МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задание 2. Решить по три задачи на каждый возрастной период (на выбор, всего 12 задач)





(комплекс задач приводится по: Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии / Г.С. Абрамова. - М. : Академия, 1999. - 320 с.; Алексеев, А.А. Практикум по возрастной и педагогической психологии / А.А. Алексеев, И. А. Архипова, В.Н. Бабий и др. - М. : Просвещение, 1987. - 255 с.; Рабочая книга по возрастной психологии. - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2001. - 117 с.)

Психология дошкольника

Задача 1.

Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах детей второго и третьего года жизни, отметила: Сережа (1 г. 1мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д.; Катя (2 г. 1мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – рисует и т.д.

Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? В чем их различие? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?

Задача 2.

Какие из приведенных ниже действий называют «соотносящими», а какие «орудийными»?

Действия детей:

а) нанизывание колец пирамидки;

б) закрывание коробки крышкой;

в) манипулирование молотком;

г) складывание матрешки;

д) действие ложкой.

Придумайте по 4-5 соотносящих и орудийных действий

Задача 3.

Проводился эксперимент. Перед детьми двух групп (1 г. 6 мес. – 2 г. 6 мес.) ставилось 2 бумажных колпака: красный и синий. Под красным колпаком пряталась конфета. Ребенок должен был её найти. Места колпаков все время менялись.Когда дети первой группы находили конфету, то взрослый называл цвет колпака – «красный». Детям второй группы цвет колпака не называли. Выяснилось, что детям первой группы нужно было всего 8-10 повторений, а детям второй группы – 70-80 повторений для того, чтобы отличить сигнальный признак колпака: красный цвет.

Какой можно сделать вывод на основании этого эксперимента?

Задача 4.

Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевая песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ещё ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Задача 5.

Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

Почему это случилось?

Задача 6.

Мама рассказывает воспитателю детского сада: «Мой Алеша (мальчику 2 г. 8 мес.) с большим удовольствием смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши». Однако замечаю, если перед показом мультфильма дается устный рассказ или проводится беседа, то сын быстро отвлекается. А если артист просто по книжке читает сказку, то Алеша совсем не слушает её».

Почему Алеша не любит устный рассказ? Как привлечь внимание ребенка к устной речи?

Задача 7.

Миша (2 г. 2мес.), увидев, что мама надевает пальто, спросил: «Мама, ты куда?» – «Гулять», - ответила мама. «А мы меня возьмем с собой?» – спросил малыш. Через несколько дней Миша подошел к маме и сказал: «Миша хочет кушать!»

Почему ребенок назвал себя в третьем лице? Как формируется у ребенка самосознание?

Задача 8.

Решив больше не огорчать маму своим поведением, Катя сказала, что теперь будет всегда следить за собой. Но на второй же день после данного обещания ее снова «занесло». Она отказалась поздороваться с соседкой, которая зашла к ним, а потом, уткнувшись носом в угол дивана, не помогла маме убрать посуду со стола.



Объясните, какие качества воли здесь выступают. Каковы пути их преодоления?

Психология младшего школьника

Задача 1

На уроках русского языка в первых классах написаны на доске слова: вода, водитель, водица, водить, наводнение.

В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик».

В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой - в правой)».

С какой целью даются эти задания? Какие мыслительные операции предполагает выполнение этих заданий? Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения?

Задача 2

Папа задал шестилетнему Юре такую задачу: «Коля старше
Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»

Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог ее решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.

Почему для решения этой задачи Юре понадобились спички? О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?

Задача 3

В каком случае учащиеся I класса лучше запомнят 10 картинок: если им дать специальное задание запомнить картинки или если специального задания не давать, но предложить расклассифицировать эти картинки по определенному принципу? Почему»?

Какими закономерностями памяти это объясняется? Какую работу можно еще провести с учащимися после выполнения ими данного задания в плане формирования приемов, способов умственной деятельности?

Задача 4

На дом было задание выучить наизусть стихотворение. Проверяя, как дети справились с большим стихотворением, учительница вызвала девять человек и осталась ими очень довольна. Все девять знали стихотворение назубок. На уроке присутствовала заведующая учебной частью. После звонка учительница спросила ее: «Ну, как?» Завуч улыбнулась и ответила: «Да, действительно ребята декламировали хорошо, но это все, что я могу отметить как положительное на Вашем уроке». Учительница изумилась: «Что же еще надо? Ведь я успела многих спросить, многим поставила отметки».

