МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мартысевич И.Г. Псковская судная грамота.





ПРЕДИСЛОВИЕ

Важнейшим памятником права Псковского госу­дарства XIV—XV вв. является обнаруженная проф. Н. Мурзакевичем в Одессе в 1843 г. и опубликованная в 1847 г. Псковская Судная Грамота.

Псковскую Судную Грамоту, дошедшую до нас в единственном описке (если не считать небольшого отрыв­ка, обнаруженного Н. М. Карамзиным), следует рассмат­ривать как новый этап в развитии русского права за время между изданием Русской Правды и Великокняже­ским Судебником 1497 г. Судная Грамота не только раз­вивает основные положения Русской Правды, но и идет значительно дальше. Это объясняется тем, что Псковская Судная Грамота отражает более высокий уровень эко­номической жизни, чем Русская Правда. Так, значитель­ное место в Судной Грамоте занимают нормы, относя­щиеся к гражданскому праву. Между тем в Русской Правде этих норм права еще очень мало.

Псковская Судная Грамота оказала большое влияние на последующее развитие русского права. Достаточно сказать, что одним из источников Судебника Ивана III является Псковская Судная Грамота.

Археографическая Комиссия дала высокую оценку этому памятнику русского права: «Напечатанная г. М. в Одессе Псковская Судная Грамота по историческому до­стоинству равняется Русской Правде, Новгородской Суд­ной Грамоте, Судебникам Иоанна III и Иоанна IV».

Советская историческая и историко-юридическая нау­ка придает этому памятнику права весьма важное значение, как крупнейшему источнику наших знаний о пра­вовой жизни Псковского государства. Акад. Б. Д. Гре­ков указывает, что Псковская Судная Грамота «... самый крупный и содержательный источник по истории общест­венных отношений в Пскове...» (Б. Д. Греков. Кре­стьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. Изд-во Академии наук СССР, М.—Л., 1946, стр. 476).

В другом месте он пишет: «Не забудем, что только каким-то чудом спасена для науки и знаменитая Псков­ская Судная Грамота, дошедшая до нас, в сущности, только в одном списке. Очевидно, тяжелые удары, вы­павшие на долю Псковской земли на протяжении ее истории, лишили нас многих ценнейших исторических па­мятников» (Б. Д. Греков. Движение псковских смер­дов 1483—1486 гг. и «емердыи грамоты». Журнал «Исто­рические записки» № 20, 1946, стр. 13. Изд-во Акад. наук СССР).

Один из крупнейших источниковедов истории СССР член-корреспондент Академии наук СССР проф. М. Н. Ти­хомиров также высоко оценивает этот памятник русско­го права.

«Псковская Судная Грамота, — пишет он, — является первостепенным историческим источником, рисующим по­рядки северо-восточной Руси XIV в. Для изучения со­циальной истории Псковской земли — это памятник исключительного значения» (М. Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Курс источниковедения истории СССР, т. I, ОГИЗ, М., 1940, стр. 119).

С момента первого издания Псковской Судной Гра­моты, опубликованной проф. М. Мурзакевичем в 1847 г., прошло свыше 100 лет. За это время появился ряд ра­бот, специально посвященных происхождению, составу и содержанию Грамоты. Некоторые работы посвящены изучению отдельных частей Грамоты, например, отноше­ниям между землевладельцами и крестьянами, юриди­ческой природе землепользования, крестьянскому закре­пощению, нормам гражданского права, судоустройства и процесса. Наконец, в учебниках и курсах по истории русского права был дан анализ всего содержания этого важнейшего памятника древнерусского права. Кроме то­го, издан ряд текстов и комментариев Псковской Судной Грамоты.



В советский период вышел в свет ряд работ, посвя­щенных происхождению и составу Псковской Судной Грамоты. К ним относится работа М К. Рожковой «К вопросу о происхождении и составе Псковской Суд­ной Грамоты», Л. В. Черепнина «К вопросу о происхож­дении и составе Псковской Судной Грамоты» и его же «Русские феодальные архивы XIV—XV вв.», Б. Б. Кафенгауза «О происхождении и составе Псковской Судной Грамоты».

В 1940 г. в № 16 «Исторических записок» появился добросовестно и тщательно выполненный перевод и ком­ментарии Л. В. Черепнина и А. И. Яковлева.

Наконец, были опубликованы исследования, касав­шиеся отдельных вопросов Псковской Судной Грамоты, в частности, об отношении крестьянина к землевладельцу, о псковских «изорниках», о восстании псковских смердов в 1483—1486 гг. Это работы П. А. Аргунова «Крестьянин и землевладелец в эпоху Псковской Судной Грамоты», М. М. Богословского «К вопросу об отношениях крестья­нина к землевладельцу по Псковской Судной Грамоте», Б. Д. Грекова «Земледелец и землевладелец в Пскове XV в.» и его же «Крестьяне на Руси с древнейших вре­мен до XVII в.». С В Юшкова «Псковская аграрная ре­волюция XV в.», Б. Б. Кафенгауза «Псковские «изорники», С. Н. Чернова «Заметки о псковских смердах и волнениях 80-х гг. XV в.».

Однако юридическому анализу Псковской Судной Гра­моты советские историки права не уделили должного вни­мания. Только в учебнике проф. С. В. Юшкова «История государства и права СССР» имеется краткий юридиче­ский анализ Псковской Судной Грамоты. Кроме того, анализ норм уголовного права, содержащихся в Грамо­те, дан в статье проф. М. М. Исаева «Уголовное право Новгорода и Пскова XIII—XV вв.» Но этого явно не­достаточно. Понятно, что студенты юридических вузов, работающие по истории государства и права СССР, испытывают большие трудности при изучении этого важ­нейшего памятника русского права.

Учебные пособия, изданные в дореволюционное вре­мя, как, например, хрестоматия по истории русского пра­ва Владимирского-Буданова, стали уже библиографиче­ской редкостью. Кроме того, они устарели и в силу этого не отвечают требованиям советской юридической науки.

Предлагаемая работа ставит задачей дать студентам учебный материал по изучению Псковской Судной Гра­моты. Вместе с тем автор имеет в виду осветить в работе итоги изучения Псковской Судной Грамоты за 100 лет с момента ее первого издания и дать юридический ана­лиз этого памятника русского права, отразившего высо­кий уровень экономического и правового развития древ­него Пскова XIV—XV вв.

Автор выражает искреннюю признательность лауреа­ту Сталинской премии, члену-корреспонденту Академии наук СССР проф. А. И. Яковлеву; действительному члену Академии наук Казахской ССР проф. С. В. Юшкову; доктору исторических наук проф. Л. В. Черепнину и проф. П. Н. Галанза за ценные указания, сделанные ими в процессе подготовки работы к печати.

Глава I

ИСТОРИОГРАФИЯ ПСКОВСКОЙ СУДНОЙ ГРАМОТЫ

В настоящей главе мы имеем и виду остано­виться на разборе специальной литературы, в которой авторы ставили перед собой за­дачу выяснить основные проблемы, имею­щие отношение к памятнику, а именно: происхождение, состав и содержание Судной Грамоты

Издав Псковскую Судную Грамоту1 проф. Мурзакевич снабдил ее статьей, в которой из­ложил свои взгляды на ряд спорных вопросов, связанных с этим памятником. Прежде всего он оспаривал дату, ука­занную в самом тексте Грамоты, а именно ? S Ц Ё (6905), т. е. 1397 г. Он считал эту дату опиской переписчика и доказывал, что Грамота составлена значительно позднее, чем это указано в самой Грамоте. Эту описку переписчи­ка он объяснял ветхостью и неясным обозначением цифр подлинного текста Псковской Судной Грамоты, с кото­рого затем списал переписчик первой половины XVII в

Как полагает Мурзакевич, дата, указанная в Грамо­те, не соответствует действительности. Это видно из са­мой Грамоты, где говорится «Грамота выписана изо всех приписков Псковских пошлин, по благословению отец своих попов, всех Ё (5) соборов».

