МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Исторический аспект применения музыки в лечебных целях.





Музыкально-ритмическая терапия с детьми с нарушениями ОДА.

1. Музыка и всестороннее развитие личности. Теоретические основы музыкальной терапии. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Отдельно и в комплексе для усиления. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. После войны Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы. Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Различный уровень музыкальной подготовки – различное восприятие. Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяются тонус мышц, моторная активность. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии: 1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии. 2.Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей. 3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы. 4. Повышение эстетических потребностей. В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают: 1) катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния; 2) облегчение осознания собственных переживаний; 3) конфронтацию с жизненными проблемами; 4) повышение социальной активности; 5) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; 6) облегчение формирования новых отношений и установок. АКТИВНАЯ и ПАССИВНАЯ формы МТ. Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. 1.Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, 2.Реактивная, направленная на достижение катарсиса. 3.Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения.



Исторический аспект применения музыки в лечебных целях.

Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнюю историю, но до сих пор музыкотерапия еще не выделилась в самостоятельную науку (хотя она имеет и свой предмет, и свои методы). Музыкотерапия Древнего Востока и Индии В литературных и религиозных текстах, в частности, Атарваведах, есть указания на лечение при помощи священных песнопений. Арабские врачи знали, что для успешного лечения важно хорошее настроение больного. Моисей Маймонид (1136—1204), воспринявший дух арабской медицины, которую многим обогатил, при каждом заболевании тела надеялся при помощи музыки повысить «животную силу». «В Каноне врачебной науки» Авиценна рекомендовал страдающим меланхолией развлекаться музыкой и пением птиц. В Древней Греции музыке придавали универсальное значение, приписывая ей воспитательные функции. Школа Пифагора рационально разработала систему моральных предписаний и учение о «катартическом», т. с. очищающем воздействии музыки на человека. Психические расстройства пифагорейцы расценивали как этические, и воздействие музыки также, как этическое. Согласно теориям Платона, Аристотеля, Плутарха, всякое общественное воспитание — педагогическое, эстетическое, интеллектуальное — основывается, главным образом, на музыкальном воспитании. Античная музыкальная эстетика разработала четкую классификацию эстетических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий, инструментов, выделяя те из них, которые являются подходящими для воспитания мужественной, героической личности. Музыкотерапия в Средние века В средние века вопросы лечебного использования музыки не имели такого значения, как в Древней Греции. В то же время музыка была неотъемлемой частью культовых обрядов, являясь важным практическим средством морально-религиозного воспитания. Следует отметить существенное отличие средневекового понимания музыки и ее свойств от античного: античные авторы указывали на более разнообразные формы и виды воздействия музыки на человека — от магического, лечебного до сферы воспитания, т. е. использования музыки как средства формирования свободного человека-гражданина во всей многогранности проявлений его характера; средневековые же схоласты из всего этого многообразия музыкального эпоса древних отдавали предпочтение «очистительному» воздействию музыки. Культура Ренессанса развивалась под флагом Возрождения античной древности, как в области науки, так и искусства. Средневековые ученые Возрождения видят в музыке мощное средство пробуждения в человеческой личности способности к эстетическому наслаждению, радостному восприятию жизни, интереса к познанию мира. Бурно развивается камерная музыка, в которой преобладает жизнеутверждающая гуманистическая тематика и реалистическая образность, откровенно воспевающая прелести земного бытия. Это была своеобразная реакция протеста многовековому подавлению церковью всякого проявлении чувства. По всей Нероне наблюдался «симптом массовой расторможенности». Описаны многочисленные случаи психических эпидемий, где музыка оказывалась единственным действенным средством. В период 14—16 вв. Голландию, Бельгию, Нидерланды захлестнула волна эпидемий пляски Святого Витта: остановить движущуюся толпу «плясунов» было невозможно— зрители сами вовлекались в неукротимую пляску и неистовая процессия двигалась дальше. Средневековая хроника свидетельствует, что эпидемия быстро затухала, когда встречала на своем пути мобилизованных для ее остановки музыкантов, игравших медленную успокаивающую музыку. Ятромузыка Только в XVII—XVIII веках учение о лечебном использовании музыки («ятромузыка») стало развиваться далее. Kircher (1684) была предложена механическая теория, объяснявшая лечебное воздействие музыки физическими и химическими процессами, происходящими в организме при ее воздействии. В «призренческий период» психиатрии, когда терапевтические возможности врачей были крайне ограничены, музыка широко использовалась при лечении психически больных. Esquirol считал, что музыка действует на психически больных успокаивающе. Pinel не исключал возможность «... критического прекращения заболевания в результате могущественного влияния музыки и упражнения тела».

