МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Классификация управленческих решений





Классификацией называется прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все, входящие в него классы таким образом, что бы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс. Она необходима для изучения разновидности явлений, свойств, факторов и пр. Она помогает определить содержание явления или проблемы.

Особым вариантом классификации является типология. Типология - сортировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который является типом, эталоном, или идеальным образом, где каждое явление в большей или меньшей степени приближается к одному из эталонов; научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, све­дений, функций, отношений, уровней организации объектов.

Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных критериев. Типология превосходит классификацию своей универсальностью. Она является первоначальной операцией любой систематизации.

Применительно к УР типология понимается как инст­румент поиска, анализа, оценки и выбора УР. Чтобы описать и проанализировать все комплексные взаимосвязи между различными решениями в иерархической системе, включающей в себя большое число ЛПР, разработана типология решений, включающая «объектное реше­ние», «организационное решение» и «коммуникационное решение».

К объектным решениям относятся все виды решений, которые в принци­пе могут приниматься предпринимателем, например, решения об объемах про­изводства, ценах, объеме запасов на складах, последовательности изготовления, использовании машин и информации о свойствах продуктов, предоставляемой потребителям. Онимогут носить характер предварительных решений: в этом случае первоначально из выбора исключаются одна или несколько воз­можных объектных альтернатив, в то время как окончательное решение остает­ся открытым. Предварительные решения принимаются прежде всего при составлении глобальных планов на будущие периоды. Подобные планы устанавливают примерные рамки будущих дейст­вий, хотя не оговаривают, как будут приниматься детальные решения (детали устанавливаются, самое позднее, в ходе последующих объектных решений при реализации планов). Объектному решению (как и другим видам решений) всегда пред­шествует деятельность ЛПР, формирующая возможные альтернативы решения и в то же время необходимость его принятия.

Организационные решения - это выбор мероприятий по управлению реа­лизацией объектных решений. В иерархической системе присутствует как ми­нимум один уровень управления организацией, задача которого состоит в том, чтобы управлять решениями, принимаемыми подчиненными. Как правило, высший уровень управления в иерархии организации принимает объектные решения лишь частично (в незна­чительной части) и более или менее приблизительно. Остающиеся объектные решения и их реализация делегируются подчиненным членам организации. Та­ким образом, возникает система взаимопроникающих совместных решений и совместной их реализации. На уровне управления при этом возложена (также) задача управлять решениями подчиненных членов организации.



Коммуникационные решения - это решение о передаче определенной ин­формации руководителю или другому члену организации, несвязанному по ие­рархической лестнице с носителем информации. Если соответствующий уро­вень управления передает подчиненному информацию с целью воздействовать на его поведение (в плане принятия решений), то речь идет о результате орга­низационного решения (т.е. мероприятия по управлению нижестоящим уров­нем управления). Информация в организации передается не только от руково­дителей к подчиненным. Сотрудники также передают информацию вышестоя­щему руководителю, помимо этого они обмениваются информацией между со­бой (информацией может быть даже сообщение, что сотрудник нуждается в информации).

Каждая организация может интерпретироваться и анализироваться как система объектных, организационных и коммуникационных решений. Однако при принятии организационных решений речь в конечном счете идет об обес­печении «хороших» объектных решений. Воздействие на объектные решения нередко осуществляется не непосредственно, а через промежуточные организа­ционные и коммуникационные решения. Организационные решения относятся, прежде всего, к сфере деятельности руководства организацией. Это особенно ярко проявляется на крупных предприятиях, в которых многообразные кон­кретные объектные решения не могут быть приняты самим руководством и де­легируются подчиненным. Решения об управлении поведением участников ор­ганизации (в плане принятия решений) приобретают при этом особенную зна­чимость

Поскольку УР принимаются в различных сферах деятельности фирмы, а также в условиях постоянно изменяющейся ситуации, требуется их классификация. УР можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками (табл. 1). Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений. Классификаций УР много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

