МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вопрос. Социально-психологический аспект восприятия музыки детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Роль музыки в коррекции коммуникативной сферы.





Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы - четко дифференцированными, с хорошо различимыми темпом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма музыкальных произведений должна быть простой или повторяемой. Как правило, всем этим требованиям отвечают детские песенки, несложные по мелодии и оркестровке. В каждый комплекс входит пять-шесть отдельных музыкальных композиций, В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций. Музыкальная коррекция в тесной связи с лечебной педагогикой дает возможность создать особые предпосылки для успешного обучения, воспитания и адаптации в социуме каждого ребенка с неврологическими, психическими заболеваниями и умственной отсталостью. Для обеспечения возможностей успешного обучения каждого такого ребенка, для улучшения усвоения знаний, для активизации их самостоятельной познавательной деятельности очень важно использовать те богатые и разнообразные возможности, которые дает нам музыка. Особое внимание хочется обратить на тот момент, что музыка может быть не только основным методом влияния на ребенка, но и сопровождать учебно-воспитательную, лечебную и коррекционную деятельность. Музыка воспринимается детьми, как нечто приятное, делающие жизнь богаче и интереснее, а самое главное то, что она доступна для каждого ребенка и дает возможность восприятия и самовыражения. Музыку можно просто слушать, переживать с ней, поддаваться настроению музыки, музицировать голосом, движением, играть на музыкальном инструменте, действовать под музыку: двигаться, играть вместе с другими или по-одному, исследовать окружающий мир, людей, обогащать через музыку свой быт, осуществлять возможность нового альтернативного общения. Музыка стимулирует самостоятельность, осознание собственной значимости, проявление инициативы. В тоже время, она учит ребенка находить свое место в группе детей, выбирать и высказывать свои предпочтения, формирует умение слышать других, сопереживать, общаться, что особенно важно для детей с коммуникативными нарушениями. Учитель должен формировать отношение детей к музыке и активно участвовать в творческих опытах, побуждая детей ценить и любить музыку, ведь она делает жизнь богаче. Хочется отметить отдельно то, что музыка является альтернативным вариантом работы с детьми для которых вербальное выражение мысли невозможно или осложнено. В этих случаях воздействие музыкальными методами дает возможность проникнуть в скрытый мир ребенка, осмыслить его эмоциональные проявления, желания, предпочтения. Музыкальные занятия дают возможность проводить обучение с учетом психофизиологии ребенка, интенсивно развивают головной мозг, активизируют компенсаторные механизмы, обеспечивают полисенсорную стимуляцию познавательной деятельности ребенка.

17. Влияние музыки на эмоциональное состояние детей. Основные требования к подбору музыки для индивидуальных и подгрупповых занятий. Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период раннего и младшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях. Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания. Влияние музыки на эмоциональное состояние: Многочисленные исследования показали, что эмоции четко связаны с определенными средствами музыки: 1) печаль - с медленной минорной мелодией; 2) гнев - с минорной и быстрой мелодией; 3) радость - с мажорной и быстрой мелодией: 4) спокойствие - с мажорной и медленной мелодией.. Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального и нравственного воспитания, без которого школьное образование и воспитание будет односторонним и неполноценным, что может отрицательно сказаться в последующей жизни человека. Формирование музыкальных способностей, которое осуществляется в детских садах, на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. К этому нужно добавить, что искусство способствует повышению восприимчивой и, развитию различных способностей, овладению разнообразными видами деятельности. Биографии выдающихся музыкантов — Ф.И. Шаляпина, Дж. Энеску, С.В. Рахманинова и многих других — показывают, что художественная одаренность сама по себе многогранна. Искусство объединяет художественно-эмоциональные и познавательно-интеллектуальные компоненты одаренности и тем самым расширяет возможность формирования специальных способностей.

