МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПСКОВА





В соответствии с производственными отношениями псковское общество распадалось на класс эксплоататоров — бояр, житьих людей, земцев, духовенство, купцов, с одной стороны, и на класс экоплоатируемых трудящих­ся — черных, или молодших, людей, смердов и холопов — с другой стороны. Псковский летописец называет пред­ставителей господствующего класса «большими» людьми, а представителей трудящихся — «меньшими», или «молодшими».

Верхушкой господствующего класса во Пскове были крупные феодалы — бояре. Им принадлежало основное богатство — земля с населяющими ее феодально-зави­симыми крестьянами. Бояре руководили деятельностью веча, «господы», контролировали деятельность пригла­шенного князя и всех должностных лиц Пскова. Они ор­ганизовали торгово-ремесленные предприятия и вели об­ширную внутреннюю и внешнюю торговлю. Бояре изби­рались на все наиболее значительные государственные должности — посадников, сотских, губских старост, воевод и др. Из бояр выбирались послы, направляе­мые в соседние государства. Бояре не платили каких-либо податей и те несли повинностей в пользу госу­дарства..

Средние феодалы назывались житьими людьми. Мел­кие феодалы во Пскове носили название земцев. Они получали от Пскова земельные владения и за это обяза­ны были нести военную службу. Эти земли земцы не имели права продавать, закладывать или дарить. Землей они владели до тех пор, пока несли Пскову военную службу. Примером такого получения земельного владе­ния является жалованная грамота Пскова Якову Голутвиничу, относящаяся к началу XIV в. В ней указывается: «Се желуеса Яков Голутвияич с братом Прокопем и с детемь за пот и кровь селящем Пастухом, да рыбные ловли за Великою рекою на Великом озере на Ревицы Малой, да пожни и сеные покосы. Се желуеса селит на ставити да рыбу ловити неводом да мережи. А что сели­ще за Ревицы Малой, туда Якову не ходити. То воля господина Великого Пскова у святой Троицы на вече. Послухи сему Борис посадник, да Петр збиручей, да Иван збиручей»39.

Буржуазные ученые, занимавшиеся историей Пскова (Беляев, Никитский, Костомаров и др.), всячески стира­лись завуалировать привилегированное положение бо­ярства. Эти исследователи пытались доказать, что бояре во Пскове не пользовались какими-либо преимуществами по сравнению с другими классами. Вече, по их мнению, ограничивало власть бояр, а псковские законы «явно склонялись в пользу мелкой поземельной собственности против крупной...»40.

Разумеется, эти положения не обоснованы и не нахо­дят каких-либо подтверждений в летописях и других па­мятниках Пскова.

Следующей группой господствующего класса было духовенство. Подобно боярству, оно владело вотчинами Население, зависимое от монастырей, соборов и приход­ских церквей, жестоко эксплоатировалось духовными феодалами. Кроме того, за счет верующих строились монастыри и церкви.

Духовенство пользовалось большим влиянием на ве­че. Духовные лица часто направлялись в соседние госу­дарства в качестве послов. Им поручалось хранение го­сударственной казны. Духовенство освобождалось ог по­датей и повинностей.

Подобно купечеству, духовенство имело свое корпора­тивное устройство. Духовенство нескольких церквей объ­единялось при одной какой-либо церкви в так называемый собор. Духовенство собора избирало из своей среды двух церковных старост, управлявших делами своего собора.



Псковская церковь подчинялась новгородскому ар­хиепископу, который управлял церковными делами Пско­ва через своего наместника. Это вызывало недовольство псковского духовенства, которое стремилось к известной самостоятельности. Это выразилось в том, что в 1469 г. духовенство Пскова избрало из своей среды двух ста­рост для управления псковской церковью. Однако вслед­ствие противодействия новгородского архиепископа и возражения московского митрополита этот порядок уп­равления был упразднен.

Псковское духовенство располагало огромными богат­ствами и пользовалось известными привилегиями, что привлекало в его среду бояр и их детей. Это облегчалось тем, что игуменские и священнические должности поку­пались и продавались. Обычно эти должности получали те, кто мог предложить самую большую сумму. Так уста­навливалась тесная связь между светскими и церковны­ми феодалами.

Третьей эксшюататорской группой псковского обще­ства было култечество. Купцы не только занимались тор­говлей, но и владели большими землями. Они объединя­лись в ряды, или купеческие общины (суконщики, кожев­ники, мясники и т. д.), имевшие свое корпоративное устройство. На своих собраниях купцы решали вопросы, касавшиеся жизни ряда. Текущими делами яедали изби­раемые купцами старосты. Последние рассматривали кон­фликты между членами своего ряда, хранили обществен­ные суммы и представляли интересы своего ряда перед органами власти.

