ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | О ТРУДНОСТЯХ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРА В определении размера для учеников встают две трудности: 1) определение количества долей в такте; 2) определение «цены» доли – идет ли пульсация музыки четвертями, восьмыми или половинными длительностями. Нередко на вопрос, от чего зависит выбор длительностей, которыми записывается мелодия, ученики дают ответ: – от темпа: в медленном темпе длительности крупные, в быстром – мелкие. Между тем, открыв любое Adagio или Largo в Бетховенской сонате, мы видим россыпь шестнадцатых, тридцатьвторых, а то и шестьдесятчетвертых нот, а в Allegro или Presto – преимущественно четверти да восьмые. Ученики должные понимать, что реальная продолжительность звучания доли такта измеряется не секундомером, а весом, «ценой» доли такта. Обычными мерами для определения цены доли являются: § Продолжительность звучания одной гармонической функции. Со времени закрепления норм европейской тональной системы такой мерой становится четверть. Количество долей в норме соответствует количеству функций, т.е., количеству четвертей. Конечно, не всегда единицей пульса становится именно четверть. Желание композитора сделать вес доли более легким или, наоборот, утяжелить ее требует изменения «цены» доли – ее уменьшения или увеличения. Так, в венском вальсе в такте три полновесные доли – три четверти. Во французской традиции вальс записывался в размере 6/8, доля там воспринималась как восьмая. Вальс из второй части «Симфонических танцев» С. Рахманинова написан в размере 3/8 – здесь вес каждой доли уменьшен, и музыка приобретает необычную стремительность, легкость. § Количество танцевальных шагов в такте.Так, в вальсе, при одной функции в такте, мы ощутим три шага, которым соответствуют три четверти. То же и в менуэте, мазурке. Эта же мера лежит в основе размера в следующем примере – здесь тоже четверть звучит как отражение неспешного шага: Пример 1С. Прокофьев. Прогулка   Ученикам не следует начинать дирижирование раньше, чем они смогут определить количество фразв предложенном фрагменте текста, выделить и посчитать число сильных долей. Это касается как расшифровки предлагаемых в пособии упражнений, так и записи диктантов. В простых размерах количество тактов совпадает с количеством сильных долей. Иное дело – размеры сложные. Ученики постоянно сталкиваются с выбором, в каком размере записать диктант или расшифрованный пример: на 2/4 или 4/4, на 6/8 или 3/8, стоит ли объединять два или три тактапростого размера в один такт сложного, или делить такт сложного размера на несколько простых. Как правило, протяженность такта соотносится с величиной наименьшей синтаксической единицы – фразы или мотива, как это происходит в следующем примере (здесь приведено только первое предложение периода): Пример 2 Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио №56  Размер ¾ определяется по ясно вычлененным двум первым тактам, каждый из которых содержит самостоятельное построение, отделенное цезурой. Протяженность этих тактов служат мерилом и позволяют определить количество тактов в следующих построениях. Однако далеко не всегда в мелодиях возникает такое ясное членение. В нижеследующем примере наименьшая фраза укладывается в 4/4: Пример 3 Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио №54   Однако соединить в этом примере двутакты простого размера (2/4) в один такт сложного (4/4) мешает то обстоятельство, что четные такты (2-й и 4-й) по весу тяжелее нечетных (первого и третьего), и их первые доли сильнее, поэтому естественным здесь будет размер 2/4. Повторим, что услышать и оценить «вес» тактов возможно, только если очень строго и точно воспроизведён ритмический рисунок. Тем труднее сразу найти движение руки для размеров переменных или сложных-смешанных. В этих размерах границы тактов чаще всего совпадают с границами фраз. Поэтому здесь следует определить эти границы и посчитать их количество, а затем по смене функций определять внутри фраз сильные доли. Известные трудности возникают с употреблением обозначений с или ¢. В старинной мензуральной нотации нотная запись не содержала деления на такты, она лишь помогала вспоминать по рисунку уже хорошо знакомые мелодии. Знак круга служил здесь символом совершенства, которым являлся в музыке трехдольный метр. Знак круга перечеркнутого был символом неполного совершенства – четного, двух- или четырехдольного метра. Сначала он обозначался символом ¢, затем – просто с. Во многих изданиях авторы не делают различия между ними, так что знак с может обозначать и 4/4, и 2/2. Главное их отличие – наличие на третьей четверти четырехчетвертного такта второй сильной доли, подтвержденной сменой гармонической функции. Наиболее надежный способ определить в этом случае размер – довериться слуху, а свои слуховые впечатления подтвердить анализом синтаксиса и гармонии. |