В конце XIX в. на смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований. Ученые делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты. Интерес отечественных ученых к проблеме «музыка и медицина» на этом этапе исследований будет очевидным, если принять во внимание инициативу В. М. Бехтерева, под руководством которого в России в 1913 г. было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены». Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Couty, Charpentier (1874), Mentz (1895), Binet, Courtier (1896), Guibault (1898) показали, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась. Дальнейшие исследования, подтвердили воздействие музыки на частоту пульса и дыхания (В. М. Бехтерев) сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение;

3. Анализ развития музыкальной психотерапии зарубежными исследователями. Первые ростки науки музыкальной психологии можно найти еще в трудах античных философов. Одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в танцах, пении и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Платон считал, что могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и ритмах; нет худшего разрушения нравов, чем отход от скромной и стыдливой музыки. Аристотель разработал учение о мимесисе, подробно описав музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. Так же античные музыканты придавали особое значение темпу, ритму и инструментам, используемым для выступлений, так как замечали, что влияют на настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Еще в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. В древних цивилизациях Китая, Индии, Египта жрецы храмов, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Индийская философия считает, что даже самый простой язык, слово, речь не могут существовать без музыки, что воздействие музыки зависит не только от мастерства исполнителя. Ее эффект на слушателя определяется и уровнем духовного развития музыканта, по этой причине значение музыки различно для каждого человека. В средние века музыкальная психология развивалась в работах музыкантов-теоретиков и музыкантов-философов – Боэция, Гвидо Аретинского, Царлино, Кунау, Кирхера, Матессона. Они изучали воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека, устанавливали отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки. Собственно научная музыкальная психология берет свое начало в труде Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки». Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия. В 1807 г. в Вене вышла книга д-ра Лихтенталя под названием «Врач-музыкант или сочинение о влиянии музыки на тело и ее использовании при определенных заболеваниях», в которой точно описывается, как музыка может влиять на психику и косвенно на само тело. Впервые в психиатрические учреждения музыкотерапию стал вводить в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль. Первоначально музыкальная психология развивалась, изучая те ощущения, которые доставляют слуху простые тоны. Отсюда и название – «тонпсихология» как наука о звуках, не имеющих частичных тонов. Эта наука в свою очередь развивалась в рамках идей атомизма, которые властвовали в психологии с конца XIX века до 20-х годов XX-го. На смену им пришли принципы целостности восприятия, используемые в гештальтпсихологии. Важным ее положением являлось то, что целое в восприятии не равно сумме отдельных ощущений от звуков, тембров, ритмов. Одна из первых работ, наиболее полно представляющих направление гештальтпсихологии в теории музыки, - работа Э.Курта, вышедшая в 1931 году в Берлине. Большой вклад в развитие музыкальной психотерапии внес немецкий исследователь К. Шумпф, работы которого вышли в конце XIX века, заложившие основы концепции о двух компонентах высоты музыкального звука. Суть концепции заключается в том, что с изменением одного физического признака звука (частоты его колебаний) изменяются одновременно два его психологических признака (тембр и высота). Эти идеи были развиты затем в трудах М. Майера, Г. Ревеша («Введение в музыкальную психологию», 1946), А. Веллека («Музыкальная психология и музыкальная эстетика», 1963). Однако как самостоятельная отрасль знаний и область научно-практической деятельности, связанной как с психическим, так и с физическим здоровьем организма, музыкотерапия начала формироваться только в ХХ веке. Она начинает активно применяться в Европе, США, Австралии, Японии. Среди получивших широкую известность теоретических школ следует выделить Дж. Элвина (Великобритания), П. Нордоффа и К. Роббинса (США), Э. Лекоурта (Франция), Дж. Кр. Тровеси (Италия).