Между тем из Псковской летописи известно, что в 1397 г. было всего лишь два собора; пятый собор во Пскове был учрежден в 1462 г. По мнению Мурзакевича, вероятнее всего, что в самой Грамоте стояла дата ? S Ц О Ё (6975), или 1467 г. Но переписчик вследствие ветхости Грамоты и неясности цифры О (70) мог написать цифру € (5), прибавив к ней еще одну цифровую букву Е вследствие чего в новом списке Грамоты и появилась да­та ? S Ц Е Е (6905), т. е. 1397 г. Большую вероятность даты 1467 г. проф. Мурзакевич доказывает ссылкой на Псковскую летопись. В ней указывается, что весной это­го года в Псков приехал от Московского великого князя князь Федор Юрьевич Шуйский, которого псковичи по­садили на княжение Князь Шуйский предъявил требо­вание Пскову, чтобы ему разрешили держать своих на­местников не в семи пригородах, как это было до сих пор, а в двенадцати. Не желая вступать в конфликт с Московским государством, псковичи вынуждены были удовлетворить это требование.

Поэтому Мурзакевич считает, что псковичи с це­лью сохранения своих обычаев и не имея возможности сопротивляться усилившемуся влиянию Москвы, соста­вили в 1467 г на основании различных древних грамот Псковскую Судную Грамоту.

В самом начале Псковской Судной Грамоты указы­вается, что она выписана из грамот великого князя Алек­сандра и князя Константина. Мурзакевич полагает, что речь идет о великом князе Александре Михайловиче Тверском, княжившем в Пскове с 1327 по 1330 г и с 1331 по 1337 г., и князе Константине Дмитриевиче, кня­жившем в Пскове в 1407 г.

По мнению Мурзакевича, Псковская Судная Грамо­та является одним из источников Судебника 1497 г.

Опубликование Псковской Судной Грамоты вызвало появление рецензий, за которыми появились и отдельные исследования.

В 1848 г. в журнале «Москвитянин.»2 была помеще­на рецензия на Псковскую Судную Грамоту известного археографа и историка русского права Н. В. Калачова (1819—1885). Он касается преимущественно вопросов издания и времени составления Псковской Судной Грамоты и лишь отчасти ее содержания. По мнению Калачова, Псковская Судная Грамота есть не что иное, как сборник законов и судебных решений, составленных в разное время, а затем сведенных в один документ.

Калачов считает, что 1397 г. как дата, указанная в самой Грамоте, есть первый этап составления Грамоты. Затем к ней делались приписки. Последние приписки к Грамоте были сделаны в 1467 г. или около этого времени, но не ранее 1462 г. Таким образом, Псковская Грамота, обнаруженная проф. Мурзакевичем, по мнению Калачо­ва, не представляет собой подлинной Грамоты 1397 г., она подвергалась изменению, в виде дополнительного за­конодательного материала, расположенного в хронологи­ческом порядке. Калачов отрицает утверждение проф. Мур­закевича о том, что время составления Грамоты отно­сится к 1467 г. Ссылка на то, что Грамота составлена «по благословению попов всех 5 соборов», объясняется тем, что переписчик, переписывая Грамоту, составленную в 1397 г., и встретив указание на существование во Пскове двух или трех соборов, а не пяти, как это было в его время, исправил соответственно цифру два или три на пять. Калачов допускает возможность этого произ­вольного изменения, внесенного переписчиком, а также последних дополнений к Грамоте, которые были приняты вечем, подтвердившим без всяких изменений Грамоту 1397 г. с согласия существовавших тогда попов всех пя­ти соборов, что могло иметь место не ранее 1462 г. Поэтому Калачов полагает, что обвинять переписчика в замене цифровой буквы О (70) цифровой буквой Е (5) нет оснований. Стоящая же рядом с цифровой буквой F! другая такая же буква означает числительное поряд­ковое: пятое. Таким образом, было бы более правильным датировать Псковскую Судную Грамоту 1397 г. Что же касается 1467 г., то к этому времени относятся лишь сде­ланные к ней приписки.

Калачов не согласен с Мурзакевичем и по поводу то­го, что в Грамоте речь идет об Александре Михайловиче Тверском, сидевшем на княжеском престоле во Пскове с 1327 по 1330 и с 1331 по 1337 г. Он считает, что веро­ятнее всего в Грамоте имеется ввиду Александр Ярославич Невский. В доказательство своего предположения он ссылается на послание митрополита Киприана 1395 г («Акты Исторические», т. I, № 10), в котором упоми­нается Грамота великого князя Александра. Калачов считает, что митрополит Киприан не мог назвать вели­ким князем Александра Михайловича Тверского, что этот титул мог быть присвоен только Александру Невскому. Однако это мнение Калачова не может быть признано основательным. Как видно из летописей, Александр Невский, и Александр Тверской именовались великими князьями.

Касаясь содержания Грамоты, Калачов отрицает ка­кую-либо систему, лежащую в основе распределения пра­вового материала, если не считать объединения в одну группу статей, однородных по составу. Однако он счи­тает, что и в этой группе нет последовательно проведен­ной системы. Поэтому, по его мнению, в Псковской Гра­моте нормы материального и процессуального права не разделены между собой, хотя это разделение должно бы­ло существовать в то время, когда уже было разграни­чение между судебными органами и институтами. Отсюда он делает вывод, что материал в Грамоте расположен не в систематическом, а в хронологическом порядке.

Интересно отметить, что Калачов решительно отрицает какое-либо влияние Псковской Судной Грамоты на последующее законодательство Московского великого Княжества, в частности, на великокняжеский Судебник 497 г. Калачов считает, что сходство статей Судебника Псковской Судной Грамоты объясняется не заимствованием, а тем, что в основе русского права той эпохи сдержались общие принципы, несмотря на существование сдельных княжеств с их особенностями правовой жизни. Первое исследование Псковской Судной Грамоты под инициалами «К. М-ий» было помещено в журнале «Северное обозрение» за 1850 г.3 В работе излагается во­прос о времени составления Псковской Судной Грамоты, сходстве отдельных Статей Грамоты с Русской Прав­дой и влияния Судной Грамоты на последующее русское законодательство, в частности, на Судебник 1497 г. В ра­боте не дан юридический анализ статей Грамоты и, та­ким образом, автором не раскрыто содержание Псков­ской Грамоты.

К. М-ий соглашается с проф. Мурзакевичем в том, что возможной датой составления Псковской Судной Грамоты является 1467 г. Это совпадает и с другими об­стоятельствами политической жизни Пскова, вызвавшими издание Грамоты. Однако он не согласен с тем, что в Грамоте идет речь об Александре Михайловиче Твер­ском. По его мнению, Александр Михайлович Тверской, будучи изгнанником из Твери, не мог быть законодате­лем. Наиболее вероятным он считал в качестве законодателя князя Александра Федоровича Ростовского, кня­жившего во Пскове трижды между 1410 и 1434 гг. При нем произошла замена иностранной монеты — пенези — серебряными деньгами, что имело место в 1420 г. По­скольку такая денежная реформа падает на княжение Александра Федоровича Ростовского, а в год составле­ния Псковской Судной Грамоты, т. е. в 1467 г., эти деньги были единственной монетой во Пскове, Грамота имеет в виду упомянутого выше князя. Однако приведенные исследователем аргументы недостаточно вески и не мо­гут служить убедительным доказательством.

К. М-ий устанавливал значительное влияние Псков­ской Грамоты на последующее русское законодательство. Автор первого Судебника заимствовал систему Псков­ской Грамоты, а некоторые статьи Судебника были пол­ностью заимствованы из Псковской Грамоты. Даже вто­рой Судебник подвергся влиянию Псковской Судной Грамоты. К. М-ий высоко оценивал достоинства Псков­ской Грамоты, которая сумела наиболее полно и пра­вильно развить основные положения Русской Правды. «Псковская грамота, — писал он, — в помянутых отно­шениях далеко оставляет за собою все современные ей законодательные памятники»4.

Первой монографией, довольно обстоятельной и осно­ванной на большом сравнительном историческом мате­риале, посвященной исследованию Псковской Судной Грамоты, является работа Ф. Устрялова5 Ф. Устрялов не входит в обсуждение вопроса времени издания Псковской Судной Грамоты, присоединяясь к взглядам, высказанным первым ее издателем проф. Мурзакевичем. Источники Псковской Судной Грамоты он делит на два вида: частные и общие. К частным источникам он относит новгородские договорные грамоты и псковские пошлины. К общим источникам, кроме Русской Правды, он относит германское и византийское право, причем большая часть норм Псковской Судной Грамоты, по его мнению, заимствована из общих источников. Но, ссы­лаясь на германское и византийское право как на источ­ники Псковской Судной Грамоты, Устрялов в своей ра­боте не приводит конкретных фактов, подтверждающих выдвинутое им положение.

Между тем исследование Псковской Судной Грамоты позволяет придти к выводу, что о влиянии германского и византийского права не может быть и речи. Сходство отдельных норм права объясняется не заимствованием, а одинаковыми социально-экономическими условиями в этих странах и в древней Руси.

Устрялов отмечает большое влияние Псковской Судной Грамоты на Судебник Ивана III, заимствовавший много норм из Судной Грамоты.

В основу своего исследования Устрялов положил систему действовавшего в то время Свода Законов Российской империи. Все нормы Судной Грамоты были разделены на две части: на нормы, относящиеся к гражданским законам определительным, и на нормы, относящиеся к законам гражданским охранительным. Нормы, относящиеся к уголовному праву, он не подверг исследованию, и поэтому работы Устрялова не дает полного представления о Псковской Судной Грамоте.

Почти одновременно с работой Устрялова вышло исследование И. Энгельмана6. Его работа представляет собой постатейный комментарий Псковской Судной Грамоты, расположенный по определенной системе. Как и Устрялов, он делит нормы Грамоты на законы гражданские определительные и законы гражданские охранительные. Энгельман, так же как и Калачов, считает, что упоминаемый в грамоте великий князь Александр был Александр Невский. Он полагает, что Псковская Грамота составлялась в течение продолжительного времени. Наиболее вероятной датой, указанной в заглавии Грамоты, по его мнению, следует считать дату 1467 г.7, если иметь в виду, что при переписывании древней рукописи переписчик по неясности текста или невнимательности пропустил в цифро­вых буквах ? S Ц Ё букву О (70). Он отвергает предпо­ложение проф. Мурзакевича, считавшего, что переписчик по ошибке вместо цифровой буквы О (70) написал циф­ровую букву Ё, поставив рядом с ней десятичную цифро­вую букву Е. Эта дата подтверждается, по мнению Энгельмана, «роме того, событиями во Пскове, связанными с назначением в этом году великокняжеским наместни­ком князя Шуйского.

Энгельман, подобно Калачову, считает, что статьи в Грамоте расположены в хронологическом порядке.

Все статьи Грамоты он делит на две части: первона­чальную (с 1-й по 76-ю ст., в которую вошли Грамота Александра Невского и нормы, изданные после выхода Грамоты) и дополнительную (с 77-й ст. до конца), куда вошла Грамота князя Константина и статьи, изданные после этой Грамоты.; Такое разделение Грамоты на две части Энгельман объясняет тем, что ряд сходных статей имеется как в первой, так и во второй части. При этом статьи второй части дополняют или уточняют статьи первой части.

Началом составления Псковской Грамоты, по мнению Энгельмана, является время княжения Александра Нев­ского, а окончанием — 1467 г.

В 1869 г. появилась работа Н. Дювернуа, в которой также освещается ряд вопросов, связанных с Псковской Судной Грамотой.

Н. Дювернуа8 не касается вопроса о дате издания Псковской Судной Грамоты. По поводу двух князей, упо­минающихся в Грамоте, он присоединяется к взглядам Энгельмана, полагая, что пока нет новых источников для разрешения этого спорного вопроса.

Дювернуа также поддерживал мнение Энгельмана о необходимости разделения Грамоты на две части. Од­нако он не согласен с тем, что Грамоту нельзя считать законодательным актом, изданным единовременно.

Он указывал, что нужно различать вопрос о приписке пошлин в Грамоту судьями без санкции веча от вопроса в формальном (признании вечем всей Грамоты в целом как закона.

Первоначально, по мнению Дювернуа, существовали во Пскове две грамоты с приписками к ним, которыми руководствовались судьи. Но затем было решено свести две грамоты с приписками в одно целое, что потребовало утверждения веча. Вече придало этой Грамоте силу за­кона. Таким образом, если Грамота князя Александра и Грамота князя Константина с приписками к ним были составлены в разное время без санкции веча, то вся в целом она была санкционирована вечем единовременно.

Однако с этой точкой зрения Дювернуа нельзя согла­ситься. Вряд ли во Пскове могли существовать такие нормы права, которые не требовали утверждения их ве­чем. Не случайно в ст. 108 Псковской Грамоты говори­лось: «А которой строке (статьи) пошлинной грамоты нет, и посадником доложити господина Пскова на вече, да тая строка написать. А которая строка в сей грамоте не люба будет господину Пскову, ино та строка волно выписать вонь ив грамот»9.

Нельзя согласиться и с утверждением Дювернуа о том, что приписки пошлин в грамоты происходили с уча­стием духовных лиц. Дювернуа сам себе противоречит, когда пишет, что «хранение закона лежало, невидимому, на высших городских выборных и отчасти судебных са­новниках. Это подтверждается еще одним известием, в ко­тором видим, что другое определение Псковского веча, по его же приказу, было вынуто из ларя посадником, боярами псковскими, сотским и судьями»10.

Суд во Пскове носил светский характер. Судебные функции осуществлял князь и его наместники, а также само вече по наиболее важным делам как уголовного, так и гражданского характера. Церковные органы в ли­це Псковского наместника Новгородского архиепископа могли осуществлять судебные функции лишь над духов­ными лицами или лицами, принадлежавшими к церкви, а также над другими лицами за нарушение церковных правил.

Дювернуа давал высокую оценку Грамоте. Он считал, что Грамота является прямым продолжением Русской Правды, а Судебник 1497 г. составлен под ее очевидным влиянием.

В 1884 г. появилась работа Мрочек-Дроздовского, посвященная главнейшим местным памятникам русско­го права, в том числе и Псковской Судной Грамоте11.

В своей работе Мрочек-Дроздовский останавливается лишь на двух вопросах: о времени составления Псков­ской Грамоты и ее системе. Он безоговорочно присоеди­няется к числу тех ученых, которые считают временем составления Грамоты 1467 год. Он делит Псковскую Гра­моту на три части. В основу первых двух частей, подоб­но Энгельману, он кладет две княжеские грамоты со сде­ланными к ним приписками. Третью часть составляют приписки, относящиеся не к двум княжеским грамотам, а к Псковской Грамоте в целом, т. е. приписки, произве­денные во время окончательного составления Грамоты в 1467 г. Соответственно к первой части относятся ста­тьи с 1-й по 35-ю, ко второй — с 36-й по 108-ю и к тре­тьей — со 109-й до конца. В свою очередь каждую часть он делит на отделы. При этом распределение статей яв­ляется, по его мнению, не случайным. Они расположены по тем правовым институтам, которые имеются в Грамоте.

Если первая часть Судной Грамоты, или Грамота кня­зя Александра, представляет собой, по его мнению, местные дополнения и изменения Русской Правды, то вторая часть, или Грамота князя Константина, а также третья часть являются уже чисто псковским правом XIV—XV вв. со своими специфическими чертами.

Таковы основные работы русских ученых, посвящен­ные исследованию Псковской Судной Грамоты, изданные до Великой Октябрьской социалистической рево­люции.

Итак, мы видим, что работ по этому вопросу издано мало. Кроме того, русская буржуазная наука вслед­ствие своей ограниченности не могла поставить на науч­ную основу изучение проблем Псковской Судной Грамоты. Буржуазные исследователи изучали ее в отрыве от реальной жизни, от социально-классовой обстановки в стране в момент издания грамоты. Так, в частности, во­прос о времени издания Грамоты сводился ими к мани­пуляции с датой указанной в самой Псковской Судной Грамоте.

Работы Устрялова и Энгельмана, посвященные историко-юридическому исследованию Грамоты, хотя и дава­ли юридический анализ ее статей, однако он проводился в отрыве от социально-экономических условий древнего Пскова. Метод, которым они пользовались, ничего, кро­ме путаницы, дать не мог, так как они руководствовались порочной методологией, исключающей возможность правильного использования историко-сравнительного изучения памятников права.

Только советские ученые, вооруженные методом материалистической диалектики, могут и должны поставить на подлинно научную основу изучение Грамоты, дать глубокий юридический анализ ее содержания.

Советских исследователей не может удовлетворить только установление ошибки, допущенной писцом при переписывании грамоты. Время ее издания они связыва­ют с социально-экономической обстановкой и классовой борьбой в стране. Они исходят из того, что Грамота бы­ла издана в период сложной внутренней и внешней об­становки в стране. Вопрос же об ошибке переписчика при переписывании Грамоты является второстепенным, хотя и не лишенным определенного значения в источни­коведении.

Первым серьезным исследованием, изданным после Великой Октябрьской социалистической революции, яв­ляется работа М. К. Рожковой, специально посвященная происхождению и составу Псковской Судной Грамоты12. Вопрос о содержании Грамоты автор не затрагивал.

Рожкова полагает, что Грамота составлена не едино­временно, а на протяжении полутора веков, а именно с начала XIV в. до 1467 г.

До Рожковой исследователи обычно считали, что пос­ледние 12 статей Грамоты (со 109-й по 120-ю) составле­ны позднее всех других статей и включены в Грамоту в 1467 г. При этом ученые исходили из того, что статья 108, как видно из ее содержания, является заключитель­ной, поэтому последующие статьи являются статьями бо­лее позднего времени. Кроме того, отрывок Псковской Грамоты со 109-й по 120-ю статью был обнаружен от­дельно в летописи бывш. Московской Синодальной биб­лиотеки, что также подтверждало ее позднейшее проис­хождение.

Рожкова с большой убедительностью доказала, что последняя часть Грамоты является наиболее древней по своему происхождению и должна быть отнесена к нача­лу XIV в.

По времени составления Судной Грамоты Рожкова делит ее «а следующие пять частей: первая часть (ст. ст. 109—120) относится к началу XIV в , вторая часть (ст. ст. 1— по 57) — к первой половине XIV в., третья (ст. ст. 58—76 и 85—106) — к концу XIV—началу XV в., четвертая (ст. 107) — к первой четверти XV в. и нако­нец, пятая (ст. ст. 77—84 и 108) —к 1467 г.

Автор присоединяется ко взглядам тех ученых, кото­рые относят дошедшую до нас Грамоту не к 1397, а к 1467 г. По ее мнению, 1467 г. является наиболее вероят­ной датой составления Грамоты не только потому, что при переписывании произошла ошибка, а пятый собор был организован в 1462 г., но и потому, что в 1467 г. Псков вынужден был, по настоянию Московского вели­кого князя, разрешить своему князю держать наместни­ков во всех двенадцати пригородах, а не в семи, как это было прежде. Это заставило псковичей принять Грамоту, поставившую своей целью оградить права жителей Пскова от княжеского произвола.

Кроме того, Судная Грамота не может относиться к 1397 г. еще и потому, что князь Константин, Грамота ко­торого была положена в основу Псковской Судной Гра­моты, княжил во Пскове в начале XV в.

Под князем Александром Рожкова подразумевает Александра Михайловича Тверского. Она считает, что Грамота не может относиться ко времени княжения Александра Невского потому, что Псков в эпоху Але­ксандра Невского не имел еще политической самостоя­тельности, будучи пригородом Новгорода.

Упоминание в Псковской Судной Грамоте о том, что она «выписана из великого князя Александровы Гра­моты и из княж Костянтиновы Грамоты», нельзя по­нимать в том смысле, что эти две Грамоты вошли пол­ностью в состав Псковской Судной Грамоты. Рожкова допускает возможность включения в состав Псковской Грамоты лишь некоторых частей упомянутых княжеских Грамот.

Давая характеристику Псковской Судной Грамоте, Рожкова называет этот документ «чрезвычайно ярким образчиком права переходного периода»13.

Поясняя далее, что именно она понимает под правом переходного времени, Рожкова пишет, что Грамота была составлена «в эпоху перехода от феодального строя к самодержавию»14.

Это утверждение Рожковой неправильно. Во-первых, нельзя говорить о переходе от феодального строя к само­державию (т. е. абсолютной монархии), так как самодер­жавие (абсолютная монархия) само представляет форму феодального государства на последнем этапе его разви­тия, во-вторых, в это время на Руси еще не было само­державия, которое стало складываться лишь во второй половине XVII в.

Нельзя также согласиться с утверждением автора о том, что Псковская Судная Грамота в ст. 58 указывает уже на членовредительные наказания — дыбу. Еще Владимирский-Буданов разъяснил, что «всадити его в дыбу» значило заковать виновного в колодку, состоящую из двух досок, имевших посредине выемку, а по концам петли и замки15.

В 1940 г. в «Исторических записках» № 6 помещен тщательно выполненный новый перевод и комментарий Псковской Судной Грамоты Л. В. Черепнина и А. И. Яков­лева. В комментарии авторы излагают свои взгляды на основные проблемы, связанные с исследованием Псков­ской Грамоты. Они считают 1467 г. датой оформления Грамоты. Дата же, указанная в самой Псковской Грамо­те, — 1397 г. — является, по их мнению, начальным мо­ментом составления Грамоты. В отношении упоминае­мого в Грамоте князя Александра они присоединяются к большинству исследователей, считавших, что под кня­зем Александром следует разуметь не Александра Нев­ского, а Александра Михайловича Тверского.

Авторы придерживаются следующей системы Грамо­ты. Все статьи они делят на девять самостоятельных частей:

1. Ст. ст. 1, 7—13, 20—27, 34—37, 46—50. Грамота князя Александра, которая легла в основу окончатель­ной редакции Псковской Судной Грамоты.

2. Ст. ст. 14—19, 28—33, 38—41, 45. Устав, регули­рующий область гражданских правоотношений.

3. Первые 50 статей, за некоторыми исключениями, и составили первую редакцию Псковской Грамоты, утвер­жденную на вече в 1397 г.

4. Ст. ст. 52—71 являются дополнением к первым двум частям или содержат нормы, регулирующие отно­шения Пскова с князем.

5. Ст. ст. 101 —107 являются вторым дополнением к первым двум частям.

6. Ст. ст. 42—44, 51, 63, 75, 76, 84—87 представляют собой нормы Устава об изорниках.

7. Ст. ст. 72, 74, 88—92, 94, 95, 100. Это специальные отделы Грамоты, посвященные нормам наследственного права и долговому обязательству.

Глава II

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПСКОВСКОЙ СУДНОЙ ГРАМОТЫ

В предыдущей главе мы выяснили самые разнообраз­ные точки зрения на время издания Псковской Грамоты. Тем не менее все разнообразие взглядов на этот вопрос можно свести к следующим основным группам.

Из русских буржуазных исследователей Псковской Судной Грамоты только один Калачов считал более пра­вильным датировать Псковскую Судную Грамоту 1397 г., т. е. тем годом, который указан в самой Судной Грамоте. Что же касается 1467 г., то в этом году, по его мнению, были сделаны лишь приписки к ней.

Большинство русских буржуазных исследователей (Мурзакевич, Устрялов, Мрочек-Дроздовский и др.) считали наиболее вероятной датой ее издания 1467 г, полагая, что 1397 г., г. е. дата, указанная в самой Гра­моте, является простой опиской переписчика.

Владимирский-Буданов, Дьяконов и другие, желая примирить эти две крайние точки зрения на вопрос о вре­мени издания Судной Грамоты, считали, что в 1397 г. была произведена первая кодификация, а в 1467 г. — окончательная кодификация псковского законодательства. Большинство исследователей были согласны с тем, что в 1467 г. на вече была утверждена Судная Грамота в составе 108 статей. Последние 12 статей (со 109-й по 120-ю) были изданы уже после 1467 г. При этом исхо­дили из того, что ст. 108 является заключительной, после чего были сделаны позднейшие дополнения.

В ст. 108 говорится следующее: «А которой строке пошлинной грамоты нет, и посадником доложити госпо­дина Пскова на вече, да тая строка написать. А которая строка в сей грамоте не люба будет господину Пскову, ино та строка волно выписать вонь из грамот».

Это предположение подкреплялось еще и тем, что по­следние 12 статей были обнаружены Карамзиным от­дельно в другом списке, что свидетельствовало об их бо­лее позднем, чем первые 108 статей, происхождении.

Советские историки, изучая Псковскую Судную Гра­моту, внесли в советскую историческую науку много нового и интересного, что пролило свет на многие вопросы Грамоты, в частности, и на вопрос о времени ее издания.

М. К. Рожкова пришла к выводу, что Грамота со­ставлена на протяжении полутора веков, а именно — с начала XIV в. до 1467г. Она с большой убедительностью опровергла мнение русских дореволюционных ученых, считавших последние 12 статей составленными уже после 1467 г. Она доказала, что эта последняя часть Грамоты является наиболее древней по своему происхождению и должна быть отнесена к началу XIV в.

Л. В. Черепнин, один ш самых крупных исследовате­лей Псковской Судной Грамоты, решительно отрицает 1467 г. как год издания Грамоты. Он выдвинул новую точку зрения в вопросе о времени ее издания. Он счи­тает не 1467, а 1462 г. наиболее вероятным годом ее из­дания. 1397 г. он рассматривает как дату первой редак­ции Грамоты.

Один из последних исследователей Псковской Суд­ной Грамоты Б. Б. Кафенгауз полагает, что последняя переработка псковского законодательства в дошедшей до нас Судной Грамоте имела место не в 1467, а в 1474—1475 гг. В 1397 г., по его мнению, произошла первая кодификация псковского права.

Таким образом, и среди советских исследователей нет полного единодушия в вопросе о времени издания Псковской Судной Грамоты.

М. К. Рожкова, С. В. Юшков, А. И. Яковлев считают, что издание Псковской Судной Грамоты относится к 1467 г., Л. В. Черепнин — к 1462 году и Б. Б. Кафенгауз — к 1474—1475 гг.

Характерно, что ни один советский историк не считает 1397 г., указанный в самой Грамоте, годом ее издания последние этапом кодификации псковского законода­тельства. Да и в самой Судной Грамоте содержится ука­зание на то, что она не могла быть издана в это время? Так, в самом начале Судной Грамоты говорится: «Си грамота выписана... из княж Костянтиновы грамоты…». Следовательно, Грамота князя Константина была одним из источников Псковской Судной Грамоты. Однако из­вестно, что во Пскове княжил всего лишь один князь, носивший имя Константин. Это был князь Константин Дмитриевич, брат Московского великого князя Василия Дмитриевича, княживший во Пскове в 1407 и 1414 гг. Таким образом, Псковская Судная Грамота могла быть издана не ранее начала XV в., когда была издана Гра­мота князя Константина, вошедшая частично в со­став Псковской Судной Грамоты. Кроме того, 1397 г. не может быть достоверной датой издания Судной Грамо­ты еще и потому, что она издана, как указывается в са­мой Грамоте, «по благословению отец своих попов всех 5 соборов...». Между тем в 1397 г. во Пскове было всего лишь два собора. Третий собор был учрежден в 1417 г., четвертый — в 1453 г., пятый — в 1462 г. и шестой — в 1471 г.

Bce это дает нам основание утверждать, что здесь имела место описка при переписывании Судной Грамоты, или 1397 г. следует рассматривать как один из этапов кодификации псковского законодательства.

Большинство советских историков придерживаются той точки зрения, что издание Грамоты относится к 1467.

Для доказательства достоверности этой даты обычно приводятся следующие доводы. При переписывании Суд­ной Грамоты могла произойти ошибка. По ветхости или неясности первоначального текста переписчик вместо ? S Ц О Ё (6975), т.е. 1467 г., написал ? S ЦЁ (6905), или 1397 г. Таким образом, переписчик, опустив цифру О (70), исказил подлинную дату издания Грамоты, т. е. 1467 г.

Кроме того, в 1467 г. во Пскове произошли весьма важные события, заставившие псковичей издать Судную Грамоту именно в этом году. В 1467 г. во Псков прибыл в качестве наместника великого князя Московского князь Ф. Ю. Шуйский. Он предъявил требование псковичам разрешить ему держать своих наместников не в семи пригородах, как это было до сих пор, а во всех двенад­цати пригородах Пскова. Не желая вступать в конфликт с великим князем Московским, псковичи вынуждены были согласиться на это требование, нарушавшее искон­ные права псковичей.

Это событие псковский летописец зафиксировал сле­дующим образом: «А из веков княжие наместники не бывали, сколько ни есть князей было во Пскове на сто­лу. А наместники княжий были только на семи пригоро­дах Псковских»24.

Но удовлетворив незаконные требования князя Шуй­ского, псковичи для ограждения своих прав от княжес­кого произвола в дальнейшем утвердили на вече Судную Грамоту, в которой были указаны права приглашаемых ими князей.

Таковы доказательства в защиту того положения, что Псковская Судная Грамота была издана в 1467 г. Силь­ной стороной этой точки зрения, несомненно, является то обстоятельство, что 1467 г. совпадает с указанием в самой Судной Грамоте на существование пяти соборов (пятый собор во Пскове был учрежден в 1462 г.).

Однако эта точка зрения имеет и свои слабые сторо­ны. Прежде всего неубедительной является ссылка на описку переписчика при переписывании текста Судной Грамоты. Утверждение, что переписчик опустил по ошиб­ке цифру О (70), является в значительной мере искус­ственным и надуманным. Ведь можно придумать пропуск любой цифры в дате, указанной в Судной Грамоте.

Такое предположение было бы убедительным только в том случае, если бы удалось доказать, что именно в этом году произошли весьма важные события, заставив­шие псковичей издать Судную Грамоту. Конечно, приезд князя Шуйского и расширение его прав сыграли значи­тельную роль в жизни Пскова. Но ведь в бурной исто­рии Пскова XV в. было много еще более важных собы­тий, и логично допустить, что Судная Грамота должна быть издана именно в связи с ними.

Кроме того, ни летопись, ни другие документы того времени не подтверждают ни прямо, ни косвенно это предположение. Поэтому ссылка на 1467 г. как год изда­ния Судной Грамоты не может нас удовлетворить как основанная не на точных данных и фактах, а лишь на догадках и предположениях.

Проф. Черепнин, считая, что Судная Грамота была издана в 1462 г., обосновывает это следующим образом. Этому году предшествовали весьма серьезные события. В 1461 г. великий князь московский Василий Темный, в нарушение прав псковичей избирать князей, назначил на­местником во Псков князя Владимира Андреевича, ко­торого псковичи изгнали, мотивировав это тем, что он «приеха не по псковской старине, псковичи не зван, а на народ не благ». Сын Василия Темного Иван III, не же­лая раздражать Псков, разрешил псковичам избирать князей, как это было раньше, оставив за собой лишь право их последующего утверждения. Это событие, по мнению проф. Черепнина, и является наиболее вероят­ным годом составления Псковской Судной Грамоты.

Кроме того, в подверждение своего предположения проф. Черепнин дает свой вариант допущенной передисчиком описки, переписчик, встретив в оригинале дату ? S Ц О (6970), или 1462 г., вследствие сходства О с Е по ошибке написал ? S Ц Ё (6905), или 1397 г. «Во всяком случае, — указывает проф. Черепнин, — подобное объяс­нение более правдоподобно, чем пропуск одной буквы в ее числовом значении»25.

Сильным аргументом новой версии, выдвинутой проф. Л. В. Черепниным, является совпадение предполо­женной им даты (1462) с указанием в самой Псковской Грамоте на существование пяти соборов.

Однако нам представляется, что ссылка проф. Черепнина на события во Пскове в 1461 г. не имеет каких-ли­бо преимуществ по сравнению с событиями 1467 г. Кро­ме того, это предположение не подтверждается прямо или косвенно какими-нибудь документами

Ссылка на описку переписчика также мало убедитель­на. Вряд ли является более правдоподобным указание на замену одной цифры другой, чем ее пропуск.

Оригинальная точка зрения проф. Черепнина хотя и подкупает нас своим тонким анализом документов и сме­лыми предположениями, тем не менее не основана на точ­ных данных и поэтому не может считаться достоверной.

В заключение остановимся на разборе точки зрения проф. Б. Б. Кафенгауза, допускающего, что начальным моментом псковского законодательства является время Александра Невского, а кодификация псковского права была произведена в 1397 г. и в 60-х гг. XV в. Однако последняя переработка псковского законодательства в дошедшей до нас Судной Грамоте имела место не в 1467, а в 1474—1475 гг.

По мнению автора, в 1467 г. не было крупных собы­тий во Пскове. В этом году новый князь Ф. Ю Шуйский мирно присягнул Пскову. Другое положение мы наблю­даем в 1474 г., когда после ряда лет бурных событий во Пскове происходят споры между князем Ярославом и псковичами, от которых князь потребовал увеличения княжеского дохода от суда и «езды вдвое»26.

Псковичи отправили посольство к Ивану III с жало­бой на его ставленника. Но Иван III потребовал предо­ставления ему тех псковских грамот, которые определя­ли взаимоотношения псковских князей с псковичами, сказав: «...ми положите прежних князей великих грамоты пошлинные»27.

Для подтверждения правильности своих старинных прав псковичи вынуждены были в спешном порядке пе­реработать действующую Судную Грамоту и представить ее Москве в приемлемой для себя форме.

Однако доводы автора не убедительны. Трудно до­пустить, чтобы псковичи только ради доказательства Ивану III своих исконных прав должны были специально перерабатывать Судную Грамоту. Это не вызывалось необходимостью, так как действовавшая Судная Грамота в достаточной степени защищала интересы псковичей. Напротив, спешная переработка псковского законода­тельства была бы неубедительной для Ивана III. Это было тем более невероятно, что наместники великого князя московского не один десяток лет сидели во Пскове л прекрасно знали содержание псковских пошлин. К тому же псковичам и незачем было производить переработ­ку псковских пошлин. Эти пошлины уже давно опреде­ляли размер доходов псковских наместников. Поэтому спор псковичей с наместником был основан на псковских пошлинах. Другое дело — притязания наместника. Чув­ствуя, что псковичи крайне нуждаются в помощи Москвы от нападения немцев, ставленник Москвы князь Ярослав Васильевич настойчиво требовал увеличения своих дохо­дов. Это требование было основано не на псковских пошлинах, а на силе.

Таким образом, указание проф. Б. Б. Кафенгауза на 1474—1475 гг. как на годы окончательной кодификации ооновского законодательства являются неубедительными. Кроме того, эта дата находится в противоречии с числом соборов во Пскове, указанных в самом начале текста Судной Грамоты (пятый собор был учрежден в 1462 г., а шестой — в 1471 г.).

Кроме того, нами не может быть принято утвержде­ние проф. Б. Б. Кафенгауза о том, чго под грамотой Александра следует иметь в виду Грамоту Александра Невского, а не Грамоту Александра Михайловича Твер­ского. Мы должны согласиться с теми исследователями, которые считали, что при жизни Александра Невского Псков был пригородом Новгорода, а не являлся само­стоятельным государством. Против утверждения проф. Б. Б. Кафенгауза свидетельствуют также следующие факты. Иван III, потребовав от псковичей грамоты, определявшие их взаимоотношения с князьями, вернул эти грамоты с указанием, «что деи то грамоты не самих князей великих»28.

Если бы речь шла о Грамоте Александра Невского, то вряд ли Иван III мог так выразиться, ибо врликие князья московские считали Александра Невского своим предком. Очевидно, речь шла о Грамоте Александра Ми­хайловича Тверского, которого московские князья счи­тали своим врагом и не называли его великим князем.

Таковы взгляды советских исследователей на время издания Псковской Судной Грамоты. Однако мы не мо­жем согласиться ни с одной из указанных здесь точек зрения. Состояние изучения Судной Грамоты в настоя­щее время не дает оснований для изложенных выше ут­верждений.

Изучая этот вопрос, мы должны притти к следующе­му выводу.

Анализ текста Судной Грамоты с несомненностью по­казывает, что последняя переработка ее текста имела место в середине XVI в. Такой вывод является еще более убедительным потому, что он совпадает с указанием в самой Грамоте на существование в период утверждения Судной Грамоты пяти соборов.

Поэтому мы должны отвергнуть точку зрения проф. Б. Б. Кафенгауза, полагавшего, что последняя ко­дификация псковского законодательства была произведе­на в 1474—1475 гг., так как эта дата противоречит ссыл­ке самой Грамоты на существование в этот период ео Пскове пяти соборов, что могло быть не позднее 1471 г.

С другой стороны, указание ученых на 1467 или 1462 гг. как годы издания Грамогы также не является убедительным.

Состояние изучения Псковской Судной Грамоты в на­стоящее время таково, что в нашем распоряжении не имеется точных доказательств подобных предположений. Кроме того, нас никак не может удовлетворить ссылка при этом на ошибку переписчика, который мог пропу­стить ту или иную цифру или вместо одной цифры написать другую. Все это может быть отнесено лишь к догад­кам и предположениям не основанным, на точных данных.

Поэтому нам кажется более правильным и с научной точки зрения более обоснованным дать на этот вопрос следующий ответ.

Последняя переработка псковского законодательства была произведена в середине XV в., точнее между 1462 и 1471 гг. (т. е. когда во Пскове было пять соборов). Дальнейшее изучение этого вопроса и открытие новых данных позволят в дальнейшем установить точную дату ее издания.

Глава III

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ПСКОВА

Псков, или в древности Пльсков, или Плесков, является одним из древнейших русских городов. Время его воз­никновения долго оставалось неизвестным. Только в 1948 г. советскими археологами было установлено, что Псков как город возник в конце VIII в. Русские летопи­си впервые упоминают Псков под 903 г., указывая, что он существовал уже во времена первых киевских князей Князь Игорь Рюрикович взял себе в жены Ольгу, ро дом из Пскова («И приведоща ему жену от Плескова именем Олгу»),

Первоначально Псков входил в состав Киевской Руси, но после того, как Новгород вышел из подчинение Киевского государства, Псков превратился в один и: пригородов Новгородской республики.

Псков как пригород Новгорода должен был по тре­бованию последнего собирать рать, средства на государ­ственные нужды, возводить укрепления, участвовать в походах. Новгород назначал во Псков посадника и кня­жеского наместника, а Новгородский архиепископ — своего наместника из числа новгородских граждан для управ­ления церковью, а также производства суда и сбора пошлин.

В XII в. мировые торговые пути, вследствие упадка Киева и набегов кочевников с юга, переместились на Оевер, к берегам Балтийского моря. В это время возни­кает оживленная торговля между странами Северной Европы.

Псков находился на удобных путях сообщения. Он был расположен при слиянии рек Великой и Псковы. По реке Великой и ее притокам Псков был связан с районом Западной Двины, а по притоку реки Великой — Черехе — с Новгородом. Через Псков велч торговлю новгородские и московские купцы с западноевропейскими странами.

Во Пскове господствовала феодально-крепостническая система хозяйства. Ее основу составляли пашенное зем­леделие и скотоводство. Большую роль в экономике страны играло рыболовство, охота и пчеловодство.

До XI в. сельское хозяйство велось преимущественно мелкими производителями — «смердами», имевшими свое хозяйство и обрабатывавшими общинную землю, которая периодически переделялась и предоставлялась отдель­ным «смердам» в пользование в виде наделов.

Начиная с XI—XII вв. происходит процесс образова­ния крупной феодальной поземельной собственности, причем этот процесс во Пскове, как и на всей территории Киевской Руси, обусловливался одними и теми же при­чинами. Именно в этот период все больше и больше уг­лубляется и расширяется процесс разложения крестьян­ской общины. Усиливается процесс отделения ремесла от земледелия, расширяется внутренняя торговля, растет число городов.

Господствующий класс Пскова, имея в своем распо­ряжении основные средства производства и политиче­скую власть, постепенно превращает общинников в феодально- зависимых, крепостных крестьян. В связи с этим бояре и монастыри захватывают в свои руки общинные земли и организуют крупное боярское и монастырское землевладение. Этот процесс особенно усиливается в XIII—XIV вв. Так во Пскове укрепляется крупная фео­дальная поземельная собственность и расширяюточ фео­дально-крепостнические отношения.

Вместе с тем значительное место в экономике Пскова также занимали ремесла и торговля. Это объяснялось тем, что Псков занимал выгодное географическое поло­жение. Из ремесел наибольшее значение имело строи тельное дело. Псковские летописи упоминают строителей церквей, палат и городских стен. Далее упоминаются ху­дожники-иконописцы, а также расписчики церквей и па­лат. Большое распространение во Пскове имели такие ремесла, как кожевенное, скорняжное, суконное, порт­няжное, сапожное, шапочное, горшечное и т. д.

Псков вел оживленную торговлю с азиатскими cтранами, Византией, Западной Европой и русскими княжествами.

Псков вывозил в другие страны рожь, лея, пеньку, хмель, солод, воск, рыбий жир, а ввозил железо, олово, свинец, золото, серебро, вино, сельди, оружие и предметы роскоши.

Вследствие этих причин Псков начинает быстро paсти, превращаться в крупный центр торговли и ремесла. Вскоре он настолько вырос, что превратился в крупнейший центр русской торговли с Прибалтикой, успешно конкурируя с самим Новгородом. В условиях развивающихся феодальных отношений стремление Пскова к по­литической самостоятельности является закономерным процессом.

Это стремление вызывалось не только экономически­ми причинами. Было еще одно обстоятельство, толкав­шее Псков на разрыв с Новгородом. Псков находился в непосредственном соседстве со Швецией, Литвой и нем­цами. Таким образом, этот город был форпостом русских земель на западе. Он часто подвергался набегам немцев и литовцев, стремившихся овладеть богатым городом. Особенно часто лападали на Псков немцы, организовав­шиеся в начале XIII в. в разбойничий рыцарский Орден меченосцев. В 1233 г. им удалось захватить псковский пригород Изборск, но вскоре псковичи отбили его. В 1240 г. немцы снова взяли Иэборск и пытались захва­тить Псков, но эта попытка окончилась неудачей. Тем не менее им все же удалось занять Псков с помощью груп­пы изменников — псковских бояр, которые помогли нем­цам овладеть городом. Спасителем Пскова от немцев оказался великий князь Александр Невский. Он отбил русские города от псов-рыцарей, а затем 5 апреля 1242 г нанес им на льду Чудского озера решительное пораже­ние, известное в истории русского народа под названием Ледового побоища.

Однако уже в 1253 г. немцы вновь нападают на Псков, но терпят поражение. Так в непрерывной борьбе на про­тяжении ряда веков Пскову приходилось отстаивать свою свободу и независимость от нашествия заклятых вра­гов — немцев. Новгород, в подчинении которого нахо­дился Псков, не всегда своевременно приходил ему на помощь, тем более что сам Новгород в военном от­ношении также был слаб Дальнейшая история Пско­ва — это процесс его обособления от Новгорода, закон­чившийся выходом Пскова из-под зависимости Новго­рода

С середины XIII в Псков признает господство Новго­рода лишь номинально. В это время без ведома Новго­рода псковичи приглашают на княжение выходца из Литвы князя Довмонта, сидевшего на престоле во Пскове с 1266 по 1299 г. Он очень скоро обрусел и женился на внучке Александра Невского.

 

Князь Довмонт поддерживал хорошие отношения с Новгородом, защищал Псков от постоянных нападений немцев и литовцев.

Не надеясь на помощь Новгорода и не имея достаточно собственных сил для отражения врагов, Псков встал под защиту Литвы, которая объединяла, кроме собственно литовских земель, и некоторые русские кня­жества.

Уже с 1323 г. псковичи начинают приглашать князей из Литвы, надеясь получить поддержку Литвы в случае военных столкновений с врагами. Однако Новгород не признал самостоятельности Пскова и попрежнему считал его своим пригородом.

В 1348 г шведы, собрав многочисленную армию, напали на Новгородскую землю. Новгород обратился за помощью к Пскову, взамен чего Новгород согласился признать самостоятельное существование Пскова в селе Болотово был заключен так называемый Болотовский договор между Псковом и Новгородом. По этому до­говору Новгород отказался от всяких притязаний на Псков, признав его своим младшим братом. Новгород перестал посылать во Псков своих посадников и изъял псковичей из своей юрисдикции. Новгородский архиепископ хотя и сохранил власть над псковским духовенством, должен был назначать своим наместником во Псков не новгород­ца, а кого-либо из жителей Пскова.

Но и после заключения Бологовского договора в 1348 году Псковское государство продолжало находить­ся под защитой Литвы Добрососедские отношения с Новгородом были непрочными. Вторая половина XIV в., особенно 90-е годы, характеризуется разногласиями и недоразумениями между Псковом и Новгородом. Только в 1397 г. между ними был заключен гак называемый вечный мир29.

Во второй половике XIV в. в Новгороде возникла церковная оппозиция — ересь «стригольников», которая нашла своих последователей и во Пскове. «Стригольни­ки» отрицали необходимость церковной иерархии и со­вершение таинств, выступали против получения духовен­ством вознаграждения от прихожан за совершение цер­ковных обрядов. Церковные власти казнили наиболее видных представителей «стригольников», но эта ересь исчезла далеко не сразу.

Подобно средневековым ересям в Западной Европе, ересь «стригольников» являлась одной из форм борьбы угнетенных масс с феодальным строем30.

В конце XIV столетия Литва сделала попытку включить Псков в состав Литовского государства. В 1398 г. — литовский князь Витовт Кейстутьевич заключил со­глашение с магистром Тевтонского ордена о завоевании Новгорода и Пскова и о разделе завоеванных земель между собой. Литве было предоставлено право на за­воевание Новгорода. Тевтонский орден за отказ в бу­дущем от всяких притязаний на новгородские земли по­лучал право один или соединенными силами союзников захватить Псковскую землю.

Реализуя это соглашение, литовский князь Витовт Кейстутьевич в этом же году приказал своему родствен­нику Ивану Андреевичу, княжившему в то время во Пскове, выехать из Пскова, а затем объявил войну Пско­ву и Новгороду.

Тогда псковичи решили встать под защиту Москов­ского княжества. Они обратились с просьбой к москов­скому великому князю Василию I Дмитриевичу прислать им на княжество князя Ивана Всеволодовича, внука ве­ликого князя Александра Михайловича Тверского. Мос­ковское княжество охотно выполнило просьбу Пскова. Так, с 1399 г. Псков стал приглашать князей из Моск­вы. С этого времени Псков становится под покровитель­ство и защиту Москвы, став тем самым в более тесные отношения с носителем идеи единства русского народа — Московским княжеством.

Вступив в тесное содружество с Московским княжеством, Псков не потерял своей политической самостоятельности. Псковичи на вече избирали князей, а москов­ские великие князья утверждали их.

Литовский князь Витовт, будучи разбит татарами на реке Ворскле, не смог осуществить поход на Псков и Новгород и вынужден был заключить с ними мир. Но псковичи уже больше не пытались становиться под за­щиту Литвы и не приглашали к себе литовских князей. Они тесно связали свою судьбу с Московским государ­ством. Этот союз Пскова с Москвой был прочен, ибо псковичи, естественно, стремились к объединению с Мос­ковским княжеством, взявшим на себя задачу установ­ления единого русского государства.

Объединение Пскова с Москвой было облегчено еще и тем, что псковичи, как и весь русский народ, были пра­вославными. Они рассматривали московских митрополи­тов как пастырей и руководителей русской православной церкви.

По мере усиления процесса объединения русских зе­мель московские великие князья перестали удовлетво­ряться существовавшими отношениями с Псковской зем­лей. Изнемогая в постоянной борьбе с внешними врага­ми, Московское государство стремилось к объединению всех сил и средств русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому московские князья принимают ме­ры к установлению более прочной зависимости от них Пскова.

Первым мероприятием в этой области было требование московского великого князя Василия II в 1443 г., чтобы псковский князь назывался наместником москов­ского великого князя и поэтому присягал на верность не только Пскову, но и московскому великому князю. Псков вел в то время войну с немцами и вынужден был согла­ситься на требование Москвы.

