Анализ рабочей среды предприятия Анализ рабочего окружения предприятия проводят на двух уровнях: - отраслевой анализ; - конкретный анализ. Отраслевой анализ – это в первую очередь анализ предложений. В ходе отраслевого анализа целесообразно установить доминирующие экономические характеристики отрасли: размер рынка, темп роста рынка, суммарные производственные мощности, уровень их использования, уровень насыщения рынка, количество покупателей, величина входных барьеров в отрасль, уровень заработной платы, численность работающих, отраслевая прибыльность и рентабельность. М. Потер выделил такие типы разрушительных сил, которые обладают возможностями изменять ситуацию в отрасли: - изменение спроса; - обновление продукта; - изменение в составе покупателей и способах использования продукта; - инновации; - маркетинговые инновации; - вход или выход больших предприятий; - изменение в затратах и эффективности; - распространение технических и технологических достижений; - изменения в государственной политике. Анализ конкурентной среды предприятия. Конкурентный анализ внешней среды проводится при помощи исследования пяти основных сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли (по М. Потеру). 1.Конкуренция между производителями отрасли (прямая). Наибольше проявляется в отраслях с большим количеством операторов с однородной продукцией. В отраслях, которые находятся на стадии насыщения и спада рынка, где наиболее высокие барьеры выхода (т.е., фирма не может выйти с отрасли не получив больших убытков, остановка деятельности стоит дороже, чем продолжение конкурентной борьбы). Анализируется за такими направлениями: - позиция конкурентов на рынке (объёмы продаж, ассортимент продукции, доли на рынке); - характеристика продукции конкурентов (технико-эксплуатационные параметры, цена, качество, новизна, товарные знаки, имидж фирмы и продукции); - сбыт и продвижение товара на рынке; - научно – технический потенциал фирм – конкурентов (база НИОКР, наличие патентов, лицензий); - производственный потенциал конкурентов (мощности, загрузка, динамика поступлений заказов); - финансовое состояние (платёжеспособность, рентабельность, способность мобилизации финансовых ресурсов на защиту рыночных интересов). 2.Проникновение новых конкурентов. Анализ – прогноз появления в отрасли новых конкурентов определяется барьером входа, который является препятствием для организации бизнеса и успешной конкурентной борьбы. Чем высший барьер, тем меньше новых конкурентов. Барьеры: - имидж торговой марки; - экономия на масштабе (поддержание низких затрат на производство продукции); - эффект опыта (особенно в отраслях с высоким удельным весом ручного труда); - потребность в капитале (эффективная конкуренция требует значительных первичных затрат); - затраты переориентации, связанные со сменой поставщиков, потребителей, обучение персонала; - необходимость создания каналов сбыта или доступов к ним. 3.Угроза появления на рынке товаров-заменителей: чай – кофе, масло – маргарин, кожа – кожезаменители, фотоаппарат – мобильный телефон. Влияние товаров – заменителей осуществляется в двух аспектах: - через цену; - через уровень инноваций (производитель товара – заменителя настолько повышает его качество, что производители перестают покупать новые товары). 4.Возможности и влияние потребителей, которые определяют принципы сегментации и группирование покупателей (возрастной состав, уровень дохода, покупательная способность), спектр предложения услуг и товаров. 5.Возможности и влияние поставщиков, которые диктуют цены на сырьё, материалы, которые комплектуют, условие поставки (дефицит сырья), качество товаров и услуг. Существует угроза поглощения поставщиком потребителя его услуг (поставщики промышленных ресурсов, нефтедобывающие, энергодобывающие отрасли). Но, в большинстве отраслях ситуация складывается с точностью наоборот. Т.е. перерабатывающие предприятия диктуют условия работы поставщикам. Например, молокоперерабатывающая отрасль. |