МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ





6.1.Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям

Учебные задания для самостоятельной работы предлагаются разных уровней трудности: 1 – репродуктивные, 2 – частично-продуктивные; 3 – продуктивные (творческие).

Домашняя работа №1. Раздел 1. Социальная психология как наука.

Задания первого уровня.

Задание1. Составьте глоссарий, раскрыв сущность основных понятий раздела.

Задание 2. Дать свое определение социальной психологии, выделить предмет ее изучения и прокомментировать.

Задание 3. Написать конспект первых социально-психологических теорий и современных направлений в развитии социальной психологии.

Задания второго уровня.

Задание 1. Ответить на следующие вопросы:

Какими способами может достигаться решение задач, стоящих перед социальной психологией?

В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук?

Задание 2. Заполните таблицу основные направления социальной психологии:

Название направления Ведущие представители Ключевые идеи
     

Задания третьего уровня.

Задание 1. Сделать коллаж «Связь социальной психологии с другими науками, входящими в состав человекознания». Прокомментировать.

Задание 2. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику основных методов социальной психологии в нашей стране и за рубежом.

Задание 3. Создайте технологию изучения какой-то конкретной группы социально-психологических явлений.

Домашняя работа №2. Раздел 2. Психология общения

Задания первого уровня.

Задание 1. Составьте глоссарий, раскрыв сущность основных понятий раздела.

Задания второго уровня

Задание 1. Поставьте перед собой задачу изучить несколько эмоций, например, страх, гнев, горе, радость. В отношении каждой их них ответьте на следующие вопросы.

1. Определите время, когда вы переживали эту эмоцию.

2. Определите относительную силу (интенсивность) этого чувства по шкале от 1 (слабая) до 5 (очень сильная).

3. Опишите, что вы чувствовали и как, по-вашему, выглядели, когда переживали это чувство.

4. Опишите, как вы пытались управлять этой эмоцией.

5. Опишите, как реагировали на вас окружающие вас люди.

6. Определите время, когда кто-либо из тех, с кем вы общались, переживал это чув­ство.

7. Опишите ваше восприятие того, как этот человек выглядел и что он чувствовал.

8. Опишите, как он пытался управлять этой эмоцией.

9. Опишите вашу реакцию на его поведение.

Задание 2. Ниже приведены вопросы, отвечая на которые необходимо проанализировать особенности вашего эмоционального поведения в межличностном общении.

1. Как я управляю своими чувствами и эмоциями в общении?

2. Каким я кажусь окружающим людям —очень эмоциональным или скорее сдержанным и холодным человеком?

3. Проявление каких эмоций в отношении других людей мне даются легко, а ка­кие я стараюсь скрыть?

4. Легко ли другим понять, что я чувствую?

5. Позволяю ли я эмоциям овладеть мной, когда я нахожусь с другими людьми?

6. Пытаюсь ли я управлять поведением других людей с помощью своих эмо­ций — например, демонстрируя дурное настроение или обиду? Манипули­рую ли я другими людьми?

7. Считаю ли я, что необходимо быть эмоциональным, общаясь с другими?

8. Как я реагирую, когда другие ведут себя эмоционально со мной?

9. Какие эмоции мне нравятся в других? Какие неприятны и вызывают страх?

10. Что я делаю, когда другие никак не проявляют свои эмоции?

Определите важность эмоциональной сдержанности в межличностном общении с коллегами, подчиненными, учащимися.

Задание 3. Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным.

1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении?

Задания третьего уровня

Задание 1. Разделитесь в группе на пары таким образом, чтобы вашим партнером был человек, которого вы знаете не очень хорошо. Возьмите друг у друга интервью (на интервью каждому отводится 10 минут), во время которого постарайтесь выявить три отличительные черты вашего собеседника (это могут быть какие-то личные до­стижения, поступки, взгляды или оценки). После завершения интервью представьте своего собеседника группе, дав ему или ей краткую характеристику.

Задание 2. Проанализируйте невербальную коммуникацию участников любого коммуникативного акта и определите их самочувствие и взаимоотношения между ними.