Купцы города Пскова, кроме того, имели свое купе­ческое вече, которое избирало двух старост. И функции были аналогичны функциям старост ряда.

И. Д. Беляев, исходя из теории «севернорусского на­родоправства» во Пскове, представлял дело так, что псковские купцы, пользуясь своей организованностью и выступая на вече вместе с черными людьми, играли основную роль на вече и поэтому занимали руководящее положение в обществе. Он полагал, что фактически пер­вым классом общества было не боярство, а купечество. Бояре, по его мнению, были лишь простыми исполните­лями воли веча.

Между тем анализ псковских памятников показывает, что боярство и купечество выступали единым фронтом на вече против черных людей, которые, в свою очередь, боролись против своих экшлоататоров — боярства и ку­печества. Что же касается псковского веча, то оно вы­носило решения, угодные и выгодные боярству и связан­ному с ним на почве эксплоатации народных масс купе­честву.

К классу эксплоатируемых относились черные, илимолодшие, люди, смерды, половники, или изорники, ого­родники, кочетники и, наконец, холопы.

К черным, или молодшим, людям относилась основ­ная масса городского населения — мелкие ремесленни­ки, мелкие торговцы и др. Они платили подати, несли повинности государству по строительству городских укреплений, церквей, строительству и ремонту дорог и мостов, а в военное время участвовали в ополчении. Хотя черные люди и принимали участие в вече, но из их среды не могли быть избраны должностные лица.

Черные люди объединялись в общины и на своих об­щинных собраниях избирали старост, ведавших делами общины.

Смерды составляли основную массу феодальнозависимого сельского населения Пскова Смерды — это кре­стьяне, имевшие свое собственное хозяйство. Они плати­ли подати и выполняли различные повинности государ­ству. С течением времени светские и духовные феодалы устанавливают свою власть над смердами и застав­ляют их выполнять в свою пользу различные повинно­сти и платить подати сверх тех, которые были возложе­ны на смердов государством.

Смерды объединялись в сельские общины и судились общегосударственным судом.

Псковская Судная Грамота совсем не упоминает о смердах, а говорит лишь о «еябрах». По мнению акаде­мика Б. Д. Грекова, Псковская Судная Грамота под термином «сябры» имеет в виду крестьян-общинни­ков, поскольку сябры — это члены одной крестьянской общины41.

Второй категорией феодальнозависимого сельского населения являлись половники. Половники — это лишен­ные земли и средств производства крестьяне, получившие ссуду от феодалов и работавшие на земле последних. Они платили подати и несли различные повинности лишь в пользу своего феодала. Половниками они назывались потому, что за пользование землей должны были пла­тить йсталу, т. е. половину дохода, полученного с земли. Половник мог жить на земле феодала до тех пор, пока это было угодно последнему.

Правовое положение половников было значительно хуже, чем смердов. Половник мог уйти от своего феода­ла, только рассчитавшись с ним полностью, и при том один раз в году, в установленный законом срок — Филиппьево заговенье (14 ноября по ст. стилю). Уход по­ловника без погашения задолженности феодалу рассмат­ривался как бегство. В этом случае, а также в случае смерти половника феодал имел права в погашение дол­га продать его имущество. Родственники умершего не имели прав на наследство.

Половники подлежали не общегосударственному суду, как смерды, а суду своих феодалов.

Половники делились на изорников, огородников и кочетников. Изорниками назывались половники, которые селились на земле феодалов и занимались земледелием. Огородниками — обрабатывающие огороды феодалов. Кочетники занимались рыболовством.

В связи с развитием феодализма холопство не полу­чило большого распространения во Пскове. Хотя псковские летописи и другие документы упоминают о существовании холопов во Пскове, Псковская Судная Грл-мота ничего о них не говорит. Это объясняется тем, что в XIV—XV вв. холопство во Пскове уже стало изживаться, и холопы ко времени издания Судной Грамоты уже не играли какой-либо существенной роли в хозяй­ственной жизни Пскова.

В. И. Ленин, давая характеристику феодальному го­сударству, говорил: «И здесь формы государства были разнообразны, и здесь мы имеем и монархию, и респуб­лику, хотя гораздо более слабо выраженную, но всегда господствующими признавались только помещики-кре­постники»42.

