ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Литературоведческий анализ сказок Ерошенко Литературное творчество В.Я.Ерошенко – это аллегорические и сатирические сказки, рассказы, обработки бирманского, индийского, чукотского, туркменского фольклора. Фольклорный пласт этих народов, основы мировосприятия, национальные традиции, без сомнения, оказали влияние на мировоззрение Ерошенко и на его творчество. Сказка «Тесная клетка» переносит нас в Индию. Главный герой - тигр, который не может смириться со своим несвободным существованием: «Тигр устал … каждый день одно и то же. Тесная клетка, узкая полоска неба, видимая через решётку клетки...». Слова: «Эх, тигр устал ...Тигр очень устал», - рефреном проходят по всему произведению. Тигр вспомнил то время, когда он жил на свободе, в лесу, в котором под тысячелетним деревом появился каменный бог. К нему приходили люди из разных деревень и молились, не обращая внимания на тигра. Их слёзы падали на цветы, смешиваясь с росой. Они светились в сиянии луны, подобно волшебной жемчужине. Однажды ночью он попробовал лизнуть слезу человека, и в ту же ночь его поймали. Тогда он ещё не знал, что для бога нет высшего подношения, чем слёзы, которые дороже драгоценных камней. Сейчас, находясь в клетке, он научился вставать на колени, как это делали люди перед каменным богом, и произносить молитву: «Боже, только бы не видеть эти глупые лица, только бы не слышать этот глупый смех». Пока он молился, глупый смех постепенно затих вдали. Сон перенес его далеко от этого ужасного места, из плена к свободе. Он лежал под тысячелетним деревом перед богом, покрытым цветами. “Ох, какая радость! Я-то думал, что тесная клетка и тупость людей настоящее, а оказалось, это всего лишь отвратительный сон. Нет ничего отвратительнее клетки.” В сказке трудно понять, где вымысел, а где реальность, где сон, а где явь. В тигре, несмотря на всю его смелость, мощь, чувствуется детская наивность. Он словно в каком-то своём выдуманном мире. Ему в нём хорошо, свободно, радостно. Тигр старается всем помочь, ориентируясь на своё представление о счастье. Для него счастье - это свобода. Он хочет освободить овец из загона, но они испуганно забегают обратно, стремится дать свободу двести первой молодой жене раджи, но сталкивается с рабской покорностью её, освобождает канарейку, но та опять забивается в роскошную клетку. Пытался тигр спасти золотую рыбку из плена, но она не захотела менять большой стеклянный ящик на просторную и красивую реку Ганг. Тигр не понимает, что его стремление к свободе приводит других героев к смерти. Он приходит к выводу: все вокруг — жалкие рабы. И тут воображение переносит его в реальный мир: он лежит в клетке зоопарка. Душа борца живёт в нём до последнего: «Тигр подпрыгнул, бросился на решётку, но в его лапах уже не было разрушительной силы. Он издал страшный стон, снова подпрыгнул, головой бросился на решётку и в крови упал на пол». Тигр закрыл глаза и увидел лицо каменного бога: «Каменный бог! Возьми эту кровь, пусть это будет последним подношением. Только бы больше не видеть эти тупые лица. Только бы не слышать этот презренный смех». Это была последняя молитва каменному богу. О чём эта сказка? Мне кажется, о недопонимании, о чёрствости окружающих, о том, что одному достаточно клочка неба в решётке клетки, а другому надо объять весь мир. В сказках Ерошенко герой очень часто одинок. Так, в сказке «Трагедия цыпленка» герой хотел дружить с утенком, но у него ничего не получается. Цыпленку очень хотелось поплавать с утенком в пруду, но утенок говорит: «Не уметь плавать, не любить рыбу и все-таки прыгнуть в пруд – это ужасная глупость». Вопросы, которые задавал цыпленок утенку, свидетельствуют о том, что наш герой страдает. Он интересуется: «Что тебе нравится больше всего? Ты любил кого-нибудь? О чем ты думаешь, когда плаваешь? А когда играешь на берегу, о чем ты думаешь?» Цыпленок наивно, но в то же время настойчиво спрашивает утенка: «А ночью тебе снятся цыплята?» Видимо, цыпленку снился утенок, и ему хотелось, чтобы и он утенку тоже снился. К сожалению, не все готовы к такой самоотдаче, как цыпленок, не все его понимают. Именно поэтому хозяйка определила болезнь цыпленка следующими словами: «Подумайте, всего-навсего цыпленок, желтенький комочек, а о чем-то страдает! Как будто людских страданий недостаточно!» Что же, даже страдать – и то удел только избранных? Хотя хозяйке и жалко цыпленка, но она убеждена: «И все-таки цыплята должны играть с цыплятами, а утята - с утятами». Так в чем же причина болезни цыпленка? Сказка Ерошенко дает нам единственно правильный ответ: причина болезни любого существа на земле -в одиночестве, в