


Рис. 1.6. Структура управления системами

Структура управления системами в общем виде показана на ри­сунке 1.6.

Таким образом, управление является непрерывным процессом принятия управляющего воздействия и его осуществления, направ­ленным на эффективное достижение цели системы на основе ин­формации об объекте и состоянии среды. Между информацией и структурой управления в системе имеются органичная взаимосвязь и взаимозависимость. Объем, вид и направление потоков информа­ции предопределяют состав, структуру и взаимодействие составных элементов системы (объекта). Излишняя и неправильная информа­ция усложняет структуру управления, увеличивает материальные и трудовые затраты при формировании системы. Нерациональные и замедленные потоки информации ведут к дублированию функций, нарушению ритма функционирования системы управления, сниже­нию персональной ответственности руководителей и исполнителей.

Наряду с этим многозвенность структуры управления, чрезмер­ное дробление функций и задач управления, нечеткая координация и связь между элементами системы затрудняют прохождение ин­формационных потоков, лишают их гибкости и динамизма.

Основные недостатки формирования информационных потоков при создании систем управления:

1. Параллельность прохождения одинаковой информации, соби­раемой разными структурами (и даже разными элементами одной структуры).

2. Отсутствие единства при формировании информации. Каждая структура (и ее элементы) использует свои плановые и отчетные показатели, нормативно-справочные данные, формы документов и т. д.

3. Повторяемость информации. Одни и те же массивы и виды информации представляются неоднократно с разной периодично­стью (ежесуточно, ежемесячно, ежеквартально и т. д.). По существу, это последовательно повторяющиеся потоки одной информации.

4. Запаздывание информации. Время на передачу, обработку ин­формации и принятие управленческого решения должно быть меньше времени, в течение которого могут произойти необратимые процессы на управляемых объектах.

5. Недостаточная надежность и полнота информации, часто воз­никающие из-за отсутствия единых требований и условий сбора ин­формации, а также ее достоверного учета.

6. Излишние объемы информации вследствие неупорядоченнос­ти данных и сведений как по их виду, так и по объему.

7. Несопоставимость информации из-за различных сроков, ме­тодов получения и обработки данных.

Таким образом, системы управления должны формироваться с учетом следующих требований:

1. Минимально возможное число иерархических ступеней.

2. Адаптивность, т. е. способность изменения структуры, без на­рушения устойчивости.

3. Наличие кратчайших путей прохождения потоков информации.

4. Наличие ответственности за выполнение каждой функции уп­равления (работник, отдел, предприятие и т. д.).

5. Обеспечение экономической эффективности формирования структуры управления за счет соответствия уровня квалификации каждого элемента органа управления степени сложности выполняе­мых видов работ. Например, выполнение специалистом с высокой квалификацией работ, не требующих знаний, снижает экономическую эффективность системы.

6. Распределение функций управления между элементами иерархической системы на основе централизации, при которой, с одной стороны, достигаются достаточная специализация и полнота ис­пользования технических средств управления, а с другой — обеспечивается достаточная оперативность управления.

Формирование целей является основополагающим исходным этапом управления.

К основным целям управления можно отнести:

желаемое (требуемое) состояние объекта или системы управления;

определенный требуемый результат деятельности, моделирую­щий желательное состояние систем.

К целям управления предъявляют определенные требования, к числу которых можно отнести:

всестороннюю научную и практическую обоснованность цели как отражение совокупности требований законов объективного мира;

четкую определенность, очерченность, формулировку ее реально достижимого состояния;

четкую формулировку необходимых и достаточных условий ре­ализации целей (ресурсы, сроки, исполнители).

В зависимости от поставленной цели различают:

ситуационное управление, когда цель остается более или менее стабильной и в основном необходимо управление функционирова­нием сложившихся систем. В этом случае система управления ре­агирует на отклонения (реактивное управление);

программное управление, когда цель формулируется в программе действий (программно-целевое управление);

целевое управление, формирующееся при особом значении це­ли, например для ликвидации социально-экономического кризиса.

