Личность и феномены профессионального взаимодействия при оказании помощи. Национальная ассоциация профессий США выделяет свойства личности, необходимые для психолога: Ø проявление глубокого интереса к людям и терпения в общении с ними; Ø чувствительность к обстановкам; Ø эмоциональная стабильность и объективность; Ø способность вызывать доверия; Ø уважения прав других людей. Автор Мэй выделяет следующие требования: Ø осознание психологов своих внутренних невротических ограничений; Ø мужество принимать неудачу и собственное несовершенство; Ø умение радоваться ни только достигнутым целям но и самому процессу жизни; Ø проявление интересов к людям ради их самих, а не во имя высших ценностей. Бочманова и Стафурина выделяют 5 составляющих в способности психолога практически решать задачи при общении: Ø умение полно и правильно воспринимать человека; Ø умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир и интуиция); Ø умение сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь); Ø умение управлять самим собой и общением; Ø умение анализировать свое поведение (рефлексия). В отношении рефлексии для практического психолога выделяют 2 аспекта: ü во первых должно присутствовать ясное осознание того как он воспринимается клиентом; ü во вторых необходимо профессионально направленная рефлексия, предполагающее профессиональной позиции, предметов взаимодействия, обобщенные теории, я-концепции психолога. Абрамова – несовместимыми с работой психолога: v незрелость личности; v низкая сила эго; v авторитарность; v низкий интеллект; v пассивность и замкнутость; v отсутствие эмпатии; v невозможность решать проблемы; v излишняя заторможенность; v низкая организованность; v плохое сопротивление стрессу; v потребность в гиперопеки; v высокая тревожность; v склонность использовать клиентов; v неумение быть терпимым; v невротическая установка в отношении денег. Кочюнас включает следующие качества в модель психолога: ü аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнтность) Бьюджинталь выделяет 3 признака существования: Первое составляющее: ü полное осознание настоящего момента; ü выбора способа жизни в данный момент; ü принятия ответственности за свой выбор. Второе составляющее: ü открытость собственному опыту; ü развитие самопознание; ü сила личности или сильное эго; ü профессиональная и личностная эффективность; ü принятие личной ответственности; ü глубина отношений с другими людьми; ü оценка людей; ü возможность выражения чувств; ü постановка реалистичных целей. Модели консультативной помощи: v медицинская; v психологическая; v педагогическая; v диагностическая. Медицинская модель базируется на предположении, что в основе психологических трудностей и проблем лежит болезнь, болезненное состояние или болезненное развитие личности клиента. Психологическая модель отличается от медицинской следующими чертами: Ø исходит из индивидуальной, а не социальной этики; Ø воспринимает человека, как неделимую целостность, а не как сумму органов и механизмов; Ø исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности; Ø обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам; Ø ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию социального поведения; Ø фокусируется на процессе, а не на методике; Ø концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом во имя возврата к бывшей норме; Ø предполагает работу психолога «собой», а не «техникой»; Ø директивностью – недирективностью психолога; Ø анонимность – самораскрытием; Ø возможностью – невозможностью выражения положительных и отрицательных по отношению к клиенту; Ø односторонностью – двусторонностью психолога (психотерапевта) и клиента за эффективность консультирования (психотерапии). Педагогическая модель основана на гипотезе недостаточной компетентности клиента в этой области жизненных умений, знаний, навыков, в которой он испытывает трудности. Процесс психотерапии направлен не на «излечение», а на коррекцию или более успешную адаптацию клиента к реальности, т.е. на научение клиента успешнее справляться с этой реальностью. |