4. Анализ развития музыкальной психотерапии отечественными исследователями. В России в 1913 году изучением лечебного действия музыки занимались психиатры, в том числе профессора Саккети и Бехтерев, но лишь в 1993г. Михаил Чунч организовал Международный центр музыкотерапии. Научные концепции этих специализированных музыкотерапевтических сообществ различаются между собой, как и оригинальные формы лечебных ритуалов древности. Со второй половины XX в. музыкотерапия изучается и используется в лечебных и коррекционных целях в различных направлениях медицины и в психологии, в частности, специальной. Представлен широкий спектр работ Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, И.М. Гриневой, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, Г.С. Тарасова, В.В.Медушевского, Л.Л. Бочкарева. Наиболее разработанной областью музыкальной психологии является психология музыкального восприятия, исследованием которой занимались музыковеды и теоретики – Ю.Н.Тюлин, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Л.А. Мазель, М.В. Блинова, Ю.Б.Алиев, С.Н. Беляева-Экземплярская, Н.А. Ветлугина и другие. Интерес к использованию музыки в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX в. заметно вырос. Научно-технические достижения позволили более глубоко изучать физиологические реакции организма в ответ на воздействие музыки. В то же время этот интерес определяется возможностью применения музыки как лечебно-коррекционного средства, обеспечивающего гармонизацию состояния человека: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развития эстетических потребностей. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института в 90-х гг. проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой или пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно дать толчок к новому видению ситуации и нейтрализации негативных эмоций индивида. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в американской школе музыкотерапии (Illing H.S., Benedict I., 1958) предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в шведской школе, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как музыкальные инструменты, так и голос, хлопки, топот, постукивания. Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе с умственно отсталыми пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в пенитенциарных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, используются в практике музыкального образования.

Современному практическому психологу, стремящемуся к самореализации и овладению профессиональным мастерством в сфере музыкальной психологии, необходимо знать о перспективных направлениях научного исследования, а также уметь применять эти знания в своей деятельности, что невозможно без глубокого осмысления теоретической базы музыкальной терапии.

5 билет. Цели и задачи, основные понятия процесса музыкально-ритмической терапии в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Цель: развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста с нарушениями ОДА. Задачи: 1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки. 2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений. 3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку. 4. Развитие музыкальности. 5. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание. 6. Развитие музыкального слуха, чувства ритма. 7. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства. 8. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия официально признана в Европе в девятнадцатом веке, когда ее стали использовать в практике передовые врачи. Расцвет музыкотерапии приходится на двадцатое столетие.

Основные направления лечебного действия музыкальной терапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии

2. Развитие коммуникативных способностей (навыков межличностного общения)

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы

4. Повышение уровня эстетических потребностей.

Можно выделить две основные формы музвкальной терапии: активную и рецептивную.

Активная музыкальная терапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкальная терапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Рецептивная терапия существует в трех формах:

- Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия)

- Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

- Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Методы музыкальной терапии можно свести к трем основным направлениям: клинической, оздоровительной и экспериментальной музыкотерапии.

К рецептивным методам музыкальной терапии относятся те методы, в которых пациент принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия.

Задачи.

1.Проведение диагностики по выявлению у некоторых детей проблемы с общением внутри коллектива сверстников.

2. Разработка индивидуальных и групповых программ для проведения сеансов музыкальной терапии.

3. Наблюдение и исследование процесса благотворного влияния музыки на эмоциональное состояние детей с заключительной диагностикой и учётом результатов исследования.

К активным методам относятся те, в которых активное участие принимает сам пациент. В их числе: вокалотерапия; музыкально –педагогическая реабилитация; игровая вокалотерапия; метод Нордофф - Роббинс; аналитическая музыкотерапия и психотерапия и др.

В методах музыкальной терапии используются три фактора воздействия музыки на организм человека:

1. Психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);

2.Физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);

3. Вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).

6. Классификация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата. 1. Внутриутробная патология инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.); последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения); тяжелые токсикозы беременности; несовместимость по резус-фактору или группам крови; травмы, ушибы плода; интоксикации; экологические вредности. 2. Родовая травма, асфиксия. 3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни: нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.); травмы, ушибы головы ребенка; осложнение после прививок. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП. Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата.

Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата. 1) Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит. 2) Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз),недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство). 3) Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Вопрос. Основные понятия музыкально-ритмической терапии.

В клинической музыкотерапии можно выделить 3 направления:

1)Рецептивная(пассивная) - пациент получает музыкотерапевтический сеанс, по той или технологии, не участвуя в нем активно. Здесь можно выделить два поднаправления: а) музыкотерапия, основная задача которой - нормализация эмоционального состояния пациента; б) музыкосоматотерапия, цель которой - контактное лечебное воздействие непосредственно на тело человека.

2)Активная - включает в процесс музицирования самого пациента. Она в свою очередь подразделяется на: а) лечебно-педагогическую музыкальную работу для детей с отставанием в развитии и с нарушением слуха и речи; б) аналитическую музыкотерапию и психотерапию (проводится при психозах, неврозах, функциональных нарушениях).

