ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ. 1. Определите сущность политики. Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни. 2. Каковы смысловые свойства государственной информационной политики? Выделяются следующие наиболее важные свойства цели государственной информационной политики. Во-первых, цель имеет долгосрочный, стратегический характер и отражает представление субъекта, обладающего публичной властью, о возможностях государства по воздействию на информационную сферу для привлечения граждан, представителей гражданского общества, коммерческих и политических организаций к совместной деятельности по разрешению наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества. Во-вторых, цель формулируется в терминах, не обладающих юридической или математической определенностью и существенно ограничивающих возможность использования методов естественных наук для оценки степени ее достижения и получения неопровержимых аргументов по данному вопросу для уверенной победы в политических дискуссиях. В-третьих, формулировка цели имеет, как правило, лозунговую форму, содействующую, с одной стороны, согласованию деятельности государственных органов и должностных лиц, участвующих в реализации данной политики, а с другой — получению общественной поддержки цели (в силу доступности понимания) со стороны широких народных масс и наиболее влиятельных социальных групп общества. 3. Перечислите цели и задачи государственной информационной политики. Цель государственной информационной политики характеризует достижимую в реальных условиях социально-политического развития общества степень проявления сущности, рассматриваемой политики. Цель названной политики может быть определена как духовные блага, как результат реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, как результат разрешения наиболее острых противоречий общественной жизни в информационной сфере и результат общественной поддержки государственной политики в названной области. Иначе говоря, цель государственной информационной политики определяется как духовные блага общественного развития и результаты программы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в т.ч. по разрешению наиболее острых проблем и противоречий формирования информационного общества. Судя по политическим документам Президента Российской Федерации, целью государственной информационной политики России является содействие устойчивости общественного развития, а также обеспечение общественной поддержки мероприятий государственной политики Задача государственной информационной политики представляет собой желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития, связанном с достижением цели государственной информационной политики. В зависимости от ожидаемой длительности выполнения задачи государственной информационной политики подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. 4. Назовите принципы государственной информационной политики. К числу общих принципов государственной информационной политики следует отнести, прежде всего, законность, научную обоснованность, единство, системность и эффективность. · Принцип законности заключается в строгом соблюдении при формировании и реализации государственной информационной политики норм законодательства, определяющих верховенство Конституции Российской Федерации и законов. · Принцип научной обоснованности — в использовании при подготовке предложений по содержанию и форме государственной информационной политики результатов научных исследований в соответствующих областях знаний. · Принцип единства заключается в разработке и соблюдении единых для всех субъектов информационной деятельности подходов и требований к разработке программных мероприятий государственной информационной политики и их реализации в практике информатизации. · Принцип системности — в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние на выполнение задач политики, включая объемы необходимых для этого финансовых, материальных, технологических, кадровых и иных ресурсов. · Принцип эффективности — в использовании государством для реализации политики методов и средств, являющихся наиболее рациональными применительно к конкретным социально-политическим и иным условиям реализации государственной деятельности (например, минимизирующих затраты материальных и финансовых средств для достижения цели государственной информационной политики, сокращающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т. п.). · К числу специальных принципов государственной информационной политики относятся положения, определяющие, прежде всего, развитие информационного общества в Российской Федерации: партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ. 1. Перечислите основные признаки информационного общества. 1) Высокоразвитая информационная инфраструктура и массовая (глобальная) информатизация. 2) Широкий доступ к информационным ресурсам. 3) Рынок информационных продуктов. 4) Информационный сектор экономики становится приоритетным направлением развития общества. 5) Высокий уровень информационной культуры. 