МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТРАДИЦИИ СКАЗОВ П.П. БАЖОВА В РОМАНЕ





О. СЛАВНИКОВОЙ «2017»

 

Цитата О. Славниковой из одного интервью: «Рифейский человек глубоко связан с миром горных духов. Этот мир описал в свое время Павел Бажов, но этот мир существует и вне бажовских сказов. Для рифейца он реален». Конечно, это фантазия. Многие уральцы суеверны, верят в «сглаз» и «порчу», но не думаю, что любой житель того же Екатеринбурга может с легкостью сказать, кто такие Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка… Живут эти мифические существа конечно только на страницах бессмертной «Малахитовой шкатулки». Однако в художественном пространстве романа «2017» горные духи весьма органичны.

В романе Славниковой нет ничего случайного. Любая деталь несет в себе глубокий смысл. Например, надпись над маленьким рукотворным водопадом БОГА НЕТ появляется не просто так. Герои романа на всем его протяжении пытаются убедиться в Его несуществовании. Это и попытки Крылова по «выявлению Бога» и Анфилогов со своими попытками «оставить Бога проигравшим»… Хитнику, полюбившему Хозяйку Горы, кажется, будто «Бог сотворил для него, единственного, дивное существо»… Но это не Бог, а только чары Хозяйки Горы. Отсутствие Бога предопределило многие особенности художественного мира Славниковой. Бог отсутствует не только как верховная личность, как высший разум. Важнее Его отсутствие как источника нравственности, добра, красоты, справедливости. Дело не в безбожии как таковом, а в исчезновении Бога как опоры христианской системы ценностей и в размывании самой этой системы. Так как Славникова – писатель-реалист, то все, что касается религии и мифов служит в романе лишь своеобразным «соусом» для более яркой выраженности «вкуса реальности». В современном мире основы гуманизма подточены, многие христианские ценности осмеяны и отвергнуты.

Вернемся к бажовской мифологии. Славникова радикально переосмыслила ее. Огневушка-Поскакушка – веселая девчонка, превращавшая зиму в лето, в романе Славниковой обернулась злым демоном – Пляшущей Огневкой, которая едва не заморозила хитников. Красавицу Золотой Волос автор превращает в трехметровую дылду с лицом, похожим на «обтянутый тканью кулак». Лишь изредка на нем «разверзались стеклянные трещеноватые глазищи», обращая несчастного старателя в «скрюченную золотую статую». А Серебряное Копытце - «плейстоценовый зверь улыбался черною замшевой пастью, показывая саблевидные клыки, темный желатин первобытных очей в грубых шерстяных ресницах казался одновременно зрячим и слепым». Кто узнает здесь маленького бажовского козлика, знакомого нам с детства?

Но главное все-таки не внешний облик. Волшебные существа бажовских сказов стояли на страже добра и справедливости. Людей жестоких и алчных они наказывали, добрых, честных и скромных – награждали. Из людских пороков самым ненавистным для них было, несомненно, корыстолюбие. Хитник, позарившейся на сокровища малахитовой шкатулки, а возможно и на красоту малолетней Танюшки, едва не ослеп. Великий Полоз помогал бедной семье старателя Левонтия, но как только младший сын Левонтия, рыжий Костька, обманом упек брата на дальние прииски, Полоз увел у Костьки все золото. Бабка Синюшка наградила скромного Илюху, а жадного Двоерылку утопила в колодце. Хозяйка Медной Горы наказала Ваньку Сочня, холуя и жадину, превратив его изумруды в нестерпимую вонь. Искавшему мастеру совершенства в мастерстве, Хозяйка открывала его.



В мире Славниковой все иначе. Этот мир не знает самих понятий добродетель и порок. Горные духи так же своенравны и безнравственны, как и люди. Слово «грех» здесь неведомо. И в этом нет ничего удивительного. «Мир горных духов…есть мир языческий» - говорит автор. Языческие боги были столь же бесстыжи, безнравственны и капризны, как духи в романе Славниковой. Волшебные герои «Малахитовой шкатулки», в определенной степени, «исполняли обязанности временно запрещенного Бога». Они, как не парадоксально это звучит, поддерживали христианскую мораль, христианскую систему ценностей.

Горные духи «2017» такими вещами не интересуются. Они подчиняются только своей воле, своим желаниям, своим капризам. Сходным образом ведут себя и люди. В этом мире алчность – норма. Доброта и скромность – пороки, которых стесняются, как дурной болезни: «Доброта была давней тайной Фарида, которую он скрывал, буквально сбегая с места совершения поступка и некоторое время после этого не показываясь на люди».

В сказах Бажова Великий Полоз, Хозяйка Медной Горы и Синюшка спасают людей от нищеты, принося им достаток, но не роскошь. Разумному достаточно. Чрезмерное богатство человека портит: «Все люди на одну колодку, - говорит Великий Полоз. – Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой погани налипнет». В романе Славниковой Полоз, Златовласка, Серебряное Копыто дарят старателям сказочные сокровища, но это не награда за честность и доброту, а всего лишь каприз горных духов. Хозяйка Горы приносит Анфилогову многомиллионное состояние, которым он, правда, так и не сможет воспользоваться. Мир Славниковой находится за гранью добра, в нем правит зло и только зло. Отрекаясь от морали, забывая, что такое нравственность, совесть, человек попадает в царство зла.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.