IV. Требования к результатам освоения дисциплины РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Б1.В.ОД.5. «Психология профессионального образования» Блок 1. Вариативная часть по образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Направления подготовки кадров высшей квалификации: 51.06.01 Культурология Присуждаемая квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.08.2014 г. № 1038. I. Цель дисциплины Целью дисциплины является: 1. Формирование следующих универсальных компетенций, не зависящих от конкретного направления подготовки: · способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития - УК -6; 2. Формирование следующих общепрофессиональных компетенций, определяемых направлением подготовки: · готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования ОПК-5; II . Трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них: по очной форме: 36 часов аудиторных занятий, 36 часов самостоятельной работы. по заочной форме: 12 часов аудиторных занятий, 60 часов самостоятельной работы. III. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Психология профессионального образования» относится к Блоку 1. Вариативная часть по образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Дисциплина направлена на подготовку к преподавательской деятельности. Для изучения психологии профессионального образования аспирант должен владеть основными приемами и методами учебных действий – конспектирование, тезирование, классификация, ранжирование; обладать гуманитарными приемами мышления, иметь связную речь, знания по методологии и методам психологических исследований. IV. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины аспирант должен: Знать: - теории учебной и трудовой мотивации, методики активизации и стимулирования познавательной активности - основы теории развития; - методы диагностики, формирования и развития профессиональных способностей; - методику организации и проведения диагностических мероприятий; - закономерности личностного развития обучающегося (рабочего, специалиста); - характеристику структурных компонентов направленности личности; - характеристики этапов профессионального становления личности; - характеристику кризисных состояний и методы конструктивного разрешения кризисных ситуаций в профессиональном становлении личности. - наиболее распространенные и эффективные методики психодиагностических исследований; - функции педагога профессиональной школы; - основные методы формирования знаний, приемы формирования и развития умений и навыков; - содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда; - основы психологии труда; требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, условия труда, возможности и перспективы карьерного роста по профессии. - основные механизмы этического регулирования в профессиональной сфере высшего образования и научной деятельности; - сущность и источники возникновения конфликтов в профессиональной деятельности, их основные типы и способы разрешения конфликтных ситуаций; - основы корпоративной этики и технологии эффективного делового общения; - нормативно-правовые, психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам; - возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; Уметь: - мотивировать обучающихся (рабочих и специалистов) к саморазвитию и профессиональному росту; - создавать ситуации профессионально-педагогического взаимодействия; - анализировать внутренний потенциал личностного развития обучающегося (рабочего, специалиста); - выделять и интерпретировать профессионально важные личностные качества и свойства; - подбирать необходимый диагностический инструментарий для проведения диагностических мероприятий; - организовывать психолого-педагогическое взаимодействие в контексте образовательного процесса; - ориентироваться в социально-экономической ситуации, определять ближние и дальние собственные профессиональные цели; - формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей; - осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом; - определять природу и тип конфликта, возникающего в процессе профессионального общения и использовать адекватную стратегию поведения в конфликтной ситуации; - оценивать разработки коллег, строить профессиональное общение с соблюдением делового этикета и с учетом особенностей партнеров по общению; - следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач; строить профессиональное общение с соблюдением делового этикета; - разрабатывать комплексное обеспечение образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; - осуществлять отбор и использовать оптимальные методы обучения; - осуществлять планирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся; - осуществлять целеполагание в профессиональном и личностном развитии; - осуществлять отбор и использовать оптимальные методы обучения; - разрабатывать комплексное методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Владеть: - способами планирования, организации, проведения и анализа психологического исследования; - приемами и способами анализа профессиограмм; - методами выявления и оценки своих индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств, планирование путей достижения более высокого уровня их развития; - методами управления собственной деятельностью и развитием; - способами эффективного взаимодействия с коллегами и руководством, работа в команде; - методами планирования профессиональной деятельности в сфере научных исследований; - этическими нормами в процессе выполнения профессиональных функций; - способами осуществления оценки познавательной и трудовой мотивации обучающихся; - способами осуществления профессиональных коммуникаций с ведущими отраслевыми предприятиями для повышения качества образовательной программы и образовательного процесса; - приемами консультирования в вопросах профессионального самоопределение личности; - методами оценки результативности и эффективности образовательного процесса. |