2. Охарактеризуйте проблемы развития информационно общества. · «Цифровом неравенство». Смысл неравенства сводится к различию в уровне компьютеризации и внедрения информационных технологий в странах с разным уровнем экономического развития. Особенно это характерно для сопоставления стран Европы и Африки, США и Южной Америки. Нередко «цифровое неравенство» проявляется в одной стране с неравными внутренними социально-экономическими условиями. Контрастно выглядит, например, состояние информационной инфраструктуры и уровень развития высоких технологий в Индии. · Углубление информационного противоборства Информационное противоборство на уровне монополизации информационного и технологического пространства проявляется, например, в установлении преобладания на рынке программного обеспечения операционных систем персональных компьютеров. Известной долей монополизма в этой обладает компания Microsoft, программные продукты которой в течение многих лет через сеть представительств заполнили рынок операционных систем во всем мире. Особенно негативно этот фактор проявляется в существовании новой формы военного противостояния – информационных войнах. Использование современных технологий в разработке электронных средств поражения энергетических установок и систем управления на территории противника вне зависимости от их функциональной принадлежности нередко приводит к гуманитарным катастрофам. · Проблемы информационной безопасности и киберпреступности. Широкое использование компьютерной техники и высоких технологий привели к появлению таких невиданных ранее правонарушений, как компьютерные преступления, темпы роста которых значительно превышают динамику иных традиционных видов преступлений. Массовое использование Интернета еще более усугубляет это положение. Распространение вредоносных программ в сети Интернет приобретает глобальный характер и выводит из строя сотни тысяч компьютерных систем в мировом информационном пространстве. Массовость сети Интернет и отсутствие каких-либо социальных его ограничений привела к проникновению во Всемирную Сеть «грязной» информации, что значительно снижает нравственный общественный потенциал мировой традиционной культуры. · Проблемы защиты частной жизни человека в информационной сфере. Бытие личности как совокупность событийной жизни человека всегда было объектом внимания философов, общества и государства. На протяжении всего исторического развития цивилизаций жизнь человека неоднократно провозглашалась различными доктринами особой ценностью, но на уровне реальной политики благие цели нередко оборачивались гуманитарными катастрофами. · Проблемы защиты авторского права. Доступность и технологические возможности сети Интернет позволяют быстро обнаружить авторские произведения, которые предлагаются в сети без какого-либо предварительного согласия их автора. Закон запрещает эту деятельность, однако технологические возможности сети и провозглашенные принципы ее использования (доступность и свобода распространения информации) позволяют пользователю нарушать как нормы международного, так и национального права. Авторское право во многом исторически действительно стало «ветхим» в смысле неадекватности его складывающимся информационно-технологическим реалиям времени, хотя по своей культурно-исторической и юридико-технической оценке оно по-прежнему остается авторитетным инструментом защиты субъектов творческой деятельности. Источники авторского права ориентированы, в основном, на традиционные общественные отношения, складывающиеся по поводу обычных форм произведений. Однако «электронная эпоха» формирует иные формы использования авторских произведений, которые находятся вне традиционных форм авторского контроля. Нужны высокотехнологичные формы контроля и защиты, аналогичные таким же формам использования объектов авторского права. Но современное правовое общество пока не может выбрать из предлагаемых технической наукой средств для их эффективного применения. 3. Какова главная цель формирования и развития информационного общества России? Главной целью стратегии является повышение качества жизни граждан. 4. Назовите задачи и принципы развития информационного общества. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся: · формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; · совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; · развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; · повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; · повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий; · развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; · сохранение культуры, укрепление нравственных принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения; противодействие угрозам национальным интересам России, использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий. Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих основных началах (принципах): · партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; · свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; · содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; · обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. 5. Какие мероприятия предусмотрены Государственной программой «Информационное общество»? В соответствии с целями и задачами формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, предусмотренными Стратегией, а также с учетом текущего состояния сферы создания и использования информационных технологий в Российской Федерации Правительством Российской Федерации 20 октября 2010 г. принята Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. 6. Как оценивается эффективность Государственной программы «Информационное общество» и каковы ее планируемые результаты? Эффективность Программы оценивается по следующим параметрам: · соответствие плановых значений показателей конечного результата выполнения Программы контрольным значениям показателей развития информационного общества в Российской Федерации; · степень достижения запланированных результатов. Результаты выполнения мероприятий Программы должны соответствовать задачам Стратегии. Итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. |