Оформление курсовой работы Курсовая работа представляет собой систематизированное изложение результатов собственно теоретического и эмпирического исследования. В связи с этим при написании работы особое внимание следует уделять формулировке основных понятий, последовательности изложения материала, выделению собственных и заимствованных суждений, аргументированности выводов, корректности формулировок. Необходимо учесть требования к правильному оформлению некоторых разделов (оглавления, выводов, библиографии), к особенностям представления текста (нумерация страниц, интервалы, выделение заголовков и т.п.). Структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения. Титульный лист Титульный лист курсовой работы должен содержать: • полное наименование министерства, вуза, кафедры, где выполнена работа; • статус работы и название конкретной учебной дисциплины, по которой выполняется курсовая работа (в данном случае социальная психология); • название темы курсовой работы; • сведения об авторе (Ф.И.О. студента, номер группы); • сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должностьпреподавателя, ученое звание). • строка для проставления оценки; • год написания, город. При оформлении титульного листа курсовой работы обязательно следовать предложенному образцу (см. приложение 1). Содержание Содержание должно включать в себя перечень структурных элементов курсовой работы с правильным указанием страниц, с которых начинаются главы, параграфы и другие самостоятельные части текста. Названия разделов в оглавлении должны точно совпадать с заголовками в тексте. Введение Введение характеризует социальную значимость и научную актуальность темы. Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, отразить причину исследовательского интереса к ней, сформулировать научную проблему, показать степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке, раскрыть цели и задачи работы; описать теоретические и методологические основы работы. При определении цели работы могут использоваться формулировки, в основе которых лежат такие ключевые слова как разработка, моделирование, совершенствование, повышение эффективности…того-то и того-то …на основе использования закономерностей…, свойств…, способов…, средств…. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · Изучить… · Проанализировать… · Оценить… · Установить… · Разработать… · Определить… · Обосновать…. Определение объекта и предмета исследования, как правило, представляет сложную структуру. Объект исследования соотносится с предметом, как общее соотносится с частным. Определив объект исследования, определяем методы исследования и области математических знаний и видов анализа, использование которых оказывается наиболее рациональным. Предмет исследования – это та конкретика, которая раскрывает особенность объекта исследования: (Объект отвечает на вопрос: «Что находится в поле моего зрения?», а предмет: «Что именно я хочу знать об этом объекте?»). Основная часть Основное содержание работы располагается в главах между введением и заключением. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких (двух-трех) глав. Первая глава по содержанию представляет собой теоретическую часть, которая должна иметь свой заголовок. В этой главе имеет смысл остановиться примерно на следующих аспектах изучаемого социально-психологического явления: • обозначение проблемы или группы проблем, рассматриваемых социальной психологией по данному вопросу; • определение основных понятий; • история изучения, основные взгляды на явление в социальной психологии и, возможно, в других отраслях психологии, других науках; • виды явления; • структура явления; • связь с другими явлениями; • формирование и развитие явления (факторы, условия, механизмы, этапы); • проявления явления и т.п. Теоретическая курсовая работа, не включающая экспериментального исследования проблемы, предполагает особо полный и скрупулезный анализ представленных в современной литературе подходов к этой проблеме. Предложенная схема дана лишь для ориентировки, и окончательная структура первой главы будет зависеть от выбранной темы, наличия и доступности литературы, структуры работы в целом. При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, номер в списке литературы и страница. Далее формулируются выводы по первой главе. Вторая глава обычно имеет название «Организация и методы исследования» или «Программа экспериментального изучения...» и посвящается изложению цели, задач, объекта, предмета, методов