ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПРИСТУПАЕМ К АНАЛИЗУ СИНТАКСИСА Освоение правил группировки – вовсе не конечная цель предлагаемых упражнений, а лишь начальный этап воспитания музыкального мышления. В отличие от распространенных в традиционных пособиях заданий на группировку, предлагающих сгруппировать в различных размерах один и тот же (часто случайный) набор длительностей, ученику здесь недостаточно складывать и вычитать длительности и распределять их в группы в соответствии с предполагаемым размером. Для получения реальной пользы от предлагаемых упражнений ученику придется напрягать свое воображение,чтобы выявить синтаксическую структуру мелодии, определить границы фраз, выделить в каждой фразе точки покоя, обозначить буквамитематические элементы, и, в конечном итоге, понять организующую ее интонационную логику. О ЦЕЗУРЕ И «ТОЧКЕ ПОКОЯ» Музыкальный синтаксис – это смысловое членение мелодического материала. Его анализ позволяет проследить ход мысли внутри мелодии и выявить логические отношения составляющих ее построений – фраз, мотивов, предложений. Основной признак смыслового членения – цезура (от лат. caesura – рассечение). Цезура – момент членения, смысловая граница между построениями, позволяющая отделить одно построение от другого. В ряде учебников и пособий в качестве признаков цезуры называются пауза, длинная нота, устойчивый звук. Однако легко убедиться, что это лишь внешние примеры цезуры – они могут сопровождать (или не сопровождать) ее, но не они создают цезуру. Для оценки индивидуальности мелодии особенно важно оценить ее мелодический рисунок. Пластика мелодического рисунка должна оцениваться учениками уже на самом начальном этапе обучения. Освоить особенности мелодического рисунка помогает возможность передать его движением руки, нарисовать в воздухе. В качестве надежных признаков цезуры следует выделить два: 1) Сходство интонационного материала – мелодического рисунка и ритма соседних построений (начало повтора). Такой повтор может бытьточным, секвентнымиливарьированным разными способами. Уже на начальном этапе обучения следует дать ученикам представление о разных типах мелодического рисунка: § движение по гамме (восходящее или нисходящее); § движение по аккорду (прямое или ломаное); § фигура опевания; § волнообразный рисунок мелодии; § скачок (восходящий или нисходящий), и его компенсация (заполнение). § скрытое многоголосие – образование внутри мелодического голоса контуров нескольких – двух, трех и более – голосов. Иногда такое строение мелодии неточно называют «скрытой полифонией». Такой рисунок характерен для мелодий инструментальной природы, зачастую основанных на гармонических фигурациях, часто так строятся партии сольных инструментов – скрипки, виолончели, флейты. Часто так же строятся аккомпанементные фигуры в партии фортепиано. Деление мелодии на фразы, основанное на сходстве их интонационного материала и точках покоя – первый и важный этап определения синтаксиса для начинающих аналитиков. Лишь после него можно выяснять количество тактов внутри фраз, опираясь на их гармоническую основу и ритм. В истории нотной записи знаки цезуристорически предшествовалиобозначению тактовых черт. В приведенном ниже примере очень ясная цезура возникает между первыми двумя двутактами. Цезура между звеньями секвенции в тактах 6 и 7 не столь выражена, так как она преодолевается гаммообразным движением мелодии. Пример 4Н. Ладухин. №9  2) Точка покоя, возникающая в каждом построении. Она обозначается знаком п (подобие буквы «п», которая в старой русской азбуке читалась как «покой»). Эта точка возникает в момент начала последней гармонической функции. Ее определение требует от ученика внимательной оценки гармонической основы мелодии, переживания смены движения и покоя внутри нее, создаваемого, прежде всего, гармонией. Знаком (П) заключенным в скобки, отмечается часть фразы, цезура после которой требует преодоления. Если совпадают оба признака – и сходство и точка покоя – цезура получается особенно глубокой. Если присутствует только один из них, цезура все равно проявится. Именно так возникает цезура между разными тематическими элементами в следующем примере: их разделяет точка покоя, возникающая на начале последней гармонической функции: Пример 5 Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио №28    В данном примере ясно обрисована ситуация диалога – мелодия содержит два контрастных тематических элемента, образующих вопросо-ответнуюструктуру. Преобразование и развитие второго элемента приводит к объединению их признаков в рамках суммирующей восьмитактной фразы: здесь от первого элемента – активное волнообразное движение четвертями, от второго – скрытая гаммообразная линия. Отрабатывая с учениками синтаксический анализ мелодии, педагогу следует обратить внимание на принятые в разных пособиях способы обозначения цезур. В некоторых из них вместо цезуры указывается момент возможного взятия дыхания, в других вместо фразировочных лиг стоят лиги артикуляционные, обозначающие движение смычка, в третьих галочка ставится всегда над тактовой чертой, хотя цезура чаще возникает в середине такта. ЕЩЕ О «ТОЧКАХ ПОКОЯ» Самая главная особенность музыки, отличающая ее от других видов искусства – способность передавать все оттенки движения и покоя, как в крупном плане, в масштабах целого произведения, так и в каждой синтаксической единице – фразе, мотиве. Обычное местоположение точки покоя во фразе – начало последней гармонической функции. Если фраза содержит всего одну гармоническую функцию,точка покоя приходитсяна ее начало.В любой мелодии столько фраз,сколько в ней возникает точек покоя. Пример 6 Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио №12   Две начальные фразы каждого предложения содержат по одной гармонической функции, и точка покоя приходится на их начало. В двух суммирующих фразах начало последней функции приходится на тяжелый третий такт: в первом предложении здесь опора на доминанту (здесь возможен K46) , во втором – на тонику. |