3)Интегративная - сочетает подходы рецептивной и активной. Главная задача состоит в коррекции как отдельных психофизиологических нарушений, так и повышении резервных возможностей целостного организма. Примером интегративной музыкотерапии является вокалотерапия.

Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Вокалотерапия – это метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека.

Музыкально - педагогическая реабилитация (МПР) – это направление в музыкальной терапии, использующее для лечебно-восстановительной цели музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры).

Игровая вокалотерапия (ИВТ) - это метод активной психокоррекции и оздоровления, в котором сочетаются элементы вокалотерапии, ролевые игры и воздействия музыкальными архетипами. ИВТ эффективна в работе с детьми, страдающими невротическими расстройствами, асоциальным поведением, отстающими в развитии, с нарушениями речи и пластики.

Метод Нордофф-Роббинс достаточно широко используется более 40 лет. В числе показаний к применению отклонения в развитии, аутизм, эмоциональная нестабильность, афазия, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психопатии. Пациенты всех уровней вовлекаются в процесс совместного с терапевтом создания музыки с помощью музыкальных инструментов, удобных для работы в условиях клиники. Это стимулирует межличностную коммуникацию и взаимодействие между терапевтом и пациентом.

8. Методы, приемы и средства музыкально-ритмической терапии. I. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям применяются методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Музыкальные произведения требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, невелики по объему (чаще это хороводные, маршевые игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного характера), в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное — восприятие единства музыки и движения.. Существует много приемов первоначального ознакомления с музыкально-ритмической игрой:

1) сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение. Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх. 2) Способ: исполнению музыки предшествует рассказ, который как бы подводит к пониманию программного содержания произведения. 3) Можно применять показ характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без слов). Такое сочетание различных приемов — исполнение всего музыкального произведения, показ основных элементов игры, частичное их описание — очень действенно в обучении.

Сложность игры в том, что движения должны точно совпадать с акцентами и заключительным аккордом. Поэтому целесообразны подготовительные упражнения, приучающие ребят вслушаться в эти особенности музыкального произведения. Занятие 1. Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер. Занятие 2. Ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение — руки «показались» (первая доля такта), руки «спрятались» (вторая доля такта). Второе предложение — руки «танцуют» (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения.

Чтобы научить детей четким и выразительным движениям под музыку, на последующих занятиях педагог постепенно усложняет задания. Занятие 3. Играющие прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение — быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение — бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений. Занятие 4. Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их «ищет» (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движении. Занятие 5. Повторяются движения предыдущего занятия, но когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется «спортивный» интерес. Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.

Важно создать атмосферу заинтересованности, увлечь первыми впечатлениями о пляске, проигрывая танцевальную музыку и образно рассказывая о ней. Разучивание проводится последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используются предварительные упражнения. Также необходимы точные указания и краткие описания движений, их последовательности. Особенно важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения. Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие: 1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами. 2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку; создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных; и индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;

3. Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2—3 минуты) индивидуальных занятий. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим: 1) детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением; 2) последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара; 3) неоднократно повторяют выученный материал, 4) постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, 5) предлагают детям творческие задания различной сложности в завис от индивидуальных особенностей.