Как вы думаете, почему не понравился завучу урок? Как вы думаете, внимательны ли были дети на данном уроке? Как можно было бы организовать деятельность детей с учетом развивающих и воспитательных задач?

Задача 5

Сияющая Роза Ю. вихрем влетает в комнату: «Бабуся, бабуся, а мне поставили «тройку» и «четверку»! Смотри, бабушка, красным карандашом». Бабушка интересуется: «Это за что же тебе, внучка?»«Ни за что», — отвечает Роза после минутного замешательства. И восторгаясь «щедростью» учительницы, восклицает: «Сегодня она во все тетради поставила много, много!»

Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояли две пятерки, действительно почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще».

Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенных примерах? Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок? Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности первоклассника и как надо учитывать это в процессе преподавания в младших классах?

Задача 6

Учительница II класса стала замечать, что Мила К. смирилась со своими тройками. Учение мало интересовало ее. Больше увлекала общественная деятельность - Мила была отличным санитаром.

И вот однажды в ее тетрадке под работой, которую больше чем на тройку оценить было нельзя, появилась запись: «Третья строка написана прекрасно. Лучше, чем у всех. Попробуй-ка делать так же всю работу».

Мила хвасталась, показывала тетрадь подружкам. Радостная прибегала к бабушке, заставляла маму просиживать рядом, чтобы и другие строчки вышли такими же, как третья.

Почему учение мало интересовало Милу? Как вы думаете, можно ли развить у девочки интерес к учению? Как это сделать?

Задача 7

Сережа часто пропускал уроки. Учительница оставалась с ним после занятий. Помогло, но интереса к учению воспитать у Сережи не удавалось.

«Знаешь, Сережа, - сказала однажды учительница, - расскажу я тебе по секрету, что будет на следующем уроке». Сережа согласился без энтузиазма, но... На следующем уроке он, торжествующе поглядывал по сторонам, беспрерывно тянул руку. Он понимал объяснение не хуже других.

В тот же день он снова после уроков вопросительно посматривал на учительницу: «Расскажите, что вы будете говорить завтра!»

Почему Сереже не помогали дополнительные задания после уроков и почему изменилось его поведение на уроке после того, как учительница рассказала ему о том, что будут проходить завтра? Почему учительница считает, что таким образом можно развить у мальчика интерес к учению? Будет ли Сережа по-прежнему активным на уроке, когда учительница через какое-то время перестанет рассказывать ему новый материал предварительно?

Задача 8

На уроках в I классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т. п. Другие, увидя на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» - или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил».

Чем можно объяснить такие поступки первоклассников? Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия оказали влияние на развитие личности учащихся и способствовали формированию коллективистических отношений в классе?

Задача 9

«Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» - спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а... хороший! - иронически восклицает мальчик. - Только двойки получает!»

«Что это у тебя щека расцарапана?» - спрашивает бабушка у внучки-первоклассницы. «Это мне Ира сделала, - тоном жалобы начала быстро объяснять девочка.— Я взяла книгу посмотреть, а она стала у меня отнимать...» И когда на основании ее рассказа бабушка сказала, что значит Ира злая, нехорошая девочка, то совершенно неожиданно для себя получила энергичный отпор. Отстранив личную обиду, «девочка горячо воскликнула: «Нет, она хорошая, у нее всегда пятерки!»

Когда маленькую Маринку спросили, есть ли у нее подруги, она ответила: «Нет, они все далеко живут!» - «Ну, а в классе, есть хорошие девочки, которых ты любишь?» - «Как же, - последовал ответ, - у нас есть отличницы!»

Какая особенность взаимоотношений первоклассников проявилась в приведенных примерах? Какие факторы установления взаимоотношений в младшем школьном возрасте должен учитывать учитель в процессе формирования классного коллектива?

Задача 10

Мальчик принес в класс записку, объясняющую, почему он пропустил уроки. «Ты действительно болел?» - спрашивает учительница. Мальчик молчит. «А это действительно мама писала?». Мальчик молчит. «Тогда кто же это писал?» - продолжает спрашивать учительница. «Никто!» - резко ответил мальчик.

