МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Квест-экскурсия как инновационная форма музейной и экскурсионной деятельности.





В настоящее время квест-экскурсия является инновационным видом экскурсионной деятельности, поэтому ни в литературе, ни в толковых словарях нет его точного определения. Но его можно сформулировать самим, опираясь на значение слова «квест» и термина «экскурсия».

В работах известных отечественных авторов, посвященных рассмотрению экскурсионной деятельности, существует незначительное количество определений экскурсии, которые содержат в себе эволюцию этого процесса в истории. Изначально экскурсия рассматривалась как прогулка по определенной местности, исключительно с практической целью, чтобы исследовать природу или узнать историю развития края. Позже экскурсия стала неотъемлемой частью научного процесса. К экскурсии стали привлекаться школьники, сделав ее компонентом учебно-воспитательного процесса. В советский период экскурсия уже стала составляющим элементом общей культурно-просветительской деятельности населения.

На сегодняшний день экскурсия, дополненная формами, методами, техникой, содержанием, тематикой проведения – это основная модульная часть музейной и туристической деятельностей.

Б. В. Емельянов представил наиболее точное и полное определение понятия «экскурсия». Он писал: «Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или разложенных в цехах промышленного предприятия, происходящий под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода и подчиненный задаче раскрытия четко определенной темы»[4].

B ГOCTе P 54604-2011 «Туристические услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» экскурсия определяется как некая услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа для индивидуальных туристов (экскурсантов) или туристических групп, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью не менее 20 часов без ночевки[5].

Изучая термин «экскурсия» Долженко Г. П. пишет, что специфика любой экскурсии заключается в показе и рассказе[6]. А если отсутствует показ, то такой вид культурно-просветительской и учебной работы, какой является сама экскурсия, прекращает ей быть, автоматически превращаясь в лекцию или беседу. В первичности показа состоит особенность экскурсионного метода, но лишенная на сегодняшний день подробного анализа, пояснений, объяснений увиденного и интерактивности экскурсия станет для ее участников просто классическим и стандартным осмотром ценностей и достопримечательностей. Сущностью экскурсии является органическое неразрывное по смыслу единство в ней показа, рассказа и технических или игровых приемов.

В данном организованном процессе познания окружающей среды и мира значимую роль занимает эмоциональная сторона, которая является главным компонентом любой без исключения экскурсии. Экскурсовод обязан заставить экскурсантов не просто посмотреть и послушать, но и заставить погрузиться в атмосферу экскурсионной темы и сопереживать вместе с ним. Увиденное, услышанное и ощутимое должно вызвать у посетителей экскурсии ответные чувства: восхищение, ликование, возмущение, недовольство от знаний, полученных при посещении музейной экспозиции и др.



Непосредственно слово «квест» (англ. «quest») переводится как «поиск, предметный поиск, поиск приключений и исполнение рыцарского обета». В английской литературе и мифологии понятие «квест» изначально означало один из способов построения сюжета – путешествие мифологических и литературных персонажей через преодоление трудностей и препятствий к определенной цели. Как правило, героям во время такого путешествия приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество других персонажей, которые либо помогают, либо мешают им на пути. Выполнение некоторых квестов напрямую связано с решением задач нравственно-эстетического воспитания. Большую популярность похожие сюжетные линии получили в рыцарских романах еще с древних времен[7].

В XX веке квест был замечен в активном эксплуатировании жанра фэнтези, например в произведениях Джона Роналда Руэла Толкиена «Хоббит» и «Властелин колец».

Позднее в 1970-е годы термин «квест» занял место в компьютерных играх - был заимствован разработчиками. Под квестом начали понимать компьютерные игры, основной целью которых являлось движение по игровому пространству к конечной цели. Ее достижение возможно только при одном условии: преодоление всех препятствий путем решения игровых задач, поиска и использования различных предметов или взаимодействия с другими персонажами.

К середине 1990-ых годов термин «квест» получил новое содержательное значение. Широкое внедрение интернета в повседневную жизнь и накопившийся опыт разработки и создания компьютерных игр поспособствовали появлению образовательных веб-квестов. Первыми создателями веб-квестов выступили американские педагоги и ученые Берни Додж и Том Марч. Образовательные веб-квесты обычно представляют собой учебные сайты с заданиями, которые участники пошагово выполняют, чтобы достичь поставленной изначально цели. Такой целью является заранее определенный учебный продукт: реферат, доклад, научный проект, презентация, семинар и т.д. На сайте с веб-квестом учитель детально и подробно объясняет, какие этапы необходимо пройти, дает несколько ссылок по теме, проводит обсуждение промежуточных итогов.

