ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | лекции | практические (семинарские) занятия | лабораторные занятия | управляемая самостоятельная работа студента | | | | | | | | | | | ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ( 34 часов) | | | | | | | | 1. | Тема 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе (2 часа). 1.Цель и задачи изучения дисциплины. 2. Основные факторы развития науки. 4.Связь развития исторической науки и современности. 5. Место историографии в системе исторических дисциплин. | | | | | | 3, 5, 41,44 | | 2. | Тема 2. Античная историография: рождение исторического знания (2 часа). 1.У истоков нового знания. Историческая мысль Древнего Востока. 2.Геродот – отец европейской истории. 3. Фукидид: история как свидетельство очевидца. 4. Античное историческое сознание и историописание. | | | | | | 3, 5, 41,44 | | 3. | Тема 3. Историография средневековья (2 часа). 1.Христианская концепция истории. 2.Средневековая концепция исторического времени. 3. Средневековые историки и их аудитория. 4.Секуляризация исторического сознания и приемы исторической критики. 5.Восточнославянские исторические сочинения (XI–XVII вв.). | | | | | | 3, 5, 41,44 | | 4. | Тема 4. Историческое знание нового времени и просвещения (2 часа). 1.Научная революция и историческое знание XVII в. 2.Ф. Бэкон. Р. Декарт. Дж. Вико. 3.«Философская история» эпохи Просвещения. 4.Теории прогресса и исторических циклов. «Философская история»: практики историописания. Вольтер, Ж.-.Ж. Руссо, Монтескье, И. Гердер. | | | | | | 3, 5, 41,44 | | 5. | Тема 5. Историческая мысль в XIX в. (2 часа). 1.Историческая культура романтизма. 2.Историософия И. Канта и Ф. Гегеля. 3.Позитивизм и научная история. О. Конт. 4. Обоснование специфики исторического познания в немецкой философии /Г. Риккерт, В. Виндельбанд, В. Дильтей /. 5. Русская историография / Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский /. | | | | | | 3, 5, 41,44 | | 6. | Тема 6. Историография в XIX – начале XX в. (2 часа). 1.Неопозитивизм. Марксизм. Исторический материализм. 2.Фр. Ницше. Его жизненный и творческий путь. Ницше о «пользе и вреде истории». Критика «исторического» XIX в. Ницше о природе исторического познания. Критика «объективной истории». Ницше об историческом образовании. 3. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». 4.Первая мировая война, Октябрьская революция в России и историческая мысль. 5.Американский релятивизм /К. Беккер, Ч. Бирд /. 6. Жизненный и творческий путь М. Вебера. | | | | | | 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 15, 41, 44, 50. | | 7. | Тема 7. Кризисы и революции в историческом познании первой половины ХХ в. (2 часа). 1. Относительность ист. знания. 2.Общая характеристика русской послереволюционной общественной мысли. Р.Ю. Виппер. Л.П. Карсавин. Н.А. Бердяев. 3.Культурно-историческая концепция Й. Хейзинги. | | | | | | 1, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 34, 35, 41,44 | | 8. | Тема 8. Формационный и цивилизационный подход в истории (2 часа). 1.Марксизм. 2.Шпенглер и «Закат Европы». 3.Историософия А.Дж. Тойнби. | | | | | | 1 – 6, 8 – 10, 28, 58, 59, 61, 62 | | 9. | тема 9. Школа «Анналов» (2 часа). 1.Основоположники школы. 2.Жизненный путь и творчество М. Блока л. Февра. 3.Концептуальные основы школы. Исторический синтез. «Понимающая история». | | | | | | 5, 10, 26, 41, 44 | | 10. | тема 10. Второе поколение «Анналов» (2 часа). 1.«Глобальная история» Ф. Броделя и ее общая характеристика. 2. Рост междисциплинарных исследований. 3.«Броделевская революция» в понимании истории. | | | | | | 5, 10, 26, 41, 44 | | 11. | Тема 11. Историческая мысль после II мировой войны (2 часа). 1.Историческая наука и «холодная война». 2.«Консенсусная теория» американской истории. 3.Обострение кризиса немарксистского историзма. Презентизм. Иррационализм. 4.«Методологическая революция» 60-70-х гг. в западной историографии. 5.Новые исторические субдисциплины. | | | | | | 1, 2, 3, 5, 10, 26, 41, 44, 58, 63. | | 12. | Тема 12. Становление советской исторической науки (2 часа). 1.Образ «старой» исторической науки в период «мирного сосуществования» (1917-сер. 1920-х гг.). 2. Деятельность и научное творчество ученых старой школы, их теоретические позиции, основные направления конкретно-исторических исследований. 3.Складывание школы М.Н.Покровского. Особенности исторических дискуссий (1920 - первой половины 1930-х гг.) и их роль в исторической науке. 4.«Великий перелом» в советской исторической науке: его внешние и внутренние предпосылки. | | | | | | 1 – 6, 8, 9. | | 13. | Тема 13. Историческая наука СССР в 1950-1980-е гг. (2 часа). 1.