МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

О национальной гордости и личном счастье





Индивидуальный предприниматель из Владимира делится опытом: как сделать эксклюзивный по качеству продукт, руководствуясь ГОСТом. Но кто бы научил его самого, как развивать бизнес, если платежеспособный спрос на местном рынке достиг потолка

"А вот в 'Яме' на Дмитровке мне не понравилось. Я заказал 'пельмени ручной лепки', ждал их сорок минут, а потом официантка сказала, что повар обегал все магазины вокруг, но пельменей нигде не оказалось".

Артемий Лебедев

— О чем вы хотели спросить?

— Обо всем, о вашем бизнесе.

— Спрашивайте.

Держа одной рукой зонтик в надежде укрыться от уверенно накрапывающего дождя, другой с демонстративной неловкостью достаю из сумки, из-под вороха мелкого имущества, диктофон: может быть, господин... гм... (он пока не представился), встретивший меня у крыльца своего офиса, догадается, что улица – не лучшее место для интервью? Но нет. Он достает зажигалку и спокойно закуривает. Ждет, значит, вопросов.

— А вы кто по должности?

— Я... заместитель Елены Борисовны. Она заболела.

— Ага... Понятно.

В эту минуту я понимаю, что мне повезло. Повезло, что стою, можно сказать, в приемной у малого бизнеса. Ведь попасть сюда была задача не из легких. "Да-да, конечно. Мы вам сами перезвоним", "Сейчас NN болен, но как только выздоровеет, он с вами сам свяжется", "Извините, генерального директора нет на месте, ему передали вашу просьбу" – так, уклончиво, но с неизменно отрицательным смыслом отвечали на предложения о встрече успешные мелкие предприниматели (впрочем, их успешность – это гипотеза, основанная на моем личном, потребительском впечатлении от продукции, которую они выпускают). Хотя прямо отказали лишь однажды: "Не стоит о нас писать". – "Может быть, вы неверно поняли?.." – "Да нет, я все правильно понял, но не надо".

Поэтому теперь, когда в одном из этих ПБОЮЛ, ИП и ЧП все-таки назначили место и час, – ничего, можно и на крылечке постоять.

Дело происходит во Владимире. Двухэтажное силикатно-кирпичное здание явно производственного назначения, цель моего путешествия, расположено на краю пустыря, который в городе именуют "собачьим поселком".

— Оба этажа арендуете?

— Мы только на первом.

— Сколько человек у вас работает?

— Двадцать. Две бригады по десять человек.

— В две смены? – Я ожидаю услышать утвердительный ответ и уже радуюсь про себя, потому что двухсменное производство – лучшее доказательство процветания бизнеса!

— Нет... Через день, но по десять часов.

— Почему такой график?

— Труд монотонный, устают люди.

Да... Валерий – так зовут моего собеседника – судя по всему, не настроен рассказывать об успехах. И вид у него... В общем, далеко ему до внешности процветающего предпринимателя. Никакой упитанности-холености. В глазах забота. Слова выговаривает будто нехотя, с трудом отрываясь от сигареты, зажатой между натруженных, грубоватых пальцев. Так вот изображали раньше в кино сознательных рабочих или руководителей, близких к народу.

Слава богу, к концу перекура он становится отзывчивее.

— Может, мы зайдем внутрь, а то мне трудно все в руках держать?

— Входите. – Он открывает "безымянную" железную дверь, и, сделав всего несколько шагов внутрь не очень светлого помещения, я вижу то, что мечтала увидеть. Из глубины, несомый чьими-то, без сомнения, добрыми руками, на меня надвигается огромный противень с круглыми и нежными, только что слепленными пельменями.



О национальной гордости и личном счастье

Если кому доведется быть во Владимире, то помимо созерцания старинных его красот доставьте себе еще одну радость, гастрономическую. Попробуйте местных магазинных пельменей под названием "Сибирские" – будете потом вспоминать.