9. Музыкальная психотерапия вчера и сегодня

Музыкальная психотерапия – лечение психических расстройств с помощью музыки и пения. Музыкальная психотерапия может быть как пассивной, когда терапевтическое воздействие оказывает прослушивание музыки и пения, так и активной, когда клиент сам играет на различных музыкальных инструментах, поёт, самостоятельно пишет тексты песен и музыку. Музыкальная психотерапия берёт своё начало из глубокой древности. Именно тогда было замечено благотворное влияние музыкальных звуков на человека. Ещё античный мыслитель Пифагор, говорил о «музыкальной медицине», которая, по его мнению, оказывала на человека как успокоительное, так и тонизирующее воздействие. Платон и Аристотель также верили в целебную силу музыки, утверждая, что музыка позволяет вернуть человеку утраченную гармонию с самим собой и с окружающим миром. Среднеазиатский врач и философ конца 10 – начала 11 века Авиценна также использовал музыку для лечения психически больных людей. В Европе музыкальную психотерапию стали активно применять, начиная с 19 века, когда французский психиатр Эскироль ввёл её в психиатрических лечебницах. В конце 19 – начале 20 века исследования по воздействию музыки на центральную нервную систему проводили известные русские учёные В. М. Бехтерев, И. М. Догель, И. Р. Тарханов и другие. В 1950 году в США была основана Национальная ассоциация музыкальной терапии, а в 2008 году Национальная ассоциация музыкальных терапевтов была учреждена и в России. В настоящее время музыкальная психотерапия широко применяется во всём мире при лечении различных эмоциональных расстройств, страхов, фобий, стресса, депрессии и т.д. Музыка используется для расслабления в различных медитативных практиках. Также музыка может применяться для установления контакта между клиентом и психотерапевтом, когда в силу тех или иных причин оказывается сложно установить словесный контакт. Благотворное влияние музыки на человеческую психику обусловлено тем, что по своей частоте музыкальный ритм близок к частоте дыхания и сердцебиения. Когда человек слушает музыку, его организм подстраивается под неё и, следовательно, у человека восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания, поднимается настроение, нормализуется сон. Наиболее часто в музыкальной психотерапии применяется классическая музыка. Считается, например, что “Соната K448” Моцарта помогает при эпилепсии, “Лунная соната” Бетховена, “Кантата №2” Баха, “Симфония” Гайдна и “Итальянский концерт” Баха при неврозах и раздражительности, сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грустный вальс” Сибелиуса, “Грезы” Шумана и пьесы Чайковского при бессоннице, “Колыбельная” Брамса, “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса обладают успокоительным действием и способствуют снятию стресса, а “Аве Мария” Шуберта, “Лунная соната” Бетховена, “Лебедь” Сен-Санса, “Метель” Свиридова способствуют борьбе с алкоголизмом и курением. Музыкальная психотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой работе, при этом используется множество различных музыкальных инструментов – от органа до колокольчиков. Музыкальная психотерапия – способ достичь гармонии и согласия с самим собой.

10 вопрос. Естественнонаучная основа музыкально-ритмической терапии. Теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Естественнонаучная основа МРТ складывается из комплекса биологических, псих-пед и муз-х дисциплин. Важное место занимает учение Сеченова и Павлова и современные исследования, позволяющие проникать в закономерности формирования двигательных навыков и правильно строить методику работы с детьми с нарушениями ОДА. Исследования Сеченова и Павлова и их последователи в ВНД позволяют использовать знания об условно-рефлекторных, временных связях и образовании динамического стереотипа. Вся д-ть человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от ВНД и определяется как анатомическим назреванием центральных нервных субстратов, их меолинизации, так и функциональным назреванием и налаживанием работы координационных уровней. детей. Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начала XX в.В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, И. М. Догелем, И. М. Сеченовым, И. Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные оказывают противоположное действие. В России во второй половине XX в. музыкотерапия используется в лечебной и коррекционной практике как в разных направлениях в медицине, так и в психологии, в частности специальной психологии. Теория уровневой организации движений Бернштейна: А) уровнь полеокинетических регуляций- обеспечивающий бессознательную регуляцию тонуса мышц, мускулатуры тела с пом. Проприорецепции, статич. Выносливость и координацию (катание на ладони шариков, принятие и удержание позы). В) уровень синергии, штампов, обеспечивающий координацию, внутреннюю увязку целостного движения, согласия его отдельных частей, выразительные движения, мимику, пантомимику, пластику, умение бороться, танцы и гимнастику. С) уровень пространственной опоры- обеспечивает согласие двигательного акта с внешним пространством, движения целевого характера, имеющие начало и конец. Этот уровень разделяется на 2 уровня: С1-стриарный, принадлежит к экстропирамидной системе, осуществляет оценку напряжения и дозирования силы по ходу движения, шнурования, причесывания, перелистывания, слежение за движущим пальцем, обведение фигуры по бумаге.С2- пирамидный, относится к группе картигальных уровней, представляющий из себя сложную афферентную систему зрения – пространственного поля, обеспечивает максимальную целевую сложность (закатывание шариков в лунки, вдевание нитки в иголку, прыганье до черты). D) уровень действий практический, ведущей афферентной системой является представление о движении. Афферентация опирается на осмысленные действия с предметом, принимает новые типологические пространственные качественные категории: вверх-вниз, между, над, прежде, потом. Смысловая логика действия с предметами часто не соответствует логике геометрического пространства (открытие через отвинчивание). Сфера обследования- самообследование в широком смысле слова, все предметные, трудовые и произвольные действия, спортивные игры, осознание правой и левой стороны тела. Е)высший картикальный уровень символических координаций и психологических организаций движения, основанный на образном мышлении, обеспечиваются содержательные и смысловые задачи, понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей,муз,хореографическое исполнение импровизации.