исследования, включая статистические. Гипотезы исследования, если они имеются у автора, излагаются также в этой части после описания задач исследования. При описании методов и методик исследования следует иметь ввиду, что хорошо известные и многократно описанные в литературе диагностические методики можно изложить кратко, сославшись на соответствующие библиографические источники, то же касается общеизвестных методов статистической обработки. В подробном описании нуждаются методы и методики, которые не являются общеизвестными, представляют собой модификации или адаптированные варианты стандартных методик либо разработаны специально для данного исследования. Третья глава по содержанию представляет изложение и анализ экспериментальных данных, полученных в ходе исследования. В этой части работы следует поэтапно, согласно поставленным задачам, представить результаты исследования и собственную интерпретацию полученных данных с графическим представлением полученных результатов. Для решения задач поставленных в исследовании очень редко бывают важны «сырые» данные, представляющие первичную обработку полученных результатов (таблицы первичной обработки данных помещаются в приложение). Наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к математическим и статистическим операциям: расчет средних показателей, процентных соотношений, коэффициентов корреляции и т.п., именно эти значения следует отражать в сводных таблицах и демонстрировать в графиках и диаграммах. Как правило, в этой главе приводятся результаты описательной статистики (см. приложения), сравнительный анализ полученных результатов. Анализ экспериментальных данных должен обязательно завершаться выводами по главе. Один из параграфов может быть посвящен освещению возможных способов развития и коррекции исследуемого социально-психологического явления. Заключение Заключение содержит краткое изложение всей работы и изложение собственных мыслей в связи с представленной в работе проблемой. Можно остановиться на основных результатах, полученных в ходе работы, представить перспективы дальнейшей работы, над проблемой, сформулировать некоторые рекомендации. В целом можно сказать, что введение и заключение выполняют функцию некой смысловой рамки основной части работы: введение предваряет знание, а заключение демонстрирует новую качественную ступень в понимании проблемы. Список литературы После заключения в текст работы помещают список литературы, который составляется в алфавитном порядке. В список литературы могут быть включены только те источники, на которые есть ссылки в тексте (словари, периодические издания, тезисы, научные статьи, монографии и т.д.). Список литературы должен включать не менее 20 источников в полном библиографическом описании. Темы курсовых работ, недостаточно широко представленные в психологической литературе, могут разрабатываться по меньшему количеству библиографических изданий (10-15 источников). Опыт показывает, что работа не может представлять научного интереса, если: • при ее написании использовалось недостаточное количество литературы (например, 5-6 источников); • использованная литература включает в себя преимущественно учебники (более 5); • работа построена на научно-популярной литературе; • в работе не представлены современные взгляды на проблему, т.е.большая часть использованных первоисточников относится к периоду 60-х -80-х годов. Приложения В конце работы при необходимости помещается раздел Приложения. Это необязательная часть работы, его может и не быть. В него должны быть включены тексты методик, схема-план наблюдения, текст стандартизированной беседы, характеристики отдельных испытуемых, статистические таблицы, таблицы «сырых» значений и другой материал, проясняющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования. Каждый самостоятельный материал озаглавливается и помещается в отдельное приложение, присваивается порядковый номер. Например, «Приложение 1. Модифицированный вариант методики...», «Приложение 2. Таблица «сырых» значений...». Необходимо следить, чтобы в тексте работы обязательно были ссылки на соответствующее приложение. Курсовая работа выполняется на белой бумаге формата А4 (297x210 мм) на одной стороне листа, оборотная сторона остается чистой. Стандартный лист печатается через 1,5 интервала на компьютере сполями слева не менее 3 см, справа не менее 1 см, сверху и снизу не менее 2 см. На листе 28-30 строк. Все страницы нумеруются. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер «1» на нем не ставится. Таким образом, первым напечатанным номером, будет номер «2» на втором листе работы, на котором помещается содержание. Текст работы начинается на третьей странице (листе). Номера страниц проставляются внизу листа в средней его части. Заголовки следует располагать симметрично к тексту, между заголовками и текстом оставляется 1-2 пустых строки. Оформленная курсовая работа должна иметь переплет, рекомендуемые формы переплета: пластиковый переплет, папка со скоросшивателем или другая специальная папка. Особое внимание следует обращать на оформление таблиц, графиков и рисунков, сопровождающих основной текст. Они обязательно снабжаются заголовками. Заголовки таблиц обычно именуются сверху. Над заголовками справа пишется слово «Таблица» и указывается ее номер. Название графиков и рисунков чаще пишутся снизу. При этом в том и другом случае над заголовком слева пишется слово «Рисунок», его номер и название рисунка. Нумерация таблиц и рисунков сквозная по всему тексту работы Таблицы и рисунки могут быть помещены в текст только после соответствующей ссылки типа «см. таблицу 1» или «данные ... отражены в таблице 1» или «...это наглядно продемонстрировано на графике (рис. 1)». Темы курсовых работ Варианты тем курсовых работ выбираются в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки (см. таблицу 1). Таблица 1. Варианты тем курсовой работы Вариант 1.Выбрать одну из предложенных тем 1.1Я-концепция как результат социального развития. 1.2. Специфика профессионального общения в деятельности педагога-психолога. 1.3. Межличностный конфликт, техники урегулирования. 1.4. Психологические особенности конформизма, способы его изучения и диагностики. 1.5. Эмпирическое изучение эмпатии. Вариант 2. Выбрать одну из предложенных тем 2.1. Влияние аттитюдов на поведение личности. 2.2. Невербальное поведение как показатель искренности. 2.3. Роль стереотипов в межличностном восприятии. 2.4. Внутренний самоконтроль и особенности социализации личности в период ранней юности. 2.5. Психологические подходы к изучению сплоченности малой группы. Вариант 3. Выбрать одну из предложенных тем 3.1. Формирование и развитие социальной идентичности личности 3.2. Коммуникативная компетентность: диагностика и развитие. 3.3. Социально-психологический климат учебной группы, критерии оценки и способы измерения. 3.4. Мотивация достижения и ее взаимосвязь с социализацией личности. 3.5. Деятельность педагога-психолога по созданию условий развития малой группы. Вариант 4. Выбрать одну из предложенных тем 4.1. Структура ценностей и представлений о будущем у старшеклассников; 4.2. Гендерные различия в межличностном понимании и взаимопонимании. 4.3. Психологические критерии эффективности рекламы. 4.4. Особенности исследования феномена общения в трансактном анализе. 4.5. Групповая дифференциация и психологические особенности отверженности. Вариант 5. Выбрать одну из предложенных тем 5.1. Содержание ценностных ориентаций молодежи и образ социального мира. 5.2. Выражение эмоциональных состояний в общении или Выражениеэмоциональных состоянийв общении, опосредованных компьютером. 5.3. Феномен лидерства в неформальных группах. 5.4. Социальная рефлексия, особенности ее формирования и развития. 5.5. Ассертивное поведение личности. Вариант 6. Выбрать одну из предложенных тем 6.1. Исследование феномена и функций психологической защиты, их учет в межличностных отношениях. 6.2. Психологические детерминанты формирования социальных установок. 6.3. Психология межличностного воздействия или Средства и форма воздействия в телекоммуникации. 6.4. Качества личности, способствующие межличностному взаимодействию, особенности их формирования и коррекции. 6.5. Психология поощрения и наказания. Вариант 7. Выбрать одну из предложенных тем 7.1. Социальные установки личности и проблема их изменения. 7.2. Проблема социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений. 7.3. Референтная группа и социализация личности. 7.4. Самопрезентация личности, ее психологические закономерности. 7.5. Я-концепция как установка личности на себя, особенности эмпирического изучения. Вариант 8. Выбрать одну из предложенных тем 8.1. Проблема идентификации личности с социальной группой. 8.2. Я-концепция подростка и его социальное окружение. 8.3. Сплоченность группы, способы ее диагностики и формирования. 8.4. Психология имиджа личности. 8.5. Социально-коммуникативная компетентность личности. Вариант 9. Выбрать одну из предложенных тем 9.1. Содержание и структура ценностных представлений в подростковом возрасте. 