Идеологические кампании конца 1940 - начала 1950-х гг. 2.Развитие сети научно-исторических учреждений и вузов. 3.Подготовка кадров историков. 4.Исторические журналы. 5.Нарастание противоречий между возможностями исторической науки и степенью их реализации. | | | | | | 1 – 6, 8, 9, 41, 44. | | 14. | Тема 14. Постмарксистская российская историческая мысль (2 часа). 1.Крушение марксистской парадигмы истории. 2.От эпистемологических крайностей к методологическому плюрализму. Последние работы /1991-1995/. 3. И.Д.Ковальченко. А.Я.Гуревич. | | | | | | 1 – 6, 8, 9, 41, 44. | опрос | 15. | Тема 15. опыт исторического синтеза конца ХХ в. (2 часа). 1.Проблема исторического синтеза в новейшей литературе. 2.И.Валлерстайн и его опыт построения глобальной истории. Валлерстайн и Бродель. 3Мир-империи и мир-системы. Мир-системный анализ. И.Валлерстайн о прошлом, настоящем и будущем России. | | | | | | 1 – 6, 8, 9. | опрос | 16. | Тема 16. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева (2 часа). 1.Жизненный и творческий путь Л.Н.Гумилева. 2.Гумилев и В.И.Вернадский. 3.Понятие этноса. 4.Идея пассионарного толчка и пассионарности. Стадии этногенеза. История России в свете теории этногенеза. | | | | | | 25, 41, 44 | опрос | 17. | Тема 17. Историческая наука на пороге ХХІ века (2 часа). 1.Основные итоги развития исторической науки в XX столетии. 2.Переосмысление природы исторического познания. 3. Трасформация представлений о социальной функции истории. 4.Историческая наука в современном мире. Общие контуры исторической науки XXI века. | | | | | | 5, 27, 41, 47, 56 | опрос | ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки – М.: Наука, 1984. – 342 с. 2. Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. – М.: Высш. школа, 1981. – 296 с. 3. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. – М.: Наука, 1980. – 247 с. 4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. – 438 с. 5. Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.Н. Алпеева и др. – Мн.: НТООО ”ТетраСистемс”, 1996. – 240 с. 6. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. – М.: Высш. школа, 1989. – 174 с. 7. Историография истории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. М.Ю.Лачаевой. – М., 2003. 8. Историография истории СССР (эпоха социализма): Учебник / Под ред. И.И. Минца. – М., 1982. 9. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 5. / Под ред. М.В. Нечкиной (гл. ред.) и др. – М., 1985. 10. Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. – М., 1978. 11. Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX в. – Л., 1977. 12. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII в.: Курс лекций. – Л., 1982. Дополнительная: 1. Актуальные проблемы советского источниковедения. Беседа за «круглым столом» // История СССР. – 1989. – № 6. – С. 36-91. 2. Актуальные проблемы советской историографии первой русской революции: Сб. статей / Отв. ред. В.П. Наумов. – М.: Наука, 1978. – 324 с. 3. Алаторцева А.И. Советская историческая наука на переломе 20-30-х годов // История и сталинизм. – М., 1991. – С. 248-284. 4. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. (XVII – перв. четв. XVIII в.). – М., 1976. 5. Артизов А.Н. Критика М.Н. Покровского и его школы // История СССР. – 1991. – № 1. 6. Артизов А.Н. Николай Николаевич Ванаг (1899-1937) // Отечественная история. – 1992. – № 6. – С. 95-110. 7. Бабиченко Л.Г. Письмо Сталина в «Пролетарскую революцию» и его последствия // Вопросы истории КПСС. – 1990. – № 6. – С. 94-108. 8. Барсенков А.С. О расширении проблематики исследований по истории советского общества в первое послевоенное десятилетие // История СССР. – 1986. – №1. – С. 109-120. 9. Барсенков А.С. Советская историческая наука в послевоенные годы (1945-1955). – М., 1988. 10. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. с франц. 2-е изд. – М.: Наука, 1986. – 254 с. 11. Бовыкин В.И. Проблемы перестройки исторической науки и вопрос о «новом направлении» в изучении социально-экономических предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции // История СССР. – 1988. – №5. – С. 67-100. 12. Брачев В.С. С.Ф.Платонов // Отечественная история. – 1993. – № 1. – С. 111-128. 13. Брэтон Ф., Пру С. Выбух камунікацыі. – Мн.: Беларускі фонд Сораса, 1995. – 334 с. 14. Буганов В.И. М.Н.Тихомиров (К 100-летию со дня рождения) // Отечественная история. – 1993. – № 3. – С. 116-124. 15. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 804 с. 16. Виноградов В.А. Состояние и перспективы историко-экономических исследований // Вопросы истории. – 1988. – № 4. – С. 3-12. 17. Водолагин В.М. Октябрьское вооруженное восстание в советской исторической литературе. – М.: Мысль, 1967. – 88 с. 18. Волобуев О.