МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

вопрос. Музыкальная психогимнастика.





Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод — от простого к сложному.

В дошкольном и младшем школьном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятие длится от 25 мин до 1 ч 30 мин. Его продолжительность зависит от возраста, особенностей внимания и поведения детей. Курс психогимнастики включает 20 занятий. Его длительность при двух занятиях в неделю около трех месяцев. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.

Психогимнастика преследует следующие цели:

1. Обучение детей выразительным движениям.

2. Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.

3. Формирование у детей моральных представлений.

4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

5. Снижение эмоционального напряжения.

6. Тренировка психомоторных функций.

7. Обучение ауторелаксации.

Схема занятия по психогимнастике

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Между II и III фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе. Так называемой «минуткой шалости». Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать все, что хотят.

Между III и IV фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру.

При проигрывании различных этюдов и игр на занятиях психогимнастикой ставятся как воспитательные, так и психотерапевтические цели. Участие в одном и том же этюде и в одной и той же роли имеет для разных детей разную цель. Для одних это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения (ближе к воспитанию), а для других это и отреагирование эмоций, и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, и успокоение, и тренинг желательного общения (ближе к психотерапии).

Полезно обучать выразительным движениям и аутичных детей, и детей с замедленным темпом развития.

Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности любого ребенка, а не только с задержкой психического развития. Поэтому этюды и игры на вызывание и выражение эмоции радости должны быть обязательными для каждого занятия. Заканчивать занятие лучше всего успокоением детей, обучением их саморегуляции.

Психомышечная тренировка (саморасслабление)

Широкое распространение аутотренинга в настоящее время, особенно в больших городах, объясняется эмоциональными перегрузками. Социально-биологические аритмии наблюдаются не только у взрослых, но и у детей» так как ускоренный темп жизни и сокращение периодов отдыха в течение дня коснулись и их.



При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, надо не затягивать отдых и «дозировать» внушение.

Метод предполагает такую последовательность действий: сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает терапевт, который вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов по сравнению с изложенными ребенком.

Юмор и театрализованность - существенная его часть, они увеличивали заинтересованность и удовольствие, получаемое ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошее и плохое своего «я», осознать свой гнев и выразить его без опаски.

23. Этюды, игры, направленные на развитие у детей психических функций. Игры на развитие внимания Игры 1-9 рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой' психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость внимания. 1. Что слышно? Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться. 1-й вариант (для детей 5 — 6 лет), Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. 2-й вариант (дли детей 7 — 8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило. 2. Будь внимателен! (для детей 4-5 лет) Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге. 3. Слушай звуки! (для детей 7 - 8 лет) Цель игры. Развивать активное внимание. Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего — в позу «тополя». Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит низкий звук—дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). 4. Слушай хлопки! (для, детей 5 — 6 лет) Цель игры. Та же. Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. 5. Канон (для детей 7 — 8 лет) Цель игры. Развивать волевое внимание. Игра идет под музыку Ф. Бургмюллера «Баркарола» (отрывок). Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй-второй и. т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз. 6. Канон для малышей (для детей 4—5 лет) Цель игры. Та же. Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д. 7. Зеваки (для детей 6 — 7 лет) Цель игры. Та же. Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры. Музыкальное сопровождение: Э. Жак-Далькроз. «Марш». ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. Игры 10-21 будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов которых является снижение памяти. 10. Повтори за мной (для детей 6-7 лет) Цель игры. Развивать моторно-слуховую память. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом: ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре. 11. Запомни движения (для детей 5-6 лет) Цель игры. Та же. Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке. 12. Запомни свое место (для детей 4-5 лет) Ц е л ь и г р ы. Та же. Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места. 13. Запомни свою позу (для детей 4 — 5 лет) Цель и г р ы. Та же. Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. Музыкальное сопровождение: С. Бодренков. «Игра в горелки». 14. Слушай и исполняй! (для детей 7 — 8 лет) Цель игры. Развивать память. Ведущий называет 1—2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим. 15. Вот так позы! (для детей 5 — 6 лет) Цель игры. Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение. 16. Запомни порядок! (для детей 5-6 лет) Цель игры. Та же. 4 — 5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и сказать, кто за кем стоит. 17. Кто что делал? (для детей 5 — 6 лет) Цель и г р ы. Та же. Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