непонимании его другими. Цыпленок хотел дружбы и любви, но не получил ни того ни другого. Шанхайский рикша из сказки «Лошадь, которая зовется человеком» страдает от отсутствия дружеской поддержки, от одиночества. Он пришел к милому дереву с пожелтевшими листьями, потому что хотел услышать ответ на вопрос, долго ли еще ему придется страдать, оставаясь лошадью, запряженной в повозку. Но дерево не ответило рикше. Как же себя повели листья? Они испугались и не пожалели человека: «Лишь несколько листьев опустилось ему на плечи. Они рассказали ему о том, что все люди имеют право на счастье, что все в этом мире имеют право на любовь». Но о каком счастье мог думать рикша, когда ему каждый день приходилось переносить нечеловеческие страдания. Его стегали кнутом, как лошадь, ему выбили зубы, голос его стал похож на хриплый лай. Однако не только физические страдания переносит рикша. Нет, он страдает от одиночества: «Милое дерево с пожелтевшими листьями! Еще ни разу, даже во сне, мою руку не сжимала рука друга. О нет, все эти руки протягивались ко мне лишь для того, чтобы ударить меня». Рикша страдает от унижения, которое ему приходится испытывать: «О нет, все эти люди… лишь с презрением плевали в мою сторону». Обе сказки заканчиваются трагически: в первой погибает цыпленок, решив поплавать в пруду, во второй – лошадь, которая зовется человеком. Но понял ли кто-нибудь тягу цыпленка к дружбе и любви? Понимает ли кто-нибудь шанхайского рикшу, для которого жизнь давно превратилась в ад? Нет. Ерошенко пишет: «Полицейский врач засвидетельствовал скоропостижную смерть от разрыва сердца. Но он не знал, что это сердце разорвалось от ненависти к тем, кто обладал такой великолепной культурой, разорвалось, исторгнув проклятия небу и богам, которые сотворили человека, превратившего землю в ад. Конечно, этого и не мог знать полицейский врач. А дерево с пожелтевшими листьями никому ничего не сказало». В последней сказке Ерошенко выступает против угнетения людей. Автор защищает права человека на счастье, на любовь. В миниатюре «Рассказы засохшего листа» повествование ведется от первого лица и напоминает стихотворение в прозе. Образ автора похож на образ лирического героя. Очевидно философское осмысление действительности. Произведение во многом символичное. Герой сравнивает себя с одиноким сухим листком, оставшимся на могучем дереве: жизнь его такая же никому не нужная. Писатель использует в данном утверждении яркие изобразительно-выразительные средства, заменяя слово «жизнь» синонимом «существование» и используя эпитеты «жалкий», «безрадостный»: «Наше существование было столь же жалким и безрадостным». Проводя параллель между человеческой жизнью и листом, автор вводит в повествование высказывание засохшего листка – единственную речь в этом произведении. В ней без труда угадывается мысль автора: пока каждый будет думать только о своей жизни и о своем благополучии, он будет одинок. Когда лист, кружась, опустился герою на шляпу, тот осторожно снял его и унес домой, обретя в нем друга, который рассказывал ему в холодные осенние ночи свои истории. Это был всего лишь сон или фантазия, но рассказы эти будили высокие чувства, светлые мысли, а значит - жизнь сухого листка была не напрасной, не напрасным был и труд писателя. Василий Яковлевич Ерошенко во многих произведениях призывает людей к доброте, взаимопониманию, милосердию. Его жизненное кредо – жить ради других. Только тогда можно быть уверенным, что жизнь прожита не напрасно. Экспериментальная часть Для того чтобы определить, совпадает ли образ, предложенный на суд зрителю юным иллюстратором Р.Туринцевым, с идейным содержанием произведений В.Я Ерошенко, мы решили провести эксперимент. Суть его заключалась в том, что группе испытуемых обучающихся 8 «А» класса, ранее не знакомых со сказками Ерошенко, было предложено по иллюстрациям Р.Туринцева определить, о чем же идет речь в произведениях. Испытуемым мы предложили иллюстрации к четырем произведениям Ерошенко. И вот что мы получили. Анализируя иллюстрации к сказке «Лошадь, которая зовется человеком», наши испытуемые пришли к следующим выводам. Данная композиция представляет собой изображение одинокого человека, стоящего рядом с таким же одиноким деревом. На переднем плане работы показан человек в серой с заплатами одежде, он обнимает одинокое дерево, как бы прося у него чего-то. Дерево раскинуло свои ветви, не вместившись в рисунок, автор таким образом хочет показать масштабность природы. Одинокий человек и одинокое дерево, они так похожи, но фигура человека на фоне дерева подчеркивает мольбу, просьбу, а не приказ человека Природе. Колорит работы яркий, насыщенный, оставляющий зрителю