ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Экспериментальные исследования интонационной стороны речи Исследователи, занимавшиеся изучением становления интонации у детей, указывают на то, что из всех компонентов звуковой стороны языка ребенок первой усваивает интонацию, а потом уже овладевает звуками родного языка. Этот факт отмечают как исследователи перцептивного развития ребенка (Кольцова М. М, Артемов В. А.), так и активного усвоения языка (Тонкова-Ямпольская Р. В., Ковшиков В. А., Лепская Н. И.). Исследуя восприятие детьми речи взрослых, М. М. Кольцова (1973) выделяет период в жизни детей 10-11 месяцев, когда интонация взрослого является наиболее важным фактором, влияющим на реакцию ребенка. Тренировка интонации дает физические и мускульные навыки, помогает научиться воспринимать просодемы как знаки, имеющие смысл— логический и грамматический. Звуки, слоги, целые слова могут произноситься с особым мускульным напряжением органов артикуляции, при этом усиливается интенсивность звучания. Способность владеть своим голосом вырабатывается в процессе выполнения упражнений подражательного характера. Таким образом, на протяжении младенчества взрослый постоянно предоставляет ребенку образцы речевых высказываний (эталоны). По мере развития ребенка, в соответствии с его потребностями, определяемыми конкретными видами деятельности (ведущей деятельностью) и формами общения ребенка со взрослым, а также в соответствии с его реальными возможностями, у ребенка формируются и развиваются формы ориентации на соответствующие стороны речевой деятельности (интонация, ритм, звук, звукосочетание) как физические раздражители. Они обеспечивают элементарные формы понимания речи окружающих и создают предпосылки для дальнейшего развития пассивной и активной речи ребенка (Божович Л. И., 2001). Известно, что интонация является элементом звуковой системы языка, а также служит для отражения эмоционального состояния говорящего. Активное овладение интонационной системой языка рассматривается в paботах Р. В. Тонковой-Ямпольской (1976, 1985). Анализируя звуковую активность детей с рождения до 5 лет, она утверждает, что становление интонации начинается с крика и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом. На более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования. Автор считает возможным говорить о том, что со второго месяца жизни в доречевой стадии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями у взрослых, формирующиеся в следующей последовательности: со второго по седьмой месяц жизни появляется индифферентная интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых; с девятого месяца жизни — «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых, с двух лет — интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых. Это мнение подтверждают исследования В. А. Ковшикова (1983). Им установлено, что основные типы интонации оказываются сформированными уже в довербальный период усвоения языка. Интересны результаты исследования интонации Н. И. Лепской (1985). Она утверждает, что интонация появляется в возрасте 1 года 4 месяцев — 1 года 6 месяцев и в течение полугода остается основой детской коммуникации. По наблюдениям Л. Т. Журба, Е. М. Мастюковой (1981), в возрасте 2—3 месяцев дифференцированность эмоций ребенка проявляется интонационной выразительностью голосовых реакций и начальными элементами адекватных реакций на интонацию обращенного к ребенку голоса. На этапе возникновения первых высказываний ребенка интонация является существенным и доступным способом выражения смысла. В данных высказываниях, несмотря на ограниченность формальных средств выражения, представлена достаточно сложная, объемная структура. Одно и то же слово может быть элементом самых разных высказываний, иметь разный смысл. Каждая фраза функционально эквивалентна развернутому высказыванию взрослого. Вероятно, что ребенок вербализует наиболее значимый компонент ситуации, в которую он включен со взрослым, так как стремится обозначить словом то, что наиболее очевидно. Однако в лексике не всегда находится подходящая лексическая единица. В таком случае ребенок замещает ее жестами иинтонированными вокализациями (Цейтлин С. Н., 2000). Экспериментальные исследования Е. И. Исениной (1990) позволили предположить, что в вокализациях еще не говорящих детей в возрасте от 14 до 22 месяцев можно выявить пять коммуникативных значений вокализаций: просьбу назвать предмет, утвердительный ответ на вопрос взрослого, переспрос, требование, отказ или отрицательный ответ. Группе респондентов предлагалось прослушать вокализации и выявить их коммуникативное значение на основе определения уровня звучания, мелодических изменений, наличия пауз. Выяснилось, что в большинстве случаев опрашиваемые правильно определили коммуникативные значения без опоры на знание ситуации общения. По мнению исследователя, эти эксперименты позволили доказать, что ребенок имитирует интонационные контуры в раннем возрасте, когда еще не владеет словесной речью. Другие исследователи (Лепская Н. И., 1997; Максаков А. И., 1975) не включают многообразие экспрессивных, эмоциональных, мелодических рисунков в систему языка, поэтому, по их мнению, и начало появления нормативных с точки зрения «взрослого» языка интонационных конструкций в речи ребенка существенно сдвинуто во времени и приходится на середину второго года. И. В. Верестюк (1979) рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2 до 5 лет. Автор изучает появление интонационных конструкций (по классификации Е. А. Брызгуновой, 1963, 1976) на различных возрастных этапах. Подражая взрослым в процессе эмоционального общения, ребенок начинает на втором году жизни осваивать звуковые комплексы, соответствующие синтагмам взрослых, но не тождественные им. Такие эмоционально-выразительные комплексы можно назвать по аналогии с псевдословами, псевдосинтагмами. Псевдосинтагмы, также как и вокализации, и лепетные псевдослова, составляют звуковые компоненты эмоционально-выразительного поведения, в которое также входят мимические движения, жесты, пантомима. А. А. Петрова (1994, 1995) на основе анализа вопросительных высказываний в речи детей пришла к выводу о том, что формирование вопроса начинается около двух с половиной лет и заканчивается к пяти с половиной годам, причем разные типы вопросов в разной степени приближены по своим параметрам к эмоциональным вопросам взрослых. По наблюдениям исследователя, инициативные вопросы в общении со взрослыми обнаруживаются в возрасте около трех лет, а стадии расцвета достигают через один-два года. Динамическая организация высказывания в речи детей находится в процессе становления и сближается с нормативными моделями взрослых к 4 годам, но ее нельзя считать сформированной в рассматриваемом возрастном периоде. В высказываниях детей, так же как и в речи взрослых, наблюдается падение интенсивности к концу высказывания, однако в речи детей степень падения не отличается стабильностью и не связана с определениями коммуникативными типами. Тенденция к противопоставлению коммуникативных типов по интенсивности намечается к 4 годам, также к этому возрасту существенно расширяется диапазон относительной интенсивности встречающейся в высказываниях детей (Вахтина Н. Ю., 2000). Т. Л. Фридман (1996), изучая интонационную систему детей и определяя последовательность появления разных типов эмоциональных интонаций у детей 2—3 лет, показал, что развитие интонационных конструкций происходит подобно развитию компонентов языка: от недифференцированных проявлений, путем постепенного разграничения функций и средств выражения, к разветвленной структуре. На доречевом этапе развития ребенка присутствует лишь отрицательное состояние (крик), и только позже выделяется положительное состояние, выражаемое гулением. Сначала из нейтральной речи выделяется и получает смыслоразличение негативное значение, и только потом; положительное. Такой порядок оформления эмоциональных состояний, по мнению Т.Л.Фридмана, можно объяснить тем, что потребность выражения дискомфорта и неудачи в коммуникации важна для ребенка. По мере развития коммуникативных возможностей и освоения новых типов высказываний появляется потребность в их новом интонационном оформлении, и таким образом в языке возникают новые интонационные конструкции, что обусловлено познавательным и эмоциональным развитием ребенка. К школьному возрасту при своевременном развитии речи дети правильно произносят в слове ударные и безударные слоги, но выделить их по заданию взрослого пока не умеют. Интуитивная способность произносить ударные безударные слоги является базой для развития умения ставить логическое ударение в предложении, что, в свою очередь, предполагает правильное интонирование. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации, неадекватному пониманию высказывания. Анализ данных свидетельствует, что к настоящему времени периодизация основных этапов развития речи осуществлена достаточно подробно. Что касается интонации, то в большинстве работ основное внимание уделяется времени появления тех или иных ее форм, но уделяется недостаточно внимания вопросам точности их исполнения. Степень усвоения той или иной интонационной модели, «отрицательный языковой материал», о котором говорил Л. В. Щерба, характер возникающих в разном возрасте ошибок не могут не вызывать интереса. Необходимо отметить, что у детей младшего и среднего школьного возраста нередко отмечается неправильное использование интонационных конструкций и их отдельных элементов. Очевидно, что между появлением их в раннем детском возрасте и закреплении во взрослом находится период, когда употребление этих конструкций может временно ослабевать. Исследования Н. Ю. Вахтиной (2000) свидетельствуют о том, что смысл высказываний детей до трех лет часто непонятен взрослым (что обусловлено особенностями синтаксиса), это заставляет взрослых прислушиваться к интонации для оценки эмоциональнойнасыщенности. К 3-4 годам в связи с развитием речи ребенка взрослые начинают понимать смысл его высказываний, давая оценку эмоциональности, взрослые ориентируются на смысловую сторону высказывания. По наблюдению автора, между появлением интонационных конструкций в раннем детском возрасте и твердым закреплением их во взрослом находится период, когда усвоение и употребление этих конструкций может нарастать или временно ослабевать. Проведенное исследование показало, что усвоение компонентов интонационной системы не происходит одновременно. Первым усваивается мелодический компонент интонации. Эмоционально нейтральные высказывания реализуются в частотном диапазоне, равном октаве, а эмоционально насыщенные — в области от 23 до 21 полутона, что вполне сопоставимо с диапазоном речи взрослых (Вахтина Н. Ю., 2000). В возрасте около 4 лет формируется тип мелодического оформления высказывания: в области интонационного центра у большинства детей выявлена нисходящая мелодика, характерная для реализации завершенности. В возрасте 2 лет 6 месяцев — 3 лет 6 месяцев в высказываниях детей появляются слова с выделительным ударением. Результаты исследования временного компонента интонации показали, что при сравнении темпов речи детей и взрослых отмечается более медленный темп в речи детей, что связано с увеличением относительной длительности главноударных и безударных гласных и согласных. (Вахтина Н. Ю., 2000). В заключении можно отметить, что хотя исследователи придерживаются различного мнения о сроках и очередности становления основных компонентов интонации, анализ литературы по вопросу позволил сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту интонационная система в речи детей без патологии в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям у взрослых. Развитие звуковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, что предполагает необходимость учитывать принципиально важное значение интонации в формировании восприятия и воспроизведения ее средств при осуществлении коммуникативной функции речи. |