Схема сбора психологического анамнеза Основы психологической помощи (конспект). Понятия и виды психологической помощи. Психологическая помощь – это комплекс мероприятий, направленный на содействие гражданских предупреждений разрешения психологических проблем, преодолевать последствий кризисных ситуаций, в их числе оптимизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоление последствий кризисных ситуаций и создание условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способов, средствах предупреждениях и разрешениях на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию. Виды психологической помощи: v психологическое консультирование; v психологическая коррекция; v психологическая профилактика; v психологическое просвещение; v психодиагностика. Понятие терапевтической психологии ввели Бремер, Шостром. Гулина под психологической консультацией понимает ориентированный на научный процесс имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентны в области релевантных психологических знаний и навыков, консультант стремиться способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекстов его (клиента) общеличностной программы, узнать больше о себе самой, научиться связывать эти знания, с более реалистически определенными целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества. В отличии от этого, психотерапия часто определяется как, имеющее дело с преувеличением, чем с научением, и проходящее как на сознательном, так и бессознательном уровне. Основными целями психотерапии являются: v помощь клиенту в осуществлении перцептивной реорганизации, в интеграции последовательных инсайтов в его структуру личности; v к выработке его индивидуальных методов сосуществования с собственными глубинными чувствами. Актуальные психологические защиты в ходе психотерапии обычно модифицируются в том направлении, чтобы достичь переадаптации. Именно поэтому так часто подчеркивается глубина эмоциональной увлеченности личности клиента в процесс психотерапии в отличие от процесса консультирования. Основной нормативный документ определяющий название «психотерапия» – Страдбурская декларация от 21 октября 1990г. Психотерапия является особой дисциплиной из гуманитарных наук, занятие которой представляют собой независимую профессию. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляется интегрально и оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизера. Одновременно приобретается терапевтическое представление о других методах. Доступ к такому образованию возможен при предварительной подготовке в области гуманитарных и общественных наук. Схема сбора психологического анамнеза Интегративно-эклектический подход (сочетание, не сочетание). Анамнез термин взятый из медицины, история о болезни, проблема о болезни. 1. Демографическая информация: ü возраст; ü семейное положения; ü профессия; ü образование. 2. Актуальные проблемы и нарушения: ü возникновения развития и продолжительность затруднений; ü изменения в жизни, обусловленные возникновением и обострением проблем; ü возраст, в котором возникли проблемы (изменения значимых отношений клиента; перемена интересов; ухудшения физического состояния (сна, аппетита), обусловленные возникновением проблемы; непосредственная причина обращения клиента); ü предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; ü употребление лекарств; ü семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, суициды). 3. Значимые межличностные отношения: ü раннее детство (очередность рождаемости, основные воспитатели, отношения в семье); ü дошкольный период (рождение братьев и сестер имело место быть, другие значительные события в семье, первые воспоминания); ü младший школьный возраст (успехи и неудачи в школе, проблемы с учителями и ровесниками, и отношения в семье); ü отрочество и юность (отношения с ровесниками и детьми другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); ü взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношениями в семье, половой жизнью, экономические условия жизни, утраты близких людей, возрастные изменения, употребления алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее). Следует выяснить у клиента, как он преодолевал сходные ситуации и на что он опирался. Нужно обсудить с клиентом способы, с помощью которых он сможет получить поддержку. Экологическая проверка: v выяснить, что было нового для клиента; v уточнить, если это ни первая консультация, изменилось ли в жизни что-нибудь после встречи; v выяснить, что именно клиент собирается делать сегодня, завтра, что реализовать полученное в ходе консультирования; v выяснить на повторных встречах, что сделал клиент из намеченной программы и поддержать его в тех областях, где наблюдаются позитивные изменения. |