Купить их можно и в супермаркете, и в самой простецкой торговой точке. А если запамятуете название (что немудрено при таком примелькавшемся брэнде), достаточно спросить у продавца: "Какие тут у вас самые вкусные?" или "Какие самые дорогие?" Еще один тест на аутентичность: упаковка должна быть "никакой", словно вам только что насыпали мерзлых кругляшей в прозрачный пакет, на котором синей, кажется, красочкой выведены реквизиты товара и производителя.

Производителем, кстати, является ИП Е. Б. Нопина – та самая Елена Борисовна, случайно ли, нет ли заболевшая в день моего приезда на ее предприятие. Но дело не в этом. Лично я всегда буду только благодарна Елене Борисовне – за то, что она вернула мне утраченную веру в символ.

Ведь пельмени – это символ. Символ, наверное, современной русской национальной кухни. Но не только. Я бы взяла шире: это часть национальной идеи, прорастающая из времен еще тотального дефицита. У советских людей, особенно у мужской половины населения, сформировалось отношение к пельменям не только как к вкусной еде. Эта еда воплощала некие фундаментальные ценности, такие, например, как свобода и благоденствие. Потому что свободный человек (мужчина) может есть мясную пищу тогда, когда захочет, и столько, сколько захочет. Более того, только когда он ее ест, он по-настоящему и свободен. Поэтому то, что сегодня прилавки ломятся от десятков наименований пельменей, а мясокомбинаты покупают все новые и новые линии для их производства, несомненно, свидетельствует: народ не просто насыщает желудок – он реализует свою мечту.

В чем заключается проблема – так это, собственно, в хорошей кухне. За советские годы не скажу – тогда многое казалось вкуснее. Но сейчас... Положа руку на сердце, кто из нас, вкушавший предлагаемого нынче массовым рынком продукта под названием "пельмени", то есть содержимого бесчисленных ярких пакетов и коробок, наполняющих морозильные камеры в супермаркетах, – кто отважится назвать это символом чего-либо, кроме, пожалуй, неумолимости законов маркетинга? То есть написано все правильно, а вкус-то не символический.

Знатоки говорят, что "правильные" пельмени легко определить по двум признакам. Во-первых, их хочется есть без всяких соусов и приправ, просто так. А во-вторых, съесть таких пельменей за один присест можно ну очень много – в несколько раз больше, чем собирался. Я могу не только полностью присоединиться к вышесказанному, но и добавить свой критерий, третий: после трапезы "правильными" пельменями человек бывает абсолютно счастлив. И если он раньше, допустим, не принадлежал к числу пельменных фанатов, то немедленно становится таковым. А пришла я к этому выводу, попробовав "Сибирских" от Е. Б. Нопиной.

Так что жителям Владимира – города, не претендующего пока и на мало-мальски заметное процветание, в чем-то можно искренне позавидовать. Например, в том, что они бывают гарантированно счастливы в 12,5% случаев употребления в пищу пельменей – такова, по данным маркетинговых исследований, доля "Сибирских" на городском пельменном рынке. Причем процент горожан, знающих об этой потенциальной возможности, еще выше. Просто не всем счастье по карману, скажем так, в ежедневном режиме (килограмм "Сибирских" стоит 75 рублей).

Отправляясь во Владимир, я руководствовалась любопытством и обидой одновременно. Любопытно было посмотреть на людей, изготавливающих самый обыкновенный массовый продукт так, что на нем можно строить чуть ли не формулу любви. Но одновременно хотелось сказать им: "Вот сидите вы в своем Владимире и, похоже, не думаете о согражданах. Почему бы вам не сделать свои пельмени предметом не только местной, владимирской, но и нашей общей национальной гордости?"

Инновационный продукт

— Мы вообще-то самокритичны, особых восторгов по поводу своей продукции не испытываем. – Красивая молодая женщина, назвавшаяся Ларисой, встречает нас с Валерием, сидя за полированным канцелярским столом в комнатушке, где с трудом помещаются еще два таких же допотопных стола, сейф и шкаф. Это, судя по всему, офис компании. За стеной, в комнате побольше несколько работниц во всем белом сидят вокруг посыпанного мукой стола – это цех. Рядом – еще один цех, по разделке мяса, а также бытовка и комната отдыха. Самое просторное помещение, ближе к выходу, занятое несколькими огромными холодильными камерами, – очевидно, склад. Вот, собственно, и вся территория малого предприятия ИП Е. Б. Нопиной, 140 квадратных метров.