11 .Естественнонаучная основа музыкально-ритмической Терапии. Этапы развития двигательной сферы детей. Естественнонаучная основа МРТ складывается из комплекса биологических, псих-пед и муз-х дисциплин. Важное место занимает учение Сеченова и Павлова и современные исследования, позволяющие проникать в закономерности формирования двигательных навыков и правильно строить методику работы с детьми с нарушениями ОДА. Исследования Сеченова и Павлова и их последователи в ВНД позволяют использовать знания об условно-рефлекторных, временных связях и образовании динамического стереотипа. Вся д-ть человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от ВНД и определяется как анатомическим назреванием центральных нервных субстратов, их меолинизации, так и функциональным назреванием и налаживанием работы координационных уровней. детей. Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начала XX в.В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, И. М. Догелем, И. М. Сеченовым, И. Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Выводы что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, а отрицательные оказывают противоположное действие. В России во второй половине XX в. музыкотерапия используется в лечебной и коррекционной практике как в разных направлениях в медицине, так и в психологии, в частности специальной психологии. Этапы развития двигательной сферы детей 0—1,5 мес. Лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Эта способность является врожденной 2 мес. На этот возраст приходится начало ориентировочной деятельности ребенка. Ребенок может приподнимать головку, когда лежит на спине, подносить руки ко рту, схватывать предметы, которые прикасаются к рукам, осматривает движения своих рук. 3—4,5 мес. Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку (почти на 90°), опираясь в это время на предплечья,играет со своими руками, вытянутыми, вперед, осматривает их. Сфера охвата окружающего пространства расширяется. 4,5—5 мес. Продолжается совершенствование функционирования всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки. Когда поддерживают поясницу – сидит и держит головку прямо. появилась тенденция к принятию вертикального положения. В это же время появляется способность извлекать звуки из погремушки, вложенной ему в руку начало предметной деятельности и, следовательно, созревания коры мозга.

5—5,5 мес. Появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я». продолжается развитие предметной деятельности, т.е. предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки. 5,5—6,5 мес. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, а подбородок слегка опущен. Эта поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Появляется способность сидеть с опорой (когда посадят) и поворачивать в стороны голову. 6,5—7,5 мес. Это период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. 7,5—8,5 мес. Предмет делается объектом внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двигательные координации: ребенок поднимает предмет двумя руками. Укрепляется также «вертикаль»: когда поставят на ножки, ребенок упирается на них и делает попытки пружинить.

8,5—9,5 мес. В действиях ребенка появляется заметная произвольность и владение телом. Он переворачивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а именно – хлопки в ладоши. 9,5—11 мес. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки Ребенок берет предмет двумя пальцами 11—12 мес. Ребенок к 11 месяцам встает, если за что-то держится.. Ребенок осваивает бросание. 1—1,5 года. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Он пытается манипулировать ими, внимательно смотря на них Ребенок встает с пола самостоятельно, ходит, причем руки у него свободны и расслабленны. появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятельность: 1,5—2 года. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. 2—3 года. Формируются достаточно сложные двигательные координации. Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему Строит башенку из 4 кубиков. 3 года. Вырабатываются первые двигательные автоматизмы 4—7 лет. Дети подвижны, Двигательное богатство проявляется в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов.