В. История политических партий периода первой российской революции в новейшей советской литературе // Вопросы истории. – 1985. – №7. – С. 52-68. 19. Геллер М.С. «Первое предостережение» - удар хлыстом (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.) // Вопросы философии. – 1990 – № 9. – С. 37-66. 20. Горемыкина В.И. О генезисе феодализма в Древней Руси // Вопросы истории. – 1987. – № 2. – С. 78-100. 21. Городецкий Е.Н. Журнал «Вопросы истории» в сер. 1950-х гг. // Вопросы истории. – 1988. – № 9. – С. 69-80. 22. Городецкий Е.Н. Советская историография Великого Октября, 1917-середина 30-х годов. – М., 1981. 23. Готье Ю.В. Мои заметки // Вопросы истории. – 1991. – №№ 6-12; 1992 – №№ 1-12. 24. Гулыга А.В. Эстетика истории. – М.: Наука, 1974. – 128 с. 25. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л.: Наука, 1990. – 279 с. 26. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа “Анналов”. – М.: Индрик, 1993. – 328 с. 27. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. – 1991. – № 2-3. 28. Гуревич А.Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы филисофии. – 1990. – № 11. – С. 31-43. 29. Дискуссия о периодизации истории советского общества // История СССР. – 1988. – №3. – С. 127-143. 30. Дьяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. – М.: Мысль, 1974. – 190 с. 31. Евсеева Е.И. О догматизме в историческом исследовании// Вопросы истории КПСС. – 1989. – № 3. 32. Ерофеев Н.А. Что такое история? – М.: Наука, 1976. – 136 с. 33. Еще раз к вопросу о «новом направлении» // Вопросы истории. – 1990. – № 6. – С. 161-184. 34. Зеленов М.В. Спецхран и историческая наука в советской России в 1920-1930-е годы // Отеч. история. – 2000. – №2. – С. 129-141. 35. Историография Великой Отечественной войны: Сб. статей / Редкол.: М.П. Ким (отв. ред.) и др. – М., 1980. 36. Историческая наука: Вопросы методологии / Под ред. Ю.В. Бромлея. – М.: Мысль, 1986. – 259 с. 37. Итоги и задачи изучения внешней политики России: Советская историография / В.Т. Пашуто, Г.А. Санин, Л.А. Никифоров и др. – М., 1981. 38. Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках. Философско-методологические проблемы. – М.: Высш. школа, 1986. – 101 с. 39. Ключевский В.О. Методология русской истории. Соч. в 9 т. Т. 6. – М.: Мысль, 1989. – 476 с. 40. Ковальченко И.Д. Исследование истины само должно быть истинным // Коммунист. – 1989. – № 2. 41. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. с англ. – М.: Наука, 1980. – 485 с. 42. Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х – начале 30-х годов ХХ в. // Отечественная история. – 1994. – №3. – С. 143-158. 43. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991. – 191 с. 44. Лепешко Б.М. Введение в методоллогию истории. – Брест, 1997. – 93 с. 45. Лепешко Б.М. Логические основы исторического исследования: Монография. – Брест:Изд-во УО “БрГУ им. А.С. Пушкина, 2004. – 122 с. 46. Лепешко Б.М. Метод аналогии в историческом исследовании. – Брест: Облтипография, 2002. – 192 с. 47. Методологические проблемы исторической науки. Сб. статей / Под ред. В.Н. Сидорцова и В.Ф. Кушнера. – Мн.: БГУ-БИЖ, 1993. – 122 с. 48. Милюков П.Н. Величие и падение Покровского // Вопросы истории. – 1993. – №4. – С. 114-127. 49. Минский М. Фреймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 151 с. 50. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или как философствовать молотом. О философах. – Мн.: Харвест, 2000. – 384. 51. Павленко Н.И. Историческая наука в прошлом и настоящем // История СССР. – 1991. – №4. – С. 81-100. 52. Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. – 2004. – №2. – С. 28-53. 53. Поляков Ю.А. Гражданская война в России. (Поиски нового видения) // История СССР. – 1990. – №2. – С. 98-118. 54. Пыжиков А.В. Историческая наука в годы «оттепели» // Социал.-гуманит. знания. – 2002. – №6. – С. 221-230. 55. Ракитов А.И. Историческое познание. – М.: Политиздат, 1982. – 320 с. 56. Сидорцов В.Н. Методология исторического исследования (Механизм творчества историка). – Мн.: БГУ, 2000. – 233 с. 57. Тихвинский С.Л. Итоги и перспективы исследований советских историков // Вопросы истории. – 1985. – №7. – С. 3-13. 58. Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с. 59. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – СПб: Ювента, 1996. – 480 с. 60. Философия и методология истории. Сб. статетй. – М.: Прогресс, 1977. – 334 с. 61. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность. – Мн.: Попурри, 1998. – 688 с. 62. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. Всемирно-историчекие перспективы. – Мн.: Попурри, 1999. – 720 с. 63. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с. |