Задание 3. Опишите ситуации, в которых сдержанность в поведении заставит партнера по общению вести себя похожим образом. А когда такое поведение заставит партнера реагировать в компенсирующем стиле?

Задание 4. Проанализируйте жестикуляцию близких вам людей, Выделите типичные жесты и определите, что они означают. Какие типы прикосновений можно считать проявлением власти? Интереса? Любви?

Задание 5. Прочтите небольшой отрывок из повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Выделите основные факторы, влияющие на характер речевого общения героев этого отрывка, и ответьте наследующие вопросы:

- какова роль контекста?

- как проявляется коммуникативное намерение в речевом поведении лиса?

- каковы ближняя и отдаленная цели героев и как они отражаются на их поведении?

«Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста... приручи меня!

— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне надо еще найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо у знавать. Они покупают вещи готовыми в магази­нах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпением, — ответил Лис. — Сперва сядь вот там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...

Назавтра принц вновь пришел на то же место.

— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счаст­ливым, и чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце...

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.

— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

— Да, конечно, — сказал Лис.

— Но ты будешь плакать!

— Да, конечно.

— Значит, тебе от этого плохо.

— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.

Задание 6.Послушайте и посмотрите выступления двух-трех ведущих прямого эфи­ра на радио и телевидении. Оцените их речь с точки зрения использования интона­ций (на радио), жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии (на телевидении). Обратите внимание на то, как влияют на восприятие содержания со­общения такие детали, как цвет и стиль одежды, украшения, косметика, прическа.

Задание 7. Разработайте систему критериев оценки эффективного педагогического общения.

Задание 8. Сравните виды общения: личностное, деловое педагогическое.

Критерии сравнения Личностное общение Деловое общение Педагогическое общение
1. Цель. 2. Структура. 3. Содержание. 4. Эффективный тип. 5. Стили. 6. … (другие возможные критерии)      

Задание 9.Опишите реальную ситуацию неудавшейся коммуникации. Описание должно включать в себя основные элементы коммуникативной ситуации:

- текст сообщения;

- коммуникатор и реципиент, их представление друг о друге;

- элементы коммуникативного поля, особенно цель коммуникации для коммуникатора и реципиента;

- коммуникативные барьеры;

- текстобратной связи. При описании этого элемента нужно представить, что реципиент, по отношению к которому были нарушены нормы коммуникации, дает обратную связь, и сформулировать за него три типа связи – безоценочную,оценочную позитивную и оценочную негативную.

Задание 10. Изучите таблицу «Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка» и опишите ситуации общения, в которых проявляются подобные эго-состояния.

 

Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка

Основныехарактеристики Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения «Все знают, что ты не должен никогда…»; «Я не понимаю, как это допускают…» «Как?»; «Что?»; «Когда?»; «Где?»; Почему?»; «Возможно…»; «Вероятно…» «Я сердит на тебя!»; «Вот здорово!»; «Отлично!»; «Отвратительно!»
Интонации Обвиняющие Снисходительные Критические Пресекающие Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное Сверхправильное Очень приличное Внимательность Поиск информации Неуклюжее Игровое Подавленное Угнетенное
Выражение лица Нахмуренное Неудовлетворительное Обеспокоенное Открытые глаза Максимум внимания Угнетенность Удивление
Позы Руки в бока Указующий перст Руки сложены на груди Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

 

Домашняя работа №3. Раздел 3. Социальная психология личности

Задания первого уровня.

Задание 1. Составьте глоссарий, раскрыв сущность основных понятий раздела.

Задание 2. В науке сформировались два ответа на вопрос, является ли деструктивное поведение личности врожденным:

– человек по своей истинной природе добродушен, это вина общества, что он агрессивен;

– человек – неуправляемое, импульсивное животное.

Назовите имена ученых, которые высказывали подобные идеи. Приведите свои аргументы «за» или «против».

Задания второго уровня

Задание 1. В педагогической деятельности выделается несколько функционально-ролевых позиций: коммуникатор, организатор, фасилитатор. Опишите специфику и меру представленности этих позиций в разных образовательных средах.

