ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Современные лингвистические представления об интонации (компоненты интонации) Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством оформления любого слова и сочетания слов в высказывании, уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л. В., 1991;ЗиндерЛ. Р., 1979; Светозарова Н. Д., 1982). Современная лингвистика рассматривает интонацию как совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по целям (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е. А., 1984) Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. Интонация — сложное явление, которое состоит из ряда компонентов и определяется с помощью четырех акустических параметров, называемых просодическими: частоты основного тона (высоты тона), спектра (тембра), интенсивности и длительности. В понятие интонации входят последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовых пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный в произношении слов и фраз), ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука. Историю развития специальных исследований интонации в языкознании можно разделить на два периода. Первый — с конца XIX до начала XX века характеризуется поиском объекта изучения и методов его анализа. Во втором периоде — с 40-х годов XX века до наших дней — происходило расширение интонационных исследований, связанное с развитием, как лингвистической теории, так и техники инструментальной фонетики. Помимо изучения интонации как совокупности супрасегментных (нелинейных) единиц исследователями проводится анализ ее отдельных компонентов (Светозарова Р. Д., 1977; Торсуева И. Т., 1974; ЦеплитисЛ. К., 1974). Наибольшее значение для теории интонации как системы супрасегментных единиц имеют работы Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгуновой, В. В. Виноградова, А. М. Гвоздева, Л. Р. Зиндера, Л. В. Златоустовой, Т. М. Николаевой Н. Д. Светозаровой, И. Т. Торсуевой, Л. К. Цеплитиса, Н. В. Черемисиной, Л. В. Щербы и др. В современной лингвистике вопрос о месте интонации в системе языка, функциях и единицах трактуется неоднозначно. Разнообразие материала, относимого к сфере просодики, породило и различные толкования ее предмета. Как фонетическое явление интонация рассматривается в различных аспектах: артикуляторном, акустическом, перцептивном, лингвистическом. Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи. Исследование интонации в акустическом аспекте рассматривает речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляются объективные характеристики интонации: частота основного тона, спектр, интенсивность и длительность (Альтман Я. П. (ред.), 2003; Гершуни Г. В. (ред.), 1966; Чистович Л. А., Венцов А. В., Ганстрем и Др. (ред.), 1976). С перечисленными акустическими параметрами в интонологии обычно соотносят основные компоненты интонации: ударение, мелодику, темп, тембр и паузы, выделяя как важнейшие и наиболее своеобразные компоненты русской интонации мелодику и ударение (Черемисина Н. В., 1989; Зиндер Л. Р., 1979). Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение, передаваемое интонацией. Звуковые ощущения, которые соотносятся с объективными характеристиками интонации – это высота, длительность, громкость, тембр, (Вахтина Н.Ю., 1997). Восприятие просодических характеристик речи обусловлено скоростью психологических реакций, которая определяется как равная 50 мс. Таким образом, любое изменение частоты основного тона и звукового давления, имеющую длительность меньшую, чем 50 мс, не фиксируется слуховой системой человека и является неинформативным для коммуникации. В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи. При таком понимании интонация представляет собой комбинацию просодических явлений — движения основного тона, темпа, типа стыка и т. д. Каждый из этих параметров обладает своими специфическими единицами — носителями значения: тонемами, хронемами, акцентемами (Николаева Т. М, 2000). В работах лингвистов представлены различные перечни компонентов интонации, при этом большинство исследователей понимают интонацию как сложную систему просодических средств (Блохина Л. П., Потапова Р. К., 1970 Брызгунова Е. К., 1970; Буланин Л. Л., 1970; Златоустова Л. В., 1979; Кленер Ю. А., 2002; Матусевич М. И., 1976; Светозарова Н. Д., 1997; Торсуева И. Г., 1974) Например, М. П. Дешевицин (1969) представляет интонацию как иерархию компонентов (движение основного тона, темп, ритм, ударение, экспрессивно-модальная окраска). По наблюдениям Л. Р. Зиндера (1979), все компоненты интонации, кроме паузы, обязательно присутствуют в высказывании. Интонация составляет суперсегментный уровень, который имеет сложное строение и выполняет многообразные функции. Для понимания смысла звучащей речи важны звуковые средства двух типов: звуковые комплексы, образующие слова, и интонация. Независимость интонации от конкретного лексико-грамматического состава высказывания позволяет говорить об относительной ее автономности. Большое значение для теории интонации имеют работы Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгуновой, Л. П. Блохина, Л. Р. Зиндера, Л. В. Златоустовой, Т. М. Николаевой, Н. Д. Светозаровой, Н. С. Трубецкого, Л. Д. Щербы, разработавших концепцию суперсегментной организации речи. Под просодической организацией речи понимают совокупность звуковых средств, которые оформляют последовательности сегментных единиц (фонем) и служат для объединения их в значимые языковые единицы: слова, синтагмы, высказывания Использование в качестве просодических характеристик речи таких обязательных признаков звука, как длительность, интенсивность и частота основного тона, является одним из универсальных свойств человеческой речи (Светозарова Н.