24.Этюдьи, игры на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния. Игры на выражение различных эмоций. Целью этих игр является закрепление и воспроизведение различных эмоций. Таня-плакса (для детей 4-5 лет) Дети водят хоровод, в центре которого стоит Таня, и читают стихотворение: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. -Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. (А. Барто) Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается. Поссорились и помирились (для детей 4 — 5 лет) Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей. Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем изображают помирившихся. Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились». Разные настроения (для детей 4—5 лет) Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш»: Ох, как плачет малыш — Что медведь рычит. А смеется малыш — Что ручей журчит. А уж слезы текут – Будто дождик льет. Улыбается малыш Будто солнце взойдет. Вот какой малыш — Сын мой. Ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. Разное настроение (для детей 5-6 лет) Капризуля, мальчик Марк, Не унять его никак. Улыбнется он на миг, Засияет солнца лик.(Н. Померанцева). Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка. Выразительные движения. 1- 4-й такты - капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад. 5 —8-й такты — хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты. Во время игры звучит музыка Г. Хакензака «Капризуля, мальчик Марк». Снегурочка (для детей 4—5 лет). Ведущий рассказывает сказку «Снегурочка». Затем дети изображают удивление и радость старика со старухой, когда они увидели живую Снегурочку. Выразительные движения. 1. Удивление: раскрыть рот, приподнять брови. 2. Радость: широко улыбнуться. Прогулка (для детей 5-6 лет) Летний день. Дети гуляют (этюд «Хорошее настроение»). Пошел дождь (этюд «Золотые капельки»). Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, начинается гроза (этюд «Гроза»). Гроза быстро прошла, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам (этюд «После дождя). В игре используется венгерская народная мелодия, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караева «Сцена грозы» (отрывок приводится ниже). Что в углу? (для детей 6 — 7 лет). Из стульев строится кровать. Ребенок делает вид, что раздевается и ложится в постель, закрывает глаза. Входит дедушка — другой ребенок. Он делает вид, что снимает халат, потом подходит к внуку, видит, что он спит, поправляет одеяло и, уходя из комнаты, выключает свет. Ведущий читает стихотворение Ал. Кушнир «Что в углу?»: Что виднеется в углу. С черной тенью на полу, Непонятное, немое, Не пойму и сам какое, Человек или предмет? Ах, скорей зажгите свет! Вдруг оно сейчас подскочит, Утащить меня захочет? Вдруг, издав ужасный стон, Побежит за мной вдогон? Схватит? Стащит одеяло? Свет зажгли - мне стыдно стало. Я ошибся. Виноват. Это — дедушкин халат! Затем мальчик открывает глаза — ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно. Психомышечная тренировка (саморасслабление) Аутотренинг нередко находится в центре психотерапевтической и психогигиенической деятельности детских психоневрологов и спортивных психологов. Гизела Эберлейн считает, что уже в 7 — 8 лет дети способны изучать аутогенную тренировку и применять ее осмысленно. Аутогенная тренировка считается одним из лучших методов коррекции нарушенного состояния личности (К. К. Платонов, 1981). На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А. В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный нами для дошкольников. А. В. Алексеев рекомендует (для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка последовательно привлекается к каждой группе, мышц. А. В. Алексеев считает, что переходить к тренажу новой группы мышц не следует, пока предыдущая не станет «послушной». Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка, у него возникает приятная дремотность. Мы пользуемся этим моментом для мысленного прокручивания детьми некоторых переживаний, и не разрешенные до этого конфликты перерабатываются головным мозгом — «разрешаются» (Г. Эберлейн).

25 вопрос. Танцевальная терапия в работе с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата.Танцевальная терапия (ТДТ) — это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. В настоящее время танцевальная терапия с успехом применяется в лечении и психологической коррекции больных с различными заболеваниями, от опорно-двигательного аппарата до психических и психосоматических расстройств. Активной научной и практической деятельностью в данной области занимаются и отечественные ученые. Использование танцевальных техник и языка жестов в психокоррекционной работе с детьми, страдающими двигательными нарушениями и испытывающими сложности в моторно-двигательной сфере, в мимическом выражении, связанным с конкретной патологией, в проявлении эмоций весьма обоснованно и необходимо. Танцевальные техники вызывают у детей большой интерес и мотивированность на участие в занятии, привносит момент игры и развлечения. Разнообразные двигательные нарушения этих детей, затрудняющие выполнение пальчиковых упражнений, обусловлены действием ряда факторов. В.А. Лапшин (1990) выделяет следующие нарушения: - ограничение или невозможность произвольных движений, что сочетается со сниженной мышечной силой;

- изменение мышечного тонуса, например при ДЦП отмечается повышение мышечного тонуса (кисти рук сжаты в кулаки и т. д.);

- появление насильственных движений (гиперкинезов), затрудняющих выполнение любых произвольных движений;

- снижение координации движений и равновесия;

- потеря ощущения движений тела и его частей (кинестезии);

- затруднение речи, вследствие паралича мимико-артикуляционной мускулатуры.