надежду, показывающий оптимизм автора. Автор в цветовом решении не выделяет передний и задний планы, намеренно не разграничивая их, создавая иллюзию плоскостности рисунка, его нарочитой наигранности. Впечатление от работы остается двоякое: с одной стороны мольба ничтожного, маленького человека, а с другой - надежда на исполнение загаданного желания. Следующее произведение «Трагедия цыпленка» вызвало неоднозначную оценку. Композиция данного рисунка проста и примитивна. Здесь нет ни передних, ни задних планов, автор наблюдает за сюжетом сверху. Утенок и цыпленок плещутся в пруду, по берегам которого растет камыш. Сюжет, показанный автором, прост и понятен. Но в этой простоте показана незатейливость жизни с ее простыми радостями. День наполнен солнцем, теплом, и, действительно, так и хочется «… поплавать вместе с тобой в пруду!» Краски, использованные автором, передают тепло и яркость солнечного, летнего дня. В работе много теплых цветов: желтый, голубой, теплый зеленый цвет. Манера письма примитивна и проста, как и весь сюжет композиции. На работу хочется смотреть и мечтать, представляя себя маленьким беззаботным утенком, резвящимся в теплой воде небольшой лужицы. Ведь, наверное, ему больше ничего и не нужно. Сказка «Рассказы засохшего листа» вызвала неоднозначную оценку наших испытуемых. Серия картин посвящена одной истории, рассказанной осенним листком. Композиционное решение всех работ очень интересно. Автор четко выделяет передний и задний планы, расставляя акценты на важных для него деталях. Здесь и одинокий лист, лежащий на одинокой ладони, затем он же, но уже на шляпе одинокого, такого же желтоватого и сморщенного мужчины. На следующей иллюстрации лист, кружась, падает с одинокого дерева. От всего сюжета работ веет одиночеством и серостью, автор, применяя изобразительные средства, умело рассказывает историю одиночества, олицетворенного листом, но в последнем сюжете все же оставляет зрителю надежду. Лист, держащийся на дереве, несмотря ни на что, показывает нам пример оптимизма и позитивного взгляда на мир. Колорит работ однообразен. Серые приглушенные цвета создают впечатление туманной дымки, кажется, что действие происходит где-то в далеком Лондоне или на сероватых улочках Петербурга. Краски размыты, нет ни теней, ни светотеней, но художник при помощи умелого композиционного решения показывает достаточно образно сюжет своих работ. Одиночество и безысходность, серость жизни одинокого, старого листа или человека. Автор заставляет задуматься над смыслом своего существования, над тем, как и на что мы тратим бесценные минуты жизни. Но в итоге, нотка оптимизма, характерная для всех работ юного иллюстратора, побеждает то серое настроение, которое ранее преобладало в его произведениях. Наиболее интересной нам показалась оценка испытуемыми сказки В.Я Ерошенко «Тесная клетка». История, проиллюстрированная автором, полна интересных событий и разноплановых сюжетов. Здесь и говорящий тигр, мечтающий выбраться из клетки, и злой раджа, издевающийся над беззащитными людьми, и люди, издевающиеся над беззащитными животными, сидящими в тесных клетках зверинца. Автор умело пользуется сложными композиционными решениями. Играя, показывает и рассказывает зрителю сложный сюжет, изложенный писателем. Выводит на передний план главного героя сказки – Тигра, заставляя наблюдать за ним и сопереживать ему. Вот Тигр на свободе, он – вольное существо, сын природы, стремящийся освободить и других. Все его попытки освободить запертых в своих клетках и аквариумах ни к чему не приводят. Слишком силен рабский дух тех, за кого он пытается бороться. Но Тигр не оставляет своих попыток, до самого последнего вздоха он борется за свободу, показывая этим пример оптимизма и стойкости духа. Вся работа автора насыщена восточными мотивами. В первую очередь колорит иллюстраций относит нас в Индию, погружая в атмосферу восточной роскоши и богатства цвета. Яркие, насыщенные цвета, сочетания красного и желтого, оранжевого и голубого, интуитивно прочувствованные иллюстратором, характерны именно для изобразительного искусства восточных стран. Художник уделяет большое внимание и мелким деталям, останавливаясь на проработке мелких деталей интерьера домов и дворцов. Просматривая эти иллюстрации, так и хочется оказаться рядом с Тигром, помочь ему в его нелегкой борьбе. Автор заставляет зрителя сопереживать главному герою, мы начинаем относиться к Тигру как к человеку, наделяя его человеческими чертами характера. Стремление Тигра вырваться из тесной клетки настолько ясно и понятно, что зритель становится полностью на позицию автора иллюстраций, желающего доказать правоту свободолюбивого животного. |