Формирование целей управления зависит:

от качества и количества информации, получаемой управляю­щей системой от объекта управления и окружающей среды, такой, как возможные пути развития системы, предполагаемое воздейст­вие окружающей среды, ее характеристики свойств и другие фак­торы;

возможности установления промежуточных целей по уровням иерархии (в пространстве) и по этапам (во времени).

Так как цель представляет собой желаемое состояние объекта уп­равления, которое характеризуется совокупностью свойств, имею­щих иерархическую структуру, то главную цель можно представить в виде совокупности частных целей (дерева целей), характеризую­щей желаемое состояние объекта управления. Кроме того, в про­цессе достижения поставленной цели система проходит ряд проме­жуточных состояний, которые также можно представить в виде промежуточных целей (этапов).

Формирование целей неразрывно связано с выбором показате­лей и критериев эффективности системы управления.

Критерии эффективности системы управления должны удовлет­ворять следующим условиям:

количественно оценивать эффективность функционирования сис­темы;

быть статистически достоверными;

отражать влияние основного числа факторов;

быть по возможности простыми;

иметь физическое или экономическое значение;

иметь возможность сравнения с идеальным или заданным значением;

иметь сформулированую для многоцелевых систем адекватную множеству целей совокупность критериев эффективности;

должны отличаться различные подсистемы друг от друга.

Поскольку цель в ряде звеньев экономического управления слож­на и не всегда может быть интегрирована единым показателем, то и критерий может иметь сложную форму (представлять взаимосвя­занный комплекс критериев). В этих случаях целесообразно вы­явить главный критерий и установить ранжировку остальных.

Связь между целью и критерием гибкая. Имеются случаи, когда одна цель контролируется несколькими критериями, и наоборот, нескольким целям соответствует один критерий.

В системах организационно-экономического управления произ­водственными и обслуживающими структурами цель обычно выра­жается в форме характеристик технологии данной отрасли, а кри­терии — в виде экономических категорий (затраты, доход, прибыль и т. д.).

Для критериев эффективности существует такая же зависимость между критериями систем различного уровня, как и между их це­лями. Поскольку эффективность каждой системы оценивается по степени достижения ее целей, то можно построить дерево критери­ев аналогично дереву целей. Таким образом, критерии отдельных подсистем так же, как и их цели, увязываются графической моделью их взаимосвязи. Построенное на базе дерева целей дерево критериев определяет для системы моделей принятия решений взаимоувязан­ный комплекс критериев оптимальности, специфических для каж­дого звена, но подчиненных общему критерию.

Деревья целей и критериев используют также для уточнения и разграничения функций управления между подсистемами системы управления, уточнения их прав и обязанностей, обоснования целе­сообразной степени централизации и децентрализации при выра­ботке организационно-экономических решений.

В последнее время разработано много показателей для оценки эффективности различных организационно-экономических систем, из которых наиболее часто используют следующие:

продуктивность, которая оценивается степенью достижения сис­темой поставленных перед ней целей, т. е. степенью их своевремен­ного завершения, характеризуемой определенными количествен­ными и качественными характеристиками;

экономичность, которая характеризует степень использования системой необходимых ресурсов и определяется отношением объема ресурсов, подлежащих потреблению, к объему фактически потреб­ленных ресурсов. Для оценки первой величины используют смету, нормативы, прогнозы, оценки и т. п.; второй — данные бухгалтер­ского учета, отчетные сводки, системы автоматических измерений и т. д. Таким образом, экономичность — это показатель, характери­зующий общую эффективность организационной системы в отношении затрат. Могут быть рассчитаны индексы, характеризующие динамику экономичности в отдельные периоды времени;

эффективность определяют из соотношения между доходами и расходами системы, затраченными для достижения конечной цели;

качество характеризует степень соответствия системы опреде­ленным требованиям и спецификациям. Главная отличительная особенность качества — использование понятия качественных при­знаков, т.е. конкретных свойств, которые определяют при техноло­гическом проектировании и создании продуктов (изделий, услуг). Качественные признаки делят на объективные (измеряемые) и субъективные (оцениваемые экспертным путем);

прибыль — это соотношение между валовым доходом и суммар­ными издержками.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.