Как вы думаете, почему мальчик так ответил учительнице? Как бы вы поступили на ее месте?

Задача 11

- Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить.

- Да что вы? Зачем? А в школе что он делать будет? Заскучает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам.

- Вот видите, - возражает первая собеседница, - учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет. Так он уже и читает свободно, складывать и вычитать умеет до двадцати.

Кто же прав? Дайте психологическое обоснование своему ответу.

Задача 12

Ученики младших классов пишут диктанты, изложения, списывают упражнения с книги. Нередко при этом делают ошибки. Но, проверяя свою работу, они часто их не видят и пропускают, хотя хорошо знают правила.

Чем объяснит такие явления? Закономерны ли они?

Задача 13

В каком опыте первоклассники продемонстрируют лучшие результаты запоминания? Почему?

Опыт 1: запомнит 10 названий предметов с одновременным их восприятием (показ картинок)

Опыт 2: запомнит 10 слов конкретного содержания (без показа картинок)

Опыт 3: запомнит 10 слов абстрактного содержания.

Задача 14

При рисовании кувшина с натуры дети изобразили его разным по форме, размеру, цвету.

С каким особенностями познавательной сферы связаны данные факты? Какую работу необходимо проводить для устранения данных недостатков?

Психология подросткового возраста и ранней юности

Задача 1.

Аида Н. и Люда С. - ученицы X класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Когда в начале учебного года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с удовлетворением заявила, что наконец-то она
расстанется со школьниками, которые ее обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь она будет опять в одном классе с Р. и У., с которыми она дружила и порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида долго даже не подходила к новым ученикам.

Какие особенности общительности проявляются здесь у Люды и Аиды? Относятся ли эти особенности к темпераменту или к характеру? Почему?

Задача 2.

Ученица ХI класса заявляет: «Лучше быть творцом в маленьком деле, чем только казенным исполнителем в большом».

О каких особенностях личности девушки свидетельствует данное высказывание? Являются ли эти особенности типичными для юношеского возраста? Докажите свою мысль.

Задача 3.

В беседе с учительницей один старшеклассник признался: «Понимаю, что химия - очень важная наука, потому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, повторяю без конца, а результата положительного все равно нет».

Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему и совсем не нравится? Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету?

Задача 4

«В семье у меня дела были плохие. Отец часто пил и скандалил. Когда я был маленьким, мы с матерью очень часто убегали из дома и ночевали у соседей...Вначале моя жизнь протекала почти как у всех людей моей возраста, т. е. до пяти лет меня водили в детский сад, где я в какой-то мере воспитывался, но об этом что-то очень плохо помню. А вот с шести лет жизнь моя, если можно так сказать, пошла боком. Из детсада я по странным причинам выбыл и до школы находился без контроля, потому что, когда я просыпался, дома уже никого не было, и весь день я был сам себе хозяин: что хотел, то и делал. Родители мои, хотя и просили соседей, чтобы они за мной присмотрели, но какое дело соседям до чьего-то сына? Между прочим, именно в это время я и познал одну сторону денег. Около моего дома находился гараж комбината бытового обслуживания. Ну и там, как в любой «шарашкиной конторе», после работы шоферы и механики любили выпить. А так как делать мне было нечего, то я там все время крутился, сдавал пустые бутылки, благо, магазин был под боком и бутылки в нем принимали любого калибра. На вырученные деньги я покупал конфеты и прочие сладости...Когда я пошел учиться в IV класс, между отцом и матерью произошла крупная ссора, и мать подала на развод... Мы уехали в другой город, и там я немного разболтался, как говорится, без отцовского глаза... Единственная моя претензия к отцу и матери в том, что уж очень строго меня держали в возрасте от 12 до 15 лет. В эти черные для меня дни очень много меня били ремнем за замечания в школе и вообще за мое мальчишеское повеление. Между прочим, били меня иногда совершенно ни за что. Могли бы просто со мной поговорить, и все было бы хорошо. После пятнадцати лет меня потянуло на улицу к более или менее взрослой жизни. Мне хотелось сходить в кино и на танцы, но меня по-прежнему не пускали. И вот в один декабрьский вечер я сказал маме, что в школе вечер и что хочу туда сходить. Она мне категорически отказала. Тут я не выдержал и заявил, что на вечер в школу я все равно пойду. Когда я оделся, дорогу мне загородила мать. Мы с ней поговорили: сначала мирно, потом уже в резких тонах. В результате я оттолкнул ее от двери и выбежал на улицу. Почему я так подробно запомнил этот случай? Да, мне кажется, потому, что этот вечер явился границей, притом довольно резкой, в моих отношениях с семьей. Чем дальше шло время, тем я все меньше стал слушаться их советов, а поступал, как считал нужным...».

