МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Нравственные проблемы русской религиозной философии: размышления Н.А. Бердяева о назначении человека и Н.О. Лосского о свободной воле.





Вопросы к зачету по дисциплине «Основы нравственности»

1. Базовые понятия: соотношения понятий мораль и нравственность.

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1][2] от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила).
Нравственность-это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо.

 

2. Мораль и ее связь с другими сторонами общественной и личной жизни человека: мораль и право; религия и мораль.

Мораль

Другая система правил поведения -мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но отличаются от последних тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли его предки, но делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личною отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы — человеческой культуры.

Право

Именно но мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные и т. д.). И в связи с защитой отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения -право.Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей).

Неравенство развивалось по двум направлениям:

§ в престиже, следовательно, во влиянии и власти;

§ имуществе.

Естественно, у обладателей этих ценностей (престижа или имущества) возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями.

Таким образом, право изначально возникает для выражения притязаний людей на те или иные блага какдозволение,реализуемое индивидом в целях удовлетворения собственных потребностей посредством силовою воздействия на других индивидов. Но такой способ защиты был недостаточно надежным. Кроме того, пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в обществе возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, — государство, а его инструментом стал закон — акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права (притязания на социальные блага). Следовательно, право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.



 

║Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например, незаконность, наказуемость кровной мести). Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных).

║Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным.

 

3. Категории морали: добро, зло, любовь, совесть, стыд.

.. ДОБРО И ЗЛО – категории этики. Добро – это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама посебе. Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть«высшее благо», нечто сравнительное, а простая позитивность. Личность не является ни доброй, ни злой, ееэтическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.. Этическиценным («добрым») является поступок того, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации (см.ЭТИКА). «Добром не является ни идеальное бытие ценностей или их понятия, ни даже просто реальноесуществование ценного, а единственно телеология ценностей (злом – телеология антиценностей) вреальном мире» (N. Hartmann, Ethik, 1935). Телеология сама по себе (т.е.- способность делать целью иреализовать, осуществлять то, что не является реально существующим, напр. ценности) уже являетсяценной; в более высоком смысле ценной является телеология ценностей (т.е. основание доброго наценностях, этически индифферентных самих по себе). Добрым или злым является лишь человек какцеленаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении телеологию .

• ЗЛО – 1) противоположность добра (см. ДОБРО И зло); от понимания зла зависит также и определениепонятия добра. В манихействе зло выступает как метафизическое понятие у Плотина, в христ. философии, уАвгустина, Лейбница, Я. Беме, Шеллинга, Гегеля – все они искали ответ на вопрос: каким образом злопришло в мир, можно ли и следует ли его устранить, играет ли зло ту или иную роль и какую? 2) то, чтовоспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечивающее некоторую ценность,то, что вызывает дисгармонию

 

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви[5]. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья[6]. Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

СОВЕСТЬ — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта.

Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины[1].

4. Природа нравственности.

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В энциклопедическом педагогическом словаре «нравственность» трактуется как «термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже – этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793 г.).

Следовательно, нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть – социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.

 

5. Моральные и нравственные основы христианства: Десять Заповедей и Заповеди Блаженства.

Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня. - Первою заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его – Единого Истинного Бога. Кроме Него, никому не должны мы воздавать Божеского почитания. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность. Все научные человеческие знания, если они не озарены светом богопознания теряют свое истинное значение, свой смысл и свою цель. Вместо добра такие знания вносят в жизнь много зла.

Не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу , и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им - Второю заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонничество, то есть запрещает делать себе для почитания кумира или идолы, или почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе (солнца, луны, звезд), и что находится на земле (растений, животных, людей), или находится в водах (рыб). Господь запрещает поклоняться и служить этим кумирам, вместо истинного Бога, как это делают язычники. С запрещением покланяться идолам и кумирам, никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам, в чем часто нас упрекают протестанты и разные сектанты. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами или кумирами, они для нас только изображение, обаз Бога, или ангелов, или святых. Слово икона греческое и означает образ. Поликлоняясь иконами и молясь перед иконой, мы молимся не «материальной иконе» (т.е. краске, дереву, или металлу), а Тому, Кто на ней изображен. Всякий знает, насколько легче обращаться мыслью к Спасителю, когда видишь Пречистый его Лик, или Пречистый его Лик, или крест Его, недели – когда перед тобою пустая стена или печка.

