МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ О. СЛАВНИКОВОЙ «2017»: «СЛАВНИКОВСКОЕ» И «БАЖОВСКОЕ»





СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРОВ В СКАЗАХ. СООТНОШЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО

 

Поскольку творчество П. П. Бажова во многом направлено на воссоздание уклада традиционного общества, в котором была значима половозрастная дифференциация, в основу типологии персонажей может быть положен половозрастной аспект. Как известно, деление людей по половозрастному принципу пронизывало любую социальную общность в традиционной культуре. Половозрастная стратификация была свойственна жизненному укладу как крестьянской общины, так и горнозаводского поселка. Каждая половозрастная группа обладала достаточно развитой субкультурой.

Система мужских образов в художественном мире П. П. Бажова репрезентативна. Прежде всего необходимо отметить, что фантастические персонажи, имеющие мужскую форму манифестации, в сказах П. П. Бажова крайне редки - это Великий Полоз, змей Дайко, Богатырь Денежкин.

Змей Дайко выполняет функцию кладохранителя. Место его пребывания - дно озера (нежилое пространство). Взгляд «престрашного змея» способен обратить человека в камень. При общении со змеем необходимо соблюдать нормы этикетного поведения.

Великий Полоз — изначально зооморфный образ, имеющий антропоморфную форму манифестации. В сказах П. П. Бажова («Про Великого Полоза», «Змеиный след», «Золотой волос») этот фантастический персонаж помимо охраны богатств, выполняет функцию дарителя, носителя социальной справедливости и, скажем так, блюстителя нравственных норм. Так, рассуждая о возможности помочь детям, думая о том, как бы не испортить их богатством, Полоз говорит: «Все люди на одну колодку. Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой погани налипнет... Ну, ладно, попытаем. Малолетки, может, лучше окажутся. А так ребятки ладненьки, жалко будет, ежели испортим. Меньшенький-то вон тонкогубик. Как бы жадным не оказался. Ты уж понастуй сам, Семеныч. Отец-то у них не жилец. Знаю я его. На ладан дышит, а тоже старается сам кусок заработать. Самостоятельный мужик. А вот дай ему богатство — тоже испортится» [I, 210]. В контакт с

Великим Полозом вступают люди, выполняющие функцию медиаторов. В сказе «Про Великого Полоза» таким посредником является солдат в отставке Семеныч, которого в поселке все зовут чертознаем.

Богатырь Денежкин (сказ «Богатыревы рукавицы») также выполняет функцию хранителя подземных богатств. В сущности, эти богатыри — персонифицированное воплощение каменной силы: «Они, конечно, на людей походили, только сильно большие и каменные» [II, 19]. Закономерно, что в финале сказа после передачи своих полномочий хранителя богатств и носителя социальной справедливости «понимающему человеку» богатырь Денежкин сливается с той стихией, воплощением которой он являлся: «Старый богатырь... сам глаза закрыл и стал гора горой» [П, 22].

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ О. СЛАВНИКОВОЙ «2017»: «СЛАВНИКОВСКОЕ» И «БАЖОВСКОЕ»

 

Главный герой романа – камнерез и ювелир. Это первое «бажовское», что бросается в глаза. Крылов, «допустим Ваня» - вот под каким именем мы видим героя почти до середины романа, и всего лишь один раз слышим его полное настоящее имя. Жизненный статус Крылова неясен, роль его в сюжете не определена – таким мы видим героя на первых страницах романа, где он оказывается среди вокзальной суеты. Очень сложно читать прозу Славниковой. У этого автора она фрагментарна, и части эти существуют сами по себе, не желая образовывать целого. Так вот такой зрительный ряд, пестрый и яркий, открывает нам первое душевное состояние героя: «Определенно он был не в себе, сказывалась, должно быть, бессонная ночь, все видимое было удивительно отчетливо и составляло в сознании Крылова неосмысленный, необычайно резкий отпечаток». Так кто же он – Крылов? Фамилия, отнюдь не говорящая, она «безликая», а ретроспектива его жизни видна только в таких уточнениях, как «подросток Крылов», «молодой Крылов» и просто Крылов. Понять, кто он, весьма затруднительно. Кажется, что и самому автору он не понятен. Иногда кажется, что Крылов вообще не является главным героем романа, а является «скрепкой» для остальных действующих лиц, так как без него все остальные существуют в романе сами по себе. Реальнее, сочнее, рельефнее в романе выглядят те же Тамара, или Анфилогов, или Митя Дымов и конечно же, Колян – он самый живой персонаж из всех. Да даже о «детективе», ведущим слежку за Крыловым можно сказать больше, чем о самом Крылове. Все это можно отнести к чисто «славниковскому», так как Бажов очень четко и емко представлял Своих героев сказов читателю.



