ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Для чего нужна программа лагеря? СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ И ИНСТРУКТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА Составитель сборника - советник заместителя главы администрации Липецкой области А.И. Соломахина (ИЗВЛЕЧЕНИЯ) СОДЕРЖАНИЕ Программа деятельности детского Оздоровительного лагеря (вопросы теории и практики) .............................................. 2 Положение о загородном детском оздоровительном лагере (центре)....................................................................... 9 Ю.Н.ТАРАН, кандидат педагогических наук, доцент ЛПЩ, председатель экспертной комиссии областного конкурса вариативных программ в сфере детского отдыха и оздоровления. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ (вопросы теории и практики) Последние три года в отечественном лагерном движении появилась новая "мания" - "программомания". О лагерных программах говорят с больших трибун, им посвящают специальные семинары, за них хвалят, а при их отсутствии - ругают. Что это, новое веяние или что-то другое? По нашему мнению программирование лагерной жизни как способ организации работы загородного детского лагеря - это закономерный этап в развитии системы летнего отдыха детей и подростков в нашей стране. Но нельзя не заметить, что при серьезном внимании государственных органов и общественности к данной проблеме (на федеральном уровне в 1997 году будет проводиться уже III конкурс вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи) на сегодняшний момент нет должного научно-методического обеспечения программирования деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). Практически отсутствует необходимая литература, не разработаны вариативные технологии обучения программированию и разработки самих программ и т.п. И как результат - практики, да и теоретики "варятся в собственном соку". Цель данного материала - раскрыть сущность процесса программирования деятельности ДОЛ, познакомить директоров и их заместителей по воспитательной работе с основными этапами этого процесса, помочь им избежать серьезных ошибок и добиться успеха в разработке программ руководимых ими лагерей в преддверии нового летнего сезона. Что такое программа лагеря ? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Так сегодня в специальной литературе под термином "программа лагеря" рассматриваются и концептуальные основы деятельности лагеря и тематический план, и многое другое. Но все же программа лагеря это: - документ, наряду с Уставом (если он имеется) один из основных в деятельности лагеря. Документ, в котором должны быть отражены содержание и системы работы ДОЛ на определенный период; - результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения. - модель будущей деятельности ДОЛ, которая должна давать ответы на вопросы: 1) каково реальное положение лагеря сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)? 2) какой хотелось бы видеть деятельность лагеря? 3) что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому ? Для чего нужна программа лагеря? Прежде всего, надо сразу оговориться, что программирование - это не мода, но и не "вечное явление". На данном этапе развития российского лагерного движения они необходимы, так же как сегодня они необходимы школам, детским организациям и т.д. Почему ? Ответим словами ведущих специалистов в области разработки образовательных программ В.С.Лазарева и М.М.Поташника: "Программы нужны в нестабильных, динамично изменяющихся условиях, чтобы понимать, что происходит, что это дает или чем грозит. В хорошо предсказуемом и медленно изменяющемся мире нет нужды глядеть далеко" (1) . Не будем спорить с последним утверждением известных ученых, но заметим, что в практике работы лагерей США программам тоже улепляют много внимания, т.к. американцы считают, что программа - это и есть лагерь, "это то, что происходит в лагере день за днем" (2). Программа - это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов ДОЛ, т.к. ее разработка "заставляет" администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию. Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей. Учитывая то, что программируется работа детского лагеря (в которой соединяются усилия детей, их родителей, владельцев, администрации, педагогов и сотрудников лагеря), то программа помогает всем участникам осознать цель их совместных действий, осознать, что от них ждут и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось). Какие бывают программы? Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д. Рассмотрим типы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные). Итак, первая группа: Комплексная программа - программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях ДОЛ. Профильная (специализированная) программа - программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. (Такими являются, например, социально-педагогические проекты лагерей для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы). Но подчеркнем, это разделение достаточно условно, так как и на смене для детей-инвалидов и в обычном лагере участники программы будут играть, участвовать в различных делах и мероприятиях, гулять в лесу или по лугу, купаться, заниматься физкультурой и т.п., только все будет происходить с учетом возможностей детей. Иногда в литературе встречается термин "тематическая программа" и в него вкладывается смысл профильности, мононаправленности лагеря. На наш взгляд это неверно. Тематической может быть любая программа, если на то есть необходимость. (Например, летом 1996 года во многих лагерях была популярной морская тема в связи в 300-летием Российского флота. В жизнь лагеря вносилась морская атрибутика. Интересно и с выдумкой обыгрывались многие аспекты работы лагеря: отряды превращались в экипажи, вожатые - в капитанов, кухня - в камбуз и т.п. Так было и на профильной смене детей-активистов школьных объединений в ДОЛ "Лукоморье" и в других лагерях Липецкой области). И еще один аргумент в защиту нашего мнения. Согласитесь, как-то некорректно считать программу для детей-инвалидов тематической, уж больно это грустная тема. Вторая группа программы: долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет. (Из известных автору такая в Липецкой области только одна - "Звезда России" ДОЦ "Прометей"). Краткосрочные программы - программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальный период - лагерная смена). Исходя из последнего довода заметим, что именно поэтому рекомендуется разрабатывать краткосрочную программу лагеря как программу одной смены. Долгосрочная же программа представляет из себя не просто программу лагеря, а программу развития лагеря. Завершая этот раздел, следует упомянуть и о таких типах программ как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т.е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход в организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В то же время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, "не перекроена" под себя, под свои возможности, нельзя! Как нет двух абсолютно одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности. |