Образовательные среды Коммуникатор Организатор Фасилитатор
Дошкольные учреждения      
Основная школа      
Высшая школа      

Задание 2.Подберите примеры из произведений художественной литературы, кинематографа, иллюстрирующих одну из приведенных ниже типологий личности с аргументацией выбора персонажей (описывая некоторые поступки персонажа, докажите наличие у него тех качеств, которые присущи данному типу личности).

Задания третьего уровня

Задание 1. Как понять ученика и дать ему психологическую характеристику? Разработайте схему структурированного наблюдения за учеником.

Задание 2. Чтобы лучше понять, что собой представляет «социально отвергаемая роль», представьте себя в роли девиантной личности и ответьте на следующие вопросы.

– Каковы выгоды моего положения?

– Каковы мои трудности?

– Что я думаю о таких же людях как я?

– На что я болезненно реагирую?

– Кто бы мог меня понять?

Задание 3. Изучите таблицу «Формы агрессивного поведения» проанализируйте,приведите соответствующие примеры.

Изучите данные экспериментов по изучению агрессивного поведения школьников, приведенные в таблицах. Попытайтесь выделить те параметры, которые с большей степенью вероятности приводят к формированию личности правонарушителя.

Формы агрессивного поведения

Тип Примеры
Физическая Активная Прямая Избиение или убийство
Физическая Активная Непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей сцелью уничтожения врага
Физическая Пассивная Прямая Стремление физически не позволить другому человекудостичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью
Физическая Пассивная Непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например,отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)
Вербальная Активная Прямая Словесное оскорбление или унижение другогочеловека
Вербальная Активная Непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
Вербальная Пассивная Прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать наего вопросы и т.д.
Вербальная Пассивная Непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения илиобъяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)

Задание 4. Дайте подробные ответы следующим вопросам: Что необходимо для успешной социализации личности? Как создать условия для успешной социализации личности?

Домашняя работа №4. Раздел 4. Психология групп

Задания первого уровня.

Задание1. Составьте глоссарий, раскрыв сущность основных понятий раздела.

Задания второго уровня.

Задание 1.Придумайте меры для снижения социальной лености и конформизма в процессе групповой работы. Для этого необходимо:

- вспомнить две ситуации социальной лености и две ситуации конформизма;

- для каждой из них придумать способы уменьшения эффектов, учитывая не меньше трех факторов их возникновения.

Задание 2. Как организовать различные виды деятельности в группе, Раскройте ход ваших действий поэтапно.

Задание третьего уровня

Задание 1. Проведение социометрического исследования в любой учебной группе групп.

Студенты составляют социометрические матрицы по результатам проведенного исследования и составляют характеристику обследованной малой группе по следующему плану.

1. Название группы.

2. Цель и длительность существования группы.

3. Возрастной состав группы.

4. Половой состав группы.

5. Социальный состав группы.

6. Место группы в более широкой социальной среде.

7. Особенности межличностных отношений в группе: наличие в группе лидеров, наличие в группе микрогрупп,степень открытости или замкнутости микрогрупп,«звезды», и «изгои» в группе, их характеристика по полученным ими выборам,степень сплоченности или разобщенности группы.

8. План работы, направленной на сплочение группы:цель, задачи работы учащимися;планируемые мероприятия.

Оценки будут выставляться по следующим критериям:

- правильность проведения и обработки результатов социометрического исследования,

- грамотность предсталения результатов проведенной социометрии;

- соответствие поставленных задач работы с детьми результатам диагностики;

- направленность предложенных методов работы на решение поставленных задач;

- системность работы (взаимосвязанность и взаимообусловленность методов работы);

- оригинальность, креативность предложенного проекта.

Задание 2. Напишите и обоснуйте основные принципы психологической экологии школы.

Домашняя работа №5. Раздел 5. Психология социального влияния и воздействия на людей

Задания первого уровня.

Задание1. Составьте глоссарий, раскрыв сущность основных понятий раздела.