Помимо перечисленных нарушений можно выделить еще несколько причин, вызывающих сложности в выполнении жестов у этих детей: слабая переключаемость движений, связанная с нарушением ЦНС; сложности в длительном сосредоточении и удержании внимания; низкая мотивация. Использование техники языка жестов для работы с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата, направлено на развитие: 1) мелкой моторики и координации движений пальцев рук; 2) укрепление мышц рук, умение ощущать движения мышц; 3) навыка самообслуживания и письма; 4) мимической активности; 5) моторно-образного воображения; 6) зрительно-моторного контроля; 7) осознанного и произвольного выполнения движений; 8) переключаемости движений, согласованной координации; 9) навыка удержания позы.

27.Программа «Театр физического развития и оздоровления детей» Н.Ефименко. Автор программы: Н. Н. Ефuменко, кандидат педагогических наук, доцент в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В программе автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Поэтапное внедрение элементов данной программы дает результаты: занятия становятся как бы спектаклями, дарящими детям радость и приносящими пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений. Чем коренным образом система Н. Н. Ефименко отличается от других– в 10 профессиональных заповедях: 1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной). 2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали. 3. Педагогический спидометр, или о тaк называемых общеразвивающих упражнениях – подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой». 4. Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути. 5. Театр физического воспитания дошкольников, играя оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать. 6. Физическое воспитание «должно заряжать детей положительными эмоциями». 7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования. 8. Создавай тренажеры сам. 9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции. 10. Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего – комплексная педагогика жизни. Ключевыми позициями системы являются строгое следование законам природы и всеобъемлющий игровой метод, позволяющие эффективно преодолевать недостатки, имеющиеся в развитии как у практически здоровых детей, так и у детей-инвалидов. В основу авторских занятий положена «физкультурная» сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. «горизонтальный пластический балет»- Это новый стиль работы с детьми предложенный кандидатом педагогических наук доцентом Н.Н. Ефименко. Этот стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Используя в своей программе идею горизонтального пластического балета, малыши погружаются в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций. Горизонтальный – все позы в программе горизонтированны. Пластический – отражает характер движений. Все движения плавные, мягкие, пластичные. Балет подчеркивает, что физические упражнения выполняются под музыку. Это эстетическая составляющая двигательной активности детей. В нее входит знакомство с красивой классической и современной музыкой, желательно инструментальной. При прослушивании, которой рождаются ассоциации зрительных картин и образов. Чтобы выразить движениями характер музыки подбираются игровые образы, например цветы, дельфины, морские водоросли, лодочки.

Режим горизонтированных поз обеспечивает естественную, биологически обоснованную последовательность формирования поз и движений: от положения лежа на спине – к позе стоя на высоких коленях. Позвоночник при этом находится в самом оптимальном положении для коррекции, разгрузки и расслабления. Деятельность сердечно–сосудистой системы также проходит в щадящем, разумном режиме (исключается избыточное напряжение сердечной мышцы). Музыка и театрализация позволяет создать у детей во время упражнений положительный эмоциональный фон.

28. Виды музьикально-ритмической деятельности детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие». В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку. Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку. Пение. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Н.А.Ветлугина Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими

29.Формы организации музыкально-ритмической деятельности детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство. К слушанию музыки относятся 1) беседы или занятия, когда музыка звучит фоном; 2) специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного; 3) упражнения на внутреннее слышание. Так же пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами: 1) Музыкопробуждение Включение записинежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна. 2) Музыкосон Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. 3) Музыконаслаждение Слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления. Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки: ---- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; --- использовать на занятиях другие виды музыкальной деятельности детей: музыкальное движение, пение, игру в оркестре, дирижирование; ---- использовать произведения других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы. Активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, - преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия - ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними - возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений. Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг - выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры. Такие приемы помогают избавиться от агрессии, поднимают настроение. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.[13, с.48]

Следует отметить, что эти формы музыкотерапии просты и доступны в обстановке любого дошкольного учреждения.