Вторым мероприятием было назначение во Псков в 1462 г. псковским наместником князя Владимира Андре­евича без согласия псковичей. Псков был оскорблен этим актом, но принял князя. Воспользовавшись смертью великого князя Василия II в 1462 г., псковичи прогнали присланного к ним наместника Владимира Андреевича. При этом «…иные люди на вече с степени спихнули его, и он с бесчестьем уехал в Москву жаловаться на пско­вичей»31. Иван III, узнав об этом, разгневался на Псков и в течение трех дней не допускал к себе псковское по­сольство. Но затем, не желая оттолкнуть Псков, отка­зался от права назначать наместников во Псков без со­гласия псковского вече. Но и псковичи обязались в будущем не изгонять наместников без согласия вели­кого князя.

Третьим шагом на пути к усилению влияния Москвы во Пскове было требование московского великого князя в 1467 г. к Пскову разрешить вновь назначенному псков­скому князю Федору Юрьевичу Шуйскому держать во всех двенадцати, лригородах Пскова своих наместников до этого времени псковские ннязья имели право держать своих наместников лишь в семи пригородах, что было значительным ущемлением прав псковичей. Описывая это событие, псковский летописец указывает: «А из веков княжичи наместники не бывали, колико ни есть князей бывало во Пскове на столу. А наместники княжий были только на семи пригородах псковских»32. Не имея достаточно сил для отпора притязаниям Москвы, псковичи вынуждены были дать согласие на это тре­бование.

Важнейшими событиями во взаимоотношениях Пско­ва с Москвой были события 1474—1475 гг. В 1474 г. псковичи обратились к московскому великому князю с жалобой на самоуправные действия его псковского на­местника князя Ярослава. Однако Иван III не принял это посольство и отправил его обратно во Псков. В том же году Псков вновь направил в Москву посольство, ко­торое было принято Иваном III. Последний потребовал от Пскова представления ему грамот, которые регулировали отношения великокняжеских наместников с Псковом.

В следующем году псковичи послали в Москву тре­буемые Иваном III грамоты и вновь пожаловались на князя Ярослава, который повысил вдвое судебные пош­лины. Иван III ответил псковским послам: «...что деи то грамоты не самых княэей великих, и вы бы есте то все князю Ярославу освободили, чего он у вас ныне просит»33.

Другими словами, Иван III не счел для себя возмож­ным соблюдать псковские законы на том основании, что они исходили не от великих князей.

Несколько позднее Иван III умело использовал вос­стание псковских смердов в 1483—1486 гг., чтобы еще больше упрочить свое влияние во Пскове.

Смерды в Псковской земле несли различного рода повинности и платили оброки не только своим феодалам, но и городу Пскову, что было зафиксировано ib так на­зываемой «смердьей грамоте», хранившейся в архиве Троицкого собора. Верхушка псковского боярства пыта­лась увеличить поступление оброков от смердов в свою пользу. Но зная, что она ие найдет поддержки этого ме­роприятия со стороны всего веча в целом и у черных людей в особенности, бояре составили подложную «смердью грамоту». Эта грамота была положена в архив Троицкого собора, а подлинная грамота выкрадена. По подложной грамоте смерды освобождались от повинно­стей и платежа оброка в пользу Пскова, зато их плате­жи в пользу феодалов резко возросли. Узнав об этом злоупотреблении, черные люди (ремесленники и мелкие торговцы) разгромили дворы посадников. По приговору веча одного посадника казнили, а других посадников, бе­жавших из Пскова, заочно приговорили к смертной каз­ни. Смерды также восстали против своих угнетателей-бояр. Волнения продолжались три года.

Московский князь Иван III, к которому псковичи обратились с просьбой помочь восстановлению порядка во Пскове, пошел на компромисс. Он признал правоту черных людей и смердов, но вместе с тем взял под свою защиту посадников, бежавших к нему из Пскова. «И тако уляже брань о смердах», — говорится в Псковской летописи.

Буржуазные историки пытались преуменьшить значе­ние классовой борьбы во Пскове или совсем отрицать се наличие. Известный исследователь истории древнего Пскова второй половины XIX в. А. Никитский писал: «Псковская знать постаралась сообщить всему общест­венному устройству такой характер, который лишал низ­шие классы всякой возможности к нападению; власть князя была низведена во Пскове почти до нуля, да и посадники не могли похвастать особенным влиянием на дела... Оттого весь период самобытного существования Пскова представлял, так сказать, тишь да гладь, жизнь текла там почти невозмутимым порядком: ничего не слышно о шумных вечах, известия о междуусобной бра­ни крайне редки, равно как редки и указания на наси­лия черни»34.

Проф. Ключевский писал: «В Пскове незаметно ни бурных сцен и побоищ на вечевой площади перед Тро­ицким собором, ни новгородского задора в отношениях к князьям, ни социального антагонизма и партийной борьбы»35.

На самом деле во Пскове происходила острая клас­совая борьба. Это видно на примере следующих собы­тий. Новгородский летописец под 1385 г., не указывая причин, пишет: «Бысть сеча псковичей промеже себе, и много бысть мертвых»36. Под 1458 г. указывается: «Орибавиша псковичи зобници, и палицу привишили к по (л) зобенью, при посаднике степенном Алексее Васильевиче, а старых посадников избив на вечи»37.

Можно было бы привести и другие примеры классо­вой борьбы во Пскове, описанные в летописях. А сколько таких примеров не было зафиксировано в летописях! Одно восстание псковских смердов в 1483—1486 гг. свиде­тельствует об упорной и длительной борьбе зависимых крестьян против феодального ига.

Кроме того, известны случаи, когда псковские лето­писцы, исходя из своих классовых интересов, предпочи­тали в ряде случаев замалчивать выступления народных масс против своих экплоататоров. Под 1385 г. новго­родский летописец записал следующий факт острой клас­совой борьбы во Пскове: «Бысть сеча псковичем промеже себе, и много бысть мертвых». Но псковские лето­писцы об этом ничего не сообщают.

Последние годы самостоятельности Пскова характеризуются еще большим вмешательством московского ве­ликого князя во внутренние дела Пскова. Дошла до то­го, что великие князья назначали своих наместников во Псков, не спрашивая согласия веча. Своим последним князем, Иваном Михайловичем Репня-Оболепским, псковичи были особенно недовольны. В 1509 г. Псков обратился к Василию III с жалобой на своего князя. Вос­пользовавшись этим обстоятельством, Василий III решил покончить с остатками самостоятельности Пскова. Он приказал задержать явившихся к нему высших долж­ностных лиц Пскова, а псковичам было предъявлено тре­бование: «...чтоб у вас вечья не было и вы бы колокол вечевой сняли; да чтоб в городе были два наместника и на пригородах наместники»38.

Псковичи на вече решили подчиниться требованию Василия III. 13 января 1510 г. был снят вечевой колокол, символизировавший самостоятельность и независимость Пскова. С целью ликвидировать оппозицию во Пскове Василий III приказал переселить из Пскова в Москву 300 наиболее враждебно настроенных к Москве бояр и купцов с их семьями. Их деревни и дворы были переда­ны тремстам семьям, которые были переселены Василием во Псков из разных городов Московского княжества.

Так была ликвидирована самостоятельность Пскова.

С этого времени покое управлялся двумя наместниками, при которых один дьяк ведал приказными, а другой — ям­скими делами. Во главе псковского гарнизона стоял вое­вода. Городничий наблюдал за городскими укрепления­ми. Судебными функциями ведали наместники и их тиуны.

Ликвидация самостоятельности Пскова представляла собой закономерное и вполне прогрессивное явление. Борьба русского народа не на жизнь, а на смерть со своими внешними врагами настоятельно требовал спло­чения всех сил и средств русского народа. Это прекрасно понимали широкие народные массы Пскова, которые со­чувственно отнеслись к объединению Пскова с Москов­ским государством.

Псков не раз играл крупную роль в истории Русского государства, как форпост России против врагов на за­паде. Псков сыграл свою роль и в истории Советского государства. Части вновь созданной Рабоче-Крестьянской К





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.