Элементы организационной среды предприятия. ТЕМА 6 ОЦЕНИВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕКЦИЯ 9 – 10 ПЛАН 1.Суть стратегического анализа. 2.Элементы организационной среды предприятия. 3.Анализ внешней среды предприятия: - исследование общего окружения. 4.Анализ конкурентной среды предприятия. (конспект) Суть стратегического анализа. Стратегический анализ – этап исследований, на котором системно анализируются составляющие внешнего делового окружения и внутренней среды для определения «текущего состояния дел на предприятии» и определений условий для дальнейшего развития на рынке, которые сложились, т.е. создаётся необходимая информационная база, которая позволяет наиболее эффективным образом совершить процесс целеопределения и выбора стратегических альтернатив. Цель стратегического анализа – содержательное и формальное описание объекта исследования, выявление особенностей, тенденций, возможных и не возможных направлений его развития. Функции стратегического анализа: - описательная; - пояснительная; - прогнозирование. Требования, которые предъявляются к стратегическому анализу: - целенаправленность (позволяет выделить границы объекта анализа, адресность и конкретность выводов); - объективность, которая достигается при помощи использования соответственных методов анализа, выбора показателей, которые характеризуют объект исследования; - привлечение исполнителей с соответствующим уровнем квалификации, которые владеют необходимым опытом; - своевременность (время и продолжительность проведения исследования должны способствовать принятию решений в нужный момент); - системность, которая обеспечит полноту и правильность выводов. Основные источники необходимой информации для проведения стратегического анализа: - опубликованные материалы организации: годовые статистические и финансовые отчёты, которые направляются государственным органам и другим организациям, экономические обзоры, разные рекламные материалы (проспекты, каталоги); интернет – публикации; - внутренняя информация предприятия (отчёты руководству, данные управленческого и бухгалтерского учёта); - наблюдение за деятельностью организации; - экспертные оценки специалистов в той или другой области; - данные про развитие отрасли, тенденции и прогнозы, опубликованные в периодической печати, отраслевых и специальных изданиях. Элементы организационной среды предприятия. В современных условиях хозяйствования все среды функционирования любого предприятия можно определить как совокупность внутренней и внешней среды, которая в свою очередь несут в себе два пространства – рабочее и общее окружение. Общее окружение предприятия – совокупность факторов, которые не связаны непосредственно с предприятием, но оказывают влияние на формирование его долгосрочной прибыльности, т.е. является средой непрямых контактов предприятия. Элементы общего окружения предприятия: - экономическая составляющая определяется уровнем и особенностями рыночного механизма государства; - политическая составляющая представлена органами государственной власти; - социально – демографическая составляющая характеризуется численностью и структурным составом населения, уровнем образованием, привычками, традициями, трудовой этикой. Социальная среда влияет на рынок рабочей силы, преимущество при выборе товаров конкурентов, спрос на продукцию; - технологическая составляющая представлена факторами научно – технологического прогресса в области производства. Рабочее окружение – область непосредственных контактов с предприятием, которая включает тех участников рынка, с которыми у предприятия есть прямые отношения или которые непосредственно на него влияют. Это поставщики экономических ресурсов (сырьё и материалы, финансовый капитал, трудовые ресурсы, производственные), персонал предприятия, потребители, конкуренты, средства массовой информации. Внутренняя среда предприятия - совокупность факторов, связанных с внутренним потенциалом предприятия, и на которых руководство и персонал предприятия оказывают непосредственное влияние. Включает все сферы деятельности предприятия: производство, маркетинг, финансы, НИОКР, управление персоналом и т.д. |