Становление каких черт личности подростка и юноши просматриваются в написанном им сочинении? Оцените позицию родителей в становлении и развитии взглядов, черт характера, отношений их сына.

Задача 5.

«Утро. Я иду в школу и смотрю по сторонам. Зима уже хозяйничает в городе. На крышах домов, на улицах лежит снег. Мороз рисует на окнах разные узоры. Но осень напрягает все силы и не хочет усту­пать место зиме. А на улицах — суета. Люди идут, идут. У них свои дела, свои заботы. Вот важно идет старичок, удивительно похожий на доктора Айболита. Такие старички всегда вызывают симпатию. Кажется, что они знают много-много, и все это хочется знать и мне. А это первоклашка бежит с портфелем. Она только недавно открыла для себя школу и уже считает себя совсем взрослой и самостоятель­ной. А вот «проплывает» толстая накрашенная тетя. С высокой плат­формы своих сапог она гордо обозревает окружающих. А это идет молодой человек, считающий, что все хорошие манеры — это пере­житки. Это часть мира, окружающего меня. Вот троллейбус медленно ползет по улице. Он останавливается, и из него выходит еще толпа людей. Да, я тоже принадлежу к этой утренней толпе. Я тоже занимаю какое-то место среди людей. Но какое?.. Кто я такой? Обыкновенный мальчишка. Друзья считают меня хорошим чело­веком. По-моему, они не очень хорошо меня знают, чтобы быть объек­тивными. У меня, как и у всех, есть недостатки и достоинства. Конеч­но, я понимаю, хорошему человеку совсем необязательно быть иде­альным. Давать оценку самому себе очень трудно. Я стараюсь быть правдивым, честным, добросовестным, стара­юсь помогать своим друзьям, если они в этом нуждаются. Ведь пол­ное счастье человека невозможно без благополучия окружающих. Иначе можно превратиться в «скупого рыцаря». Мне кажется, каж­дый человек должен иметь цель в жизни и чем-то увлекаться. Иначе для чего он живет? Я люблю читать, потому что книги помогают нам познавать окру­жающий мир и воспитывать в себе Человека. Еще я люблю со своим другом играть в компьютерные игры. Мне кажется, они развивают смекалку, умение находить выход из сложных ситуаций. У меня мно­го друзей, в жизни я, вообще-то, общительный человек. Мне кажет­ся, каждый человек не должен лишать себя радости человеческого общения, тепла, ласки, дружбы. А если знать только свое Я, то ты будешь лишь холодной единицей в столь же холодном и сером мире».

Проанализируйте сочинение ученика. Выделите возрастной диапазон. Каковы те особенности, на основе которых Вы пришли к данному выводу? Выделите ценностные ориентации школьника, выразите свои чувства и переживания, отношение к школьнику.

Задача 6.

Выделите особенности подросткового возраста, опираясь на предложенные ниже ситуации:

1. Подросток, раздраженный грубым тоном стоящей рядом пожилой женщины, требующей уступить ей место, не соглашается это сделать и показывает на свободные места, которые расположены дальше от двери.

2. Мальчик, успешно занимающийся после школы в одном из кружков Дома пионеров и школьников, отказывается применить свои способности на пользу классу, объясняя это своей большой занятостью.

3. После скучного урока, спеша выбежать в коридор, дежурные быстро выполнили обычные обязанности по подготовке класса к следующему уроку и собираются уйти, не спросив учителя, нужно ли помочь ему, и поэтому не зная, что он один не справится.

4. Учитель видит, что один из учеников демонстративно не работает на его уроке.

Психология взрослого человека

Задача 1.