18 Моделирование эмоций средствами музыки. Для практики эстетического воспитания очень важным представляется нахождение путей формирования у школьников высокой эмоциональной культуры. Воспитание способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных задач музыкального воспитания. Для этого учитель музыки должен располагать сведениями относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций человека. Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие сходное эмоциональное состояние Медленная мажорная – Спокойствие Медленная минорная – Печаль Быстрая минорная – Гнев Быстрая мажорная – Радость Следует отметить, что такие моменты музыкальной выразительности, как тембр, ритм, динамика, ритмоинтонационные и гармонические средства представляются очень важными для моделирования в музыке той или иной эмоции, тем не менее они являются дополнительными. Эстетические чувства, возникающие при восприятии музыкального произведения в отличие от базальных эмоций, имеющих место в непосредственной жизни, включают в себя комплекс близких по значению настроений, дающих динамическую картину эстетического переживания, которое может быть выражено при помощи многочисленных вербальных определений. Таким образом, в традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций: 1. Основные параметры музыки : медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом. Литературные определения (по данным музыковедческой литературы): сумрачная, трагическая, мрачная , тоскливая, гнетущая, подавляющая, унылая, скорбная. Названия произведений: Чайковский. V симф., вступление; его же. VI симф., финал; Григ. «Смерть»; Шопен. Прелюдия до-минор; его же. Марш из сонаты си-бемоль-минор. трагичность... скорбь... уныние... грусть... 2. Основные параметры музыки : медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным. Литературные определения (по данным музыковедческой литературы) : лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная. Названия произведений: Бородин, Ноткин из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа—мажор (крайние части); его же. Этюд ми-мажор (крайние части); Шуберт. «Аве Мария»; Сен-Санс. «Лебедь». созерцательность... мягкость... уравновешенность... спокойствие. 3. Основные параметры музыки: быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим. Литературные определения (по данным музыковедческой литературы) : драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, гневная, отчаянная. Названия произведений: Шопен. Скерцо № 1, Этюд № 12, соч. 10; Скрябин. Этюд № 12, соч. 8; Чайковский. VI симф., 1-я ч. разработка; Бетховен, финалы сонат № 14, 23; Шуман. «Порыв». гнев... мятежность... отчаяние... тревожность... драматичность... 4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий. Литературные определения (по данным музыковедческой литературы): праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная. Названия произведений: Шостакович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий № 6, 12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. «Руслан и Людмила», увертюра; Бетховен, финалы симфоний № V, IX. оптимизм... жизнелюбие... радость... бодрость и веселье... утренняя весенняя бодрость...радость, праздничность и ликование... Известно, что холерики и сангвиники отличаются быстрым темпом психической активности, в то время как меланхолики и флегматики — более медленным. Если меланхоликов и холериков отличает неустойчивость, нестабильность настроения, то флегматиков и сангвиников будут отличать именно устойчивость, общая мажорность эмоционального мироощущения. Музыкальное воспитание, предлагая учащимся в содержании музыкальных произведений эмоции различной модальности, делает их одновременно и более способными к переживанию тех эмоциональных состояний, которые не входят в структуру эмоций их природного темперамента, тем самым расширяя и углубляя контакты с окружающими людьми и действительностью. Было бы неверно все богатство эмоционального содержания, заложенного в музыкальное искусство, пытаться уложить в предложенную схему. Тем не менее, как нам представляется, рассматриваемая модель в своих наиболее существенных моментах раскрывает главные закономерности кодирования житейских эмоций средствами музыки и превращения их в эмоции эстетические. Модель — это только модель, а не сама реальная действительность, но, пользуясь приемами моделирования, эту действительность можно понять глубже и разностороннее.

19 Исследование моторики детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Важной психолого-педагогической коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в раннем и дошкольном возрасте. Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой, учебной деятельностью. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т.е. активизируется вся психическая деятельность ребенка. Игры на исследование моторики детей:. Настольно-печатные игры – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др. Дидактические куклы (мальчик и девочка) – «заплети кукле косы», «завяжи банты»; «помоги мальчику застегнуть рубашку», «завяжи шнурки» и т.д. Театрализованные игры – работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять. )«Театр на руке» - это кукольный театр, пальчиковый и театр «на пальчиках». 2.Развивающие (имеющие несколько уровней сложности, многообразие в применении): мозаики (работа по образцу), пазлы, всевозможные шнуровки, застёжки, нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой; 3. Игры на развитие пространственного воображения: игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления, творческое воображение. 4. Игры и упражнения с использованием элементов ТРИЗ: раскрашивание предметов с определёнными звуками, работа со схемами, моделями и др. Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук «Корабль» Проведи свой корабль (кратчайшим путем) в порт так, чтобы он не сел на мель. 5. Словесные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками): Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Следует отметить, что развитие мелкой моторики у дошкольников можно развивать во всех видах деятельности: а) работа в уголке природы: полив растений, рыхление почвы, протирание листьев у цветов; б) режимные моменты: мытьё рук, одевание на прогулку, хозяйственно-бытовой труд. У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НОДА), если не принять должные меры, формируются патологические двигательные стереотипы, возникает ряд компенсаторных приспособлений, без которых невозможно как поддержание позы, так и любые виды локомоций. Причина Исследования показали, что на статокинетическую устойчивость детей-инвалидов влияет множество факторов: 1) отвлечение внимания, которое рефлекторно нарушает психофизическое состояние ребенка (действие множественно различных раздражителей); 2) из-за диагноза и неумения владеть своим телом ребенок боится ощущения при сенсорном восприятии окружающего пространства; 3) из-за повышенного мышечного тонуса ребенок не может удержать свое тело в вертикальном положении и поэтому включаются компенсаторные функции для удержания тела. Выявлено, что у детей с НОДА мышцы не способны к выполнению быстрого и полноценного переключения из одного состояния в другое и осуществлению согласованных взаимоотношений мышц-антагонистов. Удержание вертикальной позы при стоянии у детей с НОДА достигается ценой мышечных усилий, превосходящих норму в среднем на 33% от максимальных значений. Исследования мышечного напряжения лица не редко показывают, что дети с такими психическими отклонениями, как аутизм и синдром Дауна, имеют сильное напряжение лица и наибольшую асимметрию в лобном отделе. В других отделах (спина и ноги) у разных нозологических групп имеются различные асимметрии в зависимости от рефлекторного принятия положения тела стоя. Анализ опороспособности у детей с двигательными нарушениями выявил, что площадь распределения нагрузки на опору левой и правой ног неодинакова и максимальное давление у них в основном приходится на пятки. У ряда детей (у детей с ДЦП) вовсе отсутствует опороспособность, максимальное давление у них приходится на одну точку передней поверхности стопы левой или правой ноги. Неспособность ребенка распределять свой вес на стопу приводит к тому, что он не может удержать свое тело в пространстве.