Задания второго уровня.

Задание 1. Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда Вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал Вами: объявил одну цель, в то время как преследовал другую. Как Вы догадались об этом? Почему Ваш партнер так поступил?

Задание 2. При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытается убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, чтоэто отвечало его собственным интересам. Проанализируйте приведенный ниже пример.

Действие инициатора Объявляемые цели Истинные цели
1. Руководитель настаивает на своем решении 2. Деловой партнер оттягивает заключение договора 3. Родители требуют от своих детей самостоятельности 1. Якобы в интересах дела     2. Под видом борьбы за точность условий   3. Ради воспитания у них ценных качеств 1. Чтобы удовлетворить потребность в ощущении собственнойсилы 2. Чтобы не потерять возможность заключить договор с другим партнером 3. Чтобы избавиться от чувства вины из-за того, что мало времени проводят с детьми

Задание третьего уровня

Задание 1.Составьте убеждающее сообщение. Для этого необходимо:

- выбрать тему убеждающего сообщения;

- используя любые приемы убеждающей коммуникации, составить вариант сообщения, рассчитанный на аудиторию, использующую эвристическую стратегию анализа информации;

- используя любые приемы убеждающей коммуникации, составить вариант сообщения, рассчитанный на аудиторию, использующую систематическую стратегию анализа информации;

- после каждого варианта сообщения перечислить использованные приемы.

Домашняя работа №6. Раздел 6. Психология межличностного конфликта

Задания первого уровня.

Задание1. Составьте глоссарий, раскрыв сущность основных понятий раздела.

Задания второго уровня.

Задание 1.Приведите примеры из практики, когда педагогический конфликт разрешался конструктивно, когда деструктивно, а когда – со смешанными последствиями.

Разработайте рекомендации по способам саморегуляции в конфликтном взаимодействии и конструктивному разрешению конфликтов.

Задания третьего уровня.

Задание 1. Заполните таблицу, дополните ее собственными ситуациями:

Конфликтная ситуация Причины конфликта Конструктивный способ разрешения Деструктивный способ разрешения
1. Родители считают, что педагог предвзято относится и субъективно оценивает ребенка      
2. Администрация предъявляет неправомерные требования к стилю взаимодействия педагога и детей.      
3. Ученики не выполняют домашнее задание.      
4. Ученики закрылись в кабинете и педагог не может туда войти.      
5. Педагог оказался свидетелем драки учеников.      
6. …      

Домашняя работа №7. Раздел 7. Психология взаимодействия и взаимоотношения

Задания первого уровня.

Задание1. Составьте глоссарий, раскрыв сущность основных понятий раздела.

Задание 2. В каком из перечисленных ниже видов взаимодействия, в соответствии с концепцией Э. Берна, стороны осознанно или неосознанно стремятся достичь пре­восходства друг над другом, прокомментируйте: уход;ритуалы;времяпрепровождение;совместная деятельность; игры;близость.

Задания второго уровня

Задание 1.Вспомните и проанализируйте ситуации затрудненного взаимодействия, в которых присутствовали отказ, обвинение, оскорбление, ограничение.

Задания третьего уровня

Задание 1.Прочтите отрывок из рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий. Проанализируйте взаимодействие между героями с точки зрения:

а) уровней межличностного взаимодействия;

б) позиций, выбранных героями, и пристройки к позициям друг друга;

в) используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции.

«—Порфирий! — воскликнул толстый, у видев тонкого. — Тыли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

~ Милый мой! — начал тонкий после лобызания. — Вот не ожидал! Вот сюрприз! "Да погляди же на меня хорошенько. Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын, Нафанаил, ученик Шкласса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вмес­те учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

~ В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. — Помнишь, как тебя драз­нили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской про-Кег, а меня Эфиалътом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Beоомся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... Лю?перанка,

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Слу­жишь где? Дослужился?

— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приват­но из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто бе­рет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил знаешь, в департаменте, а теперь сюда перевели столоначальником по тому же ве­домству... Здесь буду служить. Ну, а ты как ? Небось, у же статский? А?

