ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ 1. Роль и место психологической подготовки в профессиональной деятельности. 2. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. 3. Виды сознательной и подсознательной деятельности мозга. 4. Мир психических явлений: психические процессы, свойства и состояния. 5. Темперамент и его учет в профессиональной деятельности. 6. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности. 7. Эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость. 8. Настойчивость и целеустремлённость в жизнедеятельности человека. 9. Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка. 10. Внимание, память и мышление . 11. Управление собственным состоянием и работоспособностью. 12. Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. 13. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека. 14. Профессиональная направленность и способности, их развитие в профессиональной деятельности. 15. Настроения, стрессы, аффекты и другие формы эмоциональных состояний, их значение в жизнедеятельности. 16. Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, оптимальной работоспособности. 17. Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. 18. Приёмы психической саморегуляции. Аутогенная тренировка, техника её проведения. 19. Профессиональная адаптация и дезадаптация и пути её предупреждения. 20. Профессиональная деформация, пути её предупреждения. 21. Психологические особенности поведения среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях террористического акта. 22. Профессиональное выгорание: фазы и симптомы. Внешние и внутренние факторы, провоцирующие выгорание. 23. Факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания. 24. Профессиональная деформация: сферы возникновения и основные проявления. 25. Межгрупповые отношения и взаимодействия. 26. Конфликты в коллективе. Межгрупповые конфликты. 27. Особенности психологии взаимоотношений в коллективах. 28. Особенности коллектива и психологический климат в коллективе. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ 29. Педагогика и ее место в системе наук. Значение и задачи педагогики в современном обществе. 30. Развитие педагогики как науки. Зарубежные и отечественные педагогические школы. 31. Значение педагогики в деятельности руководителя. 32. Понятие о дидактике. 33. Профессиональное обучение. Условия эффективности профессионального обучения. 34. Законы и закономерности как теоретическая основа принципов обучения. 35. Сущность и содержание методов обучения: классификация методов обучения, выбор методов. 36. Методика проведения занятий по общественно-государственной подготовке. 37. Теория воспитания как часть педагогической науки. 38. Принципы воспитания: их специфика и реализация в деятельности руководителя. 39. Сущность воспитания в коллективе и через коллектив. 40. Особенности применения метода принуждения в воспитании. 41. Формы и средства воспитания: виды и классификация. 42. Психолого-педагогические основы делового общения в профессиональной деятельности. 43. Принципы и технологии делового общения в профессиональной деятельности. 44. Уровни и стили делового общения, их педагогическая характеристика. 45. Общение в обучении. 46. Стили руководства. 47. Арсенал средств и методов воспитательного воздействия. 48. Цель и задачи семейного воспитания на современном этапе развития общества. 49. Семья как структурная единица общества и её роль в воспитании детей. 50. Стили семейного воспитания: проблемы и перспективы. 51. Взаимодействие поколений и семейная педагогика. 52. Определение категории семейного воспитания. 53. Семейно-нравственная культура. 54. Педагогическая культура руководителя: сущность и содержание. 55. Специфические функции педагогической культуры. 56. Этапы становления педагогической культуры руководителя. 57. Педагогическое самообразование руководителя. 58. Педагогическая культура и мастерство руководителя. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА РАЗДЕЛ I. Психология Основная 1.Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007. 2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008. 3. Майерс Дэвид. Социальная психология /6-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007. 4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 2008. 5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика – СПб: Питер, 2008. Дополнительная 1. Артамонов В. С. Психология и педагогика : курс лекций. - СПб. : СПбУ ГПС МЧС России, 2008. 2. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007. 3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / 1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007. 4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. 5. Сластенин В. А.,. Каширин В. П. Психология и педагогика : учебное пособие . - 8-е изд., стер. - М. : ACADEMIA, 2010. 6. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и педагогика : учебник,- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. 7. Столяренко Л. Д., Гулиев М. А., Ганиева Р. Х. Психология и педагогика для технических вузов : учебное пособие /3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007 8. Филатова О.Г.Социальная психология. СПб., Питер (Серия «Мастера психологии»), 2008. 9. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности / изд-е 2-е, исправленное, пер. с англ. - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006. РАЗДЕЛ II. Педагогика Основная 1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие / В. В. Краевский. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. 2. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПБ: Питер, 2008. – 454 с.: ил. - (серия «Учебник для вузов») Дополнительная 1. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н. Г. Багаутдинова. - М.: Экономика, 2003. - 426 с. 2. Виленский В. Я. Технологии профессионального ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие/ В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман; ред. В.А. Сластенин. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 192. 3. Каптерев П. Ф. История русской педагогии: популярное изд./ П. Ф. Каптерев; ред. А. А. Корольков. - СПб.: Алетейя, 2004. - 560 с. 4. Модели инновационных вузов: сб. статей / СПб ЭУ, СПбУ ИТМиО, ТАУ, ТГУ. - М.: Академия нархозяйства при Правительстве РФ, 2005. - 148 с. 5. Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие. В 2-х ч: Ч. 2/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 6. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / 3 изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. -480 Колесов Владимир Иванович доктор педагогических наук, профессор Под общей редакцией |