Тема 6. ИСТОРИОГРАФИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX В. Неопозитивизм. Марксизм. Исторический материализм. Фр. Ницше. Его жизненный и творческий путь. Ницше о «пользе и вреде истории». Критика «исторического» XIX в. Ницше о природе исторического познания. Критика «объективной истории». Ницше об историческом образовании. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Критика идеи исторического прогресса. Против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой. Теория культурно-исторических типов. Законы их развития. Славянский культурно-исторический тип. Первая мировая война, Октябрьская революция в России и историческая мысль. Крах классической парадигмы истории. Радикальное переосмысление места истории в обществе и природы исторического познания. Американский релятивизм /К. Беккер, Ч. Бирд /. Жизненный и творческий путь М. Вебера. Эволюция его политических взглядов. Вебер и Маркс. «Позитивное преодоление исторического материализма». Историко-социологическая теория М. Вебера. М. Вебер о европейском капитализме и его происхождении. М. Вебер о природе исторического познания. Развитие неокантианской методологии истории. Понятие «идеального типа» и его значение для становления современной эпистемологии. «Ренессанс» М. Вебера в современной исторической науке. Тема 7. КРИЗИСЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в. Относительность исторического знания. Экономическая история.Цивилизационной и культурно-исторический подходы к изучению прошлого. «Служанка идеологии».«Бои за историю». История как проблема. «Новая историческая наука». Социальная история и историческая антропология. «Новая локальная история» и микроистория. Общая характеристика русской послереволюционной общественной мысли. Р.Ю. Виппер о кризисе исторической науки и путях его преодоления. Проблема революции в русской религиозной философии истории. Обоснование ее закономерности. Л.П. Карсавин о большевизме. Н.А. Бердяев. Его жизненный и творческий путь. Н.А. Бердяев о русской революции и ее ментальных основаниях. «Русская идея». Мессианство русской революции. Евразийство как особый феномен духовной жизни русского зарубежья. Историческая концепция евразийцев. Туранский элемент в русской истории. Россия как уникальная евразийская цивилизация. Критика романо-германской цивилизации. Культурно-историческая концепция Й. Хейзинги. Й. Хейзинга и его «путь к истории». Понятие истории как духовной формы, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом. Гуманистическая основа мировоззрения и творчества И. Хейзинги. У истоков «истории ментальностей». «Осень средневековья». Понятие «культура в игре». «Человек играющий». Порча игры и ее социальная опасность. «В ожидании катастрофы». Хейзинга о кризисе европейской культуры и путях его преодоления. История и культура. Тема 8. Формационный и цивилизационный подход в истории. Марксизм. Теория общественно-экономических формаций – основа марксистского научно-исторического мировоззрения. Недостатки формационного подхода. Шпенглер и «Закат Европы». Жизненный и творческий путь О. Шпенглера. Его политические взгляды. О. Шпенглер и национал-социализм. «Историческая морфология» Шпенглера. Циклический характер исторического развития. Понятие культуры в концепции О. Шпенглера. Типология культур. Культура и цивилизация. Понятие судьбы. Историософия А.Дж. Тойнби. Начало научной деятельности А.Дж. Тойнби. Осознание кризисности своего времени. «Постижение истории». Цивилизационная теория Тойнби. Ее основные характеристики. Тойнби и Шпенглер. Принципиальное различие их концепций. Судьбы Западной цивилизации в концепции Тойнби. Эволюция идейно-теоретических взглядов Тойнби в 60-70-е годы. Кризис либерально-гуманистического мировоззрения ученого. Его переоценка христианства. Критика Западной цивилизации. тема 9. Школа «Анналов» Общая характеристика значения «Анналов» в развитии исторической мысли XX в. Основоположники школы. Жизненный путь и творчество М. Блока. Идейные истоки школы. «Анналы» и революция в естествознании. Концептуальные основы школы. Взаимосвязь изучения прошлого и настоящего. Гуманизация исторической науки. Междисциплинарный подход. Исторический синтез. «Понимающая история». Труды М. Блока и Л. Февра по истории средневековой Франции. «Анналы» в первое послевоенное десятилетие. Л. Февр. «Бои за историю». «Анналы» в системе высшего образования и организации научных исследований во Франции. тема 10. Второе поколение «Анналов». «Глобальная история» Ф. Броделя и ее общая характеристика. Взаимоотношения с марксизмом. Рост междисциплинарных исследований. Броделевский этап в развитии «Анналов». Его сущность. Теория разных скоростей социально-исторического времени и ее воплощение в историографической практике Ф. Броделя. «Броделевская революция» в понимании истории. Основные работы Ф. Броделя. Опыт построения глобальной истории. Его сильные и слабые стороны. Противопоставления «событийной» и «структурной» истории. Тема 11. Историческая мысль после II мировой войны. Историческая наука и «холодная война». Ее политическая тенденциозность. «Консенсусная теория» американской истории. Обострение кризиса немарксистского историзма. Презентизм. Иррационализм. Падение научного и социального статуса исторической науки. «Зачем еще история?». «Методологическая революция» 60-70-х гг. в западной историографии. Ее социальные и научные предпосылки. Сциентизация истории. «Новая научная история». Ее характерные черты и динамика развития. Рост междисциплинарных исследований. Новые исторические субдисциплины. Клиометрия. Моделирование в истории. Психоистория. История ментальностей. Гендерная история. Преодоление неокантианского идиографизма. Негативные последствия сциентизации истории. Опасность утраты дисциплинарной целостности. Проблема верифицируемости исторического знания. Сциентизированная история и общественное сознание. Тенденция превращения ее в собрание эзотерических знаний. Продолжающееся падение социального и профессионального статуса истории. Постмодернизм и историческая наука. «Вызов риторического релятивизма». Х. Уайт. «Лингвистический поворот». Деконструкционизм и его отражение в исторической науке. Эпистемологические дискуссии 70-90-х гг. Понятие прагматической истины. «По ту сторону объективизма и релятивизма». Проблема исторической истины в современной историографической практике. Н.