31 .Музыкальная психотерапия — одно из средств лечения неврозов, депрессий.Музыкальная психотерапия – лечение психических расстройств с помощью музыки и пения. Музыкальная психотерапия может быть как пассивной, когда терапевтическое воздействие оказывает прослушивание музыки и пения, так и активной, когда клиент сам играет на различных музыкальных инструментах, поёт, самостоятельно пишет тексты песен и музыку. В настоящее время музыкальная психотерапия широко применяется во всём мире при лечении различных эмоциональных расстройств, страхов, фобий, стресса, депрессии и т.д. Музыка используется для расслабления в различных медитативных практиках. Также музыка может применяться для установления контакта между клиентом и психотерапевтом, когда в силу тех или иных причин оказывается сложно установить словесный контакт. Благотворное влияние музыки на человеческую психику обусловлено тем, что по своей частоте музыкальный ритм близок к частоте дыхания и сердцебиения. Когда человек слушает музыку, его организм подстраивается под неё и, следовательно, у человека восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания, поднимается настроение, нормализуется сон. Наиболее часто в музыкальной психотерапии применяется классическая музыка. Считается, например, что “Соната K448” Моцарта помогает при эпилепсии, “Лунная соната” Бетховена, “Кантата №2” Баха, “Симфония” Гайдна и “Итальянский концерт” Баха при неврозах и раздражительности, сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грустный вальс” Сибелиуса, “Грезы” Шумана и пьесы Чайковского при бессоннице, “Колыбельная” Брамса, “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса обладают успокоительным действием и способствуют снятию стресса, а “Аве Мария” Шуберта, “Лунная соната” Бетховена, “Лебедь” Сен-Санса, “Метель” Свиридова способствуют борьбе с алкоголизмом и курением. Музыкальная психотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой работе, при этом используется множество различных музыкальных инструментов – от органа до колокольчиков. Музыкальная психотерапия – способ достичь гармонии и согласия с самим собой. Музыкальная психотерапия берёт своё начало из глубокой древности. Именно тогда было замечено благотворное влияние музыкальных звуков на человека. Ещё античный мыслитель Пифагор, говорил о «музыкальной медицине», которая, по его мнению, оказывала на человека как успокоительное, так и тонизирующее воздействие. Платон и Аристотель также верили в целебную силу музыки, утверждая, что музыка позволяет вернуть человеку утраченную гармонию с самим собой и с окружающим миром. В настоящее время в психологии существует несколько теоретических концепций, объясняющих воздействие музыки на человека. Сторонники ассоцианизма, например, беря в качестве отдельного элемента различные средства музыкальной выразительности (ритм, звук, тембр, гармонию), видели причину воздействия музыки в связях, которые образуются в ассоциациях по смежности с тем или иным переживанием. Сторонники гештальтпсихологии отмечали, что восприятие музыкального созвучия не равно сумме употребляемых при этом отдельных музыкальных средств, а есть переживание нового качественного своеобразия, единого в своей целостности. С точки зрения психоаналитического подхода музыкальное произведение содержит в себе отражение сексуальных символов и выражение патологических комплексов.

30 вопрос. Музыка и движение как терапевтическое средство коррекции психофизиологического состояния детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ Лечебный эффект музыки известен еще с древности. Египетские жрецы пытались лечить музыкой бесплодие у женщин; в храмах Древней Греции музыкой и хоровым пением лечили душевнобольных. Музыкой сейчас лечат гипертонию, гипотонию, неврозы; дефекты слуха и речи у детей; используют музыку в акушерской практике, хирургии, при лечении зубов, а также в сексологии, наркологии и токсикологии. Вообще, в музыкальной терапии есть несколько направлений и теорий.

По одной из них, основной целебный фактор в музыке - это ритм. В природе все подчинено определенным ритмам, в том числе и человеческий организм. Каждый орган вибрирует по-своему, и его вибрации могут совпадать с ритмами и энергией определенных звуков и инструментов. Итак, медики рекомендуют такие «музыкальные лекарства»: - флейта - очищает легкие; - виолончель - помогает людям с больными почками; - церковный орган - гармонизирует энергетический поток в позвоночнике; - скрипичная и фортепианная музыка успокаивает нервы; кроме того, фортепиано нормализует работу щитовидной железы; - барабаны и арфа незаменимы в кардиологии: они восстанавливают ритм сердца и нормализуют работу кровеносной системы: - бубен, гобой и кларнет «уравновешивают» печень; - виолончель благотворно воздействует на почки. - а саксофон, самый сексуальный музыкальный инструмент, активизирует соответствующую энергию, восстанавливает потенцию. Зная, в унисон с каким инструментом звучит «сбившийся с ритма» (то есть больной) орган, можно подобрать соответствующую музыку и регулярно слушать исцеляющие ритмы - и вскоре весь организм обретет чистое, здоровое «звучание». Лечебное воздействие музыки связано не только с инструментами, но и с жанрами, в которых она звучит.