Предприятие, как выяснилось, семейное. Лариса и Валерий – дочь и зять Елены Борисовны Нопиной. Основал же бизнес ее покойный супруг, это было вскоре после августовского кризиса 1998 года.

— Папа никогда не имел отношения к пищевой промышленности, он был инженером, закончил Новосибирский политехнический институт. Мы жили в Душанбе, мы беженцы, и, когда сюда приехали, он работал на тракторном заводе. А потом все стало рушиться, и ему просто пришло в голову... Он всегда был изобретателем и вот решил делать такие пельмени.

Лариса охотно говорит об отце, и слово "изобретатель" произносит неспроста. Хотя, казалось бы, что можно придумать нового в пельменях?

— Фишка, как говорится, была в ручной залепке, ведь пять лет назад она была запрещена ГОСТом. То есть папа создал пресс, на котором получается вареничная форма, а окончательная операция – ручная – была запрещена. Вот он всяко-разно ее пробивал, и ему дали разрешение. На тот момент это было единственное, уникальное производство, по крайней мере у нас в области – на сто процентов.

Наряду с технологией основателю бизнеса принадлежал ряд инноваций в области маркетинга.

— Когда мы начинали в девяносто восьмом году, ни у кого такой марки не было! – Ларисе кажется несправедливым мой насмешливый тон, когда я спрашиваю, кто, мол, догадался прекрасный, уникальный продукт назвать так безлико, ведь в стране на каждом углу продают "сибирские" пельмени, и выходит, что своей маркой производитель утопил себя в общей рыночной массе, а не выделил. – Это нас утопили, после, потому что мы первые сделали...

Главное же новшество было связано не с названием, а с качеством продукта. Как бы сказали сегодня, "Сибирские" создали на пельменном рынке Владимира совершенно новую потребительскую нишу – премиум. Хотя этого слова, думаю, никто в городе как не знал тогда, так и не знает до сих пор. Но это не важно, поскольку суть происшедшего все поняли.

— С утра на рынке покупалось мясо свежее, мука самая хорошая, и фактически мы втроем лепили пельмени: папа, мама и я приходила им помогать (я тогда еще в училище преподавала). И с утра до ночи, с утра до ночи, – вспоминает Лариса, как начинался их бизнес. – И сами же продавали. Магазины были, конечно, в шоке: цена запредельная, хотя мы просто обсчитали себестоимость и добавили чуть-чуть наценку. А потом люди распробовали и привыкли. Но те пельмени, конечно, были лучше намного.

— Лучше нынешних? Почему?

— Наверное, потому что мука была на самом деле хорошая.

Минуточку. Снова я слышу про муку – а первый раз это было во время нашего с Еленой Борисовной телефонного знакомства. Предпринимательша тогда, как мне показалось, ни с того ни с сего начала жаловаться, что, дескать, замучились, перепробовали все сорта...

— А что, от муки так много зависит? – спрашиваю я и жалею об этом, встретив сочувственный взгляд Ларисы.

Муки из-за муки

Большинство людей, если их спросить про пельмени, скажут, что все дело в мясе. Вот и я запасла на сей счет серьезные вопросы. Скажем, вопрос о поставках сырья. Известно, что отечественного мяса на рынке не хватает, мясокомбинаты больше чем наполовину загружаются импортным. У импортеров в этом году возникли определенные трудности из-за введенных правительством квот. Тяжело, должно быть, в подобной ситуации маленьким предприятиям отвоевывать место под солнцем...

— Половина импортного мяса нас не устраивает по качеству, поэтому мы работаем только на нашем. – Безапелляционный тон, которым молчавший все время Валерий делает это заявление, конечно, придает убедительности новой постановке вопроса. Выходит, что не "они – нас", а "мы – их", имеется в виду поставщиков. Ну хорошо, только это ничего еще не объясняет.

— А как вы исследуете качество? Пробуете на вкус? И по каким параметрам вас не устраивает импортное мясо?