— Нет, милыймой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного до­служился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съе­жился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт изастегнул все пуговки своего мундира...

— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! — поморщился толстый. —Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте... Что вы-с... — захихикал тонкий, еще более съеживаясь. — Милос­тивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некото­рым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: <xu-xu-xи>. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ножкой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».

6.2 Общие сведения о выполнении курсовых работ по дисциплине
«Социальная психология»

 

Курсовая работа является одной из основных форм самостоятельной работы студентов, представляющей научную разработку конкретной темы. Будучи учебным исследованием, она должна по своему содержанию и форме стремиться к стандартам научного текста и выступать своеобразной пропедевтикой будущего научного исследования – выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа по дисциплине «Социальная психология» представляет собой самостоятельную проработку темы с элементами исследования или собственное экспериментальное исследование.

Цель курсовой работы состоит в формировании компетенций самостоятельного решения практических социально-психологических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов, которые являются необходимым не только академическим ученым и исследователям, но и педагогам, и психологам-практикам.

Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Курсовая работа всегда основывается на научной или учебно-научной проблеме и опирается на научные источники. Ее написание предъявляет особые требования к стилю. Научный стиль требует высокого уровня объективности, поэтому курсовая работа не должна включать в себя текст, напоминающий школьное сочинение или публицистическую статью с образными эмоционально-окрашенными высказываниями и комментариями.

Курсовая работа не должна представлять только компиляциювысказываний из разных источников, состоять из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д.; содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.

Курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения. В ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснованы их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования, она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний. В ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. Курсовая работа, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

В отношении стандартных требований предполагается, что студент третьего курса уже овладел навыками самостоятельной работы с источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет: введение – 4-5 страниц машинописного текста, основная часть, включающая1, 2, 3 главы – 30 –35 страниц; заключение должно быть не менее 1-2 страниц.

Порядок работы над курсовой работой содержит следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Сбор материала, поиск литературы по теме, перевод иноязычных источников, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана иплана курсовой работы.

3. Разработка концепции и планирование исследования. Подбор методови методик исследования.

4. Сбор эмпирических данных.

5. Обработка эмпирических данных, первичный анализ, составление таблиц и графическое представление результатов.

6. Письменное изложение исследования.

7. Сдача подготовительного текста научному руководителю.

8. Доработка текста по замечаниям научного руководителя.

9. Защита курсовой работы.

Процедура защиты курсовой работы состоит из:

• краткого выступления студента по содержанию работы и основнымвыводам;

• ответов на вопросы, возникшие у присутствующих на защите студентов и научного руководителя;

• отзыва научного руководителя о работе студента над темой.

В течение семестра студент систематически работает над избранной темой в соответствии с индивидуальным рабочим планом и один раз в три недели (при необходимости чаще) встречается с научным руководителем в день его консультаций.

Работа с каталогами в библиотеке, знакомство с библиографическими указателями по проблеме, составление библиографий по теоретической и экспериментальной частям работы выполняются студентом самостоятельно, т.е. библиографический поиск осуществляется самим студентом, поэтому данные методические рекомендации содержат предлагаемые темы курсовых работ без перечня литературных источников, это позволит сформировать умение и навыки библиографического поиска и работы с источниками, необходимыми в дальнейшем, при написания дипломной работы.

На консультациях научный руководитель оказывает помощь студенту в составлении личного рабочего плана, в определении направления разработки темы, в выборе понятийного и методологического аппарата работы, анализе основной литературы и материалов (что не исключает самостоятельный поиск источников и их изучение), в разработке структуры работы. Студент разрабатывает план экспериментального исследования, консультируется по вопросу выбора метода и методик использования и обобщения данных взятых из литературных источников. Обязательными являются две-три встречи-консультации студента с руководителем.

Работа должна быть представлена руководителю для проверки до сессии, за 10 дней до начала зачетной недели. Научный руководитель знакомится сработой, оценивает ее содержание, проверяет соблюдение требований к оформлению.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.