9.2. Культура как агент социального влияния. 9.3. Лидерство как психологический феномен. 9.4. Социальная фасилитация, особенности личностифасилитатора. 9.5. Психология межличностного конфликта. Вариант 10. Выбрать одну из предложенных тем 10.1. Особенности менталитета, гендерный аспект. 10.2. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения. 10.3. Личность лидера, формирование индивидуально-психологических особенностей. 10.4. Социально-психологические закономерности формирования аттракции. 10.5. Макиавеллизм, психологические особенности. Вопросы для подготовки к экзамену 1. Социальная психология как наука, ее место в системе наук о человеке и обществе. 2. Предмет социальной психологии. 3. История формирования социально-психологических идей. 4. Место социальной психологии в системе научного знания. 5. Первые социально-психологические теории. 6. История формирования социальной психологии в России. 7. Методы социально-психологического исследования. 8. Наблюдение как метод изучения личности и межличностных отношений в группе, требования к методу: целенаправленность, систематичность, фиксирование результатов. 9. Общение как социально-психологический феномен. 10. Психологические особенности вербальной коммуникации. 11. Психологические особенности невербальной коммуникации. 12. Коммуникативные барьеры. 13. Социально-психологические особенности межличностного восприятия. 14. Содержание, цели и средства общения. 15. Формы, функции, виды и уровни общения. 16. Основные закономерности общения. 17. Воздействие в процессе общения. 18. Психологические особенности конформизма. 19. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. 20. Методы разрешения конфликтов. 21. Изучение малой группы в социальной психологии: генезис и основные направления. 22. Психологические классификации малой группы. 23. Социометрический подход в исследовании психологии малой группы. 24. Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме. 25. Психологические особенности больших социальных групп. 26. Феномен межгруппового взаимодействия. 27. Проблемы нормообразования в малой группе. 28. Феномен больших социальных групп. 29. Психология массовидных явлений. 30. Психология группового сознания. 31. Психологические особенности конформизма. 32. Психологические особенности социализации. 33. Стадии социализации личности. 34. Социализация и адаптация в отрочестве, подростковом возрасте и ранней юности. 35. Социальные роли и формирование личности в процессе социализации. 36. Социальные установки личности. 37. Система аттитюдов и ее структура. 38. Особенности соотношения между аттитюдами и реальными действиями и поступками. 39. Иерархическая структура ценностей по В.А. Ядову. 40. Характеристики, отражающие положение личности в группе: социальный статус, социальная роль, социальные экспектации. 41. Собственные характеристики малой группы: композиция, структура, групповые процессы. 42. Социальный статус, его психологические характеристики. 43. Социальная роль, виды ролей, особенности формирования ролевого поведения в онтогенезе. Ролевые конфликты личности. 44. Психология межличностной совместимости. 45. Социально-психологический климат малой группы. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата. 46. Психология лидерства: основные теории. Классификации лидера. 47. Стадии развития малой группы. 48. Механизмы групповой динамики. 49. Понятие «референтность», референтная группаи формирование личности. 50. Процессы интеграции и дифференциации в группе. 6.4 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Установите соответствие коммуникативных сигналов 1. Вербальные сигналы | А. Взаимное расположение в пространстве, прикосновения, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, запахи. | 2. Паралингвистические сигналы | Б. Смысл высказываний, подбор выражений, правильность речи и разные виды ее неправильности | 3. Невербальные сигналы | В. Особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса | 2. Выберите правильный ответ Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему – это: А) каузальная атрибуция; Б) рефлексия; В) фрустрация; Г) эмпатия. 3. Выберите правильный ответ Почему мы говорим, что группы характеризуются динамикой: А) в них редко бывает лидер; Б) они обычно бывают неформальными; В) они обычно бывают соревновательными; Г) они постоянно меняются. 