Анализ статокинетической устойчивости выявил, что у всех детей с НОДА, начиная с самых легких случаев и заканчивая тяжелыми, имеются общие типичные моменты нарушения правильного положения тела стоя: 1) неправильная регуляция мышечного тонуса, 2) отсутствие реакции опоры, 3) патологическая активность врожденных тонических рефлексов, 4) неумение владеть своим телом (отсутствие координации), что отрицательно влияет на статокинетическую устойчивость ребенка в пространстве и резко меняет вертикальную позу независимо от возраста и предыдущего опыта.

 

 

20. Программа формирования здоровья детей «Здравствуй» М.Л.Лазарева. Здоровый образ жизни - путь к успеху. Программа «Здравствуй!» направлена на оздоровление и раннее развитие детей в детском саду и в семье. Цель программы помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, сформировать у них мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни, воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы их здоровья. Направления работы 1) создание здоровьесберегающей среды 2) организация рационального питания 3) участие в исследовательской деятельности 4) взаимодействие с межведомственными образовательными учреждениями (КК ИПК ПП РО) 5) взаимодействие с родителями 6) воспитательно-образовательная работа с дошкольниками 7) режим дня 8) физкультурно-оздоровительная работа Здоровьесберегающие технологии это разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Технологии сохранения и стимулирования здоровья динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.) подвижные и спортивные игры контрастная дорожка, тренажеры Технологии обучения здоровому образу жизни. утренняя гимнастика физкультурные занятия бассейн точечный массаж спортивные развлечения, праздники День здоровья СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)Технологии музыкального воздействия. Музыкотерапия сказкотерапия библиотерапия В этой программе в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребёнка выступает музыка Оздоровительное влияние музыки на детский организм. 1) Действует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. 2) Имеет три начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. 3) Позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку. Дети занимаются оздоровлением, не замечая процесса лечения. 4) Позволяет совершенствовать дыхательную функцию. 5) Оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Содержание программы «Волшебное зеркальце». «Целебные звуки». «Чудо – нос». «Веселые движения». «Вода и мыло». «Полезная еда». «Цветок здоровья». «Цветок Здоровья». предполагает восстановление у ребенка врожденного естественного чувства ощущать радость жизни, видеть ее красоту. Такая модель является мотивированным началом формирования в подсознании ребенка веры в свои безграничные возможности, в свое выздоровление. Конечная цель программы в том, что ребенок учится оздоравливать и развивать себя сам. «Цветок здоровья» состоит из семи лепестков: желтый – волшебное зеркальце (достоинство, смелость, защита слабых); зеленый – полезная еда (зубная щетка, каша, витамины); голубой – чудо – нос (носовое дыхание, долгий звук, сильный выдох); синий – вода и мыло (личные вещи, чистые руки, закаливание); фиолетовый – целебные звуки (правильная речь, исцеление голоса, приветствие); красный – веселые движения (виды движений, самостоятельность, стихия огня); оранжевый - семья (режим дня, вежливость, общение);

Нетрадиционные приемы работы «Сухой аквариум»(снятие напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса) Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки) Массаж ладоней (различные массажеры, в том числе и самодельные) Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики их веревки с узелками. Контрастная дорожка (покрытие – камешки) и роликовые массажеры Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком. Оздоровительная гимнастика босиком под музыку.

Медико-восстановительные методики 1) мимические разминки 2) гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение мышц глаз, кровообращение) 3) пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции 4) дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки) 5) точечный массаж 6) игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки. Формы и методы: 1) групповые родительские собрания « О здоровье- всерьез!» 2) анкетирование «Здоров ли Ваш ребенок?» 3) совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья 4) консультации, рекомендации ( «Оздоровительный бег – это здорово!») 5) памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», 6) дни открытых дверей 7) обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы) 8) выпуск газеты ДОУ «Родительский вестник» Результаты работы 1) положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости. 2) повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости. 3) развитие основных психических процессов





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.