З.Дэвис и ее книга «Возвращение Мартена Гера». Интерпретация главных персонажей «деревенской истории». Ее обоснование. Историческая истина как истина-версия. Вероятностный характер знания о прошлом. Пути преодоления фрагментаризации исторической науки и повышения ее социальной значимости. «Возрождение нарратива». Роль исторической науки в формировании общественного сознания. Тема 12.СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. Образ «старой» исторической науки в период «мирного сосуществования» (1917-сер. 1920-х гг.). Политика Советского правительства по отношению к «старым» историкам. Деятельность и научное творчество ученых старой школы, их теоретические позиции, основные направления конкретно-исторических исследований (С.В.Бахрушин, С.Ф.Платонов, Р.Ю.Виппер, М.М.Богословский, А.Е.Пресняков, Ю.В.Готье и др.). Неоднозначность взаимоотношений с марксистской исторической наукой: основные узлы противоречий, поиск компромиссов, переход части историков на новые методологические позиции. Разрушение «многоукладности» науки. Ослабление связей с мировой наукой. Становление нового образа советской исторической науки (1917-сер. 1920-е гг.). Организация государственной пропаганды марксистско-ленинской теории. Формирование организационных основ советской исторической науки. Реорганизация университетского исторического образования, создание новых центров подготовки историков-марксистов. Трансформация идеала исторического труда. Психологический облик молодого поколения ученых. Вопросы истории России в работах В.И.Ленина, ленинское наследие и его место в складывающейся новой модели исторического исследования. Новая проблематика советской исторической науки. Теоретико-методологические основы советской исторической науки. Основные черты нового образа исторической науки. Утверждение принципа партийности в советской исторической науке. Наука и идеология. Борьба с идеализмом. Вынужденная эмиграция и высылка историков. Складывание школы М.Н.Покровского. Судьба научного наследия. Особенности исторических дискуссий (1920 - первой половины 1930-х гг.) и их роль в исторической науке. Историческая наука во второй половине 1920- первой половине 1930-х гг. «Великий перелом» в советской исторической науке: его внешние и внутренние предпосылки. Кризис марксистской исторической науки на рубеже 1920-1930-х гг.: от плюрализма к единомыслию. Активное формирование механизмов прямого воздействия на историческую науку. Унификация, идеологизация исторической науки, закрепление принципа автаркизма. «Дело АН». Постановления партии и правительства о преподавании истории. Причины обращения к историческому знанию. Подготовка учебников по истории СССР и истории партии для средней и высшей школы. «Краткий курс по истории ВКП(б)». Тема 13.ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА СССР В 1950-1980-е гг. Борьба с буржуазной исторической наукой. Постановления ЦК партии и дискуссии по вопросам философии, политической экономии, языкознания и их влияние на развитие исторической науки. Идеологические кампании конца 1940 - начала 1950-х гг. Развитие сети научно-исторических учреждений и вузов. Подготовка кадров историков. Исторические журналы. Нарастание противоречий между возможностями исторической науки и степенью их реализации. Основные проблемы конкретно-исторических исследований. Изменение социально-политической обстановки в конце 1950-х гг. Переосмысление исторических явлений. Неоднозначность и противоречивость процессов демократизации и перестройки исторической науки. Расцвет технократизма. Всесоюзное совещание историков 1962 г. Организационные изменения. Возобновление международных контактов. Критика буржуазных фальсификаций истории - новая форма изоляционизма. Превращение истории советского общества в ведущий раздел советской исторической науки. Особое влияние социального заказа. Конъюнктура. Структура проблематики, источниковая база, методика. Приоритетные направления. Тема 14.Постмарксистская российская историческая мысль. Крушение марксистской парадигмы истории. Ее последствия для российской историко-теоретической мысли. Дискуссии о природе кризиса российской историографии и путях его преодоления. От эпистемологических крайностей к методологическому плюрализму. Последние работы И.Д.Ковальченко /1991-1995/. Изучение истории культуры. Его методологические основы. Человек в истории как центральная методологическая проблема. Ежегодник «Одиссей». А.Я.Гуревич и его труды по истории средневековой народной культуры. Переосмысление понятия «социальная история». Проблема исторического синтеза как сверхзадачи исторической науки. Тема 15. опыт исторического синтеза конца ХХ в. Проблема исторического синтеза в новейшей литературе. История и теория. И.Валлерстайн и его опыт построения глобальной истории. Валлерстайн и Бродель. Мир-империи и мир-системы. Мир-системный анализ. Современная мир-система. Ее структура. Ее прошлое, настоящее и будущее. И.Валлерстайн о прошлом, настоящем и будущем России. Тема 16.Теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Жизненный и творческий путь Л.Н.Гумилева. Идейно-методологические истоки его теории этногенеза. «Последний евразиец». Гумилев и В.И.Вернадский. Понятие этноса. Идея пассионарного толчка и пассионарности. Стадии этногенеза. Детерминизм и свобода воли в концепции Л.Н.Гумилева. История России в свете теории этногенеза. Тема 17.Историческая наука на пороге XXI века. Основные итоги развития исторической науки в XX столетии. Переосмысление природы исторического познания. Изучение прошлого в системе диалога двух культур. Осознание «инаковости» человека прошлого как необходимое условие его понимания. Трасформация представлений о социальной функции истории. Историческая наука в современном мире. Общие контуры исторической науки XXI века. |