Следовательно, «квест» прошел долгий путь, но смог сохранить в себе свои основные признаки: достижение определенной цели через прохождение препятствий. Такое путешествие может быть реальным, виртуальным или игровым. Обычно в игре участвуют несколько команд, которые каждая по своему маршруту посещают «станции», где выполняют различные задания. За удачно выполненное задание команда получает баллы. Обязательным условием для прохождения квеста является посещение всех станций[8].

Сейчас слово «квест» чаще используется как для обозначения игры-повествования, в которой герой или участник двигается по сюжету, взаимодействуя с игровым пространством посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач, так и просто для обозначения основного задания в подобной игре, которое требуется выполнить персонажу для достижения игровой цели[9].

Таким образом, квест – игра, в ходе которой участники решают логические задачи, занимаются поиском информации, учатся работать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и уметь применять ее для достижения конечной цели. Кроме этого, выделяют несколько признаков квеста:

- обязательное наличие сюжета или темы игры;

- обязательное наличие задания или препятствия;

- обязательное наличие конечной цели, к которой необходимо прийти, пройдя все испытания квеста.

Исходя из вышесказанного, можно дать точное определение понятия «квест-экскурсия».

Квест-экскурсия – это, прежде всего, услуга по организации посещения специально отобранных объектов экскурсионного показа посетителям музея и памятников природного и культурного наследия, заключающаяся в ознакомлении и изучении конкретных объектов или музейных коллекций посредством наблюдения, общения с другими субъектами и решения логических задач под руководством квалифицированных специалистов – работников музея, продолжительностью менее 24 часов без ночевки.

Также можно предположить, что музейный или экскурсионный квест сочетает в себе обязательные признаки квеста и экскурсии:

- продолжительность по времени от часа до одного дня;

- подготовка маршрута и заданий квалифицированным специалистом-экскурсоводом;

- четко определенная и сформулированная тема (легенда), являющаяся стержнем осмотра и диктующая направление;

- осмотр экскурсионных или музейных объектов, оставляя чувство первичности зрительных ощущений;

- знакомство с объектами экспозиции;

- наличие конечной цели, к которой нужно прийти, преодолев препятствия и выполнив все условия.

Также необходимо отметить, что активные или спортивные этапы способствуют совместному переживанию эмоциональных всплесков, что по психологии сближает участников события. Игровые задания вызывают массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, способствуя развитию коммуникабельности участников квест-экскурсии.

Т.е. помимо классических функций экскурсий – информации, организации культурного досуга, расширения кругозора и формирования интересов, экскурсионные квесты выполняют еще одну главную функцию – командообразования.

Командообразование, или тимбилдинг (англ. «team building» - командное построение) – понятие, обычно используемое в контексте бизнеса и применяемое в широком диапазоне действий для создания и повышения уровня работы в команде. Идея командных методов работы взята из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70-ые годы XX века. В настоящий момент тимбилдинг представляет собой одну из перспективных и эффективных инструментов управления персоналом. Командная работа направлена на создание групп равноправных специалистов различного вида деятельности, вместе несущих ответственность за конечный результат своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в коллективе.

В дополнении можно отметить, что под командообразованием понимают внутриколлективный процесс, который подчинен повышению сплоченности коллектива на основе общих ценностей компании и представлений. Следовательно, перед командообразованием выступают цели:

- формирование навыков взаимодействия членов команды в различных ситуациях;

- повышение уровня личной ответственности за конечный результат;

- переход из уровня состояния конкуренции к уровню сотрудничества;

- повышение уровня заботы, доверия и сопереживания внутри коллектива;

- переключение внимание участника команды с самого себя на команду;

- получение заряда позитивных эмоций, повышая тем самым уровень командного духа;

- результативность работы команды, в частности повышение показателей.

Стрессоустойчивость, умение слаженно работать в команде, креативный подход к решению большинства задач – именно эти качества становятся самыми эффективными для развития успешность компании. Опытные руководители уже давно открыли для себя возможность тренировать все эти полезные качества у своих сотрудников. Участие в музейном или городском квесте – командной игре, которая заключается в движении по изначально заданному маршруту и выполнению различных заданий на пути – позволяет прямым образом настроить коллектив на командную работу, выявить скрытые таланты сотрудников, поднять их самооценку и, таким образом, поощрить на проявление творческих способностей к решению ежедневных задач[10].

Конечной целью посетителей экскурсии является запоминание и усвоение увиденного и услышанного на экскурсии.

Петровский А. В. отмечает следующие факторы успешного усвоения материала:

1. Лучшему запоминанию подлежит тот материал, который вызывают активную умственную работу над ним. Как известно, человек непроизвольно запоминает прочнее и полно, иногда на всю жизнь то, что имеет для его особенно важное жизненное значение, что вызывает интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет продуктивнее, чем более заинтересованно человек относится к содержанию выполняемой задачи.

