МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 8. Развитие элементарной сенсорной психики





1. Какой способ передвижения не характерен для простейших?

а) ползание;

б) парение;

в) амебоидный;

г) с помощью ресничек;

д) с помощью жуликов.

2. Чем обусловлены таксисы простейших?

а) функцией ядер;

б) функцией клеточного центра;

в) функцией митохондрий;

г) рецепторными свойствами мембраны;

д) функциями рибосом.

3. Привыкание - это ...

а) простейшее научение;

б) оборонительный рефлекс;

в) ориентировочная реакция;

г) двигательная реакция;

д) фагоцитоз.

4. Под каким номером нарушена последовательность этапов эволюции нервной системы?

а) сетчатая;

б) узловая ганглиозная;

в) лестничная и периферическая;

г) радиальная ганглиозная.

5. Почему усложнение нервной системы в процессе эволюции рассматривают как ароморфоз?

а) происходит лучшее приспособление к условиям существования;

б) животные выживают в борьбе с врагом;

в) усложняется психика и поведение при любых условиях обитания;

г) животное выбирает лучшее место для размножения;

д) проявляет настойчивость в добывании корма.

Тема 9. Развитие прецептивной психики

1. Какой признак не является обязательной характеристикой для сообщества?

а) скопление особей;

б) относительная константность численности;

в) постоянство возрастного состава;

г) постоянство полового состава;

д) индивидуальное знание особями друг друга.

2. Каков количественный состав семьи медоносной пчелы?

а) 1-2 матки, несколько сот трутней, несколько десятков тысяч рабочих пчел;

б) количество маток, трутней и рабочих пчел одинаково;

в) больше всего трутней;

г) количество маток и рабочих пчел одинаково;

д) трутни отсутствуют.

3. Какую функциональную роль выполняют танцы пчел?

а) насекомые отдыхают;

б) передают информацию о местоположении и величине взятка;

в) брачный ритуал;

г) условия образования меда;

д) повышение температуры в улье.

4. Из каких яиц развивается рабочая пчела?

а) оплодотворенных;

б) неоплодотворенных.

5. Почему семью медоносных пчел называют сверхорганизмом?

а) в одиночестве пчелы погибают;

б) одна пчела не способна выполнить все разнообразие функций по сбору нектара и выработке меда;

в) одна пчела не может построить соты;

г) только сообщество пчел способно к функционированию;

д) рабочие пчелы не способны к размножению.

Тема 10. Общая характеристика высшего уровня сенсорной и перцептивной психики

1. Какова морфо-функциональная организация нервной системы высших позвоночных животных?

а) головной ганглии и нервные столбы;

б) нервный ствол, скопление нейронов в черепе и вблизи жизненно важных органов;

в) центральная и периферическая нервная система;

г) только центральная нервная система;

д) спинной и головной мозг.

2. Какие стимулы являются ведущими в коммуникации грызунов?

а) зрительные;

б) тактильные;

в) обонятельные;

г) акустические;

д) вибрационные.

3. Иерархическая структура сообщества макак поддерживается благодаря ...

а) самкам;

б) детенышам;

в) доминантным самцам;

г) самой старой обезьяне;

д) самой агрессивной обезьяной.

4. Какие способы ориентации не используются птицами во время перелета?

а) визуальный по наземным ориентирам;

б) по солнцу;

в) по расположению звезд;

г) по магнитному полю Земли;

д) по радиации.

5. Какой признак не свидетельствует о пластичности поведения высших позвоночных животных?

а) создание постоянных семейных пар;

б) смена территории размножения;

в) смена полового партнера;

г) повторное выведение потомства при гибели первого;

д) смена территории гнезда при угрозе детенышам.

 

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных.

2. Антропоморфизм и его причины.

3.Понятие «окружающего мира» (die Umwelt)
Я. Юкс­кюля, единство образа действий и образа восприятия.

4. Этология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности: основные парадигмы, понятия, возможности и ограничения.

5. Значимые для развития высших форм психики черты поведения и особенности образа жизни животных.

6. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место в системе психологических наук и наук о поведении животных.

7. Методы исследований в зоопсихологии.

8. Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.).

9. Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. Признаки животной формы жизни.

10. Эволюционная необходимость психики. Проблема критерия психики и ее научное решение.

11. История представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов).

12. Стадиальная концепция развития психики А.Н. Леонтьева.

13. Стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри.

14. Стадия элементарной сенсорной психики, низший уровень.

15. Стадия элементарной сенсорной психики, высший уровень.

16. Стадия перцептивной психики, низший уровень.

17. Стадия перцепитвной психики, высший уровень.

18. Особенности поведения и психического отражения у человекообразных обезьян.

19. Общее представление об онтогенезе животных. Разнообразие типов онтогенеза. Периодизация онтогенеза у высших позвоночных.

20. Понятие пренатального периода развития психики и поведения животных.

21. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных.

22. Ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения.

23. Концепции игры животных.

24. Представления о природе инстинктивного поведения в истории науки.

25. Взаимосвязь врождённых и приобретённых компонентов в поведении животных; экспериментальное изучение и природные наблюдения.

26. Адаптивная функция инстинктов. Устойчивость и пластичность врожденных программ.

27. Организация и структура инстинктивного поведения.

28. Подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение).

29. Стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение.

30. Дрессировка, ее возможности и ограничения. Основные представления о методах дрессировки.

31. Коммуникация животных: видоспецифические ограничения и роль научения.

32. Проблема интеллекта животных.

33. Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных.

34. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян.

35. Эксперименты по обучению обезьян языкам-пос­ред­никам.

36. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных.

37. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

38. Содержание животных в неволе.

39. Нарушения поведения животных, причины, проявления, возможные виды коррекции.

40. Взаимоотношения человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи.

 

Список литературы

 

1. Гайворонский И.В. Анатомия центральной нервной системы и органов чувств.- М.: Юрайт, 2015.- 293с.

2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2001.

3. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 2002.

4. Лучинин А.С. Психофизиология: конспект лекций.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 254с.

5. Попова Н.П. , Якименко О.О. Анатомия центральной нервной системы.- М.: Академический проект; Трикста, 2014.- 112с.

6. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие МГППУ / Сост. М.Н. Сотская. М., 2003.

 

7. Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 315с.

8. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология.- М.: Академия, 2009.- 544с.

ЭБС

www.ibooks.ru

www.e.lanboook.ru

Зорина З.А., Полетаева И.И.Зоопсихология. Элементарное мышление животных. — Москва: Аспект Пресс 2010 г.— 320 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-7567-0588-1

Мандель Б.Р.Зоопсихология и сравнительная психология. Модульный курс в соответствии с ФГОС. — Москва: Флинта 2014 г.— 304 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-1842-1

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 

Интернет-ресурсы.

zooproblem.net.

psychological.ru.

Видеофильмы.

«Инстинкт человека».

«От обезьяны к человеку».

«Язык животных».

«Думают ли животные».

«Мимикрия».

«Стадное сознание».

«Я и другие».





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.