12.Понятие танцевальной Терапии. Истоки танцевальной терапии. Танцева́льно-дви́гательная терапи́я (ТДТ) — это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Танц-терапевты убеждены, что ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. Человеку, который обращается к танц-терапевту, не обязательно иметь опыт движения и танца. Здесь акцент ставится на том, как человек чувствует своё тело и движение, а не на том, насколько хорошо он владеет танцевальной техникой и как он выглядит во время танца. История танцевальной терапии В танцевальной терапии отсутствуют стандартные танцевальные формы. При этом могут использоваться самые разнообразные виды танца – от народного, до рока. Истоки танцевальной терапии можно отыскать в древнейших цивилизациях. Можно предположить, что танец использовался для общения еще тогда, когда не существовало языков. В различных культурах всегда существовали ритуальные танцы. Их применяли для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования побед и других радостных событий. Древние охотники в танце подражали движениям зверей. Это позволяло сделать охоту более успешной. Танцы воинов эффективно помогали поднять их боевой дух. В танцах можно проследить духовное развитие каждого народа. Например, жители Древнего Египта при помощи танцев изображали движение небесных светил, римляне танцевали в честь богов. Всем известный хоровод являлся отображением языческого культа Солнца. Его участники движутся в том же направлении, что и Солнце. На Руси в древние времена существовали ритуальные танцы, которые были приурочены к определенным сезонам. Они сочетались с прыганием через костры. Считалось, что подпрыгивания во время танцев ускоряли рост злаков. Древние греки были уверены, что танец совершенствует человека. Этому искусству уделялось очень большое внимание. У многих народов Африки танец показывает принадлежность к тому или иному племени. Индийский танец способен поведать зрителю целую историю. Он считается в Индии порождением бога Шивы, который во время танца как бы одновременно разрушает и создает жизнь заново. Развитие танцевальной терапии Ее начали активно использовать после окончания Второй мировой войны. Тогда большому количеству инвалидов и ветеранов войны требовалась физическая и эмоциональная реабилитация. Танцевальная терапия стала применяться в качестве дополнительного метода лечения стационарных пациентов. Многие из них не могли говорить, но могли танцевать. Большой вклад в развитие этого вида терапии внесла Мэриан Чейс, работавшая в вашингтонской больнице св. Элизабет. Новая волна интереса к танцевальной терапии пришлась на 50-е годы. В это время были открыты транквилизаторы, что позволило разработать и внедрить в психиатрических клиниках новые программы. Они предусматривали для хронических пациентов применение более активных форм лечения. В 60-е годы велась активная разработка экспериментальных методов расширения самосознания и работы с группами. Большое внимание при этом уделялось роли движения. В 70-е годы проводились исследования невербальной коммуникации. Анализу подвергалось коммуникативное поведение человеческого тела. Полученные научные данные способствовали росту интереса к новым программам танцевальной терапии. Большое влияние на развитие танцевальной терапии оказала также психоаналитическая теория, которой занимались такие ученые, как: Вильгельм Райх, Карл Юнг и Гарри Стэк Салливан.

Истоки. Айседо́ра Дунка́н (англ. Isadora Duncan, урождённая Дора Энджела Дункан, англ. Dora Angela Duncan; 27 мая 1877, Сан-Франциско — 14 сентября 1927, Ницца) — американская танцовщица, считается основоположницей свободного танца — предтечи танца модерн. Использовала древнегреческую пластику, хитон вместо балетного костюма, танцевала босиком. В 1921—1924 жила в России, организовала студию в Москве. Была замужем за Сергеем Есениным.

13. Теор. основы танц. Терапии. Теория телесноориентированной терапии В. Райха Лечение танцами - это невербальный метод психотерапии. Цель лечения танцами - выражение эмоций языком тела. Через движения и их анализ начинается процесс выздоровления пациента. В танцевальной терапии нет строго установленных правил и определенных танцевальных движений. Пациенту предоставляется полная свобода самовыражения. Танцевальная терапия применяется в целях оказания помощи больным людям. Лечение танцем можно применять и в профилактических целях. Танцевальные движения Танцевальная терапия понимается как терапия впечатлений и ощущений, направленная на чувства пациента в конкретный момент. Пациент должен своим танцем выразить то, что он пережил. Анализируя движения пациента, терапевт пытается как можно более точно описать его поведение во время танца и понять проблемы человека. Пациент и терапевт пытаются вместе расширить обычно довольно ограниченный потенциал движений и таким образом способствовать раскрепощению человека и преодолению его комплексов и психологических проблем. Терапевт помогает пациенту осознать его движения, а через движения познать самого себя. Теория телесноориентированной терапии В. Райха Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции. Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К пациенту прикасаются, используя щипковые и давящие движения, чтобы помочь ему сломать панцирь, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга панциря, расположенного на уровне таза. Телесно-ориентированная терапия Райха в значительной степени базируется на его теории органной энергии. Райх рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир; тревожность представляет собой отвлечение энергии от контакта с внешним миром, возвращение ее внутрь. Райх в конце концов пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мышечного панциря. По его мнению, эти блоки (мышечные зажимы) служат искажению и разрушению естественного чувствования, в частности, подавлению сексуальных чувств. Телесно-ориентированная терапия - практика воздействия на душу через тело. Большинство групп практикуют физический контакт. Все системы стремятся научить человека быть более релаксированным, более естественным как в отдыхе, так и в действии. Все они направлены на устранение ненужных напряжений и сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы. Наиболее важно - отучиться от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости. Кое-кто утверждает, что таким образом именно это и удается. .