Д., 1983). Н. И. Жинкин (1998), рассматривая просодическую организацию, отмечает, что «натуральная форма реализации языка — звуковая. Звук меняется по параметрам: длительности, основной силы и высоты». Управление этими параметрами в процессе речи исследователь называет просодией, а реализуемую совокупность этих параметров — интонацией (Жинкин Н. И., 1998, с. 46.). Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, тембр, темп и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют различные функции: коммуникативную, смыслоразличительную, выделительную (кульминативную), объединительную (синтезирующую), разграничительную (делимитативную) и эмоционально-экспрессивную. Наиболее значимым компонентом интонации признается мелодика речи — изменение частоты основного тона на всем протяжении синтагмы (Бондарко Л. В., Вербицкая А. А., Гордина Н. В., 1991; Брызгунова Е. А., 1963; Зиндер Л. Р., 1979; Николаева Т. М, 1977; Черемисина Н. В., 1989; Светозарова Н.Д., 1982; Торсуева И. Т., 1974 и др.). Акустически мелодические характеристики речи соотносятся с изменяющейся во времени частотой основного тона. За единицу измерения частоты основного тона принят герц, равный одному колебанию в секунду. В речи частота основного тона гласных и звонких согласных меняется в пределах от 50 до 500 Гц. Связь типа мелодики со смыслом является языковой универсалией (Черемисина H. В., 1989). Для интонирования речи важными являются такие компоненты интонации, как словесное ударение и ударения смысловые (синтагматическое, фразовое и логическое), в основе которых лежит интенсивность речевого сигнала. Ударение в русской речи означает выделение слога в рамках ритмической структуры с помощью большей длительности и интенсивности. Акустическими параметрами ударения являются отношения по интенсивности, длительности, основному тону и спектральным характеристикам. В зависимости от функционального соотношения ударения с конкретной сегментной единицей различают словесное, синтагматическое и фразовое ударение. Для интонирования речи принципиально значимы словесное ударение (своеобразная силовая и тональная вершина слова, «критическая точка», через которую осуществляется интонационное движение фразы) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое и логическое. Фразовое ударение является интонационно-просодической единицей, оформляющей законченность фразы и выражение ее коммуникативного типа. Фразовое ударение реализуется разного типа комбинациями интонационных средств: мелодикой, интенсивностью, длительностью (Касевич В. Б., Шабельникова Е. М., Рыбин В. В., 1990). Логическим признается смысловое ударение, четко выделенное интонационно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Интонационно значим еще одинособый вид ударения — эмфатическое,всегда выступающеекак средство логического иодновременно эмоционально-экспрессивного выделения слова. Эмфатическое ударение может иметь многообразные эмоциональные смыслы иакустические проявления. В русской речи эмоциональная окраска обычно выражается высотными и тембровыми модуляциями существенно удлиненного ударного гласного в выделяемом слове. Необходимым компонентом интонации является тембр, придающий дополнительную окраску звучанию, сообщающий речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки, обеспечивающий такое качество голоса, которое характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов (Максимов И., 1986; Черемисина Н. В., 1989). Тембровые характеристики возникают в результате таких артикуляционных изменений,которые не влияют на фонемные различия звукови являются ведущей особенностью эмоциональных реализаций интонационных конструкций. При порождении речи интонационной структурой управляет ритм, опирающийся на физиологические основы фонационного дыхания. (Черемисина Н. В., 1989). Вопрос о природе единиц, участвующих в интонационном оформлении высказывания, подробно рассмотрел Л. В. Щерба(1953), который отметил, что связь между смысловой и звуковой сторонами речи осуществляется в пределе простейшего синтаксического целого — синтагмы, единого смыслового целого в процессе речи — мысли. Синтагма — основная ритмическая единица, не только соотносимая с физиологическим ритмом, но и организованная интеллектуально. Кроме того, синтагма представляет собой основную, элементарную интонационную единицу. Именно с синтагмой связаны все важнейшие компоненты интонации, поэтому основная ритмическая единица является одновременно и основной интонационной единицей. По определению Л. В. Щербы (1957), синтагма — это, во-первых, единица не языка, а речи, принципиально отличная от слова, во-вторых, она — фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи. Синтагма выражает те отношения, которые возникают в данной конкретной ситуации и существуют