Как мы уже выяснили, классическая музыка оказывает универсальное оздоровительное воздействие - и на психику, и на тело. Духовная и религиозная музыка снимает болевой синдром. Джаз, блюз и регги избавляют от депрессии. Поп-музыка может как поднять настроение, так и испортить его. Мелодичный рок в небольших количествах снимает нервное и мышечное напряжение. А вот хард-рок может, напротив, навредить - нередко он вызывает неосознанную агрессию. Рэп тоже не рекомендуется для частого прослушивания - он также пробуждает негативные эмоции. Например, психологи заметили, что музыка Моцарта обладает поистине волшебным универсальным действием - помогает победить депрессию, устранить умственное напряжение. Снять стресс можно также благодаря произведениям Шуберта, Шопена: их музыка помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. А симфонии Чайковского освобождают душу от страданий, неприятных воспоминаний. Музыка Шостаковича помогает держать под контролем отрицательные эмоции, а творения Визе, Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение. Притом не важно, слушаете ли вы музыку или исполняете ее сами.

31 .Музыкальная психотерапия — одно из средств лечения неврозов, депрессий. Музыкальная психотерапия – лечение психических расстройств с помощью музыки и пения. Музыкальная психотерапия может быть как пассивной, когда терапевтическое воздействие оказывает прослушивание музыки и пения, так и активной, когда клиент сам играет на различных музыкальных инструментах, поёт, самостоятельно пишет тексты песен и музыку. В настоящее время музыкальная психотерапия широко применяется во всём мире при лечении различных эмоциональных расстройств, страхов, фобий, стресса, депрессии и т.д. Музыка используется для расслабления в различных медитативных практиках. Также музыка может применяться для установления контакта между клиентом и психотерапевтом, когда в силу тех или иных причин оказывается сложно установить словесный контакт. Благотворное влияние музыки на человеческую психику обусловлено тем, что по своей частоте музыкальный ритм близок к частоте дыхания и сердцебиения. Когда человек слушает музыку, его организм подстраивается под неё и, следовательно, у человека восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания, поднимается настроение, нормализуется сон. Наиболее часто в музыкальной психотерапии применяется классическая музыка. Считается, например, что “Соната K448” Моцарта помогает при эпилепсии, “Лунная соната” Бетховена, “Кантата №2” Баха, “Симфония” Гайдна и “Итальянский концерт” Баха при неврозах и раздражительности, сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грустный вальс” Сибелиуса, “Грезы” Шумана и пьесы Чайковского при бессоннице, “Колыбельная” Брамса, “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса обладают успокоительным действием и способствуют снятию стресса, а “Аве Мария” Шуберта, “Лунная соната” Бетховена, “Лебедь” Сен-Санса, “Метель” Свиридова способствуют борьбе с алкоголизмом и курением Музыкальная психотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой работе, при этом используется множество различных музыкальных инструментов – от органа до колокольчиков.

32 вопрос. Организация музыкально-ритмической терапии в ДОУ, в школе. Музыкальная терапия это прежде всего мелодия, ритм и текст. Во время пропевания слов мелодия и ритм вынуждают ученика произносить слоги вовремя. Если что-то у него не получается, я стараюсь многократно четко и ясно пропеть, произнести трудное слово, На первом уроке, да и на всех последующих, главное — поощрить ребенка за то, что получилось сейчас, ведь для детей, не привыкших к вниманию со стороны окружающих, к самостоятельной работе и успехам в ней, это особенно важно. Повторение — одно из мощнейших средств развития ребенка. Дети вообще с радостью узнают знакомые песенки и с удовольствием их поют. Пение быстро, поем медленно, поем громко, поем тихо, поем высоко, поем низко одну и ту же песню (при этом смена упражнений, скорость этой смены полностью зависит от возможностей данного ребенка в данный момент). Нужно иметь в виду, что переход от быстрого исполнения к медленному, от громкого — к тихому, от высокого — к низкому является сложной задачей для детей. То есть, здесь неуместно механическое повторение предыдущего упражнения и предыдущего урока в целом. Малейшие изменения и вариации урока также помогают развитию ребенка.Ритм Одним из важнейших начал, организующих волю ребенка, является ритм, этот могучий строитель движения. Он мобилизует все имеющиеся у ученика ресурсы на выполнение поставленной задачи. Часть урока посвящается движению под музыку. Влияние ритмического рисунка марша огромно. Вспомним, что в старой русской армии была прекрасная традиция: перед входом в расположение полка стоял оркестр и поджидал возвращающихся с трудных учений солдат. Грянувший марш вливал новые силы в изнуренных людей, и они входили в расположение своей части бодрыми и веселыми. Конечно, состояние наших детей намного сложнее состояния просто уставших солдат, но они так же, как и солдаты, будут искать в нем новые силы на пути к выздоровлению.