Таблица 1

Признак Виды решений и их характеристика
1. По продолжительности действия • оперативные - принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации; • тактические - обеспечивают выполнение стратегических и преследуют достижение среднесрочных целей организации; • стратегические - направлены на достижение долгосрочных целей организации.
2. По числу альтернатив • бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или «нет»); • малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив); • многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив); • непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).
3. По числу лиц, участвующих в принятии решения • индивидуальные решения принимаются руководителем организации еди­нолично. Это не означает, что в процессе принятия решения не могут участво­вать другие люди. Руководитель организации вправе выносить любые решения на обсуждение в группу, советоваться со своими подчиненными, привлекать к решению проблемы экспертов и аналитиков, но окончательное решение он принимает самостоятельно. В связи с этим индивидуальные УР иногда называют административными, которые, в свою очередь, де­лятся на партисипативные и авторитарные. В подготовке партисипативных решений участвуют все члены организации или группы. В отличие от них ав­торитарные решения подготавливаются и принимаются руководителем орга­низации без учета мнений своих подчиненных; • коллективные (групповые) решения - это результат совместного интеллектуального труда группы людей. Такие решения принимаются с учетом интересов и пози­ций всех членов группы.
4. По сфере действия • производственные решения (выбор технологии производства); • решения по персоналу (отбор и расстановка кадров); • финансовые решения (выбор оптимального портфеля ценных бумаг); • маркетинговые решения (выбор рыночного сегмента) и др.
5. По степени полноты информации • решения в условиях определенности; • решения в условиях риска (вероятностной определенности); • решения в условиях неопределенности.
6. По уровню творческого вклада   • рутинные решения - это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Они представляют со­бой лишь стандартную реакцию на типовую ситуацию и по сути своей реше­ниями не являются. Здесь руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой, почти как автомат, распознающий ситуации и поступающий по заранее заданной про­грамме; • селективные предполагают вы­бор одной альтернативы из определенного набора способов действий. В этом случае предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно ЛПР. От него требуется всего лишь выбрать одну из них. На этом уровне требуется доля инициативы и свободы действий, однако в определенных границах; • адаптивные решения принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модифи­кация известных вариантов с учетом особенностей новой ситуации. Здесь встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле мо­жет быть абсолютно новым. Обычно здесь имеются набор проверенных воз­можностей и некоторые новые идеи; • ин­новационные решения принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модифи­каций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее. Эти проблемы наиболее сложны и требуют наибольшего внимания среди всех, с которыми сталкивается менеджер.
7. По подходу к принятию решения (по степени обоснования)   • интуитивные решения принимаются людьми просто на основе ощущения того, что они правильные. При этом лицо, принимающее решение, сознательно не сравнивает между собой все достоинства и недостатки каждой альтернативы. В этом случае решение принимается подсознательно, без явного логического обоснования; • логические (основанные на суждении) решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддается объяснению с помощью несложных логических правил. Решения, основанные на суждениях, весьма по­лезны в повторяющихся ситуациях, которые многократно возникают в деятель­ности организаций; • рациональные решения не зависят от прошлого опыта, основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий. Рациональный выбор не исключает использование логики и ин­туиции, которые всегда активно вовлечены в процесс принятия решений. По­этому рациональные решения считаются наиболее обоснованными, так как в процессе их разработки и принятия используются все доступные человеку ме­ханизмы - интуиция, логика и расчет.
8. По возможности реализации (по степени достижения цели)   • допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим; • оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации; • эффективное – характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
9. По масштабу изменений • ситуационные решения не предусматривают каких-либо глобальных из­менений и связаны с решением текущих проблем организации. • реорганизационные решения подразумевают значительные изменения, например, перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.
10.Постепени влияния субъекта на содержание решения (по степени разработки) • рутинизированные (запрограммированные, стандартные) - принимаются в стандартных, повторяющихся ситуациях, практически не зависит от личности менеджера. Такие решения в схожих си­туациях могут одинаково эффективно приниматься разными людьми. • инициативные (незапрограммированные, нестандартные, уникальные) - принимаются в более сложных ситуациях, когда влияние личности менеджера на содержание реше­ния очевидно.
11. По содержанию • разрешающиеизапрещающие решения - это УР типа «да» или «нет», которые просто дают «добро» или накладывают запрет на те или иные предложения по решению проблемы. В этих случаях руководитель сам ничего не предлагает, а выступает лишь в роли судьи, принимая или отвер­гая идеи других людей. • конструктивные решения предлагаются руководителем самостоятельно и отражают его активную позицию по отношению к решаемой проблеме.

 

Перечисленные виды далеко не исчерпывают всего многообразия УР. На самом деле практически невозможно отнести то или иное решение к одному из указанных «чистых» видов. В действительно­сти все решения, принимаемые в организациях, являются комбинированны­ми, т.е. находятся внутри некоторого диапазона или континуума, располо­женного между «крайними» видами решений. Например, лишь немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Любое запрограммированное решение не исключает полностью личной инициативы руководителя, который может от­клониться от стандартной методики, если посчитает это необходимым. С другой стороны, даже в самых сложных ситуациях, возникающих впервые, могут оказаться полезными стандартные методики и правила выбора, приме­нявшиеся ранее.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.