— И по вкусу, и по качеству самого мяса, – Валерий умолкает, видимо, считая аргументы исчерпывающими.

— Ну его же видно: цвет, вкус, запах, – пытается более доходчиво объяснить Лариса.

— Какой же запах у мороженого мяса?

— Мы работаем только на охлажденном. – Заметив, что разницу между мороженым и охлажденным мясом мне объяснять не нужно, Лариса, довольная, продолжает: – Вот туши привозят, они у нас пару дней висят, созревают в камере при нуле градусов, потом приходит рубщик и разделывает. Мы все развешиваем и несколько дней работаем на этом сырье. Потом опять.

— А чем все-таки российское мясо хорошо? – не унимаюсь я, – говорят, говядина у нас жилистая, забивают-то тощих коров...

— Почему? - В глазах Валерия ясно читается: мол, где же эта дамочка набралась всякой ерунды? – У нас свои поставщики, они привозят нормальное мясо.

— Из области?

— Да, они закупают и по нашей области, и по другим областям. Они и на базаре торгуют, и нам поставляют. Поставщиков очень много, но мы работаем с одними давно и не меняем пока. Они нас устраивают и по качеству продукции, и по срокам. Заказали на какую-то дату – привезли в срок, надо срочно – еще привезли. Не подводят они нас!

— Ну у нас объемы-то небольшие, чуть-чуть мы делаем, и нам постоянно звонят, предлагают, – подводит Лариса миролюбивую черту под эмоциональным монологом мужа.

Мясная тема на время кажется исчерпанной, и мы переходим к теме мучной. Выясняется, что обеспечить предприятие хорошей мукой – совсем не то, что обеспечить его хорошим мясом. Не спасают ни постоянные поставщики, ни малые объемы. Причем ситуация со временем не улучшается, а наоборот, почему-то становится хуже.

— Раньше не было столько подделок. Мы могли пять тонн взять и месяц не думать о муке. А потом пару раз нам сильно не повезло: то она была какая-то слипшаяся, вроде ее подмочили, потом с каким-то паразитом. Мы ее увозили обратно. Это ведь надо машину заказывать... Потом решили: нет уж, столько брать больше не будем, и сейчас мы берем две с половиной тонны, потому что каждый раз, как в первый раз, – рассказывает Лариса.

Качество муки зависит от многого, но один из важнейших параметров для пельменей – это высокий уровень клейковины, чтобы они не слипались. Многие производители в этих целях добавляют в тесто макаронные сорта муки. На предприятии Е. Б. Нопиной этого принципиально не делают: во-первых, тесто получается жестковатым, во-вторых – темного цвета. Поэтому приходится выбирать среди обычной хлебопекарной муки высшего сорта. Вот с этим самым высшим сортом и возникает проблема.

— Написано "высший сорт", привозят нам два мешка на пробу из одной партии – нормально, заказываем много – уже попадается не то. Отправляем, – жалуется Лариса. Но идею попробовать "воспитать" поставщика она отвергает. – Так ведь у них тоже нет экспертизы, они закупают вагонами, поставщик может и не подозревать, ведь мука через столько рук проходит...

— А выбрать определенного производителя, марку нельзя?

— "Сокольники" – все время была лучшая марка, но потом она испортилась. Сейчас вот мы взяли полторы тонны, и она у нас лежит, даже понемногу добавлять ее в тесто мы не хотим. Поставщик обещал, правда, забрать.

— Это московская марка?

— Да. Одно время вообще говорили, что "Сокольники" шли владимирские, то есть во Владимире на мукомольном комбинате напишут на мешках "Сокольники" и гонят по этой цене. В Москве еще есть "Истра", мы как-то брали. Потом одно время была "Нижегородская" – очень хорошая, мы брали пакетированную по два килограмма. Представляете, насколько она дороже? Но она нас устроила, а потом она тоже испортилась. Не знаю, что они там делают, но нас мука не устраивает. Так что мы все время в поиске. Сейчас нашли оренбургскую муку – хорошую, гостовскую[2].

— А кто у вас главный по муке? Кто ее пробует?

— Это мама, технолог наш, – за качество она отвечает, постоянно все проверяет.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.