4. Выберите правильный ответ Какая из перечисленных особенностей относится к характеристикам сплоченной группы: А) готовность прийти на выручку друг другу; Б) соперничество; В) равнодушие; Г) плохая посещаемость собраний, совместных мероприятий. 5. Выберите правильный ответ Специфический признак малой группы, отличающий ее от большой: А) общественные отношения выступают в малой группе в форме непосредственных личных контактов; Б) в малой группе всегда есть лидер; В) члены малой группы всегда объединены совместной деятельностью. 6. Установите соответствие Название драмы | Суть драмы | 1. Драма слушания | А) | Понимаю, но сделать не могу | 2. Драма понимания | Б) | Слушаю, но не слышу | 3. Драма действия | В) | Понимаю, но выразить не могу | 4. Драма самовыражения | Г) | Слышу, но не понимаю | 7. Выберите правильный ответ Какие из перечисленных групп относятся к малым: А) семья, состоящая из трех человек; Б) пассажиры автобуса; В) зрители на концерте; Г) рабочая бригада из сорока человек; Д) пять покупателей в магазине. 8. Выберите правильный ответ Возникшая в школьном классе группировка близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, является: А) референтной группой; Б) группой членства; В) неформальной группой; Г) формальной группой. 9. Выберите правильный ответ Механизм интерпретации поступков и чувств другого человека называется: А)стереотипизацией; Б) каузальной атрибуцией; В) аттракцией; Г) межличностной совместимостью. 10. Выберите правильный ответ Какое из понятий иллюстрирует пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»: А) уступчивость; Б)конформизм; В) повиновение; Г) паника. 11. Выберите правильный ответ Чем отличается конформизм от уступчивости: А) конформизм не подразумевает подчинения авторитетному лицу; Б) подразумевает подчинение авторитетному лицу; В) подразумевает принятие групповых норм; Г) не подразумевает принятия групповых норм. 12. Выберите правильный ответ Что демонстрировал эксперимент Аша: А) мнение группы влияет на восприятие человека; Б) групповое восприятие является суммой особенностей восприятия ее членов; В) человек соглашается с группой, даже когда он уверен в том, что группа ошибается; Г) человек соглашается с группой в надежде на вознаграждение. 13. Выберите правильный ответ В эксперименте Милграма испытуемые были готовы подвергать человека воздействию электрического тока, даже рискуя его здоровьем и жизнью. Почему: А) они желали получить вознаграждение; Б) боялись наказания; В) на них оказывала давление группа; Г) подчинялись указаниям вышестоящего лиц 14. Выберите правильный ответ У какой из следующих групп произошло огруппление мышления: А) женщины, собравшие все свои сбережения, для того чтобы купить пачку лотерейных билетов; Б) мужчины, демонстрирующие единодушие, принимая решение; В) женщины, которые постоянно спорят друг с другом; Г) группа погромщиков. 15. Выберите правильный ответ Для чего применяется «мозговой штурм»: А) чтобы помочь группе достичь согласия по принимаемому решению; Б) предотвратить панику; В) выработать новые, творческие подходы к решению проблемы; Г) поддержать авторитет и власть руководителя. 16. Установите соответствие по схеме А.С. Залужного Тип поведения | Действие | 1. Асоциальное | А) | Присоединяется к другим Приветствует действием Старается овладеть | 2. Антисоциальное | Б) | Ласкает действием Показывает Помогает Исправляет Берет инициативу | 3. Пассивно-социальное | В) | Отворачивается (брезгливо) Убегает Защищается | 4. Активно-социальное | Г) | Разрушает Отнимает Гонится Бьет | 17. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А – общественные отношения – В. – межличностные отношения: А. Б. В. Г. Д. 18. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А – большая группа – В. – малая группа: А. Б. В. Г. Д. 19. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А – формальная группа – В. – диффузная группа: А. Б. В. Г. Д. 20. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А – малая группа – В. – студенческая группа: А. Б. В. Г. Д. 21. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А – лидер – В. – руководитель: А. Б. В. Г. Д. 22. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А – группа – В. – личность: А. Б. В. Г. Д. 23. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А – неформальная группа – В. – референтная группа: А. Б. В. Г. Д. 24. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А – общение – В. – межличностные отношения: А. Б. В. Г. Д. 25. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий А. – интеракция – В. – социальная перцепция: А. Б. В. Г. Д. |