Еще одной из «аморфных» фигур проходит в романе «Таня», на поверку оказавшаяся женой Анфилогова Екатериной Сергеевной и Хозяйкой Горы, Каменной Девкой. Вот как описано ее первое появление в жизни героя: «…его внимание остановила невесомо одетая женщина с абсолютно пустыми длинными руками, которыми она болтала, словно пытаясь развести в холодном воздухе немного своей теплоты. Незнакомка просвечивала сквозь тонкое марлевое платье и рисовалась в солнечном коконе, будто тень на пыльном стекле…». Но кто она на самом деле? На протяжении чтения романа становится ясно, что именно Таня и есть Хозяйка Горы. Но это уже не та бажовская красавица. Автор четко говорит о произошедших метаморфозах фольклорного образа: «Каменная Девка, она же Хозяйка Горы, вовсе не похожа на красивую артистку в синих накладных ресницах и в зеленом кокошнике, что представляет Хозяйку в утренних спектаклях драмтеатра. Каменная Девка может явиться хитнику в виде самом обыкновенном: показаться, например, немолодой интеллигентной дачницей, испачканной ягодами и раздавленными комарами, с ведром огурцов; или буфетчицей на маленькой станции, с накрахмаленной башней обесцвеченных волос и тоскующими глазами в припухлых мешочках; или девчонкой лет пятнадцати, у которой в горловину свободной майки залетает ветерок, когда она, пригнувшись, жмет на педали бряцающего велосипеда. Каменная Девка вовсе не старается держаться поближе к лесной и горной глухомани, она не зверек. Она совершенно свободно появляется и в городе с четырьмя миллионами жителей, стоящем и не чующем под собой ни могучих, как подземные капустные поля, наростов малахита, ни толстого золота в рубчатом кварце». Эта Хозяйка не ищет мастерства в людях и нет ей разницы, какими моральными и душевными качествами обладает человек. Ищет она любви, но любовь здесь – понятие особое, это не проявление высшего чувства. Таня в романе как бы проверяет Крылова на готовность любить ее саму, одну, без прошлого, без настоящего и без будущего. Но Крылову эта «игра» в определенный момент надоедает, а Тане он становится уже не нужным…ей неожиданно достается наследство Анфилогова, и, прощай, небесное создание! «Не бери на себя много. Да, встречались, ну и что? Если хочешь знать, в этом браке у меня и до тебя был один любовник» - вот что отвечает она Крылову на его предложение оставить деньги и жить с ним в нормальных человеческих отношениях. «Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало» - так характеризовал Бажов Хозяйку. Что ж, со временем ее характер и моральный облик лучше не стал, да и свою справедливость, так прославившую ее, она растеряла в погоне за мужчинами. Ее вообще смело можно назвать теперь еще одним именем – Госпожа Смерть. Именно она губит Анфилогова с Коляном, якобы зараженной Тамарой корундовой речкой. Да, «тайная сила» сменила свой заряд со времен Бажова и стала отрицательной.

Еще один образ в романе хотелось бы отметить. Это рифейская земля – не фон, не контекст, но истинный и едва ли не главный участник событий. Как говориться в одном из эпизодов романа, силы, подспудно управляющие самоцветной рифейской землей, являют собой власть, в каком-то смысле более законную, нежели губернаторская.

И в заключении этой главы хотелось бы сказать о создании малозначимых образов романа. Так, описывая арт-директора и главного инженера Тамары, Славникова сравнивает их с кальмарами, «…лица состояли из складок, неглубоких, но срывавших, казалось, все человеческое». Прабабка Коляна жила в покосившейся избе, «будто картофелина завалялась в ящике». Старик походил на «одетую человеком тощую собаку». Но более всего Славникова любит сравнения из мира членистоногих. Колян в тумане «походил на муху в молоке». Девица в баре, «будто бабочка хоботком», сосала коктейль. Убийца старого мастера Леонидыча, учителя Крылова, чертами лица напоминал «убитую муху на белой стене». Да что уж там говорить, если сам мир рифейца «походил на мир насекомого». Мир Славниковой монструозен. Сама Славникова в статье «Rendes-vous в конце миллениума» писала: «Один из способов уйти из банального есть полная откачка из текста того наркотика, на который подседают любительницы лавбургеров. Никаких красивых людей и вещей не должно оставаться в принципе». Да, красивых людей в «2017» практически нет. Но у Славниковой это не дань моде, не способ уйти от расхожих стереотипов, а некое природное свойство. Слишком уж последовательна она, слишком удачны ее «монстры». Это своеобразная эстетическая мутация.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.