только в данном мыслительном акте. В этом определении важно, что синтагма является актуальной именно для устной речи и связывается как со смыслом, так и с ритмом речи. Развернутая фраза состоит, как правило, из ряда синтагм, разделенных паузой. Это предполагает необходимость не только пользования самой синтагмой, но и осуществления перехода от одной синтагмы к другой, что осложняет выработку навыка плавной фразовой речи на этапе ее освоения. Минимальной единицей при членении высказывания интонационными средствами является синтагма, синтагматическое членение осуществляется при помощи пауз. Пауза — своеобразное, часто «незвуковое» интонационное средство. По акустическомувыражению она может быть действительной и мнимой(нулевой). Действительная пауза — это остановка, перерыв взвучании. При мнимых паузахперерыва в звучаниинет, но есть изменение тонального контура (Зиндер Л. Р., 1960) В быстрой разговорной речи нормативно ожидаемые паузы могут отсутствовать, часто наблюдаются «сбой» речи – появляются неожиданные паузы, колебания, естественные для речи неподготовленной, спонтанной (ЧеремисинаН. В., 1989). Таким образом, интонация с фонетической точки зрения понимается как количественные изменения основного тона, тембра, интенсивности, длительности, которые не затрагивают фонемные характеристики звуков и могут распространяться на различный звуковой состав высказывания. С функциональной точки зрения интонация— это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание (предложение) и его смысловые части, противопоставляют высказывания по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к вышесказанному. Интонация имеет следующие функции. Коммуникативнаяфункция заключается в оформлении предложения как минимальной единицы общения. Интонация служит установлению, поддержанию контакта между говорящими, сигнализирует о завершенности высказывания. Коммуникативная установка реализуется в трех основных моментах: оформлении коммуникативного типа высказывания, смысловом членении фразы и передаче эмоционального состояния. Коммуникативная функция интонации пересекается с экспрессивной, в соответствии с ними выделяют два типа интонационных единиц: единицы, различающиекоммуникативные типы высказываний; единицы, различающие смысл высказывания. Этиединицы представлены ввысказывании одновременно и образуют интонационную структуру высказывания (Торсуева И. Г., 1979). Звучащее предложение представляет собой единство смыслового иэмоционального содержания. Наряду с субъективными, предикатными, временными, причинно-следственными и другими отношениями смысловое содержание включает в себя различия по цели высказывания: повествовательность, вопросительность, волеизъявление. Важную роль в смыслоразличении выполняет интонация. Основными средствами этой функции интонации в русской речи являются смысловое ударение и мелодика. На семантику предложения влияет также место паузы и количество пауз. Со смыслоразличительной связана кульминативная функция интонации. Основным средством выделения в потоке речи наиболее важных слов является смысловое ударение. В повествовательном предложений интенсивность финальных слогов минимальна, и финальное выделяемое слово характеризуется большей длительностью, замедлением темпа. Замедление темпа используется и как средство выделения в речи наиболее важного по смыслу предложения. Интонация выполняет синтезирующую функцию: слова объединяются в синтагму, синтагмы — в предложения, а смежные предложения — в сверхфразовое единство. Наиболее важную связующую роль играют синтагматическое и фразовое ударения и мелодика. Делимитативная функция проявляется в использовании интонации для разграничения речевого потока на текст, предложения, синтагмы, слова. Основными средствами для разграничения элементов речевого потока являются пауза и мелодика, служащие для выражения оттенков смысла и синтаксического членения речи. Интонация может быть использована для выражения эмоционального состояния говорящего, его отношения к содержанию речи и ее адресату. Интонационное выражение отношения к сообщаемому и/или к адресату речи представляет собой проявление эмоционально-экспрессивной функции интонации (Черемисина Н. В., 1999). Основными средствами обозначения эмоционально-экспрессивных оттенков русской речи служат тембр и мелодика, реже эмфатическое и смысловое ударение и темп. Таким образом, интонационно выразительная речь является важной предпосылкой для формирования коммуникативной компетенции человека, которую следует рассматривать как совокупность умений, обеспечивающих возможность установления субъектом межличностных отношений, обмен информацией, проявление рефлексивного поведения. Структурные компоненты коммуникативной компетенции, по данным Ж.М. Глозман (2002), составляют умения: устанавливать контакт; обмениваться информацией, поддерживать обратную связь; ориентироваться на партнера, учитывать его личностные особенности. В случае недостаточной сформированности интонационной стороны речи у лиц с речевой патологией могут наблюдаться трудности организации коммутативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала, «сбои» в социально-перцептивной и коммуникативной системах общения, приводящие к нарушениям в сфере межличностных отношений. |