14. Теоретические основы танцевальной терапии. Теория телесноориентированной терапии и А. Лоузна. Теоретические основы танцевальной терапии Лечение танцами - это невербальный метод психотерапии. Цель лечения танцами - выражение эмоций языком тела. Танцевальная терапия понимается как терапия впечатлений и ощущений, направленная на чувства пациента в конкретный момент. Пациент должен своим танцем выразить то, что он пережил. Анализируя движения пациента, терапевт пытается как можно более точно описать его поведение во время танца и понять проблемы человека. Терапевт помогает пациенту осознать его движения, а через движения познать самого себя. На последней стадии терапии, называемой временем интеграции, пациент движением выражает свои чувства. Он должен чувствовать себя и свое тело как единое целое и выразить это движениями. Теория телесноориентированной терапии и А. Лоузна. В теории телесно-ориентированной терапии выделяют следующие направления 1) Биоэнергетический анализ Лоуэна 2) Метод Александера 4) Метод Фельденкрайза и психологическая типология Юнга 5) Структурная интеграция (рольфинг) Биоэнергетический анализ Лоуэна Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функций тела в его отношении к психике. По мнению Лоэна характер и личнсть человека всегда отражаются в физичиском строении Осноной целью биоэнерготерапии является нахождение единства сознания и тела, избавиться от помех, которые препятствуют спонтанному освобождению тела от напряжения. Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. Наиболее важным моментом биоэнергетической терапии является обучение тому, как стать “заземленным” и слиться с природой. Как следует из выше сказанного, работа над биоэнергетикой человека часто концентрируется на ногах, тазе. Это необходимо для того чтобы установить лучшую, более крепкую связь с землей. Метод Александера Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: “Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться”. Цель техники Александера состоит не в том чтобы вовлекать себя в активную мышечную деятельность На зянятиях прорабатываются движения, которые взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно учится применять принципы техники. Метод Фельденкрайза и психологическая типология Юнга Психотерапевтический метод Фельденкрайза - метод самосовершенствования, или личностного роста, названный им "осознавание через движение" (Awareness through movement) Основу этого популярного метода составляет развитие навыков самонаблюдения при самостоятельном погружении в неглубокое измененное состояние сознания (поверхностный кинестетический транс) во время выполнения ряда телесных и ментальных упражнений. кратко сущность метода Фельденкрайза можно сформулировать как «осознавание себя». "полностью пребывай в том, что делаешь", интерпретируемой как созерцание, самонаблюдение. Избавление от психологических проблем и ограничений, гармоничное развитие или самоактуализация по Фельденкрайсу выступает как формирование "полного образа себя". При этом происходит достижение человеком свойственной детям естественности, "спонтанности", что физиологически соответствует (у правшей) "раскрепощению" правого полушария, высвобождение его из-под обычного угнетающего воздействия доминантного левого полушария. Не исправления отдельных черт характера, а "систематической работы над образом себя Метод основан на формировании у человека устойчивого навыка самостоятельного, произвольного управления собственным функциональным состоянием за счет тонкой "балансировки", уравновешивания активности левого и правого полушарий, преодоления одностороннего "диктата" левого вербально-логического полушария. Структурная интеграция (рольфинг) Автором метода структурной интеграции (или “рольфинг”) является Ида Рольф. Данный метод основан на прямом физическом вмешательстве, который используется для психологической модификации личности. Прямое положение. Наиболее сильные изменения происходят в фасции соединительной оболочке, покрывающей мышцы. Структурная интеграция - система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии, путем использования глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Целью структурной интеграции является приведение тела к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела пор головы, груди, таза и ног, к более грациозным и эффективным движениям. Целью рольфинга является манипулирование мышечном фасцией и ее расслабление, с тем чтобы окружающая ткань могла занять правильное положение. Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Определенные виды эмоциональных проблем часто связаны с конкретными областями тела. Массаж соответствующей области тела ослабляет напряжение и ведет к эмоциональной разрядке

15. Музыка как терапевтическое средство коррекции психофизического состояния детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития . проводятся занятия групповой музыкальной терапии с ограниченными физическими и умственными возможностями. Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Музыкотерапия рассматривается как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности . чтобы достичь глубокого влияния музыки наорганизм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии –вызвать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как: — системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства; — средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма — средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы; — одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.