К. Маркс называл Новгород великой русской респуб­ликой средневековья. Псков, подобно Новгороду, по фор­ме правления также был русской республикой средневе­ковья. Политический строй Пскова имел очень много об­щих черт с новгородским, хотя, конечно, имелись и не­которые различия. Как и Новгород, Псковская республи­ка была аристократической республикой. Власть в стра­не осуществлял господствующий класс феодалов посред­ством таких органов, как Совет господ, должностных лиц — посадников и т. д.

«Когда государство было монархическое — призна­валась власть одного; когда оно было республикан­ское — признавалось более или менее участие выборных от помещичьего общества,— это в обществе крепостниче­ском»43.

Все категории феодальнозависимого седьмого насе­ления Пскова — смерды, изорники, огородники и кочетники, а также городская беднота и хочопы, не имели ка­ких-либо политических прав. «Крепостные крестьяне в области всяких политических прав были исключены аб­солютно»44.

Однако буржуазные ученые пытались доказать, что Псковская республика, в отличие от Новгорода, была не аристократической, а демократической республикой И. Д. Беляев писал: «...власть постепенно сосредоточивалась в вече, на котором были равны и бояре, и купцы, и черные люди»45. Но Псковская летопись и другие доку­менты опровергают это утверждение. Боярам принадле­жало основное богатство того времени — земля с про­живавшими на ней крепостными крестьянами. Высшие должности в государстве занимали исключительно бояре и купцы. Они осуществляли управление в интересах гос­подствующего класса. Вече выносило решения, угодные и выгодные господствующему классу. Вот почему черные или молодшие, люди и смерды не раз восставали против своих угнетателей, пытаясь сбросить их господство или заставить их выполнить требования акошщатируемых масс.

Совет господ или «Оснода»

Есть основания считать, что Совет господ носил так­же название Малого веча. Он состоял из двух посадни­ков, избранных вечем, так называемых «степенных» по­садников и всех бывших посадников. Совет господ яв­лялся высшим государственным органом власти. Он руководил деятельностью веча, а также посадниками, и другими должностными лицами и решал все важнейшие вопросы государственного управления. Всякий вопрос, выносившийся на обсуждение веча, предварительно об­суждался в Совете господ. Вече в большинстве случаев созывалось также по его указанию. Совет господ засе­дал в сенях Троицкого собора. Для созыва членов Со­вета господ на заседания звонили в малый, или мень­ший, вечевой колокол, называвшийся Корсунским веч ником.

Посадники

Высшими должностными лицами Пскова были посад­ники. Не желая сосредоточения власти в руках одного посадника, бояре установили порядок, при котором вече избирало двух посадников, называвшихся «степенными» в отличие от бывших посадников, называвшихся «старыми». В одной из своих последних работ46 проф. Б. Б. Кафенгауз выдвинул иную точку зрения. Он пришел к вы­воду, что вече избирало из числа бояр членов Совета господ, которые назывались посадниками. В свою оче­редь, посадники из своей среды избирали двух посадни­ков, называвшихся степенными, которые и являлись высшими должностными лицами Пскова47. Под «стары­ми» посадниками проф. Б. Б. Кафенгауз понимает не бывших степенных посадников, а степенных посадников, продолжающих необычно долго занимать эту должность, старших по положению или по рангу48. Однако эта точка зрения проф. Кафенгауза нуждается в дальнейшей разработке и уточнении.

Как об этом свидетельствуют летописи, посадники избирались на короткий срок — на один или дева года. Как правило, посадниками были представители знатней­ших боярских родав. Посадники руководили заседаниями Совета и собраниями веча. Оии ставили на обсуждение веча вопросы, связанные с принятием новых законов или отменой старых. Об этой функции посадников свидетель­ствует ст. 108 Грамоты: «А которой строке пошлин­ной грамоты нет, и посадником доложить господина Пскова на вечи, да тая строка написать. А которая стро­ка в сей грамоте нелюба будет господину Пскову, ино та строка волно выписать вонь из грамот».

Посадники направляли и контролировали деятель­ность всех должностных лиц во Пскове. Они вместе с князем ведали вопросом суда и управления. Во время войны они выступали в поход вместе с князем, а иногда возглавляли псковское войско самостоятельно. Посадни­ки были обязаны следить за возведением новых укреп­лений и поддержанием в порядке старых.

Они ведали дипломатическими сношениями с други­ми государствами. В договорной грамоте Пскова с Ли­вонским орденом о десятилетнем мире (1417) написано: «Нас послали наши власти, посадник псковский и весь Псков...»49.

