Феномены профессионального взаимодействия психолога и клиента. Перенос– неадекватное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии с психологом. Черты свойственные переносу: v перенос является искажением реальности в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете; v перенос бывает позитивным и негативным; v возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта; v перенос – бессознательный процесс, т.к. клиент не осознает, что эти чувства привнесены из более ранних отношений; v перенос чаще возникает в тех областях взаимодействия с окружением и собой, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями. Ценность переноса заключается в том, что он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями, модифицирует реакции настоящего. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Не рекомендуется углубляться в перенос и его интерпретацию в следующих случаях: Ø при искаженном восприятии реальности; Ø при недостатке времени для проработки переноса; Ø при отсутствии нормального контакта с клиентом; Ø когда клиент из-за ослабления механизмов психол.защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации; Ø когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям. Контрперенос возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту: романтическое, агрессивное, сексуальное. Контрперенос может проявляться в форме внешнего поведения либо внутренних переживаний психолога. Причины контрпереноса: Ø стремление консультанта понравиться клиенту; Ø страх консультанта, что клиент может о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.д.; Ø эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиенту, сексуальные фантазии, связанные с ним; Ø очень бурная эмоциональнаяая реакция клиентов, которая может спровоцировать у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами; Ø стремление к власти над клиентом, проявляющееся в навязчивых советах последнему, как ему следует жить. Г.Ракер предложил категории согласующегося (эмпатическое ощущение того, что пациент, будучи ребенком, чувствовал по отношению к раннему объекту (матери) и дополняющего чувства терапевта соответствуют переживаниям объекта (матери) по отношению к ребенку (клиенту)) переноса. В психоанализе выделены след.источники сопротивления: Ø сопротивление-подавление, связанное с потребностью клиента защищать себя от травмирующих воспоминаний, ощущений, событий; Ø сопротивление-перенос, отражающие борьбу с импульсами, возникшими у пациента в отношении личности психоаналитика; Ø сопротивление-выгода, представляющее собой вторичную выгоду от сохранения проблемы, симптома, болезни; Ø бессознательное сопротивление – сопротивление инстинктивных импульсов любым изменениям в их способах и формах выражения; Ø сопротивление – 5 игр – сопротивление, вызванное чувством вины клиента, его потребностью в наказании; Ø сопротивление, вызванное неправильными действиями аналитика, неверно выбранной тактикой; Ø сопротивление, связанное с тем, что происходящие изменения ведут к сложностям в отношениях с близкими, значимыми людьми; Ø сопротивление, являющееся следствием нежелания прекращать отношения со своим аналитиком, зависимостью от него; Ø сопротивление из-за необходимости отказа от привычных форм адаптации и др. В.Райх считал, что сопротивление можно преодолеть с помощью методик прямого телесного воздействия. Классификация П.Гудмана, который выделил 4 основных механизма сопротивления (гештальт-терапия): ü конфлюенция; ü интроекция; ü проекция; ü ретрофлексия. В гештальт-терапии сопротивление рассматривается – как препятствие и как условие роста клиента. Психологический тест. В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в общении определяют в качестве необходимости решение следующих задач: 1. приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения; 2. приобретение умений и навыков общения; 3. коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения; 4. развитие способности к адекватной оценке себя и других людей; 5. развитие системы отношений личности. Типы тренинговых групп: 1. «Я — Я» – группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост участников; главные источники преобразований – внутриличностные; 2. «Я — Другие» – группы, направленные на изменения в межличностных отношениях и исследование процессов межличностного влияния и взаимодействия в зависимости от используемых способов; 3. «Я — Группа» – группы, направленные на исследование особенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общности и развитие эффективности этого взаимодействия; 4. «Я — Организация» – группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях; 5. «Я — профессия» – группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности. Два автора, Лафт Джозеф и Гарри Инграм, создали широко описанную в литературе схему под названием «Окошко Джогарри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе. Другие | Я | Знаю о себе | Не знаю о себе | Знают обо мне | Открытая область | Слепая область | Не знают обо мне | Скрытая область | Неизвестная область | Открытая область (1) – содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим. Слепая область (2) – состоит из того, что человек сам не замечает, а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения). Скрытая область (3) – содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни). Неизвестная область (4) – это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих. Совокупность всех внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы, в социальной психологии объединяется под термином «групповая динамика». К групповой динамике в тренинговой группе относят все процессы развития (движения) группы во времени, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями ее членов. В качестве основных процессов групповой динамики в тренинговых группах выделяются: Ø фазы развития группы; Ø групповые роли и феномен лидерства; Ø групповая сплоченность и напряженность; Ø групповое давление и конформность; Ø процессы нормообразования; Ø процессы принятия групповых решений и др. Фазы развития тренинговых групп: 1. Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации, присматриваются друг к другу и к ведущему. В этот период группа более ориентирована на ведущего и сильно зависима от него. Время существования группы на этой фазе во многом зависит от категории участников и стиля ведения ведущего. Результат прохождения группой данной фазы развития, так или иначе, проявляется на степени выраженности следующей фазы. 2. Фаза «притирки» и конфликта. Участники распределяют между собой и обживают социальные ниши в группе. Фаза сопровождается повышенной враждебностью и напряженностью в группе. Конструктивная помощь участников друг другу еще отсутствует или слабо выражена. 3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Развитие группы достигло данной фазы, если у участников возникло чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появилось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего «МЫ». Именно на данном этапе группа приобретает терапевтическую способность и способность обеспечить развитие личности. 4. Фаза завершения (умирания) группы. После полного выполнения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех вопросов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура. С. И. Макшанов 1 разделяет принципы тренинга на несколько групп: ü организационные; ü принципы; ü принципы создания среды тренинга; ü принципы поведения участников; ü этические принципы. Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включают: ü принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности; ü принцип физической закрытости – тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новые участники в нее не включаются. Пропустившие несколько занятий включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия; ü принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы. Принципы создания среды тренинга включают: ü принцип системной детерминации – воплощение в среде тренинга основных факторов, изменений, психологических феноменов человека и группы; ü принцип реалистичности – создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь; ü принцип избыточности – создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением. Выделяются следующие принципы поведения участников: ü принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения; ü принцип активности предполагает включение в активную работу всех участников тренинга. Результативность тренинга для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры; ü принцип искренности. Подразумевается, что, с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне; ü принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвлечению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избегания) от имеющихся проблем и затруднений; ü принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний других; ü принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренинговой группе создается креативная среда, стимулирующая участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей межличностного взаимодействия и познанию других участников; ü принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объективации предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. К этическим принципам относятся: ü принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что информация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любого из ее участников, не должна выноситься и обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы; ü принцип не нанесения ущерба. Соблюдение данного принципа предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или участников тренинга; ü принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию. Данный принцип подразумевает последовательность ведущего в реализации целей, заявленных в начале тренинга. |