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно - Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Приемлется имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх. Запрещая вообще, легкомыслие и неблагоговейное отношение к имени Божию, эта заповедь запрещает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу. Таковыми грехами являются:

Божба, т.е.е легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах;

богохульство - дерзкие слова против Бога;

кощунство, когда о святых предметах говорят шутя или насмехаясь;

нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и ложная клятва именем Божиим.

Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжении их, все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему - Четвёртой заповедью Господт Бог повеливает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван; а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные ему дела.

 

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва о храме Божием и дома, изучение закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключённых в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.

Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы долго прожили на земле- Пятою заповедью Господь Бог повелевал нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, так же молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

Не убивай - Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом. Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. Самоубийство есть самый страшный из всех грехов совершенных против шестой заповеди, так как в самоубийстве, кроме греха убийства, заключается ещё тяжкий грех отчаяния, ропота против Бога и дерзкого восстания против промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния.

Не прелюбодействуй - Седьмою заповедью Господь Бог, запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь. Мужу и жене Бог запрещает нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний – быть целомудренными в делах и в словах, в мыслях и желаниях.

Не воруй - Восьмою заповедью Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы тони было образом того, что принадлежит другим.

Не произноси на другого ложного свидетельства - Девятою заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что у ближнего твоего - Десятою заповедью Господь Бог запрещает не только что-либо делать плохое, окружающим нас ближним нашим, но запрещает и худые желания и помышления по отношению к ним.

 

Нравственные проблемы русской религиозной философии: размышления Н.А. Бердяева о назначении человека и Н.О. Лосского о свободной воле.

7. Понятие этики как науки - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность[1]. Первоначально смыслом слова этос

было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.[2] Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений[1]. В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует[1]. Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

 

8. Феномен человека. Поиски веры и смысла жизни.

Поиск смысла жизни – один из вечных вопросов, которые ставит перед собой человечество.Но каковы бы ни были трактовки смысла человеческой жизни, и кем бы она ни была дана, родителями или Богом, нужно любить жизнь, единственную, прекрасную, со всеми радостями и печалями, потерями и находками, удачами и неудачами. Главное в жизни – с честью преодолевать препятствия, которые встают на пути каждого человека. Действительно, поиск смысла жизни ведется многие столетия и даже тысячелетия, но так до сих пор не найден. Каждое общество видит смысл жизни человека в совершенно разном. Это можно объяснить культурным и научным наследием общества. Каждый человек, даже если он считает себя неверующим, в глубине своей души тянется к чему-то возвышенному, прекрасному, чему-то такому, что стоит над всем миром, что достойно поклонения.

Всякая душа имеет это стремление.

 

9. Проблема смысла жизни в древнерусской живописи, русской классической литературе.

Вопросом поиска смысла жизни задавались не только религиозные идеологи или философы, но и многие деятели литературы. Известный русский писатель и критик Н.Г. Чернышевский изложил свою позицию по этой проблеме в своем романе «Что делать?». Герои романа видят смысл жизни в приоритете общественного начала над личным. Взгляды Чернышевского были близки идеологам социализма, которые взяли его идеи за основу построения нового общества. Но в любом человеке преобладает начало индивидуализма. Невозможность навязать новые идеи стала одной из причин, по которой коммунистическое общество так и не было построено.

Поиск смысла жизни – главная тема творчества Ф.М. Достоевского. Жизнь главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова подчинена принципу «тварь я дрожащая или право имею». Справедливость своей теории Раскольников проверяет, убивая старуху-процентщицу и ее сестру. Но, совершив это деяние, Родион Романович преступает не только уголовный, но и морально-нравственный закон. Раскольников терпит двойное наказание: от Бога и от общества. В итоге Раскольников ощущает духовное опустошение .

