ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Социальная психология» для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профилей «Психология образования», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и социальная педагогика», «Психология профессионального образования» Екатеринбург РГППУ Учебно-методический комплекс дисциплины«Социальная психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 54 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Автор: | кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, профессор кафедры | О. Н. Шахматова | | | | Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент, доцент УРФУ | А.А. Печеркина | | | | Одобрен на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 2015 г. №. Заведующая кафедрой психологии образования и профессионального развития | | Э.Ф. Зеер | Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования. Протокол от 2015 г. №1/1. Председатель методической комиссии Института ППО | | В.В. Пузырев | | | | | | | Зам. директора научной библиотеки | | Е.Н. Билева | Директор Института ППО | | И. И. Хасанова | | © ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015 | | © Шахматова О.Н. 2015 | ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «Социальная психология» является расширение профессионально - психологической компетентности студентов, предполагающей формирование продуктивных способов решения социально-психологических проблем, развитие профессионально-психологических умений и профессиональных качеств психолога в образовании, необходимых для профессионально-педагогического взаимодействия с окружающими, коллегами, учащимися, их родителями, администрацией образовательной организации и другими людьми. Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Социальная психология», является социально-психологическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. При изучении дисциплиныактуализируется формирование навыков психологически грамотного взаимодействия с окружающими, группой, развитие толерантности и эмпатии. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО Дисциплина «Социальная психология»входитв блок Б1 и относится к его вариативной части. Для освоения данной дисциплины необходимы знания, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин: «Философия», «Общая психология», «Психология развития», «История психологии», «Педагогическая психология» Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Основы психологии современной семьи» «Психология управления», «Психология образовательной среды». 3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Социальная психология» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: - способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) - готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2); - готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6). Профессиональные компетенции, соответствующие виду (видам) профессиональной деятельности, на которую (которые) ориентирована программа бакалавриата: педагогическая деятельность в дошкольном образовании: - способностью обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПК-3); - готовностью обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации (ПК-4); социально-педагогическая деятельность: - владением методами социальной диагностики (ПК-20); психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения: - способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-24); - способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровойи учебной деятельности (ПК-26). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - особенности предмета социальной психологии, основные понятия, научные направления и концепции; - методы социально-психологического исследования; - социальную психологию личности, психологию группы и групповой динамики, социально-психологические процессы, закономерности функционирования малых и больших социальных групп; - закономерности общения и способы управления индивидом и группой; особенности педагогического общения; - психологические детерминанты межличностных конфликтов и способы их разрешения. Уметь: - анализировать теоретический и эмпирический материал по социально-психологической проблематике; - научно обосновывать собственную профессионально-педагогическую позицию при анализе социально-психологических явлений; - взаимодействовать с окружающими, коллегами, учащимися, и другими людьми при выполнении профессиональной деятельности психолога в образовании; - организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. Владеть: - методами изучения социально-психологических характеристик малой группы и межличностных отношений в ней; - методами и приемами установления межличностных контактов и активного социально-психологического воздействия; - навыками психологического самоанализа, самопознания и коррекции построения взаимоотношений с другими людьми в условиях профессиональной деятельности и межличностного общения; - овладеть способами оказания психологической помощи, направленными на оптимизацию социализации личности. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа(4 зачетных единицы), в том числе 68 часов аудиторных занятий (из них лекций – 34 часа, семинаров и практических занятий – 34 часа), 76 часов самостоятельной работы. Дисциплина изучается на втором курсе, в четвертом семестре, экзамен – четвертый семестр. По дисциплине выполняется курсовая работа. Таблица 1 Трудоемкость дисциплины «Социальная психология» для профилей «Психология образования», «Психология и педагогика дошкольного образования»,«Психология и социальная педагогика», «Психология профессионального образования» Объемы учебной работы | | | Очная | Заочная с полным сроком | | Общая трудоемкость дисциплины | | | | Аудиторные занятия | | | | лекции | | | | практические занятия | | | | семинарские занятия | - | - | | лабораторные работы | - | - | | текущие консультации | - | - | | другие виды аудиторных занятий | - | - | | Самостоятельная работа | | | | изучение теоретического курса | | | | курсовая работа | | | | домашние задания | | | | подготовка к экзамену | | | | Вид промежуточного контроля | входной, текущий, промежуточный контроль | входной, текущий, промежуточный контроль | | 4.3. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 3 № п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | | | Социальная психология как наука | | | | | | Изучение теоретического курса. Домашняя работа № 1: | | Социальная психология общения | | 2-5 | | | | Входной контроль. Домашняя работа №2. | | Социальная психология личности | | 6-8 | | | | Текущий контроль.Домашняя работа №3. | | Психология групп | | 9-12 | | | | Изучение теоретического курса. Текущий контроль.Домашняя работа №4. | | Психология социального влияния и воздействия | | | | | | Домашняя работа №5. | | Психология межличностного конфликта | | | | | | Домашняя работа №6. | | Психология взаимоотношения и взаимодействия | | 15-16 | | | | Домашняя работа №7. | | Психология этнических общностей | | | | | | Промежуточный контроль. | Итого | | | | | | | 4.4. Содержание дисциплины Таблица 4 № | Наименование темы дисциплины | Содержание темы | | Социальная психология как наука и практика | Понятие социальной психологии как науки. Предмет, задачи социальной психологии как науки. Фундаментальная и прикладная социальная психология. Отрасли современной социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного познания, связь социальной психологии с другими науками, входящими в состав человекознания. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Методология социальной психологии. Методы исследования социальной психологии. История возникновения и развития социальной психологии как науки. | | Социальная психология общения | Общественные отношения. Индивидуальность. Социальная роль. Межличностные отношения. Место межличностных отношений (экономические, социальные, политические, идеологические). Межличностные отношения – эмоциональные проявления (аффекты, эмоции, чувства). Общение в системе общественных и межличностных отношений. Общение и деятельность. Структура общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Функции общения. Проблема доверия в коммуникативном процессе. Средства коммуникации. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Функции невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации. Общение как взаимодействие. Организация совместных действий. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции. Межличностная аттракция. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Каузальная атрибуция. | | Социальная психология личности | Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением. Социально-психологические теории личности. Мотивация и направленность в структуре личности. Понятие социализации. Стадии процесса социализации. Подходы к определению основных этапов социализации. Особенности современной социализации: ее длительность, тесная взаимосвязь с образованием и приобретением профессии. Механизмы социализации. Основные институты социализации. Деструктивные варианты социализации: виктимизация; асоциализация; десоциализация; ретордация (отставание в социализации). Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе для изучения социальных установок. Традиции и этапы изучения социальных установок. Структура социальной установки. Аттитюд. Функции аттитюдов. Структура аттитюда. | № | Наименование темы дисциплины | Содержание темы | | Психология групп | Группа как социально-психологический феномен. Характеристики группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций, индивид в группе (статус, роль, система групповых ожиданий). Классификация групп. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных больших групп (толпа, масса, публика). Феномен толпы. Психология малой группы. Границы малой группы. Образование и развитие малой группы. Групповые процессы. Групповая сплоченность. Лидерство в малой группе. Психологическая теория коллектива. Стадии и условия развития коллектива в теории А.В.Петровского. Понятие «социально-психологическая атмосфера и «социально-психологический климат». Взаимосвязь стиля руководства и психологического климата. Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. | | Психология социального влияния и воздействия на людей | Сущность и психологические особенности социального влияния. Механизмы социального влияния. Понятие и виды психологического воздействия. Методы психологического воздействия. Убеждение. Внушение. Манипуляция. Средства и формы социального влияния и психологического воздействия. | | Психология межличностного конфликта | Конфликт как многоуровневое, многофункциональное социально-психологическое явление. Виды конфликтов. Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов. Структура и динамика. Функции конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Коррекция и управление конфликтом. Профилактика конфликтов в педагогической деятельности. | | Психология взаимоотношения и взаимодействия | Межличностное и межгрупповое взаимодействие. Теории взаимодействия. Способы взаимодействия. Особенности межличностных отношений. | | Психология этнических общностей | Понятие этнической общности. Структурообразующая сторона национальной психики. Функциональная сторона национальной психики. Понятие о национальном характере. | 4.5 Матрица компетенций Темы дисциплин | Кол-во часов | Формирующие компетенции | ОК - 7 | ОПК - 2 | ОПК - 3 | ОПК - 6 | ПК-3 | ПК - 4 | ПК-20 | ПК-24 | ПК-26 | Итого | Тема 1. Социальная психология как наука и практика | | + | + | + | | | | | | | | Тема 2. Социальная психология общения | | | | | + | + | + | | + | + | | Тема 3. Социальная психология личности | | + | + | + | | | | + | + | + | | Тема 4. Психология групп | | | + | | + | + | + | + | | | | Тема 5. Психология социального влияния и воздействия на людей | | | | | + | + | + | | | | | Тема 6. Психология межличностного конфликта | | | | + | + | | + | + | | | | Тема 7. Психология взаимоотношения и взаимодействия | | + | | | + | + | + | | | + | | Тема 8. Психология этнических общностей | | | | | + | + | | | | + | | Итого | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |