ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Стороны в договоре перевозки грузов автомобильным транспортом. Правовое положение третьих лиц по договору. Субъектами обязательства по автомобильной перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель. Перевозчиком грузов могут быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством в праве осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов, Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица. Термины «перевозчик», «грузоотправитель» «грузополучатель» используются практически на всех видах транспорта, а также в нормативных актах, регулирующих отношения на транспорте. В настоящее время существует несколько точек зрения относительно взаимоотношения грузоотправителя с грузополучателем и перевозчиком в договоре перевозки. Отдельные авторы квалифицируют договор перевозки грузов к категории третьего лица[7]. К.К. Яичков относит договор перевозки грузов к категории договоров о вручении исполнения третьему лицу[8], Л.И. Рапопорт и М.К. Александров – Дольник считает грузоотправителя и грузополучателя одной стороной договоре перевозки грузов.[9] Согласно точке зрения М.А. Тарасова, перевозка грузов есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной.[10]М.Г. Масевич и И.Н. Петров считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором участники обладают как правами, так и соответствующими обязанностями[11]. Мнение, по которому договор перевозки грузов рассматривается как договор в пользу третьего лица, довольно распространено в современной юридической литературе. Авторы, поддерживающие эту концепцию, считают, что договор перевозки служит достижению целей, определяемых договорами поставки, другими договорами и лежащими в их основе нормативными актами. Следовательно, договор перевозки - это одно из средств исполнения обязанностей для грузоотправителя, вытекающих из указанных договоров. Заключая эти договоры, покупатель продукции (впоследствии –получатель продукции по договору перевозки) принимает на себя обязанность получить ее, а в договоре определяется и способ ее доставки получателю. Стало быть, утверждают эти авторы, будущий получатель заказанной продукции уже в процессе заключения соответствующего договора (поставки, купли- продажи), во-первых, дает согласие на заключение договора перевозки, в котором он будет значится получателем, и во-вторых, обязуется не только принять груз от транспортной организации, но и совершить другие действия, вытекающие из договора перевозки. В свою очередь грузоотправитель(поставщик, продавец), заключая договор перевозки, поручает транспортной организации исполнить его обязанность по передаче продукции (груза) получателю (покупателю), согласие которого на это уже получено при заключении соответствующего договора. Следовательно, по мнению этих авторов, требуя от транспортных организаций выдачи груза, получатель осуществляет свое право, возникшее из соответствующего договора, во исполнение которого был заключен договор перевозки грузов. Они считают, что грузополучатель – это особый субъект обязательства по перевозке – третье лицо, в пользу которого договор перевозки заключается. Участие грузополучателя в грузоперевозочном правоотношении в качестве третьего основано как на действиях грузоотправителя, заключающего договор в его пользу, так и на волеизъявлении самого грузополучателя, выраженном им при заключении с грузоотправителем договора поставки или иного гражданско-правового договора[12]. Эта концепция имеет немало уязвимых мест. Во-первых, необходимо заметить, что ни договор поставки, ни любой другой договор не являются обязательной предпосылкой заключения договора перевозки. Действительно, гражданско-правовые договоры в большинстве случаев не могут быть исполнены без заключения договора перевозки, но необходимость заключения договора перевозки возникает далеко не во всех случаях. Во-вторых, п.4 ст. 430 Гражданского кодекса РФ гласит, что, «когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору». Таким образом, в статье Гражданского кодекса РФ говорится исключительно о правах третьего лица, которым оно может воспользоваться либо отказаться от них. В отношении третьего лица могут быть установлены только права, а не обязанности, так как обязанности по договору может нести только тот, кто заключил его лично или через представителя. Вместе с тем, анализируя положение грузополучателя, регулируемое транспортным законодательством, можно сделать вывод, что грузополучатель имеет помимо прав массу обязанностей (по выполнению разгрузочных работ, выплате провозных платежей за грузоотправителя и т.д.), основная из которых – обязанность принять груз, поступивший на его имя (ч 1 ст. 15 УАТиГЭТ). Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие повреждения или порчи при перевозке изменилась настолько, насколько исключается возможность полного или частичного его использования. Все сказанное позволяет сделать вывод, что содержание договора перевозки не дает оснований считать его договором в пользу третьего лица. Согласно утверждению К.К. Яичкова, договор перевозки грузов, заключенный с указанием в накладной в качестве получателя груза не его отправителя, а другого лица, следует признать не договором в пользу третьего лица, а договором об исполнении третьему лицу. По его мнению, весь транспортный процесс следует различить на две части. Первая часть – это отношения, возникшие по договору перевозки; вторая – обязательственное отношение, возникающее между перевозчиком и получателем груза – третьим лицом. Права и обязанности получателя груза при этом основаны не на договоре перевозки, а на Уставе, который непосредственно их регулирует[13]. Таким образом, по договору об исполнении третьему лицу получатель груза – третье лицо находится вне правоотношений с участием договора перевозки, а права и обязанности получателя основаны целиком на уставе, но не на договоре. Однако подобная точка зрения противоречит действующему законодательству. Содержание ст. 785 Гражданского кодекса РФ свидетельствует о том, что грузополучатель – третье лицо имеет определенные права и обязанности. При подобных обстоятельствах конструкция К.К. Яичкова, согласно которой грузополучатель находится вне правоотношений с грузоотправителем и перевозчиком, не может быть признана обоснованной. В юридической литературе также было высказано мнение о том, что в договоре перевозки грузоотправитель и грузополучатель представляют одну сторону, а перевозчик другую. Авторы этой концепции обосновывают свои доводы правом грузополучателя передавать грузоотправителю свои права по требованию к перевозчику, а также тем, что при полной утрате груза и переборе провозных платежей право требования в одинаковой мере принадлежит как отправителю груза, так и получателю, в зависимости от того, кто из них располагает необходимыми для его предъявления документами. Участие грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки на одной стороне, по их мнению, подтверждается тем, что при прибытии груза на станцию назначения всю ответственность перед перевозчиком по данной перевозке несет грузополучатель. По их мнению, грузополучатель становится субъектом договора перевозки с момента заключения договора перевозки грузов между грузоотправителем и перевозчиком на станции отправления[14]. Подобная точка зрения была бы приемлема в том случае, если бы грузополучатель и грузоотправитель обладали одинаковыми правами и обязанностями. Между тем анализ норм Устава свидетельствует о том, что стороны – грузополучатель и грузоотправитель – обладают различными правами и обязанностями (например, грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке – предъявить в затареном состоянии, уплатить провозные платежи; грузополучатель обязан принять поступивший в его адрес груз, вывезти его, произвести приемку, а в отдельных случаях уплатить провозную плату), которые возникают из договора и имеют самостоятельных характер. Более того, грузоотправитель и грузополучатель несут различную ответственность перед перевозчиком (например, грузоотправитель – за неиспользование транспортных средств и т.д.; грузополучатель – за несвоевременную выгрузку грузов, простой транспортных средств), что имеет существенное значение для подтверждения того, что грузоотправитель и грузополучатель не являются одной стороной в договоре перевозки. По мнению М.А. Тарасова, договор перевозки есть договор особого рода, в котором грузополучатель является самостоятельным, наделенным определенными правами и обязанностями, а не третьим лицом или единой с грузоотправителем стороной. Временем вступления получателя в число участников договора перевозки, по мнению М.А. Тарасова, следует признать момент изъявления им согласия на договор – принятие им товарно-транспортной накладной. Со временем перехода накладной в распоряжение получателя у него возникает право требования к автотранспортному предприятию, и между перевозчиком и получателем груза устанавливаются обязательственные отношения[15]. Это утверждение является недостаточно обоснованным, так как при надлежащем исполнении договора перевозки, то есть при нормальном развитии отношений, вытекающих из договора перевозки, не возникает вопроса о требованиях к перевозчику, обусловленных предъявлением грузовой квитанции. К тому же в ряде случаев допускается выдача груза получателю, указанному в накладной, без предоставления грузовой квитанции. Заключение договора перевозки грузов, по нашему мнению, можно разделить на две части. Первая часть - это заключение договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик, принимая его обязуется доставить его по назначению. Вторая часть – это вступление в договор перевозки грузополучателя. Как справедливо отметил М.А. Тарасов, этим моментом следует считать получение грузополучателем товарно-транспортной накладной, которая, как правило, поступает в адрес получателя груза задолго до поступления самого груза. С этого момента у грузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке, уплатить провозные платежи и т.д.) таким образом, договор перевозки грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники – перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель – имеют права и обязанности. Содержание договора перевозки грузов автомобильным транспортом. Содержание любого гражданско-правового договора составляют условия, на которых достигнуто соглашение сторон. По юридическому значению все условия принято делить на существенные, обычные и случайные[16]. Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Применительно к договору перевозки автомобильным транспортом существенным являются условия о предмете договора. Исходя из легального определения договора перевозки, предусмотренного Гражданским кодексом РФ, предметом договора перевозки грузов автотранспортом является деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу. Срок доставки груза не является существенным условием договора, если такое условие не обговорено как существенные[17]. В случае отсутствия в тексте договора указания на срок его перевозки должны учитываться специальные транспортные нормативные акты, а при отсутствии таких сроков принимается критерий «разумный срок», установленный ст. 792 Гражданского кодекса РФ. Обычные условия договора автомобильной перевозки грузов предусмотрены в Гражданском кодексе РФ, уставе, Правилах автомобильных перевозок и иных нормативных актах и автоматически вступают в силу в момент заключения договора. К обычным условиям договора перевозки относятся прежде всего права и обязанности сторон. В договоре перевозки груза его участники наделены разнообразными по содержанию правами и обязанностями, которые отражают особенности транспортных операций и реализуются на различных стадиях возникновения и исполнения договора перевозки: при заключении договора, в ходе транспортировки груза и наконец, при выдаче груза в пункт его назначения. В процессе заключения договора перевозки на перевозчике лежит обязанность подать для перевозки соответствующие транспортные средства, а на отправителе – предъявить груз. Грузоотправитель обязан предоставить груз в определенное время и в определенном месте. Грузополучатель – принять груз в определенное время и в определенном месте. Грузоотправители, грузополучатели обязаны в установленные сроки осуществлять погрузку и разгрузку автомобилей, должны максимально сокращать время погрузки и разгрузки автомобилей. На автотранспортном предприятии всегда лежит обязанность обеспечить наличие в назначенное договаривающимися сторонами время, в оговоренном месте транспортных средств, пригодных для осуществления перевозки грузов[18]. На автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие – перевозчик передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя[19]. В соответствии с правилами перевозок грузов автомобильным транспортом РСФСР грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям, заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п.), с тем чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пункт следования. При предъявлении грузов в таре или упаковке и штучных грузов мелкими отправками грузоотправитель обязан заблаговременно замаркировать каждое грузовое место. Грузы нуждающиеся в таре для предохранения их при перевозке от утраты, недостачи, порчи или повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, или – в установленных случаях – в иной исправной таре, обеспечивающих их полную сохранность. Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным[20]. Статья 791 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В целях выполнения указанной обязанности перевозчик должен содержать транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверять их пригодность для перевозки данного груза. Исправность и пригодность перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки. Грузоотправитель, отправляя продукцию, так же обязан принимать все зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается не поданным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем. Представляется, что ответственность за пригодность транспортных средств в техническом отношении должен нести перевозчик, который их подает: транспортные средства принадлежат ему, и он дожжен отвечать за их состояние. Определять же пригодность транспортного средства в коммерческом отношении должен грузоотправитель, который загружает в него груз. Погрузить груз в транспортное средство, непригодное в коммерческом отношении, данный грузоотправитель берет на себя всю ответственность, связанную с его сохранностью[21]. Согласно статье 11 Устава автомобильного транспорта, погрузка грузов на автомобиль, закрепление, укрытие и увязка грузов производится грузоотправителем, а выгрузка грузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий – грузополучателем. Водитель обязан лишь проверить соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности подвижного состава, а так же сообщить грузоотправителю о замеченных неправильностях в укладке и креплении груза, угрожающих их сохранности. А грузоотправитель по требованию водителя обязан устранить обнаруженные неправильности в укладке и креплении груза. Автотранспортное предприятие или организация по соглашению с грузоотправителем и грузополучателем может принять погрузку и разгрузку на себя. Поданное под погрузку транспортное средство в соответствии с нормами транспортного законодательства должно быть загружено до полной вместимости. Загрузка транспортного средства до полной вместимости и правильное определение веса имеет большое значение как для перевозчиков, так и для грузоотправителей, поскольку оценка деятельности транспортных предприятий дается по количеству перевезенного груза, а размер провозной платы, которую вносит грузоотправитель, зависит не только от расстояния, но и от веса груза. На автомобильном транспорте определение веса груза осуществляется в основном грузоотправителем. Запись в транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем ( ст. 12 УАТиГЭТ). Также организация, осуществляющая погрузку груза в транспортное средство, не в праве превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства (ч. 12 ст. 11 УАТиГЭТ), в противном случае грузоотправитель выплачивает штраф в размере двадцати процентов от провозной платы (ч. 3 ст. 35 УАТиГЭТ). Таким образом, транспортное законодательство устанавливает четкий порядок определения веса груза, который принимается к перевозке. Внесение провозной платы в любых договорах перевозки является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. Однако в УАГиГЭТ отсутствуют статьи относительно провозной платы и последствиях ее невнесения. Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависит эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь одним из условий надлежащего исполнения обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность. Расчеты заказчиков с автотранспортными организациями, не входящими в систему автотранспорта общего пользования, производятся в порядке плановых платежей, платежными поручениями или платежными требованиями. Форма расчетов должна быть обусловлена в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом. При централизованных перевозках грузов все расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за перевозку и связанные с ней транспортно - экспедиционные операции и услуги производятся грузоотправителем или грузополучателем в зависимости от того, кто оплачивает по договору основную стоимость перевозки. При этом в установленных случаях суммы, выплаченные автотранспортным предприятиям и организациям за указанные перевозки, операции и услуги, включаются грузоотправителем в счета за отпущенную продукцию или удерживаются грузополучателями при оплате счетов грузоотправителей за полученную продукцию. Если автотранспортное предприятие или организация не приступили в течении трех дней к выполнению заказа, полученная при его оформлении провозная плата должна быть возвращена грузоотправителю или грузополучателю в сроки, установленные договором. В случае несвоевременного возврата провозной платы за несостоявшуюся перевозку груза автотранспортное предприятие или организация уплачивает грузоотправителю или грузополучателю штраф в размере 0,5 процента от суммы платежей за каждый день просрочки, если данное также предусмотрено в договоре. Окончательный расчет за перевозку груза производится грузоотправителем (грузополучателем) на основании счета автотранспортного предприятия или организации. Основанием для выписки счета за выполненную перевозку служат товарно-транспортные накладные, либо акты замера, или акты взвешивания груза, а за пользование автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, - данные путевых листов, заверенные грузоотправителем или грузополучателем. Транспортное законодательство предусматривает возможность объявления ценности груза исходя из ст. 796 Гражданского кодекса РФ , в которой предусмотрено, что в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик несет ответственность в размере объявленной стоимости груза или багажа. Это положение нашло свое отражение и в ст. 34 УАТиГЭТ. Доставка груза – основная обязанность перевозчика. Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависит эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность. Следует иметь в виду, что сроки доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта данного вида. На автомобильном транспорте (ст. 14 УАТиГЭТ) сроки могут быть оговорены в договоре, либо установлены Правилами перевозок грузов. Автотранспортные предприятия и организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом. Автотранспортные предприятия и организации обязаны при приеме заказа (заявки) поставить грузоотправителя (грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки. Надлежащее исполнение обязанности по доставке груза требует не только соблюдение срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Об обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а так в же в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течении времени, установленного правилами или соглашениями сторон, а замет за плату. Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранине груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах. Особо выделяется так называемая информационная обязанность грузоотправителя[22]. Грузоотправитель должен представить перевозчику документы и иную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения перевозчиком обязанностей, предусмотренных договором[23]. Данная обязанность подлежит исполнению в частности в отношении грузов, перевозка которых требует соблюдения особых мер и условий их транспортировки. Так, при перевозке многих видов грузов необходимо представить сертификат их качества, а при перевозке животных и птиц – карантинные (ветеринарные) документы. |