Что-то на уроке не получается сразу — не расстраивайтесь: получится потом, но главная задача урока будет выполнена, если ребенок уйдет после него счастливым. Не стоит добиваться окончательных результатов всех упражнений любыми средствами и сейчас (это может привести к необратимому), наберитесь спокойствия и терпения и, поспешая медленно, как говорили древние, идите к цели.

34.Танец, мимика, жест в работе с детьми с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата. Одной из основных целей танцевальной терапии для детей с нарушениями двигательных функций является развитие осознание собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общение, исследование чувств и приобретение группового опыта. Таким образом, в ходе танцевальной терапии для детей с двигательными нарушениями, танец используется как форма самовыражения и невербального общения с целью развития личности и системы ее отношений. Целью танцевальной терапии являются: развитие осознания собственного тела и возможностей его использования; установление чувства собственного достоинства путем создание позитивного образа тела; развитие социальных навыков общения и адекватного выражения своих эмоций; высвобождение подавляемых чувств; раскрытие творческого потенциала. позитивное влияние танцевальной терапии на детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. В результате проведения танцевальной терапии у детей улучшается общее самочувствие и состояние, отмечается преобладание позитивного фона настроения, снижается уровень общей личностной тревожности. Танцевальная терапия оказывает позитивное влияние на формирование самооценки детей с двигательными нарушениями. Это проявляется в снижении уровня притязаний и приближении самооценки к адекватному уровню. Для этих детей необходим двигательный лечебный режим, который предусматривает частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий, прогулок. Даже при самых тяжелых случаях заболевания ребенок не должен постоянно находиться в постели; его следует выкладывать на маты, ковер, сти-мулировать у него ползание, перевороты и другую двигатель-ную активность. В группах детей с нарушением опорно-двигательного аппарата много внимания уделяется невербальным способам общения. Детей учат с помощью жестов, поз, мимики передать какое-либо сообщение с помощью пантомимы рассказать всем известное стихотворение или сказку.

5 вопрос. Цели и задачи, основные понятия процесса музыкально-ритмической терапии в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия официально признана в Европе в девятнадцатом веке, когда ее стали использовать в практике передовые врачи. Расцвет музыкотерапии приходится на двадцатое столетие. Основные направления лечебного действия музыкальной терапии: 1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии 2. Развитие коммуникативных способностей (навыков межличностного общения) 3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы 4. Повышение уровня эстетических потребностей. Можно выделить две основные формы музвкальной терапии: активную и рецептивную. Активная музыкальная терапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкальная терапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Рецептивная терапия существует в трех формах: Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия) Реактивной (направленной па достижение катарсиса) Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения). Методы музыкальной терапии можно свести к трем основным направлениям: клинической, оздоровительной и экспериментальной музыкотерапии. К рецептивным методам музыкальной терапии относятся те методы, в которых пациент принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия. Задачи. 1.Проведение диагностики по выявлению у некоторых детей проблемы с общением внутри коллектива сверстников. 2. Разработка индивидуальных и групповых программ для проведения сеансов музыкальной терапии. 3. Наблюдение и исследование процесса благотворного влияния музыки на эмоциональное состояние детей с заключительной диагностикой и учётом результатов исследования.

К активным методам относятся те, в которых активное участие принимает сам пациент. В их числе: вокалотерапия; музыкально –педагогическая реабилитация; игровая вокалотерапия; метод Нордофф - Роббинс; аналитическая музыкотерапия и психотерапия и др. В методах музыкальной терапии используются три фактора воздействия музыки на организм человека: 1. Психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд); 2.Физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма); 3. Вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них). Влияя на клеточном уровне на организм человека, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на слушателя. Поэтому подбирать музыку для лечения и релаксации должен профессионал.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.