В одном из исследований испытуемым (студентам) через электронный тахистоскоп на 0,02 с предъявляли фотографии лиц людей, на которых требовалось составить характеристики. При первом предъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики на основе информации, которую они получали при восприятии только внешности данных лиц. При повторном предъявлении им говорили, что это - «староста курса», при третьем - это «хороший товарищ», при четвертом - это «отличники», и при пятом - это хвостисты». Оказалось, что во всех случаях испытуемые одному и тому же человеку - объекту восприятия - давали разные характеристики, приписывали ему различные потребности и способности, неодинаковое отношение к учению, к жизни.

Укажите, какая особенность личности испытуемых оказала решающее влияние на характеристику людей-объектов? Какую положительную роль выполняет эта особенность при восприятии действительности в жизни человека?

Задача 2.

Исследователь Колосова А.М. пишет: «Известно, что в университете на конкурсных вступительных экзаменах проходной балл всегда выше 4. Таким образом, все абитуриенты, прошедшие по конкурсу и зачисленные в университет, имеют предпосылки для успешного учения. Однако в действительности дело обстоит несколько иначе: имеет место значительный отсев студентов из университета по причине академической неуспеваемости. Наибольший отсев наблюдается на первых двух курсах».

Какие недостатки в развитии умственной деятельности студентов могут проявляться в данных случаях? Какие особенности личности студентов могут здесь проявляться?

Задача 3.

Психологические исследования показывают, что межличностное понимание - непременное условие культуры общения и создания здорового микроклимата в служебных и семейных отношениях между людьми. Прочитайте внимательно пример «из жизни». «Молодые супруги поженились по страстной любви. И уже говорят о разводе. Причина? «Неконтактность»: - Она всегда скандалит из-за пустяков. Вздорный характер, никогда ни в чем не уступит, - жалуется муж. - Он все делает не вовремя, со мною не считается. Гвозди заколачивает обязательно, когда я устала, лежу с головной болью. О чем ни спросишь, все завтра, да завтра...- парирует жена».

Укажите, какие отрицательные качества личности явились причиной нездоровых взаимоотношений между людьми в приведенном примере. Какие особенности личности оказывают решающее влияние на взаимоотношения в процессе общения? Докажите, что межличностное понимание между людьми является непременным условием создания здорового микроклимата в служебных и семейных отношениях.

Задача 4.

Ниже приведен перечень вопросов, которые юноши и девушки задавали на встречах с психологами.

1. Можно ли точно узнать, как человек к тебе относится?

2. Бывает ли любовь с первого взгляда?

3. Бывает ли вечная любовь? Бывает ли настоящая любовь?

4. Не знаю почему, но я разрываю отношения, как только чувствую, что мужчина начинает испытывать ко мне какие-то чувства.

5. Все знакомые и родственники говорят, что я недостаточно взрослая и еще не готова быть женой и матерью. Хотелось узнать, действительно ли это так?

6. Я учусь в педагогическом вузе, получаю профессию, которая мало оплачивается. Сейчас хорошо зарабатывать можно в торговле, но мне это совсем не нравится! Мне нравится работать с детьми, я хочу работать в школе, но как я смогу обеспечить свою жизнь, жизнь своей будущей семьи, детей?

Исходя из основных задач развития в период ранней зрелости, объясните актуальность подобных вопросов.

Задача 5.

Разговор двух матерей. Одна простодушно сказала, что день рождения дочери был самым счастливым в ее жизни. Другая заявила, что он для нее самый несчастный, потому что было холодно, неуютно, не принесли обещанные яблоки и апельсины. И хотя вечером все было, настроение все равно оказалось испорченным.

Проанализируйте ситуацию. Предположите, как складываются отношения с детьми у этих мам? Докажите. Как развиваются эти дети? Почему?

Задача 6.

По мнению многих психологов, с началом развития зрелости развитие как таковое прекращается: вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э.Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, является возрастом психической окаменелости.

Прокомментируйте данные мнения. Докажите их ошибочность.

Задача 7.

Докажите, что индивидуальному развитию человека зрелого возраста присущи противоречия и гетерохронность (неравномерность), что является в свою очередь существенной характеристикой в определении зрелости (незрелости) той или иной структуры психики человека как индивида и личности.

Задача 8.

Докажите, что пословица «Век живи – век учись» в условиях современной жизни актуальна для развития зрелого человека. Какова роль обучения и самообразования в развитии человека зрелого возраста?

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.