Посетите занятие учителя-дефектолога и сделайте его анализ по схеме СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ Место данного занятия в системе занятий по теме Соответствие материала занятия программе, возрастным особенностям детей данной группы____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Объем материала и его доступность для детей___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Связь данного занятия с предыдущим и последующим обучением _________________________ __________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Постановка цели и задач занятия Цели и задачи занятия_______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач_______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Адекватность выбора наглядного материала задачам занятия______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Организация занятия Количество детей, их поведение_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Структура занятия Основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому___________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Продолжительность занятия и его этапов______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу сурдопедагога______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности применения методических приемов учителем-дефектологом___________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Реализация коррекционно-развивающих приемов обучения_______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Использование разнообразных форм активности детей (зрительной, речевой, двигательной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей __________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям__________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные, поисковые)________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Форма подведения итогов занятия, оценка деятельности детей_____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности познавательной деятельности детей на занятии Степень проявления интереса________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Устойчивость внимания в начале занятия, на его отдельных этапах и в конце занятия___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Возможности переключения внимания от одного вида деятельности к другому___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Результаты занятия Достижение целей__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эффективность использованных методов приемов______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы)____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Педагогические выводы_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка: (количество баллов) Руководитель практики (подпись) Максимальное количество баллов – 10 Задание 2 Составьте психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушением зрения по следующей схеме ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Общие сведения о ребенке группы № ___ Возраст___________________________________________________________________________ Жалобы родителей _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение специалистов офтальмолога______________________________________________________________________ психоневролога_____________________________________________________________________ педиатра__________________________________________________________________________ психолога _________________________________________________________________________ учителя-дефектолога ________________________________________________________________ Заключение психолого-медико-педагогической комиссии ________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Анамнестические данные Данные о протекании беременности и родов___________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вес и рост при рождении___________________________________________________________ Вид вскармливания ребенка до года__________________________________________________ Развитие ребенка в первые годы жизни Сон_____________________________________________________________________________ Аппетит_________________________________________________________________________ Психомоторное развитие___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тяжелые соматические заболевания, травмы и пр._______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С какого возраста замечено нарушение зрения _______________________ Характеристика условий воспитания Где воспитывался ребенок до поступления в специальную группу (дома с родителями, бабушкой, в детских яслях, в общеобразовательном детском саду) ________________________ __________________________________________________________________________________ Социокультурный статус семьи Характер взаимоотношений в семье __________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Возможные конфликты и реакция на них ребенка_______________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тип воспитания ребенка (авторитарный, демократический; гипо- или гиперопека) __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Есть ли единство требований при воспитании ребенка____________________________________ __________________________________________________________________________________ Возможности членов семьи и домашние условия для общего психического развития ребенка___________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отношение членов семьи к слуховому нарушению (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефекте, предъявление высоких требований к зрению ребенка)__________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем) ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду_____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Трудности при овладении элементарными математическими представлениями, изобразительной и конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов деятельности __________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характеристика высших психических функций (оценивается студентом по соответствующим методикам) Особенности восприятия (зрительного и слухового)_____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного)__________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости)_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, элементов логического мышления________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уровень развития эмоционально-волевой сферы (оценивается студентом по соответствующим методикам) Особенности проявления эмоций и чувств_____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин) __________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.) _________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности характера и поведения ребенка Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке) __________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Спокойный или беспокойный________________________________________________________ Конфликтный в поведении в процессе общения со сверстниками, взрослыми_________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Добрый, ласковый__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Аккуратный или неряшливый________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Развитие двигательных функций ребенка Состояние общей и мелкой моторики _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др.____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тип ведущей руки__________________________________________________________________ Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) __________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Состояние речи ребенка Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм)__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения)________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные направления коррекционной работы _________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка: (количество баллов) Руководитель практики (подпись) Максимальное количество баллов – 10 Й день Приказом ректора университета учебно-ознакомительная практика проводится в специализированном дошкольном образовательном учреждении для детей с задержкой психического развития № ________ г. ________________ с «___» _____________ по «___» ______________ 20___ г. |