Грамога Пскова московскому царю Ивану Василье­вичу, относящаяся к 1477 г., начинается словами: «Гос­подину Государю великому князю Ивану Васильевичю, царю всея Руси, посадники псковской степенный и ста­рые посадники, и сынове посадничьи, и бояре, и купцы, и житьи люди, весь Псков, отчина ваша, своим госуда­рем, великим князем русским и царем, челом бьем»50.

Имя степенного посадника обычно указывалось в го­сударственных актах, ib частности, в жалованных грамо­тах. В жалованной грамоте, выданной Псковом в начале XIV в. Якову Голутвиничу с братом и детьми на селище Пастух и рыбные ловли на Великом озере, указывается: «То воля господина Великого Пскова у святой Троицы на вече. Послухи сему Борис посадник...»51.

Князь

Князь во Пскове играл ту же роль, что и князь в Новгороде. Нуждаясь в военных специалистах для защи­ты страны, Псков приглашал князей, чаще всего русских, а в XV в. исключительно из Москвы. Вопрос о приглаше­нии того или иного инязя по рекомендации Совета гос­под решался вечем. Князь должен был принести на вече присягу судить по праву и не нарушать псковских зако­нов и обычаев.

Важнейшей функцией князя была защита Пскпвя от нападений извне. Во время походов он командовал не только своей дружиной, но и псковской ратью. Однако в поход князь выступал не один, а вместе с посадника­ми, которые контролировали его деятельность и без ве­дома которых он не мог принимать «никаких решений. Он также наблюдал за возведением оборонительных укреп­лений вокруг городов.

Второй функцией князя был суд. Но и суд князь тво­рил вместе с посадниками. Князю принадлежал суд не по всем делам, а лишь по определенным категориям дел. Так, он рассматривал дела об убийстве, кражах, опорах о поземельном владении и беглых половниках, присутство­вал при судебных поединках и т. д. Судебные пошлины являлись важнейшим источником доходов князя.

Князь имел право держать своих наместников сна­чала в семи, а позже и вовсех двенадцати пригородах Пскова. Княжеские наместники также творили суд и по­лучали в свою пользу судебные пошлины.

К числу других функций князя относились: участие в вече, разработка вместе с посадниками и обсуждение на вече договоров с другими государствами, прием на вече иноземных послов. Кроме того, князья иногда направля­лись в качестве послов в соседние страны для перегово­ров и урегулирования пограничных споров.

Князь во Пскове, как и в Новгороде, не имел права приобретать в собственность землю.

Княжение прекращалось вследствие сложения князем своих полномочий или когда псковское вече «указывало ему путь», или, другими словами, изгоняло ero.

Вече

Вече состояло из бояр, духовенства, купцов, житьих людей и черных, или молодших, людей, объединявшихся в сотни. Что же касается черных, или молодших, людей, атакже городской бедноты — поденщиков, чернорабо­чих, грузчиков и т. д., не имевших собственности в горо­де и не входивших в сотни, то они не могли присутство­вать на вече. Феодально зависимые крестьяне и жители псковских пригородов также не имели права принимать участие в вече. Наиболее эксплуатируемая и бесправ­ная группа населения — холопы — была лишена права участвовать в вече.

Таким образом, вече состояло из представителей гос­подствующего класса — феодалов и купцов — и зависи­мых от них мелких купцов и ремесленников. Такой со­став веча обеспечивал господствующему классу руково­дящую роль при решении вопросов, стоявших на повест­ке дня веча. Поэтому попытки буржуазных ученых изо­бразить псковское вече как сугубо демократическое уч­реждение, где «все равны», не выдерживает никакой кри­тики. Вече руководилось и направлялось верхушкой гос­подствующего класса — Советом господ — и поэтому вече принимало решения, соответствующие интересам господствующего класса.

Хотя вече считалось формально высшим органом власти, фактически высшим органом власти являл­ся Совет господ, который предварительно решал все во­просы и выносил их лишь на утверждение веча.

Вечу принадлежали самые разнообразные функции. Так, оно избирало и смещало всех высших должностных лиц, утверждало новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, принимало послов других стран, определяло поборы с населения, расклады­вало подати и повинности, принимало решения о по­стройке городских укреплений, мостов, церквей, устанав­ливало меры, веса и деньги.

Вече судило высших должностных лиц, а также рас­сматривало наиболее важные уголовные и гражданские дела.

Собиралось вече по звону большого вечевого колоко­ла на площади Троицкого собора. Созыв веча и руковод­ство его работой принадлежали степенным посадникам.

В притворе Троицкого собора находилась вечевая канцелярия и архив, которыми заведывали вечевые дья­ки. Вече имело свою печать, которая прикладывалась к чокументам, утвержденным вечем.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.