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А.С. Пушкина познал жизнь как науку «страсти нежной». Светское общество привело Евгения к состоянию, называемому «русской хандрой».

Пьеру Безухову высшее предназначение в этой жизни виделось в уничтожении наполеоновского войска. Согласно масонскому учению, которому следовал Пьер, его имя означало «русский Наполеон». Князь Андрей был готов погибнуть за свободу Родины. Лежа раненым на Бородинском поле, он признался, что небо Аустерлица не было таким высоким, чистым и бесконечным, каким было родное.

10. Религия и ее духовно-нравственное значение. Христианское понимание смысла жизни.

Оно видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не только источником бытия, но и самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего, возможно полноценное постижение Истины и познание тварного мира в его существе. Во-вторых, – это предполагает понимание, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Христианскому сознанию поэтому противоестественен атеистический призыв: "Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!" – поскольку в нём не остаётся для смысла самого главного – жизни, в которой лишь и может быть и осуществляется смысл.

11. Антропология: философская, религиозная, физическая и т.д.

Антрополо́гия-совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
Религиозная антропология — философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
Физическая антропология, включающая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология, рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами.
Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права.
Визуальная антропология — занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других

12. Русская религиозная философия о смысле жизни.

В центре русской религиозности стоит радость о Воскресении Христовом, радость о победе Сына Божия через распятие и Воскресение Свое над силами ада, тьмы и смерти. Вера в победу Божию и есть тот духовный стержень, который поможет русскому народу в его борьбе против темных сил зла и лжи за Правду Божию.Россия переживает тяжелые времена. В который раз русский народ выносит на своих плечах все тяготы социального переустройства общества. Кротость, смирение, доброта, милосердие, религиозность - главные качества русского человека. Во времена десакрализации, духовного оскудения людей охватывает смятение, острое переживание кризиса традиционных духовных ценностей. Страждущие и взыскующие света духовного россияне ищут опоры и находят их в любовном постижении поучений, размышлений, воззрений высокодуховных российских мыслителей прошлого и настоящего. Россия делает свой духовный выбор, идет поиск единой национальной идеи, способной объединить, консолидировать все позитивные силы общества на возрождение и созидание обновленной России. В самом глобальном выражении эта объединяющая идея может быть представлена как деятельная любовь к своему многострадальному отечеству, России, и желание трудиться и жить для ее процветания. Идеал православной святости, светлый образ Христа, осознание того, что нужна нам одна помощь Божья, - самые важные грани ускользающей от жестких формулировок объединяющей национальной идеи в современной, смутой объятой России.
В экстремальных условиях актуализируются самые значимые для народа ценности, такими оказываются любовь к Отечеству, вера в будущее благополучие и процветание России, ценность своей идентичности с Россией, собственная укорененность в ней, ее культуре, историческом прошлом, осознание позитивной временной перспективы страдающей родины.(Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма. Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства— оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций. Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, — это тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София — Мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству. Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. )

13. Два подхода к проблеме человека: материализм и идеализм.

Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии.

1. Идеализм - природный мир вторичен по отношению к духовному миру, к Богу.

- объективный идеализм – независимость идеи, бога. Духа – вообще идеального начала не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Гегель)

- субъективный идеализм – независимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Беркли)

2. Материализм сближает философию и науку. Материалисты считают, что философия должна заниматься изучением реального мира. Природа первична по отношению к духу.

- материализм Древнего Востока и Древней Греции – предметы и окружающий мир рассматривались сами по себе, независимо от сознания, и состояли они их материальных образований и элементов (Фалес, Демокрит)

- метафизический материализм Нового времени в Европе – изучение природы по механической форме ее движения (Бэкон, Локк, Галилей)

иалектический материализм – органическое единство материализма и диалектики (Маркс, Энгельс)

- последовательный материализм – принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм)непоследовательный материализм – отсутствие материалистического понимания общества и истории (Фейербах)

- вульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.