2. Всякое запоминание, в том числе и непроизвольное, выступает как закономерный продукт действия субъекта с объектом. А запоминается именно то, с чем человек действует. Такая закономерность обнаружена и в опытах с практическими трудовыми действиями. Но следует отметить, что одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у разных людей, потому что эти условия всегда проходят через прошлый опыт человека и его индивидуальные способности[11]

М. И. Еникеев также пишет шесть факторов, которые помогают успешному непроизвольному запоминанию информации:

- сильные и значимые физические раздражители, к которым можно отнести яркий свет прожекторной лампы, звук выстрела и т.д.;

- то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность;

- раздражители, которые наиболее значимы для данного индивида, например, профессионально значимые предметы;

- раздражители, которые имеют особую эмоциональную окраску;

- то, что больше всего связано с потребностями человека;

- то, что является объектом активного вида деятельности.

Т.е. условия задачи, долго решаемой человеком, запоминаются непроизвольно и прочно[12]. Материал запоминается в контексте деятельности человека. В памяти, прежде всего, откладывается то, что было наиболее актуальным, значимо в деятельности человека, с чего начиналась и чем завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом всем одни люди лучше запоминают содействующие, а другие – затрудняющие факторы действия[13]. В большей или меньшей степени эти все факторы присутствуют при выполнении квеста.

Квест-экскурсия – это сравнительно новое направление, позволяющее совместить игру и экскурсию. Это экскурсия проводится без традиционных гидов, комбинация экскурсии и квеста, в процессе прохождения которой исторические реалии и новеллы о людях, создававших историю, чередуются с увлекательными головоломками и загадками. Музей, город и исторические события предстают перед нами, то хорошо узнаваемыми, как в рекламе или туристической открытке, то пойманными в совсем неожиданном ракурсе, где участники познают все, знакомясь с новыми фактами и справками.

Квест-экскурсия – это отличная возможность проверить себя, взглянуть на себя другими глазами и получить бесценный опыт. А кроме того, - это хороший тренинг, в ходе которого участник мероприятия может примерить на себя амплуа, иногда очень не похожее на его социальную роль в обществе. Это позволяет человеку понять то, насколько ему идет ему эта роль, отвлечься и почувствовать себя в этой позиции. Заданные изначально условия игры – необходимость достичь в первую очередь своей цели, а незнание целей и мотивов других участников игры – заставляют героя, путем наводящих вопросов и анализа поведения, разгадывать мотивы и предугадывать действия напарников по игре. Все перечисленное делает квест-экскурсию не просто приятным занятием, но еще и позволяет участникам побыть в незнакомых ролевых позициях, научиться понимать и предугадать поведение другого человека и принимать людей, отличных от них самих.

Естественно, далеко не каждый квест является экскурсией. Несмотря на это, существует множество различных вариантов экскурсионных квест-игр. По тематике и уровню сложности можно создавать квесты для людей разных возрастных категорий. В качестве задания к квест-игре может быть зашифрованный вопрос, а иногда выполнение физических задач. В процессе игры человек не просто развивает логику, он учится проявлять свои лидерские способности и скрытые таланты, узнает что-то новое, ближе знакомится с участниками своей команды, да и просто активно проводит время, соревнуясь с другими участниками квеста.

Игрокам квеста, в основном, нравится чувство азарта и возможность проявить себя. Именно такие обучающие игры помогают вырваться из «серых будней». Игры-квесты помогают отправить участников куда угодно – в прошлое, будущее, в выдуманный мир книги, фильма или компьютерной игры[14].

Экскурсионный квест всегда сочетает в себе признаки квеста и экскурсии. Кроме того, на выполнение некоторых заданий требуется коммуникативность и командная работа, ячто способствует сплочению команды – т.е. квест-экскурсия прямым образом выполняет функцию командообразования. А это особенно важно в тех моментах, когда команды участников квеста состоят из ученических или трудовых коллективов.

Квест-экскурсии могут быть как внутри здания, где проводится мероприятие, так и пешеходными или проводиться с использованием различных видов транспорта: автомобильного, велосипедного и т.п. Например, для поклонников экстремального и активного отдыха проводятся рафтинг-квесты (рафтинг – спортивный сплав по горным рекам и искусственным гребным каналам на 6-, 4-, 2-местных надувных судах – рафтах) и роллер-квесты – интерактивная динамическая игра для роллеров, с элементами логики и риска. Такой вид игры проводится исключительно на роликовых коньках, а участникам квеста запрещается пользоваться любым иным видом транспорта.

Туристические отделы в разных музеях составляют разные по сложности варианты одной квест-экскурсии так, чтобы участники смогли пройти один и тот же маршрут несколько раз, открывая для себя что-то новое каждое участие в игре. Иными словами, экскурсионные квесты различаются по уровню сложности и обязательно учитывают возрастные рамки их участников. Существуют квесты для взрослых, молодежи, школьников; квесты для начинающих и опытных участников.

Различной даже может быть форма выдачи заданий участникам квест-экскурсии. Экскурсионный квест может проводиться в форме:

1. квест-экскурсии с участием экскурсовода (в этом случае каждое задание выдается лично экскурсоводом);

2. безличной квест-экскурсии (в этом случае участники получают сразу весь маршрут);

3. квест-экскурсии с электронной или дистанционной выдачей заданий – мобильные квесты (в этом случае участники получают задания при помощи смартфона или планшета, либо проводят поиск заданной точки при помощи GPS-навигатора).

Отдельный вид квест-экскурсии представляет собой квест-маршрут. Его основной отличительной особенностью является то, что участнику игры выдается маршрутный лист с текстом и заданиями, но после этого организатор квеста не принимает никакого участия в прохождении экскурсантом данного маршрута. Такой вид квеста не вполне соответствует понятию «экскурсия», потому что в этом случае отсутствует ее существенный признак – наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. Но поскольку квест-маршрут все-таки подготовлен экскурсоводом, считаем уместным упомянуть его, тем более, что такая нестандартная экскурсия имеет несколько отличительных особенностей:

1. Участнику квест-игры не нужно подстраиваться под время организованной группы.

2. Есть возможность побыть в окружении близких без участия в экскурсии незнакомых людей.

3. Есть возможность проходить маршрут квеста в своем темпе, не догоняя и не ожидая никого, вплоть до того, что можно растянуть его на несколько дней или пройти его за 15 минут.

4. Нет возможности доплачивать за каждого участника квет-экскурсии отдельно.

5. Оплата квест-экскурсии не пропадает в случае, если участник не смог прийти в назначенное время, а полностью возмещается.

Периодически проводятся событийные квест-экскурсии, которые посвящены каким-либо событиям или их годовщинам – это, обычно, разовые или ежегодные, зачастую бесплатные экскурсионные квесты. И часто организаторами таких экскурсий выступают общественные организации или органы государственной власти.

Невозможно не отметить нововведение в экскурсионном квесте, так называемый геокешинг. Основная идея состоит в том, что одни участники прячут тайники, при помощи GPS определяют их координаты и сообщают о них в Интернете, а другие участники используют эти координаты и свои GPS-устройства для поиска тайников. Зачастую тайники расположены в местах, представляющие природный, исторический, культурный или географический интерес, поэтому игра превращается в активный познавательный процесс. В геокешинг можно играть всей семьей, дружной компанией и даже в одиночку.

Исходя из всего вышесказанного, в последние годы прослеживается тенденция появления новых видов экскурсий, в число которых входят экскурсионные квесты, которые не укладываются в рамки традиционной классификации, но в то же время являются перспективными для развития внутреннего туризма. Квест-экскурсии могут быть интересны всем категориям населения и гостям города, которые хотят узнать его в игровой форме. Квесты, проходящие на базе музея, послужат для усиления командного духа в организации, а также при знакомстве между собой незнакомых людей. Изучение нового перспективного направления в экскурсоведении квест-экскурсии является главным условием качественного предоставления эскурсионных услуг на рынке туристических услуг.

 

 


[1] Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента. М.: МГУ- КИ, 2008. 608с

[2] Аксютик, Н.И. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности / Н.И. Аксютик, Е.А. Макарова. – Минск, 2008.

[3] Новикова, Г. Н. Социокультурные концепции управления в арт–менеджменте/ Г. Н. Новикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005.– № 2.

[4] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М: Советский спорт, 2007. -216 с.

[5] ГOCT P 54604-2011 «Туристические услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования». – М.: Стандартинформ, 2012

[6] Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие для бакалавров и магистров/ Г. П. Долженко.- Изд. 4-е, испр. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 308 с.

[7] Поль Зюмтор. Опыт построения средневековой поэтики. СПб.: 2002. – 544 с.

[8] Россинская А. Н. Организация и проведение игры-квеста в детской библиотеке/ А. Н. Россинская, А. А. Коптева, О. В. Косарева// Детская библиотека и читатель: проблемы, решения, опыт работы/ Российская государственная детская библиотека; сост. М. В. Карданова; ред.: О. П. Кабачек; М. В. Карданова. – Москва, 2011. – 11-16 с.

[9] Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//ru.wikipedia.org. (Дата обращения 01.02.2016)

[10] Официальный сайт ООО «ProAction» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proaction.ru/. (Дата обращения 07.02.2016)

[11] Введение в психологию/ Под общ. ред. Проф. А. В. Петровского. – М. Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.

[12] Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М, 1999. – 87 с.

[13] Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М, 1999. – 98 с.

[14] Официальный сайт центра турфирмы “King Travel” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://king.travel/